Павао Риттер Витезович

редактировать
Хорватский писатель
Павао Риттер Витезович
Pavao Ritter Vitezović.jpg
РодилсяПауло Риттер. (1652- 01-07) 7 января 1652 г.. Сень, Военный рубеж, Габсбургская монархия
Умер20 января 1713 г. (1713-01- 20) (61 год). Вена, Габсбургская монархия
ПсевдонимПоль Витезович
Род занятийПисатель, поэт, гравер, издатель, историк, лингвист
ЯзыкЛатинский, хорватский
Известные труды

Павао Риттер Витезович (хорватское произношение: ; 7 января 1652 - 20 января 1713) был Габсбургом - хорватским эрудит, по-разному описываемый как историк, лингвист, издатель, поэт, политический теоретик, дипломат, гравер, рисовальщик, картограф, писатель и специалист номер. Он также известен своей пропагандой экспансионизма.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Ранние произведения
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Гравюры и картография
  • 3 Поэзия
  • 4 Наследие
  • 5 Письменные произведения
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

Павао Риттер Витезович родился как Павао Риттер в Сене, сын пограничника. Его отец был потомком этнического немца иммигранта из Эльзаса, а его мать была хорваткой.

. Он закончил шесть классов гимназии, управляемой иезуитами в Загребе перед переездом в Рим, где он останавливался в Иллирийском колледже и познакомился с известным далматинским историком Иваном Лучичем. Затем он переехал в замок Богеншперк (нем. : Вагенсберг) недалеко от города Лития в Карниола (сейчас в Словения ), где естествоиспытатель Иоганн Вейхард фон Вальвазор оказал влияние на его изучение национальной истории и географии. Там он также выучил немецкий и навыки печати и гравюры.

Ранние произведения

Kronika aliti spomen vsega svijeta vikov (1696, Загреб) - единственный хорватский - книга истории языка, изданная в 17 веке.

В 1677 году он написал трактат о клане Гусичей, опубликованный в 1681 году, в том же году он написал ряд стихов для отца Александра Микулича, загребца. канон. Поскольку он приобрел репутацию ученого человека, его родной город Сень избрал его своим представителем в различных парламентах в Шопроне, Пожуне и Вене. 19 апреля 1683 года, благодаря усилиям Риттера Витезовича, канцелярия империи Австрии провозгласила хартию, дающую городу Сень его древние права, защищая его от местного военного командующего капитана Герберштейна, терроризировавшего граждан в то время.

Из-за Османских войн он был зачислен и размещен в Меджимурье таборе (гарнизоне) под бан Николасом Эрдёди. В 1683 году, когда началась Великая турецкая война, он участвовал во взятии фортов Лендава и Сигетвар. После войны запрет Эрдёди нанял его в качестве чиновника своего двора, где он также познакомился с Адамом Зрински, сыном Николы Зрински. Первоначально он был назван поджупаном Лики, чисто почетным титулом, не имеющим реального значения.

Дом Витезовича в Верхнем городе Загреба (слева)

Затем хорватский парламент назвал его как своего представителя в Имперской комиссии по разграничению с Венецией и Турцией, но, несмотря на его вклад, границы были проведены против Хорватские интересы, которые сильно расстроили Риттера Витезовича. Во время своей работы на королевских и императорских диетах в Вене и Братиславе Витезович встретил много высокопоставленных лиц из Хорватии и однажды пожелал вернуться домой, чтобы жить в Загребе.

Поздние годы

Где-то в начале 1690-х годов он вернулся в Хорватию, где обнаружил, что в Епископском дворце в городе Загреб есть типография, приобретенная в 1663 году, но давно заброшенная. Он попросил своего давнего друга Александра Микулича, которого к тому времени назвали епископом, разрешить ему использовать его. Вскоре он занялся бизнесом, печатал календари и листовки, и он обратился в хорватский парламент с просьбой предоставить этой типографии официальные полномочия. 11 ноября 1694 года парламент действительно назначил его управляющим этим учреждением. Затем он перенес его с улицы Влашка в свой дом на Grič, а затем отправился в Вену, где купил новый печатный станок и все остальное, необходимое для печати книг.. Он назвал новую типографию «Музеем» (как и Валвазор до него) и напечатал первые книги на латыни и хорватском.

. Типография действовала с 1695 по 1706 год. и его самая известная работа Хорватия Редивива («Возрожденная Хорватия») была напечатана там в 1700 году. 14 июня 1706 года пресса была в значительной степени уничтожена во время сильного пожара, а через два года умерла жена Витезовича, в результате чего он совершенно обезумевший.

В 1710 году он переехал в Вену, где продолжил публиковаться и был удостоен почетного титула барона при австрийском дворе. Однако это не помогло его материальному положению перед смертью в 1713 году.

Гравюра и картография
Изображение Комполье, Словения, подписано как PRf (Paul Ritter fecit - сделано Павао Риттером)) c. 1679

Витезович внес от 54 до 60 гравюр для «Topographia Ducatus Carnioliae Modernae» (1679) и Слава герцогства Карниола (1689), оба как рисовальщик и гравер. Обычно это были города и места Хорватии и Карниола, которые, по словам Векослава Клайча, он «посетил, неся альбом для рисования, нарисовал их, а потом переписал на медь. тарелки". Его способности как художника-графика были позже использованы в его геральдической книге 1701 года Стемматография. Он изучал картографию у австрийца Георга Маттеуса Фишера, чьи карты Австрии повлияли на его более поздние работы, которые он использовал в своей работе 1700 года «Хорватия редивива».

Как опытный картограф, он стал членом австрийская военная комиссия по демаркации хорватских земель и Османской империи (1699 г.) под руководством Фердинанда Луиджи Марсильи. Он вместе с другими участниками сделал набросок соседних областей, большая часть которых хранится в Национальном архиве Австрии. Всего в Хорватском государственном архиве хранится пять карт, которые приписываются ему.

Поэзия

Он писал свои стихи на латыни и хорватский. Его первое поэтическое произведение Odiljenje sigetsko (Разделение Siget ) было впервые опубликовано в 1679 году в Линце. Третье издание сочинения было позже самоиздано в Загребе в 1695 году. Оно по-разному описывается как эпическая поэма, посвященная вышеупомянутой осаде (похожая на Vazetje Sigeta Grada ) или лирический комментарий к «Адрианскога мора Сирена» Петра Зрински («Сирена Адриатического моря»), написанная двояко-рифмованной двусложной схемой, типичной для Хорватии того времени. Он написал латинские послания ряду хорватских, австрийских и венгерских сановников и друзей, насчитывая примерно 9000 строк стихов. В 1703 году он самостоятельно опубликовал (Загреб) Plorantis Croatiae Saecula Duo (Два столетия Хорватии в трауре), произведение, которое описывается как поэтичная хроника, оформленная как псевдо-автобиография, и аллегория к барокко Stabat Mater топос. Он основан на повествовании от первого лица персонифицированной Хорватии (представленной как родина-мать), которая рассказывает свою историю как личную историю страданий с подробными психосоматическими проявлениями. За этим последовала народная поэма «Сеньчица» (1704 г.), которая демонстрирует, что Витезович в первую очередь руководствовался патриотизмом, что сделало его предшественником таких хорватских поэтов 19 века.

В целом восприятие поэзии Витезовича было неоднозначным. В то время как историк Виолетта Моретти хвалила его эпистоларии как «в основном богатые, хорошо сформированные и беглые», она критиковала его другие латинские стихи как неуловимые по своему смыслу. Зринка Блажевич из Загребского университета высоко оценил свою работу «Два века Хорватии в трауре» как одно из лучших хорватских поэтических произведений на латыни, содержащее прекрасные эстетические качества и необычную повествовательную структуру. Напротив, [hr ] считал, что его работе Odiljenje sigetsko не хватает великого поэтического изобретения, вместо этого рассматривая его ценность в первую очередь в историографических терминах. Эта интерпретация подверглась критике со стороны историка литературы и писателя Павао Павличича, заявившего, что Витезович обладал прекрасным знанием языка и умениями стихосложения, умудряясь создавать великие и изобретательные стихи в определенных местах произведения. Павличич утверждал, что это негативное мнение проистекает из неправильного толкования намерений Витезовича, которые заключаются не в создании эпоса, а в создании лирического сборника, предназначенного для расширения существующих аспектов Осады Сигета.

Наследие
Карта Велебита и окрестности, нарисованные Витезовичем в 1701 году (фрагмент)

Историки литературы, такие как Бранко Водник, Миховил Комбол, считают его главной фигурой своего времени, особенно важной для его идей, использующей свою огромную энергию и значительный талант для создания произведений больше, чем, возможно, у всех остальных людей, вместе взятых, в самой Хорватии в 18 веке. Они также описывают его как самого дальновидного и полного хорватского автора своего времени. В своих литературных произведениях он был традиционным и новаторским, с одной стороны проводя параллели с Игнятом Дурджевичем, а с другой - стремился донести свои книги до масс и менее образованных людей, что приблизило его к Эпоха Просвещения. Он писал свои работы на латинском и хорватском языках, охватывая большое разнообразие жанров и тем, в том числе его многочисленные интересы в области историографии, геральдики, поэзии, гравюры на меди, публикации и печати ежемесячных календарей, пословиц, головоломок, поэтики, лингвистика и география.

Риттер Витезович предложил идею решения орфографии для хорватского языка, согласно которой каждый звук должен иметь только одну букву, и эта идея позже вдохновила лингвиста Людевита Гая реформировать хорватский вариант латинского письма и создать латинский алфавит Гая.

Он создал хорватский дискурс эксклюзивизма в рамках раннего иллирийского движения и представил на Балканах концепцию «исторического присвоения» что на самом деле является идеей претендовать на национальную территорию на основе прошлых завоеваний. Он был первым идеологом хорватского народа, провозгласившим, что все славяне - хорваты. Основы концепции Великой Хорватии заложены в трудах Витезовича. Его работы использовались, чтобы узаконить экспансионизм империи Габсбургов в юго-восточной Европе, отстаивая свои исторические права на Иллирию. «Иллирия» как славянская территория, спроектированная Витезовичем, в конечном итоге включит не только большую часть Юго-Восточной Европы, но и Венгрию. Витезович определил территорию Хорватии, как включающую, помимо Иллирии и всей славянонаселенной территории, территорию между Адриатическим, Черным и Балтийским морями. Фердо. Шишич соответственно рассматривал "Хорватию Редивива" как "Библию национальной политики хорватов в 19 веке", вдохновляя таких людей, как Людевит Гай, Евгений Кватерник и Анте Старчевич.

Его геральдические произведения повлияли на балканскую националистическую иконографию 19 века в Сербии, Болгарии и Румынии. Он также написал первую историю сербов, которая сохранилась в рукописи. Он умело составил многочисленные генеалогии и подделал большую часть Trophaeum nobilissimae domus Estorasianae (генеалогический трактат по заказу Пала Эстерхази ).

Письменные произведения

На латыни:

На хорватском языке:

  • Odiljenje sigetsko (1684)
  • Priričnik aliti razliko mudrosti cvitje (1703)
  • Senjčica (1704)
  • Kronika aliti spomen vsega svieta vikov (1696)

Неопубликованные (в рукописи):

  • Банология
  • Сив де бан atu Croatiae
  • Serbia illustrata
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
  • СМИ, относящиеся к Павао Риттеру Витезовичу на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-01 06:30:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте