Европейская политика соседства (ENP ) - это инструмент международных отношений Европейского Союза (ЕС), который стремится связать эти страны к востоку и югу от европейской территории ЕС с Союзом. Эти страны, в первую очередь развивающиеся, включают тех, кто стремится однажды стать либо государством-членом Европейского Союза, либо более тесно интегрироваться с Европейским Союзом. ЕПС не применяется к соседям отдаленных регионов ЕС, в частности территорий Франции в Южной Америке, но только к тем странам, которые близки к государствам-членам ЕС. 'территории в материковой Европе.
Охваченные страны включают Алжир, Марокко, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Палестина, Сирия, Тунис на юге и Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина на Востоке. Россия имеет особый статус в Общем пространстве ЕС-Россия вместо участия в ЕПС.
ЕС предлагает финансовую помощь странам Европейского соседства при условии, что они соответствуют строгим условиям государственной реформы, экономической реформы и другим вопросам, связанным с позитивными преобразованиями. Этот процесс обычно подкрепляется Планом действий, согласованным Брюсселем и целевой страной. ЕПС не распространяется на страны, входящие в текущую повестку дня расширения ЕС, Европейскую ассоциацию свободной торговли или западноевропейские микрогосударства.
ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательства по политической, экономической, торговой реформе или реформе прав человека в стране. Взамен стране может быть предложен тариф - свободный доступ к некоторым или всем рынкам ЕС (промышленные товары, сельскохозяйственная продукция и т. Д.), А также финансовая или техническая помощь.
Европейская политика соседства (ЕПС) Европейского союза направлена на сближение Европы и ее соседей. Он был задуман после 2004 года расширения Европейского Союза на 10 новых стран-членов, чтобы избежать создания новых границ в Европе. Он также призван предотвратить появление новых разделительных линий между расширенным ЕС и его соседями. Это видение кольца стран, вовлеченных в дальнейшую интеграцию, но не обязательно становящихся полноправными членами Европейского Союза. Политика была впервые изложена Европейской Комиссией в марте 2003 года.
Охватываемые страны включают Алжир, Марокко, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Государство Палестина, Сирия, Тунис на юге и Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина на Востоке. Россия имеет особый статус в Общих пространствах ЕС-Россия вместо участия в ЕПС.
25 мая 2011 года Европейская комиссия запустила то, что она описала как новую и амбициозную Европейскую политику соседства, подкрепленную новым финансированием более чем на 1,2 миллиарда евро, в результате чего общая сумма составила почти евро. 7 миллиардов. Основные приоритеты и направления обновленной стратегии ЕПС изложены в Совместном сообщении Европейской комиссии и Верховного представителя по иностранным делам, озаглавленном «Новый ответ на изменяющееся Соседство ». Он направлен на укрепление индивидуальных и региональных отношений между ЕС и соседними странами с помощью подхода «больше средств для большего количества реформ» - предоставления большего количества дополнительных средств, но с большей взаимной подотчетностью.
На Юге первой всеобъемлющей политикой для региона был (или Барселонский процесс) широкие рамки политических, экономических и социальных отношений между государствами-членами ЕС и странами Южного Средиземноморья. Он был инициирован 27–28 ноября 1995 г. на конференции министров иностранных дел, состоявшейся в Барселоне. Помимо 28 государств-членов Европейского Союза, оставшиеся «средиземноморские партнеры» - это все другие средиземноморские страны, включая Ливию (которая имела «статус наблюдателя» с 1999 по 2012 год).
На Востоке Восточное партнерство (ВП) - это политическая инициатива, выдвинутая на саммите в Праге в мае 2009 года, цель которой - привлечь 6 восточных соседей - Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Республика Молдова и Украина - ближе к ЕС. Он представляет восточное измерение ЕПС и укрепляет двусторонние отношения между ЕС и его партнерами.
В марте 2015 года Европейская комиссия начала обзор принципов, на которых основана политика, а также ее масштабов и способов использования ее инструментов. консультация следует четырем приоритетам: дифференциация; фокус; гибкость; владение и видимость. Осенью последует сообщение с предложениями по будущему направлению ЕПС.
Предоставление поощрений и поощрение лучших исполнителей, а также более быстрое и гибкое предложение средств - два основных принципа, лежащих в основе Европейский инструмент добрососедства (ENI), который вступил в силу в 2014 году. Его бюджет составляет 15,4 млрд евро, и он обеспечивает большую часть финансирования через ряд программ. ENI, действующий с 2014 по 2020 год, заменяет Европейский инструмент соседства и партнерства, известный как ENPI. Этот инструмент сотрудничества по-прежнему находится в ведении Генерального директората по развитию и сотрудничеству - EuropeAid, который превращает решения, принятые на политическом уровне, в действия на местах. Финансирование ЕИСП, утвержденное на период 2007-2013 гг., Составило 11,2 млрд евро.
Министерство иностранных дел Казахстана выразило интерес к ЕПС, и некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС.
Инфоцентр Европейского соседства был запущен в январе 2009 г. Европейская комиссия, чтобы больше узнать об отношениях между ЕС и его соседями.
В новейшей истории такие соглашения подписываются как часть двух политик ЕС: Процесс стабилизации и ассоциации (SAp) и Европейская политика соседства (ENP). Страны восточноевропейских соседей с ЕС (включая Южный Кавказ, но исключая Россию, которая настаивает на создании четырех общих пространств ЕС-Россия ) охвачены ЕПС через Главное управление по внешним связям. В Соглашениях об ассоциации ЕПС (как и в аналогичных СА, подписанных с Мексикой и другими государствами) нет упоминания о членстве в ЕС - это касается только европейских государств ЕПС, потому что для Средиземноморья они не могут присоединиться к союзу в его текущая форма, потому что они не находятся в Европе. Соглашения о совместных действиях ЕПС аналогичны Соглашениям о партнерстве и сотрудничестве, подписанным с странами СНГ в 1990-х годах, а также множеству других соглашений о сотрудничестве, регулирующих отношения между ЕС и другими третьими странами. ЕПС предусматривает, что после подписания Соглашения о взаимопонимании с определенной страной ЕС подготовит отчет по стране, а затем обе стороны согласуют план действий, разработанный ЕС (включая конкретные реформы, действия, а также помощь со стороны ЕС) на следующий период. от трех до пяти лет.
И SAA, и ENP AP основаны в основном на acquis communautaire ЕС и его обнародовании в законодательстве сотрудничающих государств. Конечно, глубина гармонизации меньше, чем для полноправных членов ЕС, и некоторые области политики могут не быть охвачены (в зависимости от конкретного государства).
Согласно EUobserver страны ЕПС могут быть разделены на две группы - европейские государства с явно заявленной возможностью членства в ЕС в долгосрочной перспективе и средиземноморские государства, не имеющие такого заявления в Планах действий. Это разделение очевидно по двум группам многосторонних мероприятий, которые призваны дополнять двусторонние планы действий ЕПС - Восточное партнерство и.
Соглашения об ассоциации должны быть ратифицированы всеми странами-членами ЕС. АА, подписанное со странами Средиземноморья, также включает Соглашение о свободной торговле между ЕС и третьей страной. Для восточноевропейских соседей ЕС, на которые распространяется ЕПС, такие положения ожидаются в некоторых из следующих периодов Плана действий.
Хотя Восточное партнерство было открыто 7 мая 2009 г., академические исследования, критически анализирующие политику, стали доступны к началу 2010 г. (см. Elena Korosteleva # Building Отличные исследования в области русских и восточноевропейских исследований в университетах Тарту, Уппсалы и Кента ). Результаты исследования британского ESRC исследовательского проекта по изучению отношений ЕС с тремя странами-участницами Восточного партнерства, а именно: Беларусь, Украина и Молдова - отмечает как концептуальные, так и эмпирические дилеммы. Во-первых, концептуально ЕС имеет ограниченное единообразное понимание того, что он пытается продвигать в своих восточных соседях под эгидой «общих ценностей», «коллективных норм» и «совместной собственности». Во-вторых, эмпирически, ЕС, похоже, отдает предпочтение подходу к управлению «сверху-вниз» (основанному на передаче правил / норм и условности) в своих отношениях с посторонними, что явно противоречит добровольной идее «партнерства» и явно ограничивает вклад «другого» в процесс реформ. Это заставило критиков утверждать, что политика соседства подчинена интересам - и ценностям ЕС, тогда как роль «партнеров» в лучшем случае второстепенна.
Арабская весна в Северной Африке пролила свет на тесные личные и деловые связи между правящими элитами в странах-членах ЕС и их средиземноморскими коллегами. Например, министр иностранных дел Франции Мишель Аллио-Мари была вынуждена уйти в отставку из-за общественного возмущения по поводу ее связей с свергнутым режимом Бен Али в Тунисе. В 2008 году ЕС попытался заключить соглашение об ассоциации с Ливией и выделил стране 60 миллионов евро в виде фондов ЕИСП на период 2011–2013 гг.
Партнер ЕПС | Соглашение с ЕС | ССТ положения | Отчет по стране | План действий | Принятие ЕС | Принятие партнером ЕПС | ДП продолжительность | приглашение CFSP | стремление к ЕС | Подгруппа |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марокко | AA, март 2000 г. | Да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 27 июля 2005 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | |
Алжир | AA, сентябрь 2005 г. | Да | В разработке | Нет | Нет | |||||
Тунис | AA, Март 1998 г. | Да | май 2004 г. | конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 4 июля 2005 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | |
Ливия | Переговоры по рамочному соглашению с Ливией начались в ноябре 2008 г. | Нет | Нет | |||||||
Например ypt | AA, июнь 2004 г. | Да | март 2005 г. | конец 2006 г. | 5 марта 2007 г. | 6 марта 2007 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | |
Иордания | AA, май 2002 г. | Да | май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 11 января 2005 г. | 3–5 лет | Да | Нет | |
Ливан | AA, апрель 2006 г. | Да | март 2005 г. | осень 2006 г. | 17 октября 2006 г. | 19 января 2007 | 5 лет | Нет | Нет | |
Сирия | Калифорния, ноябрь 1978 г. | Обновлен АА, парафированный в декабре 2008 г., подпись Совет ЕС и ожидается ратификация. Сирия отложила подписание в 2009 году. ЕС ожидает полного сотрудничества со Специальным трибуналом по Ливану. | ||||||||
Израиль | AA, июнь 2000 года | Да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 11 апреля 2005 г. | 3+ года | Нет | Нет | |
Палестинская администрация | Временный АА, июль 1997 г. | Да | май 2004 г. | конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 4 мая 2005 г. | 3–5 лет | № | № | |
Молдова | AA, июнь 2014 г. | УВЗСТ | май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 22 февраля 2005 г. | 3 года | Да | Да | Восток |
Украина | AA, июнь 2014 г. | DCFTA | май 2004 г. | конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 21 февраля 2005 г. | 3 года | Да | Да | Восток |
Беларусь | ЕС считает белорусские власти слишком недемократичными; Процедура ратификации СПС приостановлена с 1997 г. | № | № | Восток | ||||||
Грузия | AA, июнь 2014 г. | DCFTA | март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | Да | Да | Восток |
Армения | СПС, июль 1999 г. | Переговоры | март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | Да | Да | Восток |
Азербайджан | PCA, июль 1999 г. | Еще нет | Март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | Да | Да | Восток |
Другие региональные партнеры | ||||||||||
Мавритания | Как одна из стран АКТ Мавритания находится в процессе переговоров по Западной Африке Соглашение об экономическом партнерстве, но, несмотря на это, оно является полноправным участником. | Нет | Нет | НЕТ | ||||||
Россия | PCA, декабрь 1997 г. | Нет | Запрошено сотрудничать посредством формирования общих пространств Россия-ЕС вместо ЕПС. Дорожная карта (замена Плана действий), принятая в мае 2005 г. | Нет | Нет | НЕТ | ||||
Казахстан | СПС, июль 1999 г. | Нет | МИД Казахстана проявил интерес к ЕПС. Некоторые депутаты Европарламента также обсуждали включение Казахстана в ЕПС. | Нет | Нет | НЕТ |
источники: [5], [6], официальная страница ЕПС [7]
Штат (18) | ВНД | ВВП | ВНД ППС | ВВП ППС | HDI | срок службы | CPI | свобода прессы | интернет-пользователи | ВТО | VWP |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Алжир | 3620 | 4,922 | 7640 | 6927 | 0,748 | 72,4 | 3,2 | 36,63 | 10,4 | набл. | 20,3 |
Армения | 2640 | 3400 | 5900 | 5436 | 0,777 | 72,1 | 2,9 | 28,43 | 5,8 | ВТО | 53,3 |
Азербайджан | 2,550 | 6142 | 6260 | 8,958 | 0,758 | 67,5 | 1,9 | 58,41 | 18,3 | набл | 14,0 |
Беларусь | 4220 | 6,058 | 10,740 | 12,344 | 0,817 | 69,0 | 2,0 | 47.98 | 29.0 | obs | 21.1 |
Египет | 1580 | 2108 | 5,400 | 5,904 | 0,716 | 71,3 | 2,8 | 50,17 | 12,9 | ВТО | 35,3 |
Грузия | 2120 | 3,060 | 4,770 | 5001 | 0,763 | 71,0 | 3,9 | 27,7 | 7,8 | ВТО | 46,6 |
Израиль | 21,900 | 26,535 | 25,930 | 28,245 | 0,930 | 80,7 | 6,0 | 32,09 | н / д | ВТО | 3,0 |
Иордания | 2,850 | 3,266 | 5,160 | 5,171 | 0,769 | 72,5 | 5,1 | 42,07 | н / д | ВТО | 43,2 |
Казахстан | 5,060 | 9,075 | 9,700 | 11563 | 0,807 | 67,2 | 2,2 | 53,46 | 12,4 | ВТО | 11,7 |
Ливан | 5770 | 7,375 | 10,050 | 12,063 | 0,796 | 72,0 | 3,0 | 31,81 | н / д | obs | 27,9 |
Ливия | 9,010 | 17,468 | 14,710 | 14 593 | 0,840 | 74,0 | 2,6 | 45,99 | 4,2 | obs | 27,1 |
Молдова | 1,260 | 1,830 | 2,930 | 3,153 | 0,719 | 68,9 | 2,9 | 27,85 | 16,2 | ВТО | 36,7 |
Марокко | 2,250 | 2,901 | 3,990 | 4,432 | 0,646 | 71,2 | 3,5 | 39,19 | 19,2 | ВТО | 24,0 |
Палестина | н / д | н / д | н / d | н / д | 0,731 | 73,4 | н / д | 41.01 | н / д | X | 55,6 |
Россия | 7,560 | 12,578 | 14,400 | 16,160 | 0,806 | 65,5 | 2,1 | 44,97 | 27,0 | ВТО | 7,5 |
Сирия | 1,760 | 2,237 | 4,370 | 4,668 | 0,736 | 74,1 | 2,1 | 77,29 | н / д | набл | 33,1 |
Тунис | 4,351 | 4,032 | 9,060 | 9,550 | 0,762 | 73,9 | 4,4 | 38,68 | 27,0 | ВТО | 23,9 |
Украина | 2,550 | 4,318 | 6,810 | 7,633 | 0,786 | 67,9 | 2,5 | 39,1 | 14,6 | ВТО | 30,9 |