Промышленность | Производство |
---|---|
Основан | 1887 ; 134 года назад ( 1887) |
Основатель | Рене Панар, Эмиль Левассор |
Несуществующий | 2012 г. ( 2012) |
Преемник | Citroën (для гражданских автомобилей) Renault Trucks Defense (для военных автомобилей) |
Штаб-квартира | Париж, Франция |
Продукты | Машины |
Panhard был французским производителем автомобилей, который начинал как один из первых производителей автомобилей. Он был производителем легких тактических и военных машин. Его последнее воплощение, теперь принадлежащее Renault Trucks Defense, было образовано в результате приобретения Panhard компанией Auverland в 2005 году, а затем Renault в 2012 году. В 2018 году Renault Trucks Defense, ACMAT и Panhard объединились под единым брендом Arquus.
Первоначально Panhard назывался Panhard et Levassor и был основан как концерн по производству автомобилей Рене Панаром и Эмилем Левассором в 1887 году.
Panhard et Levassor продали свой первый автомобиль в 1890 году на основании лицензии на двигатель Daimler. Левассор получил лицензию от парижского юриста Эдуарда Саразина, друга и представителя интересов Готлиба Даймлера во Франции. После смерти Саразина в 1887 году компания Daimler поручила вдове Саразина Луизе продолжить деятельность ее покойного мужа. Лицензия Panhard et Levassor была окончательно оформлена Луизой, которая вышла замуж за Левассора в 1890 году. Даймлер и Левассор стали друзьями и делились друг с другом улучшениями.
Эти первые автомобили устанавливали множество современных стандартов, но каждый из них был уникальным. Они использовали педаль сцепления для управления коробкой передач с цепным приводом. На автомобиле также был установлен передний радиатор. Первой современной трансмиссией считается Panhard et Levassor 1895 года. На ралли Париж-Руан 1894 года Альфред Вашерон оснастил свой автомобиль мощностью 3 кВт (4 л.с.) рулевым колесом, что считается одним из первых применений этого принципа.
В 1891 году компания построила свою первую полностью разработанную Левассором модель, «современную» модель: Système Panhard состояла из четырех колес, расположенного спереди двигателя с задним приводом и примитивной трансмиссии с скользящей шестеренкой, продаваемой по цене 3500 франков с. (Он оставался стандартом до тех пор, пока Cadillac не представил синхронизаторы в 1928 году.) Это должно было стать стандартной компоновкой для автомобилей на протяжении большей части следующего столетия. В том же году Panhard et Levassor поделились лицензией на двигатель Daimler с производителем велосипедов Армандом Пежо, который основал свою собственную автомобильную компанию.
В 1895 году автомобили Panhard et Levassor с объемом двигателя 1205 куб. См (74 куб. Дюйма) финишировали первым и вторым в гонке Париж-Бордо-Париж, на одной из которых Левассор пилотировал соло на 48 часов. Однако во время гонки Париж-Марсель-Париж 1896 года Левассор был смертельно ранен из-за аварии при попытке избежать удара собаки и умер в Париже в следующем году. Артур Кребс сменил Левассора на посту генерального директора в 1897 году и занимал эту должность до 1916 года. Он превратил компанию Panhard et Levassor в одного из крупнейших и наиболее прибыльных производителей автомобилей перед Первой мировой войной.
Panhards выигрывал множество гонок с 1895 по 1903 год. Panhard et Levassor разработали тягу Панара, которая стала использоваться и во многих других типах автомобилей.
С 1910 года компания Panhard разрабатывала двигатели без обычных клапанов, используя по лицензии технологию золотниковых клапанов, запатентованную американцем Чарльзом Йельским Найтом. Между 1910 и 1924 годами в каталоге Panhard amp; Levassor перечислялось множество моделей с традиционными клапанными двигателями, но они предлагались наряду с автомобилями с силовыми установками с золотниковыми клапанами. После различных подробных усовершенствований технологии гидрораспределителей, выполненных собственным конструкторским отделом Panhard, с 1924 по 1940 г. все автомобили Panhard использовали двигатели с гидрораспределителями.
Во время президентства Раймона Пуанкаре, действовавшего с 1913 по 1920 годы, модели 18CV и 20CV от Panhard amp; Levassor были официальными президентскими автомобилями.
Во время войны Panhard, как и другие ведущие производители автомобилей, сосредоточился на военном производстве, включая большое количество военных грузовиков, V12-цилиндровые авиационные двигатели, компоненты орудий и большие снаряды диаметром 75 и 105 мм.
Военные также были увлечены золотниковым двигателем Panhard 20HP. Генеральный Joffre сам использовал два 35HP Panhard Тип X35s с массивным 4-цилиндровыми 7,360 куб.смом (449 у.е. в) двигателях для своего личного транспорта, и они были часто можно увидеть парижанами несущих военных лидер между передней линией и Елисейским дворцом.
После восстановления мира в 1918 году компания Panhard возобновила производство легковых автомобилей в марте 1919 года, выпустив 10-сильный Panhard Type X19 с 4-цилиндровым двигателем объемом 2140 куб. См (131 куб. Дюйм). Три месяца спустя последовали еще три 4-цилиндровые модели, которые были знакомы всем покупателям, чьи воспоминания были еще до войны, но теперь они включали неклассифицированную электрооборудование и ряд других модификаций. На 15-м Парижском автосалоне в октябре 1919 года компания Panhard представила четыре модели, все с четырехцилиндровыми двигателями, а именно:
К 1925 году все автомобили Панара были оснащены двигателями с гильзой Knight, в которых использовались стальные гильзы. Стальные втулки были тоньше и легче, чем чугунные, которые применялись в двигателях с клапанами Панара с 1910 года, и это уже привело к улучшенному коэффициенту трения, позволяющему двигателям работать на более высоких скоростях. Чтобы еще больше снизить риск заклинивания двигателей, внешние втулки, которые подвергаются меньшим термическим напряжениям, чем внутренние втулки, были покрыты с внутренней стороны антифрикционным материалом с использованием запатентованной технологии, с которой инженеры Panhard работали с 1923 года. Это было одно из нескольких улучшений, внесенных инженерами Panhard в основную концепцию рукавно-клапанного двигателя Knight.
В 1925 году модель объемом 4800 куб.
Сюрприз появился на стенде Panhard на 20-м Парижском автосалоне в октябре 1926 года в виде первой шестицилиндровой модели производителя с довоенного времени. Новый Panhard 16CV "Six" шел с двигателем объемом 3445 куб. См и колесной базой 3540 мм (139,4 дюйма). На выставке он был оценен в виде «голого шасси» в 58 000 франков. Из девяти моделей, представленных для 1927 модельного года, семь были оснащены четырехцилиндровыми двигателями объемом от 1480 куб. См (10CV) до 4845 куб. См (20CV) и ценой от 31 000 до 75 000 франков (все в форме голого шасси). Также был представлен образец 8-цилиндровой модели Huit с объемом двигателя 6350 куб. См (35CV), которую Panhard предлагал с 1921 года и которая на выставке 1926 года была оценена производителем по цене 99 000 франков.
Когда Panhard представила свою линейку автомобилей 1931 года на Парижском автосалоне в октябре 1930 года, их последние две четырехцилиндровые модели были сняты с производства вместе с шестицилиндровым Type X59 10CV. Вместо этого они сконцентрировались на своих автомобилях "серии S", получивших обозначение " Panhard CS " и "Panhard DS" в соответствии с объемом двигателя и представленных годом ранее. В рекламе того времени указывалось, что буква «S» означает «Voitures surbaissées» (автомобили с «подвешенным» шасси), но, явно очарованная силой аллитерации, добавляла, что буква «S» также обозначала автомобили, которые были «..., supérieures, stables, spacieuses, silncieuses, sans soupapes (т. е. с использованием бесклапанных баллонов)... ". Четыре из пяти представленных Panhard представляли собой все более роскошные и дорогие автомобили с 6-цилиндровыми двигателями, объем которых варьировался от 2,35 до 3,5 литров. Также был представлен 8-цилиндровый 5,1-литровый (310 куб.дюймов) Panhard Type X67 с внушительной колесной базой 3590 мм (141,3 дюйма), который, даже без шасси, стоил 85000 франков.
Последним довоенным автомобилем Panhard et Levassor была серия Dynamic в необычном стиле, впервые представленная в 1936 году.
Компания Panhard et Levassor также производила рельсовые автобусы, в том числе железнодорожные с шириной колеи Chemin de fer du Finistère.
После Второй мировой войны компания была переименована в Panhard (без «Levassor») и производила легковые автомобили, такие как Dyna X, Dyna Z, PL 17, 24 CT и 24 BT. Компания давно отметила преимущества алюминия в весе, и это, а также послевоенное правительственное нормирование стали (разработанное с целью ограничить количество новых моделей автомобилей, чтобы обеспечить упорядоченное возвращение к производству на крупных фирмах), побудило фирму перейти к дорогостоящей альтернативе изготовление корпусов и некоторых других компонентов из алюминия. Таким образом, Dyna X и ранняя серия Dyna Z 1 имели алюминиевые корпуса. К сожалению, в расчетах затрат Жана Панара, наследника и управляющего директора фирмы, не удалось учесть дополнительную стоимость алюминия по сравнению со сталью. Его расчеты были сделаны для площади панели из листового металла, фактически используемой для каждой оболочки кузова, и не учитывали отходы каждой штамповки, составляющей оболочку. После производства повторная проверка показала, что стоимость алюминиевых корпусов составляет 55 700 франков, а стальных - всего 15 600 франков. Использование алюминия поставило фирму на грань банкротства, а поспешная инженерная работа вернула фирму к производству стали. Таким образом, более поздние корпуса Dyna Z (с середины сентября 1955 г.) и последующие корпуса PL 17 были стальными, а основные штамповочные детали сохранили более тяжелую толщину, предназначенную для долговечности с алюминием, чтобы избежать полной замены штамповочных штампов.
Плоско-сдвоенный двигатель с воздушным охлаждением Dyna был использован Жоржем Иратом для его внедорожника Voiture du Bled (VdB), построенного в Марокко небольшими партиями в начале 1950-х годов.
Вдохновленный концепцией Panhard Dynavia, стиль Dyna Z был отчетливо гладким и округлым, с акцентом на аэродинамику и общий минималистский дизайн. 24CT был более поздним (с лета 1963 г.) стильным 2 + 2 местным автомобилем; 24BT является версией того же самого с более длинной колесной базой и местом для четырех человек.
В течение периода после войны гоночные автомобили Monopole из Панара получали неофициальную поддержку со стороны Панара (как и DB и другие клиенты, такие как Роберт Чансель), что дало положительный эффект для победы в классе «Индекс производительности» в Ле-Мане в г. 1950, 1951 и 1952 годы. В 1953 году Панар перешел к более непосредственному сотрудничеству с Chancel, которое, однако, прекратилось после смертоносного Ле-Мана 1955 года. Во второй половине 1950-х и в начале 1960-х гонщики Deutsch Bonnet («DB Panhard») подхватили эту мантию и продолжили доминировать в «Индексе производительности», а также в других гоночных классах с малым двигателем.
Последний легковой автомобиль Panhard был построен в 1967 году. После сборки панельных грузовиков 2CV для Citroën для использования производственных мощностей во время падения продаж и увеличения операционных денежных средств за счет постепенной продажи собственности Citroën, соответственно, его тогдашней материнской компании Michelin (полный контроль с 1965 года) Осенью 1967 года гражданское подразделение было поглощено Citroën, и марка была снята с производства. С 1968 года Panhard производил только бронированные машины.
В 2004 году Panhard проиграл конкуренцию другому производителю военной техники, Auverland, за право выбора будущего PVP для французской армии. Это позволило Auverland приобрести Panhard, в то время дочернюю компанию PSA Peugeot Citroën, в 2005 году. Однако, поскольку известность Panhard была больше, было решено сохранить название; PVP, разработанный Auverland, будет иметь значок Панара.
В октябре 2012 года Renault Trucks Defense, подразделение шведской Volvo Group с 2001 года, завершила сделку по приобретению Panhard за 62,5 миллиона евро.
Сегодня единственное использование имени Panhard - это стержень Панара (также называемый стержнем Панара), тяга подвески, изобретенная Панардом, которая обеспечивает поперечное расположение оси. Это устройство широко использовалось в других автомобилях или в качестве апгрейда задних мостов американских ретроавтомобилей.
Тип | Период строительства |
---|---|
Panhard Dyna X | 1945–1954 гг. |
Panhard Dynavia | 1948 г. |
Панхард Дина Младший | 1951–1956 |
Panhard Dyna Z | 1953–1959 |
Panhard PL 17 | 1959–1965 |
Panhard CD | 1962–1965 |
Panhard 24 | 1963–1967 |
Тип | Период строительства |
---|---|
Дина Веритас | 1949–1954 гг. |
Розенгарт Скарлетт | 1952 г. |
DB HBR 5 | 1954–1961 |
DB Le Mans | 1958–1964 |
Сера-Панхард | 1959–1961 |
Обозначение модели | Тип | Дата введения (десятилетие) |
---|---|---|
К 4 | Грузовая машина | 1910-е годы |
2 тонны | Грузовая машина | 1920-е годы |
2,5 тонны | Грузовая машина | 1910-е годы |
К 101 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 11 | Грузовая машина | 1910-е годы |
К 113 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 125 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 128 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 13 | Грузовая машина | 1910-е годы |
К 140 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 155 | Грузовая машина | 1940-е годы |
К 161 | Автобус | 1940-е годы |
К 162 | Грузовая машина | 1940-е годы |
К 172 | Грузовая машина | 1940-е годы |
К 173 | Автобус | 1940-е годы |
К 175 | Грузовик / автобус | 1940-е годы |
К 185 | Грузовая машина | 1950-е годы |
К 188 (ALM VS 215) | Грузовая машина | 1940-е годы |
К 219 (ALM VS 237) | Грузовая машина | 1950-е годы |
К 224 | Грузовая машина | 1950-е годы |
К 332 | Грузовая машина | 1950-е годы |
К 48 | Грузовик / автобус | 1930-е годы |
К 50 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 61 | Грузовик / автобус | 1930-е годы |
К 63 | Автобус | 1930-е годы |
К 73 | Грузовик / автобус | 1930-е годы |
К 85 | Грузовая машина | 1930-е годы |
К 91 | Грузовая машина | 1930-е годы |
K 944 | Грузовая машина | 1950-е годы |
Примечания | ||
Номенклатура K была стандартизирована для грузовых автомобилей Panhard к началу 20 века. Тем не менее, у Panhard для тех же перечисленных моделей были два других варианта наименования: система из 5 букв, обозначающая класс, и другая, использующая комбинацию букв и цифр для обозначения типа шасси. |
Компания Panhard поставила более 18000 военных колесных машин в более чем 50 стран с рядом боевых машин массой менее 10 тонн, а именно:
Panhard et Levassor 4 CV с кузовом Wagonette (1896 г.)
Panhard et Levassor Landaulette тип A1 (1898 г.)
Автомобиль Panhard et Levassor около 1900 года
2-цилиндровый автомобильный двигатель с водяным охлаждением Panhard et Levassor, около 1900 г.
Panhard et Levassor 2,4-литровый кузов Phaéton от Келлнера (1901 г.)
Panhard et Levassor 7 CV Voiturette (1902 г.)
Panhard et Levassor Char-à-banc (1903)
Panhard et Levassor 10 CV (1914)
Panhard et Levassor X46 2300cc (1924) седан фирмы Salmons and Son, Tickford
Panhard et Levassor Cabrio-Coupé Pourtout
Panhard et Levassor Eclipse (1934) Pourtout
Panhard Dyna X 86 седан (1952)
Panhard Dyna 750 Coupé Allemano (1952)
Panhard Dyna Z (1953)
Panhard 24 CT, (1966)