Пол Райан (карикатурист)

редактировать
Американский карикатурист, 1949-2016 гг.

Пол Райан
Родился(1949- 09-23) 23 сентября 1949 г.. Сомервилль, Массачусетс
Умер7 марта 2016 г. (2016-03-07) (66 лет)
ГражданствоАмериканец
ПлощадьХудожник
Известные работыDP 7. Фантастическая четверка. Новый Человек-Паук. Фантом

Пол Райан (23 сентября 1949 - 7 марта 2016) был американским художником-комиком. Райан много работал для Marvel Comics и DC Comics над рядом названий супергероев комиксов. Он наиболее известен своей работой с 1991 по 1996 год как penciler на Фантастической четверке, что представляет его самую давнюю связь с отдельной серией комиксов. С 2005 года до своей смерти в 2016 году Райан рисовал карандашом и подписывал ежедневную газету комикс Призрак для King Features Syndicate.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Первые шаги в комиксах
    • 1.3 В Marvel Comics
    • 1.4 В DC Comics и после
    • 1.5 Комикс Phantom
    • 1.6 Методы работы
    • 1.7 Унаследованные, личные и профессиональные
  • 2 Библиография
    • 2.1 AC Comics
    • 2.2 CrossGen Comics
    • 2.3 DC Comics
    • 2.4 Egmont
    • 2.5 Image Comics
    • 2.6 King Features Syndicate
    • 2.7 Lone Star Press
    • 2.8 Marvel Comics
    • 2.9 Tyndale House Publishers
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Родился Пол Райан в Сомервилле, штат Массачусетс, в 1949 году. Он посещал гимназию Святого Поликарпа в Сомервилле и окончил среднюю школу Святой Марии Благовещенской в ​​1967 году. Окончил Массачусетский колледж искусств в 1971 году со степенью бакалавра изящных искусств в области графики. знак.

После окончания школы Райан был зачислен в Национальную гвардию США и был направлен в Форт-Дикс, Нью-Джерси, для базовой подготовки и AIT (продвинутого индивидуального обучения) в автомобильной промышленности. механика. Позже он учился в Военной академии Массачусетса в Уэйкфилде, штат Массачусетс, для обучения офицеров. Райан был членом своей пистолетной команды Национальной гвардии, в молодости изучал карате и фехтование, а одно время занимался стрельбой из лука и силовыми тренировками.

В молодости Райан нашел работу в отделе графики из Metcalf Eddy Engineering в Бостоне, где он проработал 11 лет.

Первые шаги в комиксах

Согласно интервью 2007 года, «Райан начал свое обучение [для карьеры в комиксе] еще ребенком, когда рос в Сомервилле. Он припарковался там. каждый вечер перед телевизором, чтобы смотреть Джорджа Ривза в Приключениях Супермена ». Райан начал рисовать одностраничные комиксы еще в начальной школе, вдохновленный любовью к комиксам, чтобы создать свои собственные. Он сказал, что будучи молодым человеком в Серебряном веке, на него повлияли работы Уэйна Боринга и Курта Суона над Суперменом. В 1961 году Райан стал большим поклонником Фантастической четверки из Стэна Ли и Джека Кирби, «купив первый выпуск в нежном 11-летнем возрасте. " Он признал, что еще в юности изучал работы Хэла Фостера, Сай Барри, Дэна Барри и Мак Рабоя, добавив: «Я в значительной степени подвержен влиянию тех, чьи работы мне нравятся».

В 1983 году, в ответ на общее предложение «открытого прослушивания» от Charlton Comics, Райану наконец предложили написать и нарисовать свой первый полномасштабный комикс, который он назвал «ПОРОДА». Чарльтон недавно учредил программу, согласно которой они будут публиковать лучшие работы, представленные начинающими художниками комиксов в Чарлтоне Буллсай. Оплата будет производиться в виде 50 копий напечатанного экземпляра. Затем художник опубликовал бы работу, чтобы показать Marvel Comics или DC Comics в надежде получить работу в «Большой двойке». Чарльтон принял рассказ Райана, поддерживая его, что карьера комикса была в пределах досягаемости, но название было отменено до того, как "ПОРОДЫ" увидела печать.

Остальные истории из «Буллсай» оказались в руках Билла Блэка из Америкомикс во Флориде, и Блэк опубликовал «ПОРОДУ» в Starmasters # 1 (март 1984). Это привлекло внимание магазинов комиксов в районе Бостона к Райану. Когда художник Marvel Боб Лейтон переехал в Бостон и нуждался в помощнике, сотрудники этих магазинов порекомендовали Пола Райана Лейтону. Райан год проработал в Лейтоне, занимаясь подготовкой кадров, и через него познакомился с редакторами и сотрудниками Marvel. Говорят, что Лейтон сыграл жизненно важную роль в развитии Райана. Райан сказал, что его единственное формальное образование в области комиксов произошло в период с 1983 по 1984 год, когда он работал ассистентом Боба Лейтона и одновременно готовил образцы карандашей для Marvel. К этому времени Райан, выбравший окольный путь к карьере в комиксе, был примерно за 30.

Фантастическая четверка № 358 (ноябрь 1991 г.), искусство Пола Райана

В Marvel Comics

Вскоре Райан получал свои собственные задания, начиная с рисования The Thing # 27 (сентябрь 1985), а затем переходя к рисованию карандашом Iron Man # 202, Squadron. Высший, Вечные и графический роман Тор.

В 1986 году писатель Марк Грюнвальд и Райан создали DP 7 для отпечатка Marvel New Universe. В сериале было необычно реалистичное на то время представление о том, какие последствия могут возникнуть в результате наличия паранормальных способностей. Д.П. 7 был назван «явным предшественником - как по тону, так и по содержанию - телесериала Герои."

. Райан сказал, что его любимым творческим моментом в комиксах было то, что он сидел с Грюнвальдом и придумывал внешний вид DP 7: «По указанию Марка мы« отбрасываем »наших персонажей на основе реальных людей. Я до сих пор делаю это, когда сталкиваюсь с новыми персонажами. Когда писатель дает описание персонажа, я просматриваю различные журналы в поисках правильного взгляда. "

Рич Джонстон из Bleeding Cool объявил DP 7" замечательным комиксом, все, казалось, идеально сочеталось воедино. эта серия и последовавший за ней Quasar, и меня зацепило. У Пола был классический чистый стиль ».

В 1987 году Райан нарисовал The Amazing Spider-Man Annual # 21, посвященный свадьбе Человека-паука (Питер Паркер) и Мэри Джейн Уотсон. Вспоминая годы спустя его реакцию на то, что ему поручили свадьбу, Райан признался: «Я был в ужасе! Взволнованный, но зная историческое и финансовое значение этой истории для Marvel Comics, я не мог не нервничать. Учитывая, что я был в бизнесе всего полторы минуты, мне никогда не следовало бы получать это задание. Джим Шутер действительно рискнул со мной. Он спросил. Я принял. Он вручил мне сюжет. Надеюсь, я не разочаровал его ».

Райан написал карандашом первые шесть выпусков Квазара в 1989–1990 годах, а также работал над значительной серией Мстителей. Вспоминая работу Райана над последним названием, писатель Джейсон Версагги сказал, что «черновик Райана, казалось, плавно переходит от конца Джона Бушемы, когда он писал эти книги в 90-х»

.

Среди других ярких моментов Marvel были карандаши для Avengers West Coast (вскоре после того, как Джон Бирн нарисовал рисунок на нескольких выпусках этого названия) и Ravage 2099, персонаж он создавал в соавторстве с Стэном Ли. Он рисовал карандашом для сценариев Бирна «Железного человека» около года, начиная с 1991 года, включая арку «Сага о семени дракона», в которой использовался мандарин. В 1992 году, параллельно с проектами комиксов, Райан взял на себя карандашный рисунок The Amazing Spider-Man Воскресный комикс, написанный Стэном Ли, подписанный Джо Синноттом и распространяется King Features. Он рисовал эту функцию чуть более трех лет, что могло быть его самой большой аудиторией читателей.

Из всех его работ для Marvel Пол Райан наиболее тесно связан с Фантастической четверкой за его долгую победу над своим флагманским титулом. Райан сказал, что, когда ему впервые предложили художественное задание, он фактически отказался, потому что не хотел отказываться от Мстителей, чтобы освободить время в своем графике. Он продолжал обдумывать эту возможность на выходных и, наконец, пришел к выводу, что не может отказаться от рисования своей любимой игры Marvel. Сотрудничая с писателем Томом ДеФалко и иногда получая участие в написании сюжета, его первый выпуск был № 356 (сентябрь 1991 г.), а его последний № 414 (июль 1996 г.). Он уступает только Джеку Кирби и Джону Бирну по общему количеству разыгранных выпусков «Фантастической четверки». Его бег по Фантастической четверке был внезапно прерван событием Heroes Reborn. Райан вспомнил, что узнал о потере F.F. и Джим Ли захватил титул через Интернет, и сказал: «Вся эта ситуация оставила у меня плохие предчувствия к Marvel. Я был брошен на произвол судьбы после 11 лет верной исключительности».

В DC Comics и после

Вскоре после того, как Пол Райан покинул Marvel, он перешел в DC Comics, где стал художником на Супермен: Человек завтрашнего дня и Вспышка. В том же году он был одним из многих создателей, которые внесли свой вклад в сингл-кадр Супермен: Свадебный альбом, в котором главный герой женился на Лоис Лейн. Райан нарисовал часть одного кадра Красный Супермен / Синий Супермен, который запустил сюжетную линию с тем же названием, которая проходила через различные названия Супермена. Он нарисовал карандашом Супермен Ежегодник и различные Бэтмен, а также несколько дополнительных заданий по другим названиям Супермена. Вместе с писателями Грантом Моррисоном и Марком Милларом Райан представил персонажа Джакима Грома в The Flash vol. 2 # 134 (февраль 1998 г.)

Пол Райан и писатель Дэвид Мишелини - единственные создатели комиксов, которые внесли свой вклад в свадебные выпуски Человека-паука (Питер Паркер женится на Мэри Джейн Уотсон в The Amazing Spider-Man Annual # 21 и Супермен (Кларк Кент) женится на Лоис Лейн в Superman: The Wedding Album.

«Одно из самых больших волнений, которые я испытал, работая в комиксах, - это то, что мне позволили рисовать «Супермен», - сказал Райан о своем пребывании в Вашингтоне. «Для меня он был первым, лучшим героем».

Обложка «Фантомена» Эгмонта от Пола Райана

Он был художником NASCAR / Superman заказного комикса и книги по коллекционированию марок «Празднование века», которую DC выпустил для Почтовой службы США.

Райан ненадолго вернулся в Marvel в 1999 году, снова объединившись с писателем Томом ДеФалко, на этот раз на Фантастическая пятерка. На рубеже тысячелетий Райан работал с Wildstorm, писал карандашом один из графических романов Left Behind и работа с Crossgen в качестве исполнителя вставок над такими названиями, как Ruse и Crux. Привлечение Кроссгена Райана и других примечательных талантов привело к тому, что DC Comics посчитали этого выскочки-издателя серьезной угрозой на рынке комиксов.

Участие Райана в «Призраке» началось, когда поклонник сделал ставку на один из eBay Райана аукциона 2001 года связались с ним и спросили, думал ли он когда-нибудь о работе в компании по производству комиксов за пределами США. Этот фанат проходил стажировку в Egmont Publishing, которая производит The Phantom (Fantomen ) комикс в Швеции. Райан сказал ему, что он заинтересован, и получил соответствующую контактную информацию. Вскоре у издателя были образцы от Райана, и он быстро подписал его в Team Fantomen. В течение следующих пяти лет Райан регулярно создавал обложки и завершал оформление интерьеров для Fantomen, и эта работа хорошо подготовила его к следующему важному заданию.

Комикс Phantom

The Phantom Комикс начинался как будничная газетная полоса 17 февраля 1936 года, с цветной воскресной полосой, добавленной в мае 1939 года. Первоначально он был написан создателем Ли Фальком, а когда Фальк умер в 1999 году, Тони ДеПол взял на себя обязанности писателя. Пол Райан был одним из нескольких художников, которые на протяжении десятилетий иллюстрировали приключения персонажа из комиксов.

В 2005 году нынешний художник Джордж Олесен объявил о завершении карьеры. Джей Кеннеди, главный редактор King Features Syndicate, выбрал Райана на роль художника в ежедневных лентах, начиная с тех, что были опубликованы в январе того же года (Райан был художником в King's Amazing Spider -Человек раздевается десятью годами ранее). Затем в октябре 2006 года Грэм Нолан, художник The Phantom Sunday Strip, объявил о своем намерении покинуть сериал. Кеннеди снова обратился к Райану, который согласился добавить воскресную полосу к своим обязанностям в King Features. Его первое воскресенье появилось в газетах 1 апреля 2007 года. Позже Райан пожелал сократить свою рабочую нагрузку, и 31 июля 2011 года Эдуардо Баррето стал художником воскресной стриптиза. После внезапной смерти Баррето в конце 2011 года Райан ненадолго вернулся к воскресному фильму, пока не нашел замену, Терри Битти.

Одним из многих ярких моментов времени Райана в «Призраке» является ежедневное приключение, которое длилось с 24 августа 2009 года по 7 мая 2011 года. Депол назвал его полностью «Смертью Дайаны Палмер Уокер», эта эпическая сюжетная линия считается самой продолжительной из всех газетных сюжетов «Призрака». Повторяющийся злодей из сказки, Чату, он же Питон, - безжалостный террорист, который хочет отомстить своему заклятому врагу, нанеся удар по кому-то из близких к Призраку. Frew Publications, известная тем, что опубликовала длинную серию переизданий «Призрака», представила всю историю как «Питон наносит ответный удар» в одном 140-страничном комиксе (номер выпуска 1602).

ДеПол считает, что Райан заложил основу для другой памятной истории, «Вызов», задав вопрос: «Что, если бы кто-то бросил вызов Гурану за право быть главой Бандара?» История, которую ДеПол развил на основе этой подсказки, закончилась тем, что Гуран по-прежнему главенствовал, но однажды признал достоинства своего соперника, Кипавы, в качестве возможного преемника.

Рич Джонстон похвалил Райана за его работу над «Призраком»: «Вот оно. кажется, он приобрел свой собственный, более богатый и роскошный стиль, который менее сдерживается эффектами Marvel или редакционной статьи DC с большим влиянием Европы. "

Последняя полоса Phantom была выпущена в субботу, май 28, 2016.

Методы работы

Говоря о своей работе в качестве рисовальщика комиксов, Райан описал свой процесс: «Я читаю рассказы и« вижу », как они должны выглядеть в моей голове., сделайте эскиз картины в моей голове, а затем перейдите к полноразмерной бумаге для рисования ". Хотя Райан известен в первую очередь своим карандашным рисунком для комиксов, Райан сказал, что предпочитает рисовать своими собственными карандашами: «Я работал с некоторыми удивительными чернилами. Некоторые чернила сделали мою работу лучше, чем она была на самом деле. Некоторые другие чернила... не так Когда я рисую карандашом, читатели видят, на что я способен ".

Призрак ежедневная полоса с 2006 года. Рисунок Пола Райана.

На Призраке Райан нарисовал карандашом и подписан. Когда его спросили, сколько времени уходит на создание его ежедневного комикса, Райан оценил «четыре часа, чтобы нарисовать полосу и три часа, чтобы нарисовать ее, создавая освещение и тени». Райан начал с рисования только линий. «Я прорабатываю освещение, тени и текстуру на этапе рисования. Сначала я использую кисть и наношу все тени и большие темные области. Это помогает определить страницу. Затем я использую более тонкую кисть или перо, чтобы добавить детали, текстуры или контурные линии. "

Искусство Райана характеризовалось сильным чувством рассказа, внимательным отношением к дизайну и перспективе, а также глубоким знанием анатомии - на полосе, которую он когда-то нарисовал для публикации 365 дней в году. Хотя у Райана были под рукой справочники, он больше доверял наблюдению - и взгляду художника - за свои знания анатомии человека, а также структуры окружающего нас мира. «Всякий раз, когда я нахожусь в какой-либо ситуации, я постоянно пытаюсь запоминать вещи. Я запоминаю лицо, комнату и на самом деле все обрисовываю в уме». Он также обращал особое внимание на тени.

В его комиксах появлялись рисунки реальных людей в его жизни, таких как семья и друзья. Он сказал, что его внимание особенно привлекли характеры, выраженные на лицах старшего возраста. «Вы видите столько истории на лице. И это то, что я пытаюсь привнести в работу».

Райан признался, что бегал по окрестностям в юности с импровизированной накидкой Супермена, повязанной на шее (» Меня много били ", - пошутил он), и его эмоциональная идентификация с комическими персонажами продолжалась и в его профессиональные годы:" Я обнаружил, что, иллюстрируя историю, я становлюсь настолько сосредоточенным, что чувствую себя [на самом деле ] в рассказе, играя роль каждого из персонажей, когда я их рисую », - сказал Райан.

Пол Райан встречает Rex Trailer в It's Entertainment в Фитчбурге, штат Массачусетс., 11.09.2011

Наследие, личное и профессиональное

Райан продолжал работать художником ежедневных комиксов The Phantom до своей смерти в возрасте 66 лет. Он умер неожиданно 7 марта 2016 года. в своем доме в Хадсоне, Массачусетс.

Тони ДеПол, автор фильма Призрак, сотрудничал с Райаном над стриптизом в течение двенадцати лет. Он написал о своем последнем телефонном разговоре с Райаном, который позвонил, чтобы убедиться, что он интерпретировал панель так, как задумал Депол в своем сценарии. ДеПол похвалил пылкий профессионализм своего покойного партнера и заявил, что «Пол считал за честь работать над классическим персонажем, созданным великим Ли Фальком в 1936 году. Мы с ним думали совершенно одинаково в этом отношении.. "

ДеПол также писал об их общей любви к Монтане и о любви Райана к лошадям. «Возможно, поэтому, - предположил ДеПол, - он так хорошо рисовал Героя, верного верхового животного Фантома». ДеПол опубликовал фотографии Райана и его жены Линды Райан, наслаждающихся недавним отдыхом на ранчо в округе Свит-Грасс, штат Монтана.

ДеПол упомянул в интервью 2017 года «великолепную работу, которую Пол проделал в течение стольких лет и для денег гораздо меньше, чем он того стоил »; Приведя пример лучших работ Райана, ДеПол сказал, что «искусство Пола особенно хорошо проявилось в« Путешествии на каноэ », ночных сценах в море, в тумане, которые нелегко осуществить».

Администратор фан-сайта The Phantom Chronicle Chamber отметил его кончину и вспомнил о встрече с Райаном на Supanova Con 2014 в Сиднее, Австралия, где он был почетным гостем на ужине Клуба бенгальских исследователей в Мемориале Ли Фалька: «Мои непреодолимые воспоминания о Пол был просто отличным парнем. Он слушал всех, кто хотел с ним поговорить, любезно подписывал все, что ему предлагали, и он был невероятно щедрым и честным в рассказах о работе над «Призраком». Самым ярким событием для меня было то, как Пол вживую создает некоторые иллюстрации Phantom. Это было потрясающе, и я никогда не забуду этого ».

Писатель Ларри Хама, друг и соавтор Райана в Marvel и DC Comics, похвалил его как «безупречного рисовальщика, хорошего визуального рассказчика и действительно, действительно хороший парень ".

Хама продолжил: «Я всегда знал, что сюжет, который я ему послал, будет прорисован с большим вниманием к деталям, аспекты истории будут улучшены, а мои ошибки будут исправлены».

Марк Эванье вспоминал: «Несколько лет назад мы с Полом собирались вместе работать над новым комиксом, основанным на оставшейся идее Джека Кирби. Я был разочарован, когда проект провалился, потому что я с нетерпением ждал возможности поработать с Пол. Видя его работы, я знал, что он умеет хорошо рисовать, но когда мы вошли в дискуссию, я обнаружил, каким умным, сознательным художником он был - из тех, кто не только отлично работает, но и понимает, что он делает и почему. Какой позор потерять хорошего человека вот так. "

Менеджер" It's Entertainment " Кен Карсон отметил множество мероприятий в магазине, на которых Райан появлялся на протяжении двадцати лет, и отразил его личность и остроумие:" Он был скрупулезным мастером., но Пол наслаждался дружескими подшучиваниями, когда делал наброски и расписывался для фанатов - и у него был озорник у вас чувство юмора! Он мог говорить диковинные вещи с невозмутимым лицом, но искорка в его глазах выдавала его ».

Брендан Берфорд (генеральный менеджер King Features, синдикация) восхвалял художника:« У Пола блестящая карьера в комиксах это длилось десятилетия, и мы в King Features так рады, что он смог применить свое мастерство к нашему любимому PHANTOM. Он находится рядом с другими великими людьми, рисовавшими «Призрака, который ходит», и его будет не хватать ».

Объявление King Features также включало некоторые подробности его личной жизни:« В дополнение к его любви к повествованию через его комиксы и его настоящая страсть к ковбою, Райан любил проводить время со своей семьей, и его нежно называли «дядей Полом». Его страстью в жизни была его жена Линда и те драгоценные моменты, которые они провели на протяжении 28 лет совместной жизни в браке ».

Через несколько недель после смерти Райана Frew Publications объявили, что выпуск Phantom номер 1748 является« Выпуск «Дань Пола Райана». Этот выпуск был первым комиксом Фрю, интерьер которого был напечатан в цвете. Помимо полнометражного приключения, нарисованного Райаном, в выпуске были фотографии его визита в Австралию в 2014 году и несколько воспоминаний. Издатель Дадли Хогарт в нем Райану приписывается следующая цитата: «Мои герои всегда были людьми действия. Некоторые из них были в масках. Некоторые ехали на лошади. У некоторых был компаньон-животное. У некоторых был пистолет. Меньшее количество по-прежнему действовало из секретной пещеры. В частности, один герой соединил все эти элементы и многое другое. Он был Призраком! Если бы кто-нибудь сказал мне, когда мне было десять лет, что я однажды стану художником-стриптизершей Phantom, я бы им не поверил. Это случается с другими людьми, а не со мной. Жизнь прекрасна! »

Майк Мэнли был назначен на место Райана в« Призраке », начиная с полосы от 30 мая 2016 года. Райан был на несколько недель впереди на полосе в момент своей смерти.

Мэнли написал: «Я встретил Пола только один раз, что я хорошо помню, на афере много лет назад, хотя мы общались с Marvel по поводу таких книг, как Квазар, со мной, когда он ушел, чтобы писать другие книги, такие как Мстители и Фантастическая четверка. Пол оставил нам всем великое наследие, которым можно наслаждаться и вдохновляться на протяжении веков своим искусством для Marvel и своим долгим путешествием на Phantom ».

Мэнли также отметил, что он и Пол Райан перечислены в небольшом и известная группа художников, которые профессионально нарисовали приключения как Бэтмена, так и Фантома. Остальные: Джим Апаро, Терри Битти, Дон Ньютон, Кармин Инфантино (как привидение для Сай Барри ), Джо Джелла (привидение для Боба Кейна ) и Грэм Нолан.

Библиография

AC Comics

  • Капитан Парагон и Стражи правосудия # 1 (чернила, леттер) (1985)
  • Colt Special # 1 (чернильница) (1985)
  • Starmasters # 1 (писатель / художник) (1984)

CrossGen Comics

DC Comics

Egmont

  • Fantomen # 25/2001, 15/2002, 22 / 2002, 7/2003, 14/2003, 25/2003, 8/2004, 17/2004, 18/2004, 25/2004, 3/2005, 9/2005, 4/2006, 25/2006, 16/2016

Image Comics

  • CHIX That Time Forgot # 1 (1998)

King Features Syndicate

  • The Amazing Spider-Man воскресные комиксы (1992–1995)
  • The Phantom ежедневные комиксы (2005–2016) и Воскресенье (2007–2011)

Lone Star Press

Marvel Comics

Tyndale House Publishers

  • Tribulation Force # 1, 3–4 (2002–2003))
Ссылки
Внешние ссылки
Предшественник. Рич Баклер Мстители художник . 1989–1991Преемник. Херб Тримп
Преемник. Джон Бирн Мстители Западного побережья художник . 1990–1991Преемник. Стивен Батлер
Предыдущий. Джон Ромита-младший Железный человек художник . 1991–1992Преемник. Кев Хопгуд
Предыдущий. Аль Мильгром Фантастическая четверка художник . 1991–1996Преемник. Карлос Пачеко
Предыдущий. Серхио Кариелло Флэш об. 2 художника . 1996–1998Преемник. Рон Вагнер
Последняя правка сделана 2021-06-01 06:09:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте