О молодости, старости, жизни и смерти и дыхании (Греческий : Περὶ νεότητος καὶ γήρως, καὶ ζωῆς καὶ θανάτου, καὶ ἀναπνοῆς; Latin : De Juventute et Senectute, De Vita et Morte, De Respiratione) - один из коротких трактатов, из которых состоит Аристотель Parva Naturalia.
В сравнении к первым пяти трактатам Parva Naturalia, этот и О продолжительности и краткости жизни, хотя все еще имеют дело с природными явлениями, затрагивающими тело и душу, «определенно являются биологическими, а не психологическими». Они опущены в комментарии Parva Naturalia к Софонии.
Современные издания делят трактат на 27 глав. В Беккере редакция произведений Аристотеля выделены две работы: De Senectute et Juventute (главы 1-6) и De Respiratione (главы 7-27, по этой причине иногда цитируются как De Respiratione)., главы 1-21). Однако рукописи не дают оснований для этого различия, и эти ярлыки неточно описывают содержание; юность и старость становятся предметом внимания только как «часть объяснения жизни в целом» в главе 24. Работа, напротив, может рассматриваться как единый, объединенный трактат о жизни, смерти и функциях, необходимых для жизни: питание и дыхание. Название «О молодости, старости, жизни и смерти и дыхании», данное в средневековых рукописях, происходит из первых слов трактата: «Теперь мы должны поговорить о юности, старости, жизни и смерти. Мы, вероятно, также должны в то же время время также указывает причины дыхания, поскольку в некоторых случаях от этого зависит жизнь и наоборот ». Это утверждение объясняет, как дыхание является частью более общей темы жизни и смерти. В то время как De Vita et Morte может показаться более подходящим названием для работы (и Птолемей Ченн относится ко всему целому таким образом), молодость и старость являются важными аспектами предмета, потому что Концепция Аристотеля «не о постоянной, неизменной жизни», а о жизненном цикле естественного развития и разложения.
Аристотель начинает с постановки вопроса очага жизни в теле («хотя ясно, что сущностная реальность [души] не может быть телесной, но, очевидно, она должна существовать в какой-то части тела, которая должна быть одной из тех, которые обладают контролем над членами») и достигает ответ, что сердце является первичным органом души и центральным органом питания и ощущений (с которым взаимодействуют органы пяти чувств ). Мотивация этой «неутешительной особенности физиологии Аристотеля» является предметом предположений; важность мозга была предположена еще до Аристотеля Алкмеоном Кротонским (на основании «того факта... что конечные органы обоняния и зрения связаны с мозг ", с которым был знаком Аристотель), и это было принято, в свою очередь, Диогеном Аполлонийским, Демокритом и Платоном.
Отчет Аристотеля о сердце дает одно из самых ясных указаний на то, что он был знаком с медицинскими теориями некоторых частей Корпуса Гиппократа. Среди прочих долгов «его сравнение системы сердце-легкие с двойным мехом (гл. 26, 480a20-23) явно заимствовано из более раннего трактата« О режиме »(De Victu). То есть сердце («горячее вещество» у животных) находится внутри легких («основной охлаждающий орган», функцию также выполняют жабры ); сердце расширяется под действием тепла, заставляя легкие расширяться под тем же воздействием, вызывая вдох, и это поступление холодного воздуха извне, в свою очередь, вызывает сокращение и выдох. В этом непрерывном процессе «жизнь и дыхание неразделимы».
Глава 24 трактата дает несколько определений, которые обобщают теорию Аристотеля.
поколение (рождение) | начальное участие в питательной душе, опосредованное теплой субстанцией (то есть у животных сердце, в которое входит питательная душа) |
жизнь | поддержание этого участия |
юность | период роста первичного холодового органа (легкие) |
расцвет жизни | промежуток времени между ростом и распадом первичного органа охлаждение |
старость | распад первичного органа охлаждения |
насильственная смерть или растворение | угасание или истощение жизненного тепла |
естественная смерть | истощение тепла по прошествии времени и наступившее в конце жизни |
смерть, в старости | истощение из-за неспособности органа, или до старости, чтобы производить охлаждение |