Часть серии статей о. схоластике 17 века | |
Общие сведения | |
---|---|
Протестантская Реформация. Контрреформация. Аристотелизм. Схоластика. Патристика. | |
схоластика 17 века | |
Вторая схоластика иезуитов и доминиканцев. лютеранская схоластика во время лютеранского православия. рамизма среди реформатских схоластов. метафизических поэтов в англиканской церкви. | |
реакции внутри христианства | |
лабадистов против иезуитов. Пиетизм против ортодоксальных лютеран. Надере Реформати в голландском кальвинизме. Ричард Хукер против рамистов. | |
Реакция внутри философии | |
Модернисты против католиков. неологов против лютеран. спинозистов против голландских кальвинистов. деистов против англиканства. Иоанн Лок против епископа Стиллингфлита. | |
Эта коробка:
|
Вторая схоластика (или поздняя схоластика ) - период возрождения схоластической системы философии и теология, в 16-17 вв. Научная культура второй схоластики превзошла свой средневековый источник (Схоластика ) по количеству своих сторонников, широте охвата, аналитической сложности, чувству исторической и литературной критики и объему редакционной продукции. большая часть из которых до сих пор остается малоизученной.
В отличие от «Первой», то есть средневековой схоластики, характерной чертой второй схоластики было развитие философских школ, развитие интеллектуального наследия своего «учителя». Две школы уцелели от ранних фаз схоластики: скотизм и томизм. Скотисты, в основном принадлежащие к различным ветвям францисканского ордена, включают итальянцев, Бартоломео Мастри,; француз Клод Фрассен, ирландские эмигранты Люк Уоддинг, Джон Панч и; а немцы и. Томистов обычно, но не исключительно, представляли иберы в орденах доминиканцев и кармелитов. В их число входят Томас Каетан (или Кайетанус), Доминго де Сото, Доминго Баньес, Комплютенс, Жоао Пуансо и другие.
Интеллектуальное влияние второй схоластики было усилено созданием Общества Иисуса (1540 г.) Игнатиусом Лойолой, с одобрения Папы Павла III. «Иезуиты» считаются третьей «школой» второй схоластики, хотя это больше относится к общему стилю академической работы, чем к какой-то общей доктрине. Среди важных фигур: Педро да Фонсека, Антонио Рубио, Conimbricenses, Роберт Беллармин, Франсиско Суарес, Луис де Молина, Габриэль Васкес, Педро Уртадо де Мендоса и многие другие.
Было также много «независимых» мыслителей, таких как, Хуан Карамуэль и Лобкович, Кенельм Дигби и т. Д.
Золотым веком второй схоластики были первые десятилетия 17-го века, когда она все еще в значительной степени контролировала университетские учебные программы по философии. Но вторая схоластика начала приходить в упадок под натиском философов, писавших на местных языках, таких как Декарт, Паскаль и Локк, а также из-за конкуренции со стороны более экспериментальных и математические способы заниматься наукой, продвигаемые Научной революцией. Он был в значительной степени бездействующим с наступлением эпохи Просвещения в конце 17 века, хотя такие схоласты, как Суарес, долгое время оставались влиятельными. В некоторых иберийских университетах схоластическая культура оставалась ярко выраженной вплоть до XIX века, что послужило предпосылкой для зарождения нео-схоластики.
. Интерес к мысли поздних схоластов недавно возродил журнал Studia Neoaristotelica.