Спинозизм

редактировать
Часть серии статей о. схоластике 17 века
История вопроса

Протестантская Реформация. Контрреформация. Аристотелизм. Схоластика. Патристика.

Схоластика 17 века

Вторая схоластика иезуитов и доминиканцев. Лютеранская схоластика во времена лютеранское православие. рамизм среди реформатских схоластов. метафизических поэтов в англиканской церкви.

реакции внутри христианства

лабадисты против иезуитов. Пиетизм против ортодоксальных лютеран. Надере Реформати в голландском кальвинизме. Ричард Хукер против рамистов.

Реакция внутри философии

Модернисты против католиков. неологов против лютеран. спинозистов против голландских кальвинистов. деистов против англиканства. Джон Локк против Епископа Стиллингфлит.

Эта коробка:
  • вид
  • разговор

спинозизм (также пишется спинозизм ) - это монистическая философская система Баруха Спинозы, которая определяет " Бог "как особая самодостаточная Субстанция, атрибутами которой являются и материя, и мысль.

В письме к Генри Ольденбургу Спиноза писал: «Что касается мнения некоторых людей о том, что я отождествляю Бога с природой (взятой как разновидность массы или телесной материи), они совершенно ошибаюсь ". Для Спинозы наша вселенная (космос) - это мода с бесконечными атрибутами, из которых мы можем воспринимать два: Мысль и Расширение. У Бога бесконечно много других атрибутов, которых нет в нашем мире. Согласно немецкому философу Карлу Ясперсу, когда Спиноза писал «Deus sive Natura» («Бог или природа»), Спиноза имел в виду, что Бог был Natura naturans, а не Natura naturata, то есть «динамическая природа в действии, растущая и изменяющаяся, а не пассивная или статическая вещь».

Содержание
  • 1 Основная доктрина
    • 1.1 Субстанция
    • 1.2 Атрибуты
      • 1.2.1 Мысль
      • 1.2.2 Расширение
    • 1.3 Режимы
    • 1.4 Монизм субстанции
    • 1.5 Причинность и модальность
      • 1.5.1 Принцип достаточной причины (PSR)
    • 1.6 Параллелизм
  • 2 Противоречие с пантеизмом
  • 3 Современные интерпретации
  • 4 Сравнение с восточными философиями
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
Основная доктрина

метафизика Спинозы состоит из одной вещи, Субстанции и ее модификаций (режимов). В начале «Этики» Спиноза утверждает, что существует только одна субстанция, которая абсолютно бесконечна, вызвана самим собой и вечна. Субстанция вызывает бесконечное количество атрибутов (интеллект, воспринимающий абстрактное понятие или сущность) и режимов (вещи, вытекающие из атрибутов и режимов). Он называет эту Вещество «Бог » или «Природа ». Фактически, он считает эти два термина синонимами (на латинском он использует фразу «Deus sive Natura»), но читатели часто игнорируют его нейтральный монизм. В его время это утверждение воспринималось как буквальное приравнивание существующего мира к Богу, за что его обвиняли в атеизме. Спиноза утверждал, что вся естественная вселенная состоит из одной Субстанции - Бога или Природы - и ее модификаций (форм).

Невозможно переоценить то, как остальная часть философии Спинозы, его философия разума, эпистемология, психология, моральная философия, политическая философия и философия религии - более или менее прямо вытекают из метафизических основ в Части I Этики.

Однако следует помнить о нейтральной монистической позиции. Хотя естественная вселенная, с которой люди сталкиваются в сфере разума и физической реальности, является частью Бога, только два атрибута - мысль и расширение - являются частью бесконечных атрибутов, исходящих от Бога.

Доктрина Спинозы считалась радикальной в то время, когда он был опубликован, и он был широко известен как самый печально известный атеист-еретик в Европе. Его философия была частью философских дебатов в Европе во время Просвещения, наряду с картезианством. В частности, Спиноза не соглашался с Декартом по поводу субстанциальной двойственности, взглядов Декарта на волю и интеллект, а также на предмет свободы воли.

В спинозизме концепция личных отношений с Богом исходит из той позиции, что является частью бесконечного взаимозависимого «организма». Спиноза утверждал, что все есть производное от Бога, взаимосвязанное со всем сущим. Хотя люди испытывают только мысль и расширение, то, что происходит с одним аспектом существования, влияет на другие. Таким образом, спинозизм преподает форму детерминизма и экологии и использует их как основу морали.

Кроме того, основная доктрина спинозизма состоит в том, что Вселенная есть по существу детерминированный. Все, что происходит или произойдет, не могло развернуться иначе. Спиноза утверждал, что третий вид знания, интуиция, является высшим. Более конкретно, он определил интуицию как способность человеческого интеллекта интуитивно воспринимать знания, основанные на его накопленном понимании мира.

Вещество

Спиноза определяет «Вещество» следующим образом:

Субстанция Я понимаю то, что есть в себе и мыслится через себя, т. е. то, чье понятие не требует понятия другой вещи, из которой оно должно быть образовано. (E1D3)

По сути, это означает, что субстанция - это все, о чем можно думать, не связывая это с какой-либо другой идеей или вещью. Например, если кто-то думает о конкретном объекте, он думает о нем как о чем-то вроде вещи, например, x - это кошка. С другой стороны, субстанцию ​​следует мыслить сама по себе, не понимая ее как особый вид вещей, потому что это не конкретная вещь.

Атрибуты

Спиноза определяет "атрибут" следующим образом:

Под атрибутом я понимаю то, что интеллект воспринимает субстанцию, как составляющую ее сущность. (E1D4)

Из этого видно, что атрибуты связаны с субстанцией. Однако даже из прямого определения Спинозы неясно, являются ли: а) Атрибуты действительно способом (ами) Вещества или б) Атрибуты - это просто способы понимания Сущности, но не обязательно способы, которыми она является на самом деле. Спиноза думает, что существует бесконечное количество атрибутов, но есть два атрибута, о которых, по мнению Спинозы, мы можем обладать знаниями. А именно, мысль и протяженность.

Мысль

Атрибут мысли - это то, как Субстанция может быть понята как состоящая из мыслей, то есть мыслящих вещей. Когда мы понимаем конкретную вещь через Атрибут мысли, мы понимаем моду как идею чего-то (либо другой идеи, либо объекта).

Расширение

Атрибут расширения - это то, как Вещество может быть понято как физическое расширение в пространстве. Под расширением понимаются отдельные вещи, занимающие пространство. Из этого следует, что если Субстанция и Бог тождественны, с точки зрения Спинозы и вопреки традиционной концепции, Бог имеет протяженность как один из своих атрибутов.

Режимы

Режимы - это особые модификации субстанции, то есть определенные вещи в мире. Спиноза дает следующее определение:

Под модусом я понимаю привязанности одной субстанции или того, что находится в другом, через которое она также воспринимается. (E1D5)

Субстанциальный монизм

Аргумент в пользу того, что во вселенной существует только одна Субстанция (или, говоря языком, один вид вещества), встречается в первых четырнадцати предложениях Этики. Следующее утверждение выражает приверженность Спинозы субстанциальному монизму:

Кроме Бога, никакая субстанция не может быть или быть зачатой. (E1P14)

Спиноза исходит из того, что это предположение следует прямо из всего, что он говорил до него. монизм Спинозы противопоставляется дуализму Декарта и плюрализму Лейбница. Таким образом, Спиноза избегает неразрешимой проблемы взаимодействия разума и тела, которая беспокоила Декарта в его «Размышлениях о первой философии». В частности, как нематериальный разум может взаимодействовать с материальным телом и наоборот? Они существуют в совершенно разных категориях.

Причинность и модальность

Проблема причинности и модальности (возможность и необходимость ) в философии Спинозы вызывает споры. Философия Спинозы в каком-то смысле полностью детерминистична (или необходима). Это можно увидеть непосредственно из Аксиомы 3 Этики:

Из данной определенной причины неизбежно следует следствие; и наоборот, если нет определенной причины, следствие невозможно. (E1A3)

И все же Спиноза, кажется, уступает место своего рода свободе, особенно в пятом и последнем разделе «Этики», «О силе интеллекта или о человеческой свободе»:

Теперь я перехожу к оставшаяся часть этики касается средств или пути к свободе. Итак, здесь я буду говорить о силе разума, показывая, что он может сделать против аффектов, и что такое Свобода Разума или блаженство. (E5, Предисловие)

Итак, Спиноза определенно использует слово «свобода», но он приравнивает «Свободу разума» к «блаженству», понятие, которое традиционно не ассоциируется со свободой воли вообще.

Принцип достаточной причины (PSR)

Хотя PSR чаще всего ассоциируется с Готфридом Лейбницем, он, вероятно, находится в его сильнейших форма в философии Спинозы. В контексте философской системы Спинозы ПДО можно понять как объединяющую причинность и объяснение. Это означает, что для Спинозы на вопросы о том, почему данное явление является таким, каким оно является (или существует), всегда есть ответ, и всегда он отвечает с точки зрения соответствующей причины (причин). Это представляет собой отказ от телеологической или окончательной причинности, за исключением, возможно, более узкого смысла для людей. Учитывая это, взгляды Спинозы на причинность и модальность приобретают гораздо больший смысл.

Параллелизм

Философия Спинозы содержит в качестве ключевого положения понятие, что ментальные и физические (мысли и протяженность) явления происходят параллельно, но без причинного взаимодействия между ними. Он выражает это предложение следующим образом:

Порядок и связь идей такие же, как порядок и связь вещей. (E2P7)

Его доказательство этого утверждения состоит в том, что:

Знание эффекта зависит от знания его причины и включает в себя знание его причины. (E1A4)

Причина, по которой Спиноза считает, что параллелизм следует из этой аксиомы, состоит в том, что, поскольку наше представление о каждой вещи требует знания ее причины, такая причина должна пониматься под одним и тем же атрибутом. Кроме того, существует только одна субстанция, поэтому всякий раз, когда мы понимаем некую цепочку идей, касающихся вещей, мы понимаем, что способ причинной связи идей должен быть таким же, как и сами вещи, поскольку идеи и вещи являются одновременно Режимы Бога, но относятся к разным атрибутам.

Споры о пантеизме

В 1785 году Фридрих Генрих Якоби опубликовал осуждение пантеизма Спинозы после того, как Готтхольд Эфраим Лессинг был считалось, что на смертном одре он признался в том, что он «спинозист», что в его время было равносильно тому, чтобы его называли еретиком. Якоби утверждал, что учение Спинозы было чистым материализмом, потому что вся Природа и Бог считаются не чем иным, как протяженной субстанцией. Для Якоби это было результатом рационализма Просвещения, и в конечном итоге это закончилось абсолютным атеизмом. Моисей Мендельсон не соглашался с Якоби, говоря, что на самом деле нет никакой разницы между теизмом и пантеизмом. В то время этот вопрос превратился в серьезную интеллектуальную и религиозную проблему для европейской цивилизации, которую Иммануил Кант отверг, так как он думал, что попытки представить себе трансцендентную реальность приведут к антиномиям (заявлениям что может быть доказано как правильно, так и неправильно) в мыслях.

Привлекательность философии Спинозы для европейцев конца восемнадцатого века заключалась в том, что она предоставила альтернативу материализму, атеизму и деизму. Им очень понравились три идеи Спинозы:

  • единство всего сущего;
  • регулярность всего происходящего; и
  • тождество духа и природы.

«Бог или природа» Спинозы [Deus sive Natura] представил живого, естественного Бога, в отличие от ньютоновского механического "Первая причина "или мертвый механизм французской" Человеческой машины ". Кольридж и Шелли видели в философии Спинозы религию природы и называли его «Богом опьяненным». Спиноза вдохновил поэта Шелли на написание эссе «Необходимость атеизма».

Спиноза считался атеистом, потому что он использовал слово «Бог» [Deus] для обозначения концепции, отличной от концепции традиционный иудео-христианский монотеизм. «Спиноза категорически отрицает личность и сознание перед Богом; у него нет ни разума, ни чувства, ни воли; он действует не по назначению, но все с необходимостью следует из его природы, в соответствии с законом...» Таким образом, спокойствие и равнодушие Спинозы Бог отличается от концепции антропоморфного, отцовского Бога, заботящегося о человечестве.

Современные интерпретации

Немецкий философ Карл Ясперс считал, что Спиноза в своей философской системе действовал. Я не хочу сказать, что Бог и Природа - взаимозаменяемые термины, а скорее, что трансцендентность Бога подтверждается его бесконечным множеством атрибутов, и что два атрибута, известные людям, а именно Мысль и Расширение, означают имманентность Бога. Даже Бог в атрибутах мысли и протяженности не может быть строго отождествлен с нашим миром. Этот мир, конечно, «делим»; у него есть части. Но Спиноза настаивает на том, что «невозможно по-настоящему постичь атрибут субстанции, из чего следует, что субстанция может быть разделена» (что означает, что нельзя постичь атрибут таким образом, чтобы он приводил к разделению субстанции), и что «субстанция которая абсолютно бесконечна, неделима »(Этика, Часть I, Предложения 12 и 13). Следуя этой логике, наш мир следует рассматривать как режим с двумя атрибутами мысли и протяженности. Следовательно, пантеистическая формула «Один и Все» применима к Спинозе, только если «Единое» сохраняет свою трансцендентность, а «Все» не интерпретируется как совокупность конечных вещей.

Французский философ Martial Геро предложил термин «панентеизм », а не «пантеизм» для описания взглядов Спинозы на отношения между Богом и миром. Мир - не Бог, но он в сильном смысле «в» Боге. Причиной не только конечных вещей является Бог; их невозможно представить без Бога. Другими словами, мир - это подмножество Бога. Американский философ Чарльз Хартсхорн, с другой стороны, предложил термин «классический пантеизм » для описания философии Спинозы.

Спекулятивный реализм, движение в постконтинентальной философии, во многом обязана спинозаистской метафизике.

Сравнение с восточными философиями

Сходства между философией Спинозы и восточными философскими традициями обсуждались многими авторитетами. Немецкий санскритист 19 века Теодор Гольдстюкер был одной из первых фигур, заметивших сходство между религиозными концепциями Спинозы и традицией Веданты Индии, написав, что мысль Спинозы была «... западная философская система, которая занимает ведущее место среди философий всех наций и эпох и которая настолько точно отражает идеи Веданты, что мы могли бы заподозрить, что ее основатель заимствовал фундаментальные принципы его системы из индусов, разве его биография не удовлетворила нас тем, что он был совершенно незнаком с их доктринами... Мы имеем в виду философию Спинозы, человека, чья жизнь является отражением нравственной чистоты и интеллектуального безразличия к преходящим прелестям этого мира, что является постоянным стремлением истинного философа Веданты... сравнивая фундаментальные идеи обоих, у нас не было бы затруднений доказать, что если бы Спиноза был индуистом, его система, вероятно, Это знаменует собой последнюю фазу философии Веданты ».

Было сказано, что спинозизм похож на индуистские доктрины санкхьи и йоги. Хотя в различных существующих индийских традициях существует множество традиций, которые удивительно схожи с древними учениями, из которых наиболее схожими и хорошо известными являются кашмирский шиваизм и традиция натхов, помимо уже существующие санкхья и йога.

Макс Мюллер в своих лекциях отмечал поразительное сходство между Ведантой и системой Спинозы, говоря, что «Брахман, как он был задуман в Упанишадах и определен Шанкарой, явно один и тот же как «Substantia» Спинозы ». Хелена Блаватская, основательница Теософского общества, также сравнила религиозную мысль Спинозы с Ведантой, написав в незаконченном эссе« Что касается Божества Спинозы - natura naturans - задуманное в его атрибутах просто и в одиночку; и то же самое Божество - как natura naturata или как задуманное в бесконечной серии модификаций или корреляций, прямое истечение является результатом свойств этих атрибутов, это Ведантическое Божество в чистом виде ". 187>

См. Также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 02:58:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте