Неосталинизм

редактировать

Неосталинизм (Русский : Неосталинизм) - это продвижение положительных взглядов на Роль Иосифа Сталина в истории, частичное восстановление политики Сталина по некоторым вопросам и ностальгия по сталинскому периоду. Неосталинизм существенно пересекается с неосоветизмом и советской ностальгией. За прошедшие годы этому термину были даны различные определения.

Содержание
  • 1 Определения
    • 1.1 Относительно сталинизма и антисталинизма
  • 2 Предполагаемые неосталинистские страны
  • 3 Советский Союз
  • 4 Постсоветская Россия
    • 4.1 Общественные взгляды
    • 4.2 Школьное образование
    • 4.3 Исторические исследования
    • 4.4 Споры вокруг станции Курская
    • 4.5 Мнения
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Определения
Первомайское шествие с портретом Иосифа Сталина в Лондоне, 2010

Согласно историку Рою Медведеву, этот термин описывает реабилитацию Иосифа Сталина, идентификация с ним и связанной с ним политической системой, ностальгия по сталинскому периоду в истории России, восстановление сталинской политики и возвращение к административному террору сталинского периода избегая при этом некоторых из наихудших эксцессов.

Согласно бывшему Генеральному секретарю Коммунистической партии Советского Союза Михаилу Горбачеву, этот термин относится к умеренному построил сталинское государство без широкомасштабных репрессий, но с преследованием политических оппонентов и полным контролем над всей политической деятельностью в стране.

Американский троцкист Хэл Дрейпер использовал термин «неосталинизм» в 1948 году для обозначения новой политической идеологии - нового развития в советской политике, которое он определил как реакционное течение, начало которого было связано с периодом Народного фронта в середине 1930-х годов, написав: «Идеологи неосталинизма - это всего лишь усики, выпущенные вперед феноменами - фашизмом и сталинизмом, - которые очерчивают социальную и политическую форму неоварварства».

Философ Фредерик Коплестон изображает неосталинизм как «славянофильский акцент на России и ее истории», говоря, что «то, что называется неосталинизмом, не является исключительно выражением желания контролировать, доминировать, репрессии и драгуны; это также выражение желания, чтобы Россия, используя западную науку и технологии, избегала заражения западными «дегенеративными» взглядами и следовала своему собственному пути ».

Политический географ Денис Дж. Б. Шоу считает советским Союз оставался неосталинистским до периода перехода к капитализму после 1985 г. Он определил неосталинизм как политическую систему с плановой экономикой и высокоразвитым военно-промышленным комплексом.

в течение 1960-х годов. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) проводило различие между сталинизмом и неосталинизмом в том, что «советские лидеры не вернулись к двум крайностям сталинского правления - единоличной диктатуре и массовому террору. По этой причине их политика заслуживает ярлыка «неосталинистская», а не сталинистская ».

Катерина Кларк, описывая антихрущевское, просталинское течение в советском литературном мире в 1960-е годы, описала работу "неосталинистских" писателей, восходящих к "сталинской эпохе и ее лидерам [...] как времени единства, сильного правления и национальной чести".

Что касается сталинизма и антисталинизма

В своей монографии «Переосмысление сталинизма» историк Генри Райхман обсуждает различные и развивающиеся взгляды на использование термина «сталинизм», говоря, что «в научном использовании термин« сталинизм »описывает здесь движение, там экономическое, политическое или политическое. социальная система, где-то еще тип политической практики или системы убеждений ". Он ссылается на работу историка Стивена Коэна, переоценившую советскую историю после Сталина как" продолжающуюся напряженность между антисталинистским реформизмом и неосталинистским консерватизмом ", наблюдая что такая характеристика требует "последовательного" определения о сталинизме, основные черты которого Коэн оставляет неопределенными.

Предполагаемые неосталинистские страны

режим Румынии при Николае Чаушеску ( 1965–1989) был классифицирован историками и политологами как неосталинист.

албанский лидер Энвер Ходжа называл себя неосталинистом в соответствии со своей идеологией Ходжаизм тоже несет в себе сталинские элементы. После смерти Сталина Ходжа осудил преемника Сталина Никиту Хрущева и обвинил его в ревизионизме, который заставил Албанию выйти из Варшавского договора.

режима Халька в Афганистан (апрель 1978 г. - декабрь 1979 г.) был охарактеризован как неосталинистский. Его политика шокировала страну и способствовала началу советско-афганской войны.

Северная Корея также была описана западными источниками как неосталинистское государство, принявшее модифицированный марксизм-ленинизм в чучхе в качестве официальной идеологии 1970-х годов, со ссылками на марксизм-ленинизм, полностью исключенными из пересмотренной государственной конституции 1992 года.

Некоторым социалистическим группам нравится троцкисты Альянс за рабочую свободу описывают современный Китай как «неосталинистский».

К концу 20-го и началу 21 века, Туркменистан Сапармурат Ниязов некоммунистический режим иногда считался неосталинистским, особенно в отношении его культа личности. Некоммунистический авторитарный режим Ислама Каримова в Узбекистане с 1989 по 2016 год также описывался как «неосталинистский».

Советский Союз

В феврале 1956 г. советский лидер Никита Хрущев осудил культ личности, окружавший его предшественника Иосифа Сталина, и осудил преступления, совершенные во время Великой чистки. Хрущев выступил с четырехчасовой речью «О культе личности и его последствиях », осуждая сталинский режим. Историк Роберт В. Дэниелс считает, что «неосталинизм политически преобладал более четверти века после того, как сам Сталин ушел со сцены». Следуя троцкистскому пониманию политики Сталина как отклонения от пути марксизма-ленинизма, Джордж Новак описал политику Хрущева как руководствующуюся «неосталинской линией», принцип которой состоит в том, что «социалистические силы могут победить. всякая оппозиция даже в империалистических центрах, не на примере внутренней классовой власти, а на примере внешней силы советского образца », объясняя как таковые:

нововведения Хрущева на ХХ съезде [... ] сделал официальную доктрину ревизионистских практик Сталина, [поскольку] новая программа отвергает ленинскую концепцию империализма и соответствующую ей политику революционной классовой борьбы.

Американские радиопередачи в Европе в конце 1950-х описывали политическую борьбу между «старыми сталинистами» и «неосталинистский Хрущев».

В октябре 1964 года Хрущева сменил Леонид Брежнев, который оставался у власти до своей смерти в ноябре 1982 года. царствование, сталинский аферизм трофеи были преуменьшены. Андрес Лайапеа связывает это с «изгнанием многих диссидентов, особенно Александра Солженицына », тогда как Лайапеа пишет, что «реабилитация Сталина шла рука об руку с установлением культ личности вокруг Брежнева ». Политсоциолог Виктор Заславский характеризует период Брежнева как период «неосталинского компромисса», поскольку основы политической атмосферы, связанной со Сталиным, были сохранены без культа личности. По словам Александра Дубчека, «[t] приход режима Брежнева ознаменовал приход неосталинизма, и меры , принятые против Чехословакии в 1968, были окончательным консолидацией неосталинизма. Сталинские силы в Советском Союзе, Польше, Венгрии и других странах ». Брежнев назвал китайскую политическую линию «неосталинской». Американский политолог Северин Биалер описал советскую политику как поворот в сторону неосталинизма после смерти Брежнева.

После того, как Михаил Горбачев пришел к власти в марте 1985 года, он ввел политику гласности в публичных обсуждениях с целью либерализации советской системы. За шесть лет Советский Союз распался. Тем не менее, Горбачев в 2000 году признал, что «[e] теперь в России у нас такая же проблема. Не так просто отказаться от наследства, которое мы получили от сталинизма и неосталинизма, когда людей превращали в винтики в колесе., а все решения за них принимали власть предержащие ». Внутренняя политика Горбачева описывается некоторыми западными источниками как неосталинская.

Постсоветская Россия

В 2016 году политолог Томас Шерлок утверждает, что Россия несколько отступила от своего неосталинского подхода. политика:

Кремль не желает развивать и навязывать обществу исторические нарративы, пропагандирующие шовинизм, гипернационализм и повторную сталинизацию. Хотя такая повестка дня имеет некоторую поддержку среди действующих элит и в обществе, она остается второстепенной. [...] Вместо этого режим теперь поддерживает [...] критическую оценку советской эпохи, включая сталинизм. Эта возникающая критика советского прошлого служит ряду важных целей руководства, включая восстановление взаимодействия с Западом. С этой целью Кремль недавно утвердил новые учебники истории, критикующие советское прошлое, а также значительную программу, посвященную памяти жертв советских репрессий.

Общественные взгляды

A Санкт-Петербург автобус с портретом Сталина, который был включен в монтаже, посвященном победе Советского Союза в Второй мировой войне

По состоянию на 2008 год более половины россиян положительно относятся к Сталину, и многие поддерживают восстановление его памятников, разобранных руководителями или разрушен восставшими русскими во время распада Советского Союза в 1991 году. По данным центра опроса Левада, популярность Сталина среди россиян утроилась за последние двадцать лет, и эта тенденция усилилась с тех пор, как Владимир Путин пришел к власти.

В апреле 2019 года Левада-центр опрос показал, что более 50% россиян смотрят на Сталина в позитивном свете, что является самым высоким показателем из когда-либо зарегистрированных.

Согласно Эндрю Осборну, статуи Сталина «начали появляться снова», а в его честь открыта в Волгограде (бывший Сталинград). из Associated Press со ссылкой на Владимира Лаврова (заместитель директора) о том, что за последние годы в России было восстановлено или установлено около десяти статуй Сталину. В декабре 2013 года Путин назвал Сталина не хуже «хитрого» английского военного диктатора XVII века Оливер Кромвель.

Школьное образование

Марксистско-ленинские активисты возлагали венки к могиле Сталина в 2009 году

В июне 2007 года президент России Владимир Путин организовал конференцию для учителей истории, чтобы продвинуть руководство для учителей старших классов под названием «Современная история России: 1945-2006: Пособие для учителей истории», которое, согласно (офис директор правозащитной организации «Мемориал» ) изображает Сталина жестоким, но успешным лидером, который «действовал рационально». Она утверждает, что это оправдывает сталинский террор как «инструмент развития». На конференции Путин сказал, что новое руководство «поможет воспитать у молодых людей чувство гордости за Россию», и заявил, что сталинские чистки бледнеют по сравнению с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки США. На мемориале жертвам Сталина Путин сказал, что, хотя россиянам следует «хранить память о трагедиях прошлого, мы должны сосредоточить внимание на всем лучшем в стране».

Официальная политика Российской Федерации состоит в том, что учителя и школы могут свободно выбирать учебники истории из списка допущенных, который включает в общей сложности сорок восемь учебников истории для начальной школы и двадцать четыре учебника истории различных авторов для средней школы.

В сентябре 2009 года Минобразования России объявило, что Александра Солженицына Архипелаг ГУЛАГ, книга, когда-то запрещенная в Советском Союзе за подробный отчет о системе тюрем. лагеря, стало обязательным чтением для русских старшеклассников. До этого российские студенты изучали рассказ Солженицына «Матрёнин двор» и его повесть Один день Ивана Денисовича, рассказ об одном дне из жизни узника ГУЛАГа.

Исторические исследования

В 2009 году сообщалось, что российское правительство разрабатывает план криминализации заявлений и действий, отрицающих победу Советского Союза над фашизмом во Второй мировой войне или его роль в освобождении Восточной Европы. В мае 2009 года президент Дмитрий Медведев назвал Советский Союз во время войны «нашей страной» и учредил Комиссию по исторической правде, чтобы действовать против того, что Кремль называет фальсификациями российской истории.

3 июля 2009 г. российская делегация на ежегодном парламентском заседании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) взяла штурмом после того, как была принята резолюция, уравнивающая роли Нацистская Германия и Советский Союз в начале Второй мировой войны, составлено делегатами из Литвы и Словении. В резолюции содержится призыв отмечать день памяти жертв сталинизма и нацизма каждые 23 августа - дату в 1939 году, когда нацистская Германия и Советский Союз подписали пакт Молотова – Риббентропа нейтралитета с секретным протоколом, который разделил части Центральной и Восточной Европы между их сферами влияния.

Константин Косачев, глава комитета по внешним связям нижней палаты российского парламента, назвал резолюцию «ничем иным, как попыткой переписать историю Второй мировой войны». глава российской делегации назвал резолюцию «оскорбительной антироссийской атакой» и добавил, что «те, кто ставят нацизм и сталинизм на один уровень, забывают, что именно Советский Союз сталинской эпохи сделал крупнейшее жертвы и самый большой вклад в освобождение Европы от фашизма ». Против постановления проголосовали только восемь из 385 членов собрания.

Споры вокруг станции Курская

В конце августа был размещен позолоченный лозунг, фрагмент гимна СССР. перепечатано на Московском метрополитене Курский вокзал под восемью статуями соцреалистов с надписью: «Сталин воспитал нас на верности народу. Он вдохновил нас. к труду и героизму ». Лозунг был снят в 1950-х годах, в период Никиты Хрущева в период десталинизации. Другой восстановленный лозунг гласит: «За Родину! За Сталина!».

Восстановить лозунги приказал начальник метро Дмитрий Гаев. Свое решение он объяснил восстановлением исторического облика станции: «Я отношусь к этой истории просто: эта надпись была на станции Курская с момента ее основания, и так и останется».

Председатель правозащитная группа Мемориал Арсений Рогинский заявил: «Это плод ползучей ресталинизации, и [...] они [власти] хотят использовать его имя как символ могущественного авторитарного государства, которое весь мир боится ". Другие правозащитные организации и выжившие после сталинских репрессий в письме к мэру Москвы Юрию Лужкову.

Михаилу Швыдкому, спецпредставителю Президента России по международному культурному обмену, призвали к снятию наград. ответил на спор:

На мой взгляд, вопрос о том, должны ли такие надписи существовать в московском метрополитене, не входит в компетенцию ни мэра Москвы, ни даже главы московского метрополитена. И без этого невозможно принимать решения, которые могут сломать накаленное и политизированное общество. Мне кажется, что наличие строк о Сталине в вестибюле станции метро Курская - это вопрос, который должен стать предметом обсуждения горожан.

Швыдкой прокомментировал то, что Сталин сделал в отношении Советского Союза. и в частности русский народ не может быть оправдан, и он даже не заслуживает нейтрального отношения, не говоря уже о похвале. Однако он сказал, что «необходимо помнить своих собственных мясников», и без этой памяти они могут «снова расти среди нас». Швыдкой сказал, что вопрос в том, что общество должно помнить, что «Сталин - тиран». А надпись в метро надо просто правильно читать, «читать с определенным отношением к личности Сталина».

Швыдкой также отметил, что если холл станции Курская является памятником архитектуры и культуры, то надпись необходимо оставить, потому что «сбивать надписи - вандализм».

Мнения

Ученый Дмитрий Фурман, директор Исследовательского центра Содружества Независимых Государств при Российской академии наук Институт европейских наук рассматривает неосталинизм российского режима как «неидеологический сталинизм», который «стремится к контролю ради контроля, а не ради мировой революции».

В 2005 г. Коммунист политик Геннадий Зюганов сказал, что Россия «должна еще раз воздать честь Сталину за его роль в построении социализма и спасении человеческой цивилизации от нацистской чумы». Зюганов сказал, что «Великий Сталин не нуждается в реабилитации», и предложил изменить название Волгоград обратно на Сталинград. В 2010 году лидер коммунистов заявил: «Сегодня [...] величие сталинской эпохи очевидно даже для его самых яростных ненавистников... Мы освободили весь мир!»

В 2008 году Дмитрий Пучков обвинил власти в том, что они подняли волну антисталинской пропаганды, чтобы отвлечь внимание населения от злободневных проблем. В интервью в декабре 2008 года ему задали вопрос: «Дмитрий Юрьевич, как вы думаете, новая волна« раскрытия ужасов сталинизма »по телевидению, связанная с надвигающимися последствиями кризиса, или это просто еще одна [ психическое] обострение? ». Он ответил: «Волна поднимается, чтобы отвлечь мнение населения от актуальных проблем. Не нужно думать о пенсии, не нужно думать об образовании, а главное - ужасы сталинизма ».

Русский писатель Сергей Кара-Мурза считает, что существует тенденция демонизировать Россию, которая распространена не только в Польше, Украине и Чехии, но и в России. хорошо. Он утверждает, что это хороший бизнес, и что раньше демонизировать Советский Союз было хорошим бизнесом:

Зачем нам обижаться на поляков, если у нас в стране есть то же (а для нас - гораздо больше) опасно и опасно) когорта ученых мужей, философов, историков, которые пользуются максимально благоприятным режимом, установленным государством, и делают то же самое, что и поляки?

См. Также
Список литературы
Дополнительная литература
  • Хапаева, Дина. «Торжественная память преступников: политика Путина по ресталинизации». Коммунистические и посткоммунистические исследования (март 2016 г.), стр. 61–73. празднования памяти Сталина в России сегодня. онлайн
  • Хапаева, Дина. «Историческая память в постсоветском готическом обществе». Социальные исследования (2009): 359-394. онлайн
  • Шерлок, Томас. «Российская политика и советское прошлое: переоценка Сталина и сталинизма при Владимире Путине». Коммунистические и посткоммунистические исследования 49,1 (2016): 45–59. онлайн
  • Торбаков Игорь. «История, память и национальная идентичность: понимание политики исторической войны и войн памяти в постсоветских странах». Демократизация 19.3 (2011): 209+ онлайн
  • Тумаркин, Мария М. «Долгая жизнь сталинизма: размышления о последствиях тоталитаризма и социальная память». Journal of Social History 44.4 (2011): 1047—1061.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 14:22:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте