Европа | Марокко |
---|---|
Политика Марокко |
---|
Конституция |
Монархия |
Правительство |
Парламент |
Судебная власть |
административные округи |
Выборы
|
Иностранные отношения
|
Марокко портал |
|
Марокко является соседней и ассоциированной страной Европейского Союза. Отношения между ними закреплены в Европейской политике соседства (ЕПС) и Средиземноморском союзе. Среди стран ЕПС Марокко признано продвинутым, открывающим путь для политического сотрудничества на высоком уровне.
Основные правовые связи между Марокко и ЕС установлены Соглашением об ассоциации 2000 года. Несколько других соглашений охватывают секторальные вопросы, в том числе Соглашение о партнерстве между ЕС и Марокко в области рыболовства 2006 года и Соглашение об открытом небе 2006 года.
Дипломатические отношения между Марокко и Европейским союзом восходят к 1960 году, когда было заключено коммерческое соглашение. В 1976 году было подписано первое соглашение о сотрудничестве.
В 1995 году конференции в Барселоне Евро-средиземноморское партнерство было открыто, устанавливая политику с амбициозными и долгосрочными целями в области политического и безопасности партнерства, экономического и финансового партнерства и сотрудничества в социальных, культурных и человеческих делах.
Начало правления короля Мухаммеда VI ознаменовало собой серьезный сдвиг в сторону большего сотрудничества, понимания и партнерства. Чтобы улучшить евро-средиземноморское сотрудничество, Союз и Марокко подписали Соглашение об ассоциации между ЕС и Марокко. Этот документ от 1 марта 2000 года является правовой основой отношений между Марокко и ЕС.
С вступлением в силу Европейской политики соседства и Союза для Средиземноморья Марокко и ЕС разработали и приняли в июле 2005 года План действий ЕПС, в котором определены следующие шаги сотрудничества. В соответствии с Планом действий добрососедства Марокко предприняло серьезные усилия по приведению себя в соответствие с законодательством и стандартами ЕС. Это должно позволить ему постепенно использовать возможности, предлагаемые Политикой добрососедства, и, в частности, продвигаться за пределы существующих отношений в направлении значительной степени интеграции; это включает разрешение Марокко участвовать во внутреннем рынке и постепенное участие в программах ЕС. Это потребует от Марокко больших усилий для создания необходимых законодательных и институциональных условий. Это стремление отражается в продвинутом статусе Марокко в ЕС, который «больше, чем ассоциация, меньше, чем присоединение».
После того, как 13 октября 2008 года Марокко был присвоен продвинутый статус, партнерство приобрело высокий уровень политического сотрудничества. Первый саммит ЕС-Марокко состоялся 7 марта 2010 года.
Соглашения о рыболовстве (последнее из них - Соглашение о партнерстве между ЕС и Марокко в области рыболовства, FPA) периодически подписывались между Марокко и ЕС с 1980-х годов, что позволяло европейским судам (особенно испанским и португальским) ловить рыбу в водах Марокко в обмен на денежный взнос..
С 2000 года Марокко и ЕС подписали много двусторонних соглашений. Различные соглашения о свободной торговле, которые Марокко ратифицировало со своими основными экономическими партнерами, такие как соглашение о евро-средиземноморской зоне свободной торговли. Обе стороны недавно объявили о планах расширить свое Соглашение о свободной торговле, чтобы охватить не только товары, но также сельское хозяйство и услуги, что дает Марокко почти такую же сделку с Европой, как государства-члены друг с другом. Эти соглашения являются частью евро-средиземноморской зоны свободной торговли, подписанной в Барселоне, Испания, в 1995 году.
Марокко и ЕС также подписали соглашение об открытом небе. Соглашение является первым в Европе за пределами ее границ. Он вступил в силу летом 2006 года.
В 2017 году, Могерините, то министр иностранных дела Европейского Союза, вызвали споры и дипломатическую путаницу над ее заявлением о том, что торговые соглашения между Марокко и ЕС не будут затронуты в 2016 году правящий в Европейском суде на сфере торговли с Марокко. Это постановление подтвердило, что двусторонние торговые соглашения, такие как Соглашение о партнерстве между ЕС и Марокко в области рыболовства, распространяются только на сельскохозяйственную продукцию и рыболовные продукты, происходящие из международно признанных границ Марокко, таким образом, прямо исключаются любые продукты, полученные из Западной Сахары или ее территориальных вод. Международное сообщество, в том числе ЕС, единодушно отвергает территориальные претензии Марокко в Западной Сахаре.
В 1987 году Марокко подало заявку на вступление в Европейские сообщества (предшественник Европейского союза). Заявка была отклонена на том основании, что Марокко не считалось « европейской страной » и, следовательно, не могло присоединиться. Этот критерий географического членства позже был закреплен в Копенгагенских критериях. Отказ был ожидаемым, поскольку король прислал щупальца два года назад и получил такой ответ.
Марокко возглавляет список партнеров, получивших финансовую поддержку Европейского Союза в рамках помощи соседям, получив около 205 миллионов евро в 2009 году (654 миллиона евро в 2007–2010 годах). Чтобы помочь стране на этом новом законодательном этапе двусторонних отношений, ЕС увеличит помощь на период 2011–2013 гг.
В декабре 2009 года ЕС предоставил Марокко пожертвование в размере 771 млн дирхамов (100 млн долларов США) на продвижение инвестиций и экспорта, а также на финансирование проекта трамвая Рабат-Сале.
В соответствии с четырьмя финансовыми протоколами Соглашения о сотрудничестве 1976 года, подписанного между Европейским сообществом (предшественником ЕС) и Марокко, Марокко получило в общей сложности 1091 миллион евро, включая 574 миллиона евро из бюджета Сообщества и 518 миллионов евро в виде займы из собственных средств ЕИБ. В протоколах отраслевой приоритет отдавался развитию села (46%). Другими секторами деятельности в порядке важности были: экономическая инфраструктура (17%), социальный сектор (15,6%), частный сектор (10%), профессиональное обучение (10%) и гражданское общество (0,4%).
Программа Меда (принятая в июле 1996 г.) является основным финансовым инструментом ЕС для реализации Евро-Средиземноморского партнерства. Бюджетные ресурсы, выделенные в рамках Meda, составили 3,4 млрд евро на 1995–1999 годы и 5,4 млрд евро на 2000–2006 годы. Марокко стало основным бенефициаром программы Meda, с обязательствами на общую сумму 1,472 миллиона евро на 1995–2006 годы, из которых 660 миллионов евро в рамках Meda I (1995–1999) и 812 миллионов евро в рамках Meda II (2000–2006 годы).
Сотрудничество Меда коснулось всех социально-экономических сфер Марокко. Было разработано несколько программ структурной перестройки в таких основных секторах, как финансы, налогообложение, водоснабжение, транспорт, здравоохранение, образование, государственная служба, а также партнерство и обмен в таких сферах, как таможня, окружающая среда, молодежь, транспорт и правосудие. Осуществлялись инвестиционные программы для поддержки развития предприятий, профессионального обучения в сфере туризма, текстиля и информационных и коммуникационных технологий, развития национального автомобильного транспорта, такого как средиземноморский «рокад» и сети сельских районов, комплексного развития сельской инфраструктуры и водоснабжения. и программы санитарии в сельской местности (PAGER), меры по борьбе с нездоровой средой обитания, чтобы избавиться от трущоб и улучшить доступ к социальным объектам. Средства Meda также направлялись на миграцию с целью содействия более эффективному управлению миграционными потоками. Финансовое сотрудничество также касалось защиты окружающей среды и поощрения прав человека и основных свобод.
В период 1996–2006 гг. Марокко получило финансирование на общую сумму около 15 млн евро по горизонтальным статьям бюджета ЕС, в частности, демократия Меда, окружающая среда, ЖИЗНЬ, ECIP, борьба со СПИДом, софинансирование НПО и борьба с наркотиками, а также 10 евро. миллионов по статьям бюджета для 5-й и 6-й рамочных программ исследований, технологий и развития, в которых приняли участие более 160 марокканских команд.
В 2006 году комиссар ЕС по внешним связям, Бенита Ферреро-Вальднер заявил, что «мы [ЕС] уже есть очень, очень тесные отношения с Марокко, и мы изучаем, давая им еще более продвинутый статус».
В 2008 году Марокко было первой страной в регионе, получившей продвинутый статус, что делает его пионером Европейской политики соседства. Соглашение представляет собой «дорожную карту», которая расширяет сферу двусторонних отношений между ЕС и Марокко, устанавливая новые цели в трех основных областях: более тесные политические отношения с проведением периодического саммита ЕС-Марокко и создание механизмов консультаций на уровне министров. ; интеграция единого рынка на основе постепенного принятия законодательства Сообщества и отраслевого сотрудничества; и акцент на человеческом измерении.
Первый саммит ЕС-Марокко состоялся 7 марта 2010 года. Это был первый саммит такого рода между ЕС и арабской или африканской страной. Аббас Эль Фасси, Ван Ромпей и Баррозу представили прессе результаты саммита, высоко оценив событие, которое знаменует новую эру привилегированного и стратегического партнерства. Гранада на высшем уровне между Европейским союзом и Марокко заключило с положительной оценкой развития их отношений и с обязательством строить на их политическом, экономическом и социальном плане, а также начать процесс отражения на их будущее «договорное ' форма. Что касается двустороннего партнерства, совместная декларация устанавливает конкретные меры по закреплению достижений и оперативной повестки дня на будущее, как часть продвинутого статуса, который определяет отношения между Марокко и ЕС. На саммите также обсуждались состояние отношений между ЕС и Марокко и будущее развитие, а также другие вопросы, представляющие общий интерес, такие как правовой статус Западной Сахары, ситуация в Магрибе и Сахеле, а также Союз Средиземноморья.
Европейский комиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле посетил Марокко в январе 2012 года. Он сказал, что очень доволен ходом реформ и страна движется в правильном направлении, но некоторые улучшения все еще необходимо внести, и нация в настоящее время работает в теме.
Незаконная иммиграция и терроризм уже заменили в повестке дня такие важные ранее вопросы, как торговля (например, сельское хозяйство и рыболовство) и незаконный оборот наркотиков. Начиная с 2000 года, власти Марокко и ЕС стремятся к более тесному сотрудничеству в области обмена разведывательной информацией и сотрудничества в области пограничного контроля.
Права человека были проблемой, которая на протяжении десятилетий определяла отношения между Марокко и ЕС. Многие европейские официальные лица высоко оценили усилия Марокко в области прав человека.
Другой актуальный вопрос касается территориальных споров. В июле 2002 года во время инцидента в Пережиле произошла стычка между Испанией и Марокко. Хотя с приходом к власти Испанской социалистической партии напряженность снизилась, два испанских эксклава Сеута и Мелилья по-прежнему являются препятствием между двумя соседними странами. В октябре 2006 года между Марокко и Испанией возник дипломатический спор, когда Марокко запретило въезд из Сеуты испанскому пакету помощи, состоящему из 150 патрульных машин для борьбы с нелегальной иммиграцией. Позднее это было решено доставкой товаров в 50 км от побережья Танжера.
Западная Сахара конфликт всегда был на повестке дня. Марокко давно добивается официального европейского признания заявленных прав на спорную территорию.