Rayonnant

редактировать
Окна Sainte Chapelle (1238-48)

В французской готической архитектуре, Rayonnant (французское произношение: ) - период примерно с середины 13 века до середины 14 века. Он характеризовался сдвигом вдали от высокой готики поиск все более крупных размеров в направлении большего единства пространства, изысканного декора и дополнительных и больших окон, которые наполняли пространство светом. Отличительные особенности Rayonnant включают большое окно-розетку , больше окон на верхнем уровне фонарь ; снижение важности трансепта; и большие отверстия на первом этаже, чтобы улучшить сообщение между центральным судном и боковыми проходами. Внутренняя отделка увеличилась, и декоративные мотивы распространились на внешнюю сторону, на фасад и контрфорсы. использование большого масштаба и пространственного рационализма для большей заботы о двухмерных поверхностях и повторении декоративных мотивов в разных масштабах. Использование узора постепенно распространилось от витражей на участки каменной кладки и на архитектурные элементы, такие как фронтоны.

Первым крупным примером во Франции был Амьенский собор (1220-1270). Наиболее ярким и успешным французским примером была перестройка частей Нотр-Дам де Пари (начало 1250-х гг.), Включая добавление больших окон-розеток. Лучшим образцом позднего Rayonnant является королевская часовня в Париже, Sainte-Chapelle, верхний этаж которой имеет вид огромной клетки из цветного стекла.

Французский замок. стиль быстро распространился в Англии, где французский узорчатый узор из вискозы часто включался в более традиционные английские элементы, такие как колонеты и ребра свода. Известные примеры Rayonnant в Англии включают Хор ангелов Линкольнского собора и хор Эксетерского собора (начавшийся до 1280 г.). Замечательный ретро-хор Собора Уэллса (начат до 1280 г.), хор Святого Августина в Бристольском соборе и Вестминстерское аббатство - другие важные примеры.

После середины 14 века район «Районнант» постепенно заменялся более изысканным и богато украшенным ярким стилем.

Содержание
  • 1 Название
  • 2 Районнант во Франции
    • 2.1 Амьенский собор
    • 2.2 Базилика Сен-Дени и Нотр-Дам де Пари
    • 2.3 Ле-Ман и Тур
    • 2.4 Сент-Шапель
  • 3 Rayonnant или «Украшенный» в Англии
  • 4 Центральная Европа
  • 5 Италия и Испания
  • 6 Характеристики
    • 6.1 Фасады
    • 6.2 Высота
    • 6.3 Окна
    • 6.4 Окно розы
    • 6.5 Слепой узор
    • 6.6 Скульптура
    • 6.7 Декоративные элементы
  • 7 Переход
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания и цитаты
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Имя

Термин «Rayonnant» происходит от расходящихся спиц окон-роз главных соборов. В Англии его иногда называют стилем Decorated.

Этот термин впервые был использован французскими историками искусства XIX века (в частности, Анри Фосийон и Фердинанд де Ластейри) классифицировать готические стили на основе оконного узора.

Rayonnant во Франции

Происхождение стиля Rayonnant произошло во время правления Людовика IX Франции, или Святого Людовика, который правил с 1226 по 1270 год. Во время его правления Франция была самой богатой и могущественной державой Европы. Людовик был искренне религиозным и был главным покровителем католической церкви и искусств. Парижский университет, или Сорбонна, был основан при его правлении как школа богословия. Он покровительствовал крупным районным соборам, а его королевская часовня Сент-Шапель, которую он построил для размещения своей обширной коллекции реликвий святых, считается одной из главных достопримечательностей районной готики. Он также оказал большое влияние на английскую готику; Король Англии Генрих III был шурином Людовика, посетил Париж и изменил Вестминстерское аббатство после 1245 года в соответствии с новым стилем. Он также присутствовал на освящении Сент-Шапель в Париже и в 1258 году реконструировал восточную часть собора Святого Павла, чтобы он стал похож на него.

Амьенский собор

Первый собор, построенный в Районный стиль был Амьенским собором (1220-1270). Его строитель, епископ Эврар де Фуйи, намеревался построить самый большой собор во Франции; сто сорок пять метров в длину и семьдесят метров в ширину, с площадью 7700 квадратных метров. Высота свода 42,5 метра. Неф был завершен к 1240 году, хор - между 1241 и 1269 годами. Архитекторами были Робер де Лузарш, Томас и Рено де Кормоны; их имена и изображения находятся в лабиринте Собора.

Самая поразительная особенность нефа в Rayonnant - огромная высота больших аркад в нефе, восемнадцать метров, что соответствует совокупной высоте трифория и уровни освещения выше. Высокие окна были также новой конструкцией Rayonnant; группы из четырех стрельчатых окон, увенчанных тремя маленькими окнами-розетками в нефе, и восемь стрельчатых окон в трансепте, проникающие потоком света. При внимательном изучении барабанной перепонки в 1992 г. были обнаружены следы краски, указывающие на то, что она была полностью окрашена в яркие цвета. Первоначальный внешний вид сегодня имитируется в особых случаях с помощью цветных огней.

Базилика Сен-Дени и Нотр-Дам де Пари

Вскоре после того, как начались работы над Амьенским собором, Базилика Сен-Дени, в которой были введены элементы готического стиля в Париж, получил облик Rayonnant. Неф и трансепты были перестроены в 1231 году, открыв большее внутреннее пространство (хотя и изменив до неузнаваемости некоторые из оригинальных готических элементов, созданных Сугером. Стены были перестроены с гораздо большими окнами, которые открывал верхний фасад от главных аркад до вершин сводов. Апсида, некогда темная, была залита светом.

Собор Нотр-Дам де Пари также получил капитальный ремонт в новом стиле. Между 1220 и 1230 годами были построены аркбутаны для замены старых контрфорсов стен и поддержки стен верхнего уровня. Было установлено 37 новых окон, каждое по шесть метров в высоту, каждое с двойным арочное окно, увенчанное розой (двадцать пять все еще на своих местах, двенадцать в нефе и тринадцать в хоре).

Первое окно-розетка Нотр-Дама было построено на западном фасаде в 1220-х годах.. порталы, В средние века роза была символом Девы Марии, для которой буква C собор был посвящен. Западное окно было меньше, с толстыми каменными спицами. Окна-трансепты большего размера были добавлены примерно в 1250 г. (север) и 1260 г. (юг), с гораздо более богатым орнаментом и более тонкими стойками или ребрами между стеклами. Северная окна была посвящена событиям Ветхого Завета, а южная - учениям Христа и Нового Завета.

Ле-Ман и Тур

Вискоза быстро распространилась из Иль-де-Франс в другие части Франции Нормандия, во многих проектах уже в разработке. В соборе Ле-Мана в Нормандии епископ Джеффри де Лоудон изменил планы, добавив двойные летающие арки и высокие окна, разделенные на ланцеты, а также круг новых районных часовен. Турский собор имел еще более амбициозную программу, финансируемую с помощью Людовика IX в период с 1236 по 1279 год. Его самой яркой особенностью Rayonnant было сочетание окон трифория и высоких окон в потолке, чтобы создать занавес витраж, аналогичный витражу Сент-Шапель.

Сент-Шапель

Сент-Шапель, часовня, построенная Людовиком IX для реликвий Страстей Христовых, которые он принес обратно от крестовых походов, освященных в 1248 году, считается вершиной районного стиля. Он служил образцом для нескольких подобных часовен по всей Европе, в Аахене, Риоме и Сент-Шапель де Венсен на окраине Парижа. Стекло было сильно окрашено, стены ярко окрашены, а части стен, не покрытые стеклом, были плотно покрыты скульптурным и расписным узором.

Rayonnant или «Украшенный» в Англии

Английская версия стиля Rayonnant начала появляться в Англии в середине 13 века. Позднее ученые дали английской версии термин «украшенный период ». Английские историки иногда делят этот стиль на два периода, исходя из преобладающих мотивов рисунков. Первый, стиль Геометрический, продолжался (примерно с 1245 или 50 до 1315 или 1360), где орнамент, как правило, был основан на прямых линиях, кубах и кругах, за которым последовал стиль Криволинейный (примерно с 1290 или 1315 до 1350 или 1360), в которых использовались изящно изогнутые линии.

Английский Генрих III был зятем Людовика IX во Франции и присутствовал на освящении Сент-Шапель в Париже в 1248 году. В 1245 году он начал реконструкцию частей Вестминстерского аббатства. После своего визита в Париж он начал добавлять элементы Rayonnant. Он также приказал реконструировать восточную часть улицы St. Павла, по образцу Сент-Шапель. В отличие от французского Rayonnant, английская версия в Вестминстере была более сильно украшена резной каменной кладкой.

Этот стиль вскоре стал использоваться в других соборах и церквях по всей Англии. Линкольнский собор видел добавление нескольких важных элементов Rayonnant; сводчатый потолок капитула (1220 г.); и окно-роза Dean's Eye (1237); Галилейское крыльцо и хор ангелов (1256–1280). Другие известные примеры Rayonnant включают Эксетерский собор (начат до 1280 г.); в хоре святого Августина Бристольского собора ; и в необычном ретро-хоре Уэллсского собора. В этих структурах французский узор и декор часто смешивались с типичными английскими декоративными элементами, включая колонеты, и добавляли очень декоративные ребра к потолочным сводам.

В 14 веке техника гризайли был более широко использован в английских соборах, таких как окна нефов Йоркского собора (1300-38). Это была монохромная роспись больших окон на стекле, обычно серого или белого цвета, которая позволяла проникать большему количеству света, и обычно была окружена меньшими панелями из цветного стекла.

Центральная Европа

Стиль Rayonnant постепенно распространился на восток от Парижа и был адаптирован к местным стилям. Неф Страсбургского собора, который тогда находился в Священной Римской империи, был ярким ранним примером. Он был начат в 1277 году и построен на фундаменте более ранней романской церкви, которая несколько отклоняется от обычного районного расположения аркад, которые были разделены связанными колоннами. Трехчастный фасад представлял собой большие окна с ланцетами и розами вдоль проходов, еще больше окон наверху, на узкий Трифорий, и драматические высокие окна с четырьмя ланцетами, увенчанными окнами кадрилей, наполнявшими церковь светом. Одним из необычных аспектов собора был его цвет; Красновато-серый камень разных оттенков стал частью докорации. У него также было очень красивое окно-роза на западе, разделенное на шестнадцать «суфле» или удлиненных сердцевидных форм.

Другим важным примером был Кельнский собор. Работы начались в 1248 году, а восточная рука была освящена в 1322 году, но работы прекратились в 14 веке и не возобновлялись до 19 века и закончились только в 1880 году.

Италия и Испания

Районная архитектура была довольно редкой в ​​Италии, обычно ее можно было найти в церквях аббатств, чьи ордена действовали во Франции и других частях Европы. Одним из ярких примеров является собор Орвието (начало 1310 г.), который отличался сложными двумерными декоративными узорами на фасаде и интерьере. Фасад Сиенского собора также был спроектирован в районном стиле, но в более поздние годы он был изменен. Он известен своей чрезвычайно внутренней отделкой из полихромного мрамора и прекрасной скульптурой, покрывающей фасад. Фасад колокольни Флорентийского собора украшен изысканными узорами на мраморе, напоминающими узоры вискозы.

Rayonnant также появился в Испании, особенно в нефе и трансептах Леонского собора (начало 1255 г.), на который повлиял французский дизайн. Испанские соборы также имели тенденцию к гигантским аркадам, но каждый испанский Собор имел свой очень самобытный стиль, который трудно было классифицировать. Другие примеры в Испании включают собор Бургоса, хотя он был сильно изменен во времена яркой готики; Собор Жироны (начат в 1292 г.); и собор Барселоны (не путать с Саграда Фамилия (начало 1298).

Характеристики

Отличительные черты районной архитектуры включают значительно увеличенное количество света в в интерьере из-за увеличения аркад и, особенно, увеличения количества и размеров окон, а также использования гризайли вместо цветного стекла. Это также проявилось в демонстрации использования фронтонов, шпилей и open узор.

Период Rayonnant совпал с появлением оконных полос, в которых центральная полоса богато окрашенного цветного стекла расположена между верхней и нижней полосами прозрачного или прозрачного стекла. гризайль стекло, позволяющее проникать еще больше света и сопоставимое увеличение количества орнаментов как внутри, так и снаружи. Это часто достигалось за счет очень тщательно продуманного дизайна окон-розеток и кружевных ажурных экранов на внешней стороне, закрывающих фасады и элементы, такие как контрфорсы.

Фасады

В период Rayonnant западные фасады и порталы были щедро украшены остроконечными фронтонами, в которые часто входили маленькие круглые окна, а также множество скульптурных вершин и флероны, как показано в богато украшенном убранстве базилики Святого Урбена, Труа (1262–1389). Помимо украшения, вершины выполняли структурную функцию; они добавили веса контрфорсам, дав большую поддержку стенам.

Возвышения

В ранних готических соборах стены нефа были примерно поровну разделены между аркадами на первом этаже, Трибун, аркадный проход наверху, который поддерживал неф; над ним узкая аркада Triforium, которая была проходом, который дополнительно укреплял стены; и фонарь наверху, чуть ниже хранилищ, который обычно имел небольшие окна. Ситуация резко изменилась в районный период. Благодаря более эффективному контрфорсу и четырехсторонним ребристым сводам стены могли быть выше и тоньше, с большим пространством для окон. Аркада становилась все выше и выше, с гораздо большими проемами. Трибуна, больше не нуждающаяся в опоре, полностью исчезла. промежуточный трифорий почти исчез или сам был заполнен окнами. Наиболее впечатляющим было изменение верхнего уровня, фонаря, поддерживаемого более длинными контрфорсами; верхние стены были заполнены все большими и большими окнами, пока стены на этом уровне почти не исчезли.

Последним архитектурным нововведением, появившимся во Франции как часть стиля Rayonnant, стало использование застекленных трифорий. Традиционно трифорий собора ранней или высокой готики представлял собой темную горизонтальную полосу, обычно вмещавшую узкий проход, отделявший верх аркады от фонаря. Хотя это сделало интерьер более темным, это было необходимой особенностью, чтобы приспособить наклонные односкатные крыши над боковыми проходами и часовнями. Решение этой проблемы, применявшееся Rayonnant с блестящим эффектом в нефе 1230-х годов церкви аббатства Сен-Дени, заключалось в использовании двухскатных крыш над проходами со скрытыми желобами для отвода дождевой воды.. Это означало, что внешнюю стену трехфорумного коридора теперь можно было застеклить, а внутреннюю стену можно было уменьшить до тонких полос. Архитекторы также начали подчеркивать связь между трифорием и фонарём, расширяя центральные стойки от окон последнего в виде непрерывной лепнины, идущей от вершины окон вниз через слепой узор трифория до струнного ряда в верхней части окна. аркадная.

Окна

Свет и, следовательно, окна были центральной особенностью архитектуры Rayonnant; Окна из искусственного шелка были больше, многочисленнее и изысканнее, чем в более ранних стилях. У них также часто было прозрачное или гризайльное стекло, украшающее интерьер. Тени и тьма ранних готических соборов с их маленькими окнами и глубокими, насыщенными цветами, такими как синий Шартр, были заменены ярко освещенным пространством с полным спектром цветного света.

Промежуточные уровни стен, например, Triforium, получили окна. На высоком уровне фонаря появились ряды стрельчатых окон, часто увенчанных трехлепестковыми или четырехчастными окнами, и миниатюрными окнами-розами, называемыми окулусом. Это стало возможным в Нотр-Даме благодаря постройке более высокого и длинного типа аркбутана, который сделал двойной прыжок, чтобы поддержать более высокие секции стен.

Произошли фундаментальные изменения в узоре, или орнаменте, внутри окон. В окнах ранней готики часто использовался узорчатый узор (оконные проемы выглядят так, как будто они были выбиты из плоской каменной плиты. Его заменили более тонким узором в виде стержней, в котором каменные ребра, разделяющие стеклянные панели, выполнены из узкие резные молдинги с закругленными внутренними и внешними профилями. Замысловатый дизайн спиц окон-розеток, расходящихся наружу, дал название стилю Rayonnant. Узорчатые узоры, вероятно, впервые появились на окнах фонаря в Реймсе и быстро распространился по Европе.

Заметным архитектурным нововведением, появившимся как часть стиля Районнант во Франции, было использование глазурованного трифория. Традиционно трифорий раннего или собор в стиле высокой готики представлял собой темную горизонтальную полосу, обычно вмещавшую узкий проход, который отделял верх аркады от фонаря. Хотя это делало интерьер темнее, это было необходимой особенностью, чтобы приспособить наклонный наклон -на крыши над боковыми проходами и часовни. Решение этой проблемы, применявшееся Rayonnant с блестящим эффектом в нефе 1230-х годов церкви аббатства Сен-Дени, заключалось в использовании двухскатных крыш над проходами со скрытыми желобами для отвода дождевой воды.. Это означало, что внешнюю стену трехфорумного коридора теперь можно было застеклить, а внутреннюю стену можно было уменьшить до тонких полос. Архитекторы также начали подчеркивать связь между трифорием и фонарём, расширяя центральные стойки от окон последнего в виде непрерывной лепнины, идущей от верха окон вниз через слепой узор трифория до струнного ряда в верхней части окна. аркадная.

В Англии период Rayonnant, или Decorated, характеризовался окнами большой ширины и высоты, разделенными импостами на части и дополнительно обработанными узором. Ранние характеристики были трилистником или четырехлистником. В более поздних окнах часто использовалась S-образная кривая, называемая ogee, создавая пламенеподобный дизайн, который возвестил стиль Flamboyant. Известные примеры включают окна в монастыре Вестминстерского аббатства (1245-69), хор ангелов Линкольнского собора (1256), а также неф и западный фасад Йорка. Минстер (1260-1320).

Окно-роза

Огромное окно-роза было одним из самых отличительных элементов Rayonnant. Трансепты Нотр-Дам-де-Пари были перестроены, чтобы освободить место для двух огромных розовых окон, изготовленных Жаном де Шель и Пьером де Монтрей и оплаченным королем Людовиком IX. Подобные большие розы были добавлены в неф базилики Сен-Дени и Амьенский собор. Благодаря использованию каменных стоек, разделяющих части стекла, и этих частей стекла, поддерживаемых свинцовыми ребрами, окна становились все прочнее и больше, способные противостоять сильным ветрам. Окна-розы из вискозы достигли диаметра десяти метров.

Слепой узор

Узор внутри окон вдохновил другого форма вискозного декора; использование слепого узора или сетки из тонких ребер, которые можно было использовать для покрытия глухих стен в декоративных узорах, совпадающих с узорами внутри окон.

Скульптура

Скульптура была важной особенностью украшения фасадов соборов, практика восходит к романскому периоду. Каменные фигуры святых и Святого Семейства украшали фасад и тимпан. В период Rayonnant скульптуры стали более натуралистичными и трехмерными, выделяясь в собственных нишах на фасаде. У них были индивидуальные черты лица, естественные жесты и позы, искусно вылепленные костюмы. Другая декоративная скульптура, такая как листья и растения, украшавшие капители колонн, также стала более реалистичной.

Скульптурное убранство итальянских готических церквей, таких как фасад Собор Орвието, спроектированный Лоренцо Майтани (1310), был чрезвычайно прекрасен и являлся частью сочетания бронзовых и мраморных фигур, мозаик и полихромных рельефов. Это был прогноз Ренессанса, который вот-вот начнется.

Декоративные элементы

Отличительным элементом Rayonnant был использование резных каменных декоративных элементов в экстерьере и интерьере. К ним относятся флерон, вершина и навершие, которые придавали большую высоту всему, от дверных проемов до контрфорса. Эти элементы обычно также имели практическое назначение; их часто добавляли к внешним конструкциям, таким как контрфорсы, чтобы придать им дополнительный вес.

Эти элементы включали крокет в виде стилизованной резьбы из скрученных листьев, бутоны или цветы, которые через равные промежутки времени используются для украшения наклонных краев шпилей, наконечников, вершин и Вимперг.

Переход

Переход (во Франции) от Rayonnant к Flamboyant готике был постепенным, отмеченным в первую очередь переходом к новым ажурным узорам на основе S-образных кривых (эти кривые напоминают мерцающее пламя, от которого и получил свое название новый стиль). Тем не менее, среди хаоса Столетней войны и различных других невзгод, пережитых Европой в XIV веке, произошло относительно небольшое крупномасштабное строительство, и некоторые элементы стиля Rayonnant оставались в моде и в следующем столетии..

См. Также
Примечания и цитаты
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 09:34:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте