Пенджабская литература

редактировать

Пенджабская литература, особенно литературные произведения, написанные на языке пенджаби, характерна для исторического Пенджаб Индии и Пакистана и пенджабской диаспоры. Язык пенджаби написан на нескольких письменностях, из которых сценарии Шахмукхи и Гурмухи наиболее часто используются в Пакистане и Индии, соответственно.

Содержание
  • 1 Средневековье
  • 2 Периоды Великих Моголов и Сикхов
  • 3 Эпоха британского владычества
  • 4 Пост-независимость
    • 4,1 Западный Пенджаб (Пакистан)
    • 4,2 Восточный Пенджаб (Индия)
  • 5 Пенджабская литература диаспоры
  • 6 жанров
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Средневековье

Пенджабская литературная традиция обычно начинается с Фаридуддин Ганджшакар (1173–1266). чья суфийская поэзия была составлена ​​после его смерти в Ади Грант.

периоды Моголов и сикхов

Джанамсакхи, рассказы о жизни и легендах Гуру Нанака (1469–1539) - ранние образцы прозаической литературы на пенджаби. Сам Гуру Нанак составил панджабский стих, включив лексику из санскрита, арабского, персидского и других южноазиатских языков, как характерных для Гурбани традиция. Пенджабская суфийская поэзия развивалась при Шахе Хуссейне (1538–1599), Султане Баху (1628–1691), Шахе Шарафе (1640–1724), Али Хайдере (1690–1785), Салех Мухаммад Сафори и Буллех Шах (1680–1757). В отличие от персидских поэтов, которые предпочитали газель для поэтического выражения, пенджабские суфийские поэты, как правило, сочиняли на кафи.

пенджабские суфийские стихи, также оказавшие влияние на другие литературные традиции пенджаба, особенно на Пенджаби Кисса, жанр романтической трагедии, который также черпал вдохновение из индийских, персидских и коранических источников. Кисса Хир Ранджа Варис Шах (1706–1798) - одна из самых популярных пенджабских кисе. Среди других популярных историй: Сохни Махивал Фазал Шаха, Мирза Сахиба Хафиза Баркхудара (1658–1707), Сасси Пуннун Хашим Шаха (1735? –1843?) и Кисса Пуран Бхагат Кадарьяром (1802–1892).

Героические баллады, известные как Ваар, имеют богатую устную традицию на пенджаби. Выдающиеся примеры героической или эпической поэзии включают Гуру Гобинд Сингха в Чанди ди Вар (1666–1708). Полуисторический Наджабат описывает вторжение в Индию Надир-шаха в 1739 году. Джангнама, или «Хроники войны», были введены в пенджабскую литературу в период Великих Моголов; пенджабская Джангнама Шаха Мохаммада (1780–1862) рассказывает о Первой англо-сикхской войне 1845–46.

эпоха британского владычества
Амрита Притам

Викторианский роман, елизаветинская драма, стихотворения и модернизм вошли в пенджабскую литературу благодаря введению британского образования во время правления. Первый пенджабский печатный станок (использующий шрифт Gurmukhi) был создан христианской миссией в Лудхиане в 1835 году, а первый пенджабский словарь был опубликован преподобным Дж. Ньютоном в 1854 году.

Роман на пенджабском языке появился благодаря Нанак Сингх (1897–1971) и Вир Сингх. Начав как памфлетист и как часть движения Сингх Сабха, Вир Сингх писал исторические романы через такие романы, как Сундари, Сатвант Каур и Баба Науд Сингх, тогда как Нанак Сингх помог связать роман с традициями повествования Киссы и устной традицией. по вопросам социальной реформы.

Романы, рассказы и стихи Амриты Притам (1919–2005) освещают, среди других тем, опыт женщин и раздел Индии. Более того, пенджабская поэзия во времена британского владычества начала больше исследовать переживания простых людей и бедных в трудах Пуран Сингха (1881–1931). Тем временем другие поэты, такие как Дхани Рам Чатрик (1876–1957), Диван Сингх (1897–1944) и Устад Даман (1911–1984), исследовали и выражали национализм в своих стихах во время и после движения за свободу Индии. Поэзия Чатрика, пропитанная индийскими традициями романса и классической поэзии, часто воспевала в его стихах различные настроения природы, а также чувства патриотизма. Воспитанный на английской и американской поэзии, Пуран Сингх также находился под влиянием фрейдистской психологии в своих часто откровенно чувственных стихах.

Модернизм был также внесен в пенджабскую поэзию профессором Моханом Сингхом (1905–78) и Шарифом Кунджахи. Пенджабская диаспора также начала появляться во время правления Раджа и также создавала поэзию, тема которой была восстанием против британского правления в Гадар ди Гундж (Отголоски мятежа).

Пост-независимость

Западный Пенджаб (Пакистан)

Наджм Хосейн Сайед, Фахар Заман и Афзал Ахсан Рандхава - одни из наиболее известных имен в западной пенджабской литературе, издаваемой в Пакистане с 1947 года. Литературная критика в пенджаби также появилась благодаря усилиям ученых и поэтов Западного Пенджаба, Шафкат Танвир Мирза, Ахмад Салим и Наджм Хосайн Сайед (р. 1936).

В работах Замана и Рандхавы часто говорится о повторном открытии пенджабской идентичности и языка в Пакистане с 1947 года. Сборник рассказов Али Кахани Прага получил в 2005 году премию Мемориала Варис Шаха от Пакистанской академии литературы. Манша Яад также получил премию Варис Шаха за свой сборник «Вагда Паани» в 1987 году и снова в 1998 году за свой роман «Таван ТаваН Тара», а также за «Тамга-э-Имтиаз» («Гордость за исполнение») в 2004 году. Самый успешный писатель в области искусства. недавно был Мир Танха Юсафи, который 4 раза выигрывал премию Massod Khaddar Posh Trust Award и транслитерировал свои книги на гурмукхи для индийских читателей пенджабского языка.

Поэты урду из Пенджаба также написали пенджабские стихи, включая Мунир Ниязи (1928–2006).

Поэт, который внес новые веяния в пенджабскую поэзию. Хотя он был пенджабским поэтом, он также писал стихи на урду.

Восточном Пенджабе (Индия)

Dr. Сурджит Патар, выдающийся пенджабский писатель, поэт и преподаватель Университета Гуру Нанак Дев

Амрита Притам (1919–2005), Джасвант Сингх Рахи (1930–1996), Шив Кумар Баталви (1936–1973), Сурджит Патар (1944–) и Паш (1950–1988) - вот некоторые из наиболее выдающиеся поэты и писатели Восточного Пенджаба (Индия). «Сунехе» Притама («Послания») получил Сахитья Академи в 1982 году. В нем Притам исследует влияние социальной морали на женщин. Эпическая картина Кумара «Луна» (драматический пересказ легенды о Пуран Бхагат) была удостоена премии Сахитья Академи в 1965 году. Социалистические темы революции тем временем оказали влияние на таких писателей, как Паш, чьи работы демонстрируют влияние Пабло Неруды и Октавио Паз.

Пенджабская фантастика в наше время исследует темы модернистской и постмодернистской литературы. Пенджабская культура. Переходя от пропаганды сикхской мысли и идеологии к темам прогрессивного движения, рассказ на пенджаби подхватили Нанак Сингх, Чаран Сингх Шахид, Джошуа Фазал Дин и Хира Сингх Дард. Женщины-писатели, такие как Аджит Каур и Далип Каур Тивана, тем временем подвергли сомнению культурный патриархат и подчиненное положение женщин в своей работе. Хардев Гревал представил новый жанр пенджабской фантастики под названием «Тайна убийства на пенджабе» в 2012 году своим пенджабским романом «Эх Худкуши Нахин Джанаб! Катл Хай» (изданный Lahore Books). Кулвант Сингх Вирк (1921-1987) получил премию Сахитья Акедеми за свой сборник рассказов «Неф Лок» в 1967 году. Его рассказы захватывают и дают глубокое понимание современного сельского и городского Пенджаба. Его провозгласили «императором пенджабских рассказов».

Современная пенджабская драма развивалась благодаря «Сухагу» Ишвара Нанды под влиянием Ибсена в 1913 году и Гуршарану Сингху, который помог популяризировать жанр посредством живого театра в деревнях пенджабов. Сант Сингх Секхон, Картар Сингх Дуггал и Балвант Гарги написали пьесы, а Атамджит также был удостоен премии Сахитья Академи в 2010 году за свою пьесу «Татти Тави де Вич».

Пенджабская литература диаспоры

Пенджабская диаспора литература развивалась благодаря писателям из Соединенного Королевства, Канады, Австралии и США, а также писателям в Африке, таким как Аджаиб Камаль, родившийся в 1932 году в Кении, и Мазар Тирмази, автор известной песни «Умраан Лангиян Пабхан Бхаар». Писатели из диаспоры исследуют такие темы, как межкультурный опыт пенджабских мигрантов, расовая дискриминация, изоляция и ассимиляция, опыт женщин в диаспоре и духовность в современном мире. Писатели второго поколения пенджабского происхождения, такие как Рупиндерпал Сингх Диллон (пишет под именем Руп Дхиллон), исследовали отношения между британскими пенджабцами и их родителями-иммигрантами, а также экспериментировали с сюрреализмом, научной фантастикой и криминальной фантастикой.. (1971-) есть биография, книга названа (любимы). Другие известные писатели включают Садху Биннинг и Аджмер Роде (Канада), Мазхар Тирмази, Амарджит Чандан, Автар Сингх Сандху (Пааш ) (1950–1988) и. Самым успешным писателем был Шивчаран Джагги Кусса.

Жанры

В настоящее время пенджабское письмо можно разделить на следующие жанры

  • Пенджаби Кисса (Варис Шах)
  • Традиционная поэзия (Сурджит Паатар )
  • Наксалит поэзия (Пааш, Амарджит Чандан)
  • Лирическая поэзия (Раджвиндер Сингх)
  • Пенджаби хайку (Амарджит Чандан)
  • Ятхартваад (Реализм)
  • Пачми Парятхарваад (Сюрреалистический, Фэнтези, Образный) Руп Диллон
  • Парваси (эмигрант) Садху Биннинг
  • Вианг (Сатира) Джагджит Сингх Комал
См. Также
  • Литературный портал
Ссылки
  1. ^Энциклопедия индийской литературы (том 2), Sahitya Akademi, стр. 1263
  2. ^http://www.apnaorg.com/ поэзия / bullahn /
  3. ^Гилл, Теджвант Сингх, «Чтение современной пенджабской поэзии: от Бхаи Вир Сингха до Сурджит Патара» в Journal of Punjab Studies (весна-осень 2006 г., том 13, № 1 и 2).
Внешний вид ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:50:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте