аркбутант (arc-boutant, арочный контрфорс ) - это особая форма контрфорс, состоящий из арки, которая простирается от верхней части стены до опоры большой массы, чтобы передать на землю боковые силы, толкающие стену наружу, которые возникают из сводчатые каменные потолки и ветровые нагрузки на крыши.
Определяющей функциональной характеристикой аркбутана является то, что он не соприкасается со стеной на уровне земли, в отличие от традиционного контрфорса, и таким образом передает поперечные силы через промежуток между стеной и опорой. Для обеспечения боковой поддержки системы аркбутанов состоят из двух частей: (i) массивной опоры, вертикального кирпичного блока, расположенного вдали от стены здания, и (ii) арки, который соединяет пролет между пирсом и стеной - либо сегментная арка, либо квадрантная арка - флаер аркбутана.
Как система боковой поддержки, летающий контрфорс был разработан во время поздней античности и позже процветал во время готический период (12–16 вв.) архитектуры. Древние образцы аркбутана можно найти на Базилике Сан-Витале в Равенне и на Ротонде Галерия в Салониках. Предшественники архитектурных элементов средневекового аркбутана происходят от византийской архитектуры и романской архитектуры в дизайне церквей, таких как Даремский собор, где арки передают боковой надвиг каменного свода над проходами; арки были спрятаны под крышей галереи и передавали боковые силы на массивные внешние стены. К десятилетию 1160 года архитекторы в регионе Иль-де-Франс использовали аналогичные системы боковой поддержки, которые имели более длинные арки более тонкой конструкции, которые начинались с внешней поверхности стены фонаря над крышей боковые проходы (следовательно, видны снаружи), чтобы встретить тяжелый вертикальный контрфорс, возвышающийся над верхней частью внешней стены.
Аркбутаны Нотр-Дам де Пари, построенные в 1180 г., были одними из первых, которые использовались в готическом соборе. Примерно в то же время использовались летающие контрфорсы для поддержки верхних стен апсиды церкви Сен-Жермен-де-Пре, завершенной в 1163 году.
Летающий контрфорс Реймса Собор, как нарисовано Вилларом де ОннекуромПреимущество таких систем боковой поддержки состоит в том, что внешние стены не должны быть массивными и тяжелыми, чтобы выдерживать боковые толчки свода.. Вместо этого поверхность стены может быть уменьшена (с учетом окон большего размера, застекленных витражом), поскольку вертикальная масса сосредоточена на внешних контрфорсах. Конструкция контрфорсов на ранних этапах развития имела тенденцию быть тяжелее, чем это требовалось для выдерживания статических нагрузок, например в Шартрском соборе (ок. 1210 г.) и вокруг апсиды базилики Святого Реми, которая является сохранившимся ранним примером в своей первоначальной форме (ок. 1170). Позже архитекторы постепенно улучшали конструкцию аркбутана и сужали флаеры, некоторые из которых были построены толщиной voussoir (клиновой кирпич) с закрывающим камнем наверху, например в Соборе Амьена, Кафедральном соборе Ле-Мана и Соборе Бове.
Архитектурный дизайн позднеготических зданий имел контрфорсы, некоторые из которых были украшены флаерами крокеты (крючковые украшения) и скульптурные фигуры в эдикулах (нишах), утопленные в контрфорсы. В самом деле, архитектура эпохи Возрождения отказалась от боковой поддержки аркбутана в пользу толстостенных конструкций. Несмотря на неиспользование функции и стиля в строительстве и архитектуре, в начале 20-го века дизайн летающих контрфорсов был возрожден канадским инженером Уильямом П. Андерсоном для строительства маяков.
Учитывая, что большая часть весовой нагрузки передается от потолка через В верхней части стен аркбутан представляет собой составную опору, состоящую из двух частей, которая имеет полуарку, которая простирается до массивной опоры вдали от стены и, таким образом, обеспечивает большую часть несущей способности традиционного контрфорса, входящего в стену сверху вниз; таким образом, аркбутан - более легкая и экономичная архитектурная конструкция.
Освобождая несущие стены от лишнего веса и толщины за счет меньшей площади контакта, использование аркбутанов позволяет устанавливать окна на большей площади поверхности стены. Эта особенность и желание пропустить больше света привели к тому, что аркбутаны стали одним из определяющих факторов средневековой готической архитектуры и с тех пор широко используются в дизайне церквей. В дизайне готических церквей были применены два арочных флаера, один над другим, в которых нижний лист (расположенный ниже точки подпружинивания свода) противостоит силам поперечной тяги свода, в то время как верхний флаер сопротивляется силам ветровой нагрузки на крышу. Вертикальные контрфорсы (опоры) на внешнем конце листов обычно были закрыты вершиной (либо конусом, либо пирамидой), обычно украшенной крокетами, чтобы обеспечить дополнительную поддержку вертикальной нагрузки, чтобы противостоять боковая тяга, передаваемая флаером.
Аркбутан как ремонтная опора для церковной стены в английской деревне Чаддсли КорбеттЧтобы построить летающий контрфорс, сначала необходимо было построить временные деревянные рамы, которые называются центрирующими. Центровка выдержит вес камней и поможет сохранить форму арки до тех пор, пока раствор не затвердеет. Центровка была построена плотниками на земле. Как только это будет сделано, они будут подняты на место и прикреплены к опорам на концах одного контрфорса и на другом. Они действовали как временные аркбутаны до тех пор, пока не была завершена фактическая каменная арка.
Еще одним применением системы опор летающих опор является усиление наклонной стены в случае опасности обрушения, особенно несущей стена; например, в деревне Чаддесли Корбетт в Вустершире, Англия, практическое применение аркбутана к изогнутой стене более практично, чем демонтаж и восстановление стены.
Возникло желание построить большие соборы, в которых могло бы разместиться множество последователей, вдоль нескольких проходов, и из этого желания развился готический стиль. Аркбутан был решением этих массивных каменных зданий, которые нуждались в большой поддержке, но хотели быть обширными по размеру. Хотя аркбутан изначально служил структурным целям, теперь они являются основным продуктом эстетического стиля готического периода.. Летающий контрфорс изначально помогал воплотить идею открытого пространства и света в соборы благодаря стабильности и структуре, поддерживая фонарь и вес высоких крыш. Высота соборов и простор количество окон среди фонарей создает это открытое пространство, сквозь которое зрители могут видеть, делая пространство более непрерывным и создавая иллюзию отсутствия четких границ.
Это также делает пространство более динамичным и менее статичным. гот ic стиль из более плоского, более двумерного романского стиля. После появления аркбутана эта же концепция появилась и на экстерьере соборов. Под арками аркбутана есть открытое пространство, и это пространство имеет тот же эффект, что и фонарь внутри церкви, позволяя зрителю видеть сквозь арки, контрфорсы также достигают неба, как и столбы внутри церкви, что создает более высокое пространство. Сделать внешнее пространство столь же динамичным, как и внутреннее пространство, и создать ощущение согласованности и непрерывности.
Нотр-Дам Парижа
Один из самых богато украшенных контрфорсы Св. Иоанна, Хертогенбос, Нидерланды
В базилике, построенной ок. 1170 г. н. Э. В аббатстве Сен-Реми, во Франции для боковой поддержки используется система летающих опор
Церковь Святой Розы из Витербо, Сантьяго-де-Керетаро, Керетаро, Мексика
Башня Св. Петра и Павла, Истон Моудит, Англия
Линкольнский собор, Англия
Сен-Петрус-ан-Паулюскерк, Остенде, Бельгия
Баня Аббатство, Англия
Амьенский собор, Амьен, Франция
Летающий контрфорсы в разрезе
Архитектура и строительство средневекового собора с аркбутанами занимают видное место в сюжете исторического романа Столпы Земли автора Кен Фоллетт (1989).
На Викискладе есть материалы, связанные с Летающие контрфорсы. |