Организм - это философская позиция, которая утверждает, что вселенная и ее различные части, включая человеческие общества - должны считаться живыми и естественно упорядоченными, как живой организм. Жизненно важным для этой позиции является идея о том, что органические элементы не являются бездействующими «вещами» как таковые, а скорее динамическими компонентами всеобъемлющей системы, которая также постоянно меняется. Органицизм связан с холизмом, хотя и остается отличным от него, поскольку органицизм является прообразом холизма; и последняя концепция применяется в более широком контексте к универсальным взаимосвязям части и целого, таким как антропология и социология, а первая традиционно ограничивается философскими и биологическими приложениями. Кроме того, органицизм несовместим с редукционизмом также из-за его (то есть органицизма) рассмотрения «как восходящей, так и нисходящей причинности». Считающийся фундаментальным принципом в области натурфилософии, органицизм оставался жизненно важным течением наряду с редукционистским и механистическим подходами, которыми руководствовались научные исследования с самого начала 17 век.
Хотя среди ученых-историков сохраняется разногласие относительно прегенерации органицизма, большинство ученых считают древние Афины его местом рождения. Таким образом, в афинской письменности IV века до н. Э. Платон был одним из первых философов, которые считали вселенную разумным живым (почти разумным) существом, впервые постулировавшим органицизм в своем сократовском диалоге, Philebus и дальнейшее расширение этого понятия в более поздних работах Republic и Theatetus. На рубеже XVIII века Иммануил Кант выступал за возрождение органической мысли, подчеркивая в своих письменных работах «взаимосвязь организма и его частей [,] и круговую причинность». неотъемлемой частью неразрывной связи большего целого.
Организм процветал в течение периода немецкого романтизма интеллектуального движения, позицию которого рассматривал Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг быть неотъемлемой частью растущего биологического поля. В рамках современной биологии органицизм делает упор на организацию (в частности, на свойства самоорганизации ), а не на состав (т.е. сокращение до биологических компонентов) организмов. Джон Скотт Холдейн был первым современным биологом, который использовал этот термин для расширения своей философской позиции в 1917 году; другие ученые и профессионалы 20-го века, такие как Теодор Адорно и Альберт Дальк, последовали за Холдейном.
Французский зоолог Ив Делаж, в своем основополагающем тексте L «Hérédité Et Les Grands Problèmes de la Biologie Générale» описывает органицизм следующим образом:
[L] ife, форма тела, свойства и характеры его различных частей, как результат взаимной игры или борьбы всех его элементов клетки, волокна, ткани, органы, которые воздействуют друг на друга, модифицируют друг друга, распределяют между ними свое место и часть и все вместе приводят к окончательному результату, создавая, таким образом, видимость консенсуса или предустановленная гармония, где на самом деле нет ничего, кроме результата независимых явлений.
Организм как доктрина отвергает механизмы и reducti онизм (доктрины, утверждающие, что мельчайшие части сами по себе объясняют поведение более крупных организованных систем, частью которых они являются). Однако органицизм также отвергает витализм, доктрину, согласно которой существует жизненная сила, отличная от физических сил, которая составляет живые существа. По словам Капры, обе школы, органицизм и витализм, родились из стремления избавиться от картезианской картины реальности, взгляда, который в настоящее время считается самой разрушительной парадигмой - от науки до политики. Ряд биологов с начала до середины двадцатого века исповедовали органицизм. Они хотели отвергнуть более ранние витализмы, но подчеркнуть, что биология всего организма не может быть полностью объяснена атомным механизмом. Более крупная организация органической системы имеет особенности, которые необходимо учитывать для объяснения ее поведения.
Гилберт и Саркар отличают органицизм от холизма, чтобы избежать того, что они видят как виталистические или спиритуалистические коннотации холизма. Дусек отмечает, что холизм включает в себя континуум степеней нисходящего контроля над организацией, начиная от монизма (доктрина, согласно которой единственным завершенным объектом является вся вселенная или что существует только одна сущность, вселенная) до органицизма, который допускает относительно большую независимость частей от целого, несмотря на то, что целое больше, чем сумма частей, и / или целое оказывает некоторый контроль над поведением частей.
Еще больше независимости присутствует в реляционном холизме. Эта доктрина не утверждает сверху вниз контроль целого над его частями, но утверждает, что отношения частей существенны для объяснения поведения системы. Аристотель и первые современные философы и ученые склонны описывать реальность как состоящую из субстанций и их качеств и пренебрегать отношениями. Готфрид Вильгельм Лейбниц показал странные выводы, к которым привело учение о несуществовании отношений. Философия двадцатого века характеризовалась введением и акцентом на важности отношений, будь то в символической логике, в феноменологии или в метафизике.
Уильям Вимсатт предположил, что количество терминов в рассматриваемых отношениях отличает редукционизм от холизма. Редукционистские объяснения утверждают, что для объяснения поведения системы достаточно двух или максимум трех членских отношений. С другой стороны, систему можно рассматривать как отношение, состоящее, например, из десяти и двадцати шестого члена.
Организм имеет некоторые интеллектуально и политически противоречивые или подозрительные ассоциации. «Холизм», доктрина о том, что целое представляет собой нечто большее, чем сумма его частей, часто используется как синоним органицизма или как более широкая категория, под которую подпадает органицизм, была принята в последние десятилетия «холистической медициной "и New Age Thought. Немецкий нацизм апеллировал к органицистским и холистическим доктринам, дискредитируя для многих в ретроспективе оригинальные органицистские доктрины. (См. Энн Харрингтон). Советский диалектический материализм также апеллировал к холистическому и органицистскому подходу, восходящему к Гегелю через сотрудника Карла Маркса Фридриха Энгельса, снова давая спорную политическую ассоциацию с органицизмом.
Организм »также использовался для характеристики понятий, выдвинутых различными социологами конца 19 века, которые считали человеческое общество аналогом организма, а отдельных людей - аналогами клеток организма. Такого рода органическую социологию сформулировали Альфред Эспинас, Поль фон Лилиенфельд, Жак Новиков, Альберт Шеффле, Герберт Спенсер и Рене Вормс и др.
Томас Гоббс, возможно, выдвинул форму органицизма. В Левиафане он утверждал, что государство похоже на светского Бога, составляющие которого (отдельные люди) составляют более крупный организм.
В дышащих существах клетки, мельчайшая единица жизни, были впервые обнаружены в 17 веке, когда был задуман многогранный микроскоп. До этого периода отдельные организмы изучались как единое целое в области, известной как биология организма; эта область исследований остается важным компонентом биологических наук. Далее, как говорит Капра, в начале 1900-х квантовые исследователи боролись с тем же сдвигом парадигмы от «частей к целому», который привел к появлению ученых-биологов организмов.
В биологии органицизм считает, что наблюдаемые структуры жизни, ее общая форма, а также свойства и характеристики ее составных частей являются результатом взаимодействия всех компонентов друг с другом. Примерами биологов ХХ века, которые были органистами, являются Росс Харрисон, Пол Вайс и Джозеф Нидхэм. Донна Харауэй обсуждает их в своей первой книге «Кристаллы, ткани и поля». Джон Скотт Холдейн (отец Дж. Б.С. Холдейна ), Уильям Эмерсон Риттер, Эдвард Стюарт Рассел, Джозеф Генри Вудгер, Людвиг фон Берталанфи и Ральф Стейнер Лилли - другие органисты начала двадцатого века. Роберт Розен, основатель «Реляционной биологии», дал всестороннее математическое и теоретико-категориальное рассмотрение неприводимых причинно-следственных связей, которые, как он считал, ответственны за жизнь.
В начале 1930-х годов Джозеф Генри Вудгер и Джозеф Нидхэм вместе с Конрадом Хэлом Уоддингтоном, Джоном Десмондом Берналом, Дороти Нидхэм и Дороти Ринч основала Клуб теоретической биологии, чтобы продвигать органический подход к биологии. Клуб был против механизма, редукционизма и геноцентрического взгляда на эволюцию. Большинство участников находились под влиянием философии Альфреда Норта Уайтхеда. Клуб был распущен, поскольку Фонд Рокфеллера отказался финансировать их исследования.
Примечания
Цитаты