Концерт для фортепиано до мажор | |
---|---|
No. 21 | |
автора W. А. Моцарт | |
Первая страница рукописи автографа | |
Ключ | До мажор |
Каталог | K. 467 |
Составлено | 1785 |
Движения | Три (Allegro maestoso, Andante, Allegro vivace assai) |
Озвучивание |
|
Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до до мажор, K. 467, завершен 9 марта 1785 года Вольфгангом Амадеем Моцартом, через четыре недели после завершения предыдущего концерта ре минор, K. 466.
Концерт записан для соло фортепиано, флейты, двух гобоев, двух фаготов, двух валторны в C, две трубы в C, литавры и струнные.
Концерт состоит из трех частей :
Начальная часть начинается тихо с марша, но быстро переходит к более лирической мелодии с вкраплениями фанфары на ветру. Музыка резко становится громче, скрипки занимают основную мелодию над маршей, которую теперь играют духовые. Эта воодушевляющая тема переходит в короткую, более спокойную интерлюдию, отмеченную мотивом вздоха в медных духах. Марш возвращается, в конце концов переходя к выходу солиста. Солист играет короткую Eingang (разновидность сокращенной каденции ) перед тем, как перейти к трели на доминантной G, в то время как струнные играют марш до мажор. Затем фортепиано вводит новый материал в до мажор и начинает переход к доминирующей тональности соль мажор. Сразу после того, как оркестровая каденция, наконец, объявляет о прибытии доминанты, музыка резко переходит на соль минор в отрывке, который напоминает главную тему Симфонии № 40 в этом ключ. Затем серия восходящих и падающих хроматических гамм переводит музыку к истинной второй теме пьесы, кипучей теме соль мажор, которую также можно услышать в Концерте Моцарта для третьего валторна. Далее следуют обычное развитие и перепросмотр. В конце части есть каденция, хотя оригинал Моцарта утерян.
Знаменитый Анданте в субдоминанте тональности фа мажор состоит из трех частей. Начальная часть предназначена только для оркестра и содержит приглушенные струнные. Первые скрипки играют сказочную мелодию под аккомпанемент, состоящий из вторых скрипок и альтов, играющих триоли с повторяющимися нотами, и виолончелей и баса, играющих пиццикато арпеджио. Весь основной мелодический материал движения содержится в этом оркестровом вступлении, либо фа мажор, либо фа минор. Вторая часть знакомит с сольным фортепиано и начинается с фа мажор. Это не буквальное повторение, так как после первых нескольких фраз вставляется новый материал, переходящий в другую тональность. Когда знакомый материал возвращается, музыка теперь звучит в доминирующей тональности до минор и до мажор. Затем он модулируется до соль минор, затем си-бемоль мажор, затем фа минор, который переходит к третьему разделу движения. Третий раздел снова начинается сказочной мелодией, но на этот раз в относительной тональности параллельной тональности фа мажор ля-бемоль мажор. В течение этого заключительного раздела музыка возвращается к тонизирующим тонам фа минор, а затем фа мажор, а короткая кодировка завершает движение.
Финальная часть рондо начинается с того, что весь оркестр поддерживает веселую «прыгающую» тему. После короткой каденции к ней присоединяется фортепиано, которое продолжает развиваться. Очевиден стиль «звонка и ответа», когда фортепиано и ансамбль плавно обмениваются партиями. Солист получает гаммы и арпеджио, усиливающие темы, а также короткую каденцию, которая ведет прямо к основной теме. Основная тема появляется в последний раз, что приводит к всплеску весов, завершающемуся торжествующей нотой.
Вторая часть была показана в шведском фильме 1967 года Эльвира Мадиган. В результате произведение стало широко известно как концерт Эльвиры Мадиган.
Песня Нила Даймонда 1972 года «Song Sung Blue » была основана на теме анданте-движения Concerto.