Высокая готика

редактировать
Утонченный и импозантный стиль готической архитектуры
Высокая готика
Фасад Нотр-Дам-де-Реймс.png Реймсский собор (начало 1211 г.)
СтранаФранция

Высокая готика - это особенно изысканный и внушительный стиль готической архитектуры, который появился на севере Франции примерно с 1195 по 1250 год. Известные примеры включают Шартрский собор, Реймсский собор, Амьенский собор, собор Бове и Буржский собор. Он отличается большой высотой, гармонией, тонким и утонченным узором и реалистичной скульптурой, а также большими витражами, особенно окнами-розетками и большими окнами на верхних уровнях, которые заполняли интерьеры со светом. Он последовал за архитектурой ранней готики, а на смену ему пришел стиль Rayonnant. Его часто называют кульминацией готического стиля.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Шартрский собор (1194-1225)
  • 3 Реймсский собор (начало 1211 года)
  • 4 Амьенский собор ( 1220-1266)
  • 5 Буржский собор (1195-1230)
  • 6 Собор Бове (начало 1225)
  • 7 Характеристики
    • 7.1 Планы
    • 7.2 Подъемы
    • 7.3 Своды, опоры и столбы
    • 7.4 Летающий контрфорс
    • 7.5 Витражи и окно-роза
    • 7.6 Ажурное искусство
    • 7.7 Скульптура
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
    • 9.1 На английском языке
    • 9.2 На французском

Происхождение

Новый стиль иллюстрирует амбиции французских королей династии Капетингов, и особенно Филиппа II Франции, правившего с 1180 по 1223 год. распространил свою власть за пределы Иль-де-Франс, чтобы захватить власть над Нормандией, Бургундией и Бретанью. Он победил коалицию английских, немецких и фламандских войск в битве при Бувине в 1214 году, сделав Францию ​​самым могущественным и процветающим государством в Европе. В процессе он уменьшил власть французской знати и предоставил статус богатым купцам и другой буржуазии, которые стали важными спонсорами соборов. Он основал Парижский университет и был великим строителем. Он вымостил улицы Парижа и построил первую стену вокруг города, продолжил строительство Нотр-Дам де Пари и построил крепость Лувр.

, покровительствовал соборам и другим готическим зданиям. архитектура была продолжена Людовиком VIII Франции и особенно Людовиком IX Франции или Сент-Луисом; который заплатил за трансепт-розетки в Нотр-Дам и построил Сент-Шапель в качестве своей королевской часовни.

Некоторое финансирование соборов поступало из королевской казны и из неожиданных иностранных источников. Фонд строительства Шартрского собора получил пожертвования как от французского короля, так и от Ричарда Львиное Сердце Англии. Большая часть стоимости была пожертвована богатыми купцами и другими членами общины. Гильдии ремесленников также внесли свой вклад, и их вклад часто обозначается небольшими панно с изображением рабочих этих профессий. Окна Чартерского собора украшены панелями, изображающими сапожников, торговцев рыбой, водовозов, виноградников, кожевников, каменщиков и меховщиков.

Шартрский собор (1194-1225)

Шартрский собор

Шартрский собор находится в процветающем торговом городе, месте четырех ежегодных торговых ярмарок в дни праздников Девы Марии и популярном месте паломничества, где выставлялась известная туника Марии. носили при рождении Христа. Ряд более ранних соборов в Шартре, начиная с четвертого века, были уничтожены пожаром. Собор, непосредственно предшествующий нынешней церкви, сгорел в 1194 году, остались только склеп, башни и недавно построенный западный фасад. Восстановление началось в том же году при поддержке Папы, Короля, а также богатой знати и купцов города. К 1225 году работы были почти завершены: архитектура, стекло и скульптура были закончены, хотя семь шпилей все еще строились. Официально он не был повторно освящен до 1260 года. С тех пор было внесено лишь несколько изменений, в том числе добавление новой часовни, посвященной святому Пиату в 1326 году, а также покрытие колонн хора лепниной и пристройка мраморные рельефы за киосками в 1750-х гг.

Новый собор был 130,2 метра в длину и 30 метров в высоту в нефе, длиннее и выше, чем Нотр-Дам де Пари. Поскольку собор был построен с новыми аркбутанами, стены были более устойчивыми, что позволило строителям исключить уровень трибун и иметь больше места для окон.

Нижние части западного фасада (1134-1150 гг.)) являются ранней готикой. Фасады северного и южного трансептов выполнены в стиле высокой готики, как и скульптуры шести порталов XIII века. Шпиль северной башни позже Яркий. В Шартре до сих пор сохранилась большая часть его оригинальных средневековых витражей, известных своим глубоким цветом, называемым шартрским синим.

Реймсский собор (Начало 1211 г.)

Реймсский собор с северо-востока

Реймсский собор был традиционным местом коронации из династии Капетингов и по этой причине получил особое величие и значение. Пожар 1210 года уничтожил большую часть старого собора, что дало возможность построить более грандиозное сооружение. Работа началась в 1211 году, но была прервана местным восстанием в 1233 году и возобновилась только в 1236 году. Хор был закончен к 1241 году. но работы над фасадом не начались до 1252 года и не были завершены до 15 века, когда было завершено строительство колокольни.

В отличие от соборов ранней готики, Реймс был построен всего три уровня вместо четырех, что дает больше места для окон наверху. в нем также использовался более совершенный четырехчастный ребристый свод, который обеспечил большую высоту и большую гармонию в нефе и хоре. Вместо чередующихся колонн и опор своды поддерживались закругленными опорами, каждый из которых был окружен группой из четырех прикрепленных колонн, которые принимали вес сводов. В дополнение к большому окну-розетке на западе, к трансептам и над порталами на западном фасаде были добавлены окна-розетки меньшего размера, которые заменили традиционный тимпан. Еще одна новая декоративная особенность - глухая аркада ажурная была пристроена как к внутренним стенам, так и к фасаду. Даже контрфорсы были тщательно украшены; их венчали маленькие скинии со статуями святых, увенчанные вершинами. Более 2300 статуй покрывали как переднюю, так и заднюю стороны фасада.

Амьенский собор (1220–1266)

Амьенский собор

Амьенский собор было начато в 1220 году, когда строители стремились построить самый большой собор во Франции, и им это удалось. Его длина составляет 145 метров, ширина у трансепта - 70 метров, а площадь составляет 7700 квадратных метров. Неф был закончен к 1240 году, а хор построен между 1241 и 1269 годами. Как ни странно, известны имена архитекторов: Робер де Лузарш, Томас и Рено Кормоны. Их имена и изображения находятся в лабиринте в нефе.

Огромные размеры собора требовали фундамента глубиной в девять метров. Неф состоит из трех частей и шести переходов, в то время как хор имеет двойные боковые стороны и заканчивается полукруглой дизамбуляцией с семью радиально расходящимися часовнями. Трехуровневое возвышение Амьена, как и Реймса, предшествовало Шартрскому собору, но заметно отличалось. Большие аркады имеют высоту восемнадцать метров, что равняется общей высоте трифория и высоких окон над ними. Трифорий был более сложным, чем Шартр, и имел тройные отсеки с окнами-трилистниками, состоящие из двух тонких заостренных стрельчатых окон, увенчанных окном-розой в виде клевера. Высокие окна тоже имели поразительно сложную конструкцию; в нефе каждое состояло из четырех высоких стрельчатых окон, увенчанных тремя маленькими розами; в то время как в трансепте верхние окна имеют до восьми отдельных ланцетов.

Своды имеют исключительную высоту 42,4 метра. Они поддерживаются массивными опорами, состоящими из четырех колонн, которые придают нефу поразительное ощущение вертикальности. Высота стен, особенно в районе Чевета, стала возможной благодаря высоким парящим контрфорсам, делающим два прыжка к стене при поддержке изящной системы арок.

Снаружи самый замечательный High Готическая особенность - качество скульптуры трех крыльцов, всего украшенных 52 статуями в их первоначальном состоянии. Самые известные из них находятся на центральном портале на западе, посвященном Страшному суду, и над ним возвышается статуя Христа, дающего благословение, которая образует центральную колонну дверного проема. Во время интенсивной уборки собора в 1992 году были обнаружены следы краски, свидетельствующие о том, что вся внешняя скульптура изначально была окрашена в яркие цвета. Теперь это иногда воспроизводится путем проецирования цветного света на собор в ночное время.

Буржский собор (1195-1230)

Буржский собор

В то время как большинство соборов высокой готики в целом следовали плану Шартра, Буржский собор развивался в другом направлении. Он был построен епископом Анри де Сюлли, чей брат, Эдс де Салли, был епископом Парижа, и его строительство во многом следовало Нотр-Дам де Пари, а не Шартру. Как и Шартр, строители упростили вертикальный план до трех уровней; большие аркады, трифорий и высокие окна. Трифорий был упрощен в виде длинной горизонтальной полосы по всей длине церкви. Однако, в отличие от Парижа, Бурж продолжал использовать более старый шестичастный ребристый свод, который использовался в Париже. Это означало, что вес сводов неравномерно ложился на неф, и требовалось, как и в соборах ранней готики, чередовать сильные и слабые столбы. Это было искусно скрыто за счет использования больших цилиндрических опор, каждая из которых была окружена восемью задействованными колонетами. Причалы аркады особенно величественны; каждая имеет высоту 21 метр.

Поскольку Бурж использовал ребристые своды из шести частей вместо более легких четырехэлементных, верхние стены должны были противостоять большей толчке наружу, а летающие контрфорсы должны были быть более эффективными. Контрфорсы Буржа использовали уникальную конструкцию с особенно острым углом, что придавало им необходимую силу, но они также были усилены более толстыми и прочными стенами, чем Шартр.

Преобладающая сенсация в Бурже - это не только большая высота, зато большая длина и внутреннее пространство; Собор 120 метров в длину, без трансепта или другого перерыва. Самая необычная особенность Буржского собора - вертикальное расположение; каждая часть фасада отступает назад, как ступени, с самой высокой крышей и сводами над центральным проходом. У крайних проходов есть своды высотой девять метров; в промежуточных проходах своды высотой 21,3 метра; а центральный проход имеет своды высотой 37,5 метра.

Многие более поздние готические соборы следовали модели Шартра, но некоторые из них испытали влияние Буржа, в том числе собор Ле-Ман, модифицированный собор Бове и собор Толедо в Испании, который копировал систему сводов разной высоты.

собор Бове (начало 1225 г.)

собор Бове

собор Бове в Пикардия был самым амбициозным и самым неудачным из представителей высокой готики проекты. Его цель заключалась в том, чтобы стать самым высоким из соборов. Хор был построен на высоте 48,5 метров (159 футов). Однако, скорее всего, из-за неадекватного фундамента и опоры, своды хора упали в 1284 году. Хор был изменен и перестроен, многоугольная апсида и Flamboyant Трансепты были закончены, и в 1569 году была добавлена ​​новая центральная башня высотой 153 метра (502 фута), что сделало Бове на какое-то время самым высоким сооружением в мире. Однако в 1573 году центральная башня обрушилась. Некоторые части были изменены или реконструированы, но башня так и не была восстановлена, а неф не был закончен. Сегодня имеются опоры для стабилизации трансепта. Бове остается величественным, но незаконченным образцом архитектуры высокой готики.

Характеристики

Планы

Планы соборов высокой готики были очень похожи. Они были очень длинными и широкими, с минимальным трансептом и максимальным внутренним пространством. Это сделало возможным проведение гораздо более масштабных церемоний и возможность принимать большее количество паломников. Одним из любопытных фактов плана Шартрского собора был пол с небольшим уклоном. Это было сделано для облегчения уборки собора после отъезда паломников, которые спали внутри церкви.

Возвышения

Во многом благодаря эффективности аркбутана и ребристых сводов из шести частей, все главные соборы высокой готики, кроме Буржских, использовали трехуровневое возвышение, исключая трибуны и сохраняя величественность первого этажа. галерея, трифорий и фонарь, или высокие окна. В частности, верхние окна увеличились в размерах, чтобы закрыть почти все верхние стены. Аркады тоже росли в высоту, занимая половину стены, так что трифорий представлял собой узкую полосу. Верхние окна часто делались из полупрозрачного стекла гризайль, которое пропускало больше света, чем цветные витражи.

Собор Буржа, строительство которого началось в 1195 году, был более сложным. Он не стремился к визуальному объединению нефа, а скорее к большему разнообразию. Неф был выше боковых проходов, но в каждом было по три уровня, которые не совпадали. Таким образом, нефы и проходы имели отдельные галереи, трифории и фонарные столбы разной высоты, или всего пять разных уровней. Эта же система была адаптирована в Ле-Мане и Кафедральном соборе во Франции и Толедском соборе и Бургосском соборе в Испании.

Своды, опоры и колонны

Во всех соборах высокой готики, кроме Буржского собора, использовался новый четырехсекционный ребристый свод, что позволило более равномерно распределить вес к опорам и колоннам в нефе. В церквях ранней готики использовались чередующиеся опоры и колонны, чтобы поддерживать различный вес от шестиэлементных сводов.

В 1192 году Нотр-Дам, имевший шестичастные своды, ввел новый вид опоры; центральная колонна, окруженная четырьмя зацепленными валами. Колонны поддерживали галерею, в то время как валы продолжались вверх, как колонеты, прикрепленные к стенам и поддерживающие своды. Вариации такого рода опор придали большей гармонии внешнему виду нефа. У них часто были капители, украшенные цветочной скульптурой. Они появились в Шартре, а затем были найдены в различных формах во всех соборах высокой готики.

Летающий контрфорс

аркбутан был важной чертой архитектуры высокой готики; большая высота и большие верхние окна были бы невозможны без них. Контрфорсы с арками отдельно от стен существовали и в более ранние периоды, но, как правило, они были небольшими, близко к стенам и часто были скрыты внешней архитектурой. В высокой готике контрфорсы были почти такими же высокими, как и само здание. массивный и предназначенный для того, чтобы его видели; они были украшены вершинами и скульптурой.

Летающие контрфорсы использовались для поддержки верхних окон апсиды в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, построенном в 1063 году, а затем в Нотр-Дам-де-Пари.. Затем они были использованы более амбициозно для поддержки верхних стен Шартрского собора. Первые аркбутаны Шартра были построены на опорах стен нефа и хора более раннего собора. У них была двойная арка, усиленная небольшими колоннами, похожими на спицы колеса. Каждая небольшая колонна с ее основанием и капителью была вырезана из цельного камня. Каждая арка имела на вершине своего рода каменную пирамиду, чтобы придать ей дополнительный вес. Позже второй набор арок был добавлен к нефу и хору над арками со спицами, которые стали длиннее и добавили большей прочности.

Подобные контрфорсы были добавлены к каждому из соборов высокой готики. Контрфорсы каждого собора были уникальны, имели свою индивидуальную форму и украшение. Контрфорсы собора Бове, последнего и самого высокого собора высокой готики, настолько высоки и многочисленны, что практически скрывают собор.

Витражи и Окно-роза

Тип небольшого круглого окна, называемого окулусом, использовались в романских церквях. На фасаде базилики Сен-Дени на западном фасаде было окно в виде ранней розы. Это было сделано с помощью ажурной пластины, где рисунок был образован группой отверстий различной формы, которые, казалось, были вырезаны в стене. Более амбициозная модель, с арматурой колеса из камня многомиллион, появилась в Санлисском соборе в 1200 году. Подобное раннее готическое окно было построено для фасада Шартра. Собор 1215 года. Вскоре за ним последовало высокое готическое окно фасада Лаонского собора (1200-1215). В 1215 году были завершены два больших трансепта окна Шартрского собора. Они стали образцом для многих подобных окон во Франции и за ее пределами. Количество витражей в Шартре было беспрецедентным; сто шестьдесят четыре пролета, с витражами 2600 квадратных метров. Замечательно большое количество оригинального стекла все еще на месте.

Вскоре после появления окна-розы в стиле высокой готики готические архитекторы, опасаясь, что интерьеры соборов слишком темные, начали экспериментировать с окна гризайль, которые подчеркивали важные фигуры в окнах, а также украшали интерьеры. Они использовались в соборе Пуатье в 1270 году, а затем в Шартрском соборе около 1300 года. Большие полосы из полупрозрачного серого стекла были помещены вокруг полностью окрашенных фигур Христа, Девы Марии и других выдающихся предметов.

Ажурный

Ажурный - термин, обозначающий замысловатый дизайн тонких каменных брусков и ребер, которые использовались для поддержки стекла и украшения окон-роз и других окон и проемов. Он также все чаще использовался на внешних и внутренних стенах в виде каменных ребер или лепных украшений для создания все более сложных форм, таких как слепые аркады. Эта форма была названа слепым узором.

В западном окне Шартрского собора использовалась ранняя форма, называемая узорчатой ​​пластиной, геометрический узор проемов в каменной кладке, заполненных стеклом. До 1230 года строители Реймского собора использовали более сложную форму, называемую узором в виде стержней, в часовне апсиды. Это был узор из кругов с острыми зубцами, образованных тонкими заостренными каменными брусками, выступающими внутрь. Этой модели следовали и развивались в окнах трансептов Шартрского собора, Амьенского собора и других соборов высокой готики. После середины XIII века окна стали украшать еще более крупными и сложными узорами, напоминающими свет, падающий наружу, что и дало название стилю Rayonnant.

Скульптура

Скульптура была неотъемлемым элементом Высокого Готическая архитектура. Это продолжило и расширило использование скульптуры романскими строителями. Скульптура, заполненная тимпаном над центральным порталом, занимала колонны и размещалась в нишах на фасаде чуть дальше. В каждом соборе испытуемые были одинаковыми; Святые, апостолы и короли. В конце XII века их позы были очень формальными, и казалось, что лица редко смотрят друг на друга или на кого-то еще. Наибольшее разнообразие обычно заключалось в драпировке, которая могла быть стилизованной или естественной. Но в 13 веке лица и фигуры стали более яркими и выразительными.

Скульптура Шартрского собора послужила образцом для других соборов высокой готики. Скульптура западного крыльца или королевского портала - самая старая, датируемая концом 12 века до пожара 1194 года. Основные темы: сошествие Христа на землю; его вознесение и апокалипсис, или судный день, проиллюстрированные почти двумя сотнями маленьких фигур. Истории рассказываются не в хронологическом порядке, а следуют определенному пути; они начинают слева от центральной двери, идут налево до южной башни, затем продолжаются направо до северной башни. Главная фигура в центральном тимпане - это Христос, восседающий на троне и выносящий приговор. В дополнение к скульптуре тимпана в колоннах находятся статуи фигур из Ветхого Завета. Практически игнорируются тела и костюмы фигур в стиле XII века; все мастерство скульптора использовано в выразительных лицах.

Скульптура северного и южного крыльца в Шартре относится к началу 13 века и представляет собой более зрелый стиль высокой готики. Основные темы северного крыльца - это Ветхий Завет и жизнь Девы Марии, а также яркие изображения пороков и добродетелей. Южное крыльцо изображает деяния Христа с его апостолами и христианских мучеников, а над дверью - изображение Страшного суда. Фигуры втиснуты в архивольты над дверным проемом. На крыльцах также находятся статуи исповедников, святых, императоров и королей в аркадах над порталами. Фигуры тринадцатого века изображены более эмоционально и подвижно. Вместе скульптуры Шартра сформировали всеобъемлющий визуальный пересказ Ветхого и Нового Завета, а также каталог добродетелей, которым следует подражать, и пороков, которых следует избегать.

Вероятно, что некоторые скульпторы, создавшие скульптуру трансептов Шартра отправились на север в Реймс, где работы начались в 1210 году, и, возможно, также в Амьенский собор, где работы начались в 1218 году. Тем не менее, скульптура каждой церкви имеет свои отличительные особенности. Скульптура Амьена демонстрирует влияние древнеримской скульптуры, особенно в реалистично смоделированной драпировке их одежды. Выражения лица пассивны, а жесты минимальны, что дает ощущение спокойствия и безмятежности. Скульптура Реймса демонстрировала такое же спокойствие.

Совершенно иной, более натуралистический стиль скульптуры высокой готики появился на западном фасаде Реймского собора в 1240-х годах. Это была работа скульптора, известного как Иосиф Реймсский, названного в честь ярко улыбающейся статуи Святого Иосифа, которую он сделал для фасада. Он также создал Улыбающегося ангела. Это знаменитое произведение было сбито с собора во время бомбардировки во время Первой мировой войны, но было тщательно собрано заново и теперь вернулось на свое первоначальное место. Реймс также известен Галереей королей, скульптурным изображением французских королей, коронованных в Реймсе, которая начинается на фасаде и продолжается на внутренней стороне фасада.

Еще одной отличительной чертой скульптуры высокой готики было растительное убранство капителей колонн нефа. Они были сделаны в виде тонко обработанных растительных форм с птицами и другими существами. Они следовали древнеримской модели и использовались в Сен-Дени, но в Реймсе они стали более реалистичными и детализированными. По мере того, как работа в нефе продолжалась к западу, листва становилась более густой и полной жизни. Эта модель была скопирована в готических соборах сначала во Франции, а затем по всей Европе.

Ссылки

Библиография

На английском языке

  • Бони, Жан (1985). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-05586-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Houvet, E (2019). Miller, Malcolm B ( изд.). Шартр - Путеводитель по собору. Éditions Houvet. ISBN 2-909575-65-9. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство. Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры. Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • О'Рейли, Элизабет Бойл (1921). Как Франция строила свои соборы - исследование в двенадцатом и тринадцатом веках. Харпер и братья. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

На французском

  • Chastel, André (2000). L'Art Français Pré-Moyen Âge Moyen Âge (на французском языке). Flammarion. ISBN 2-08-012298-3.
  • Ducher, Robert (2014). Caractéristique des Styles (на французском языке). Flammarion. ISBN 978-2-0813-4383-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура собора готических (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Renault, Christophe and Lazé, Christophe, Les Styles de l'architecture et du mobilier, (2006), Gisserot, (на французском) ; ISBN 9-782877-474658
  • Венцлер, Клод (2018), Cathédales Gothiques - un Défi Médiéval, Éditions Ouest-France, Rennes (на французском) ISBN 978-2-7373-7712-9
  • Le Guide du Patrimoine en France (2002), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN 978-2-85822-760-0
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:33:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте