Государство-член Европейского Союза | |
---|---|
Категория | Государство-член |
Место нахождения | Европейский Союз |
Созданный | |
Число | 27 (на 2021 год) |
Возможные типы | |
Населения | 447 206 135 (2020) |
Области | 4233255 км 2 (1634469 квадратных миль) |
Правительство |
Европейский союз (ЕС) состоит из 27 государств - членов, которые являются подписавшие учредительные договоры союза и тем самым акции привилегии и обязанности членов. В соответствии с договорами они согласились разделить свой суверенитет через институты Европейского Союза в некоторых (но отнюдь не во всех) аспектах управления. Государственные органы власти должны единодушно соглашаются в Совете для объединения принять некоторые политики; для других коллективные решения принимаются квалифицированным большинством голосов. Эти обязательства и разделение суверенитета внутри ЕС (иногда называемого наднациональным ) делают его уникальным среди международных организаций, поскольку он установил свой собственный правовой порядок, который в соответствии с положениями учредительных договоров является как юридически обязательным, так и высшим для всех государств-членов. (после знаменательного постановления Европейского суда в 1964 г. ). Основополагающим принципом союза является принцип субсидиарности, означающий, что решения принимаются коллективно тогда и только тогда, когда они не могут быть реально приняты индивидуально.
Другой известный и уникальной особенностью членства являются комиссары по Европейской комиссии, которые назначаются каждому из правительств государств - членов, но не представляют их государство - член, но вместо того, чтобы работать коллективно в интересах всех государств - членов.
В 1950-х годах шесть основных государств основали Европейские сообщества- предшественники ЕС ( Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия ). Остальные государства присоединились при последующих расширениях. Чтобы присоединиться, государство должно соответствовать экономическим и политическим требованиям, известным как Копенгагенские критерии, которые требуют от кандидата демократического правительства свободного рынка с соответствующими свободами и институтами и уважения верховенства закона. Расширение Союза также зависит от согласия всех существующих членов и принятия кандидатом существующего свода законов ЕС, известного как acquis communautaire.
Соединенное Королевство, который присоединился в 1973 году, перестал быть членом ЕС 31 января 2020 г. Ни одно другое государство - член никогда не отозваны из ЕС, и ни когда - либо было приостановлено, хотя некоторые зависимые территории или полуавтономные области оставили.
Имя | Присоединение | численность населения | Площадь (км²) | ВВП ( US $ M ) | ВВП на душу населения. (ППС) | Валюта | Джини | HDI | Депутаты Европарламента | Языки | ISO 3166-1 альфа-2 | ISO 3166-1 альфа-3 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австрия | 1995 г. | 8 792 500 | 83 855 | 447 718 | 55 406 | евро | 29,1 | 0,922 | 19 | Немецкий | В | AUT |
Бельгия | 1957 г.Основатель | 11 365 834 | 30 528 | 517 609 | 50 114 | евро | 33,0 | 0,931 | 21 год | Голландский французский немецкий | БЫТЬ | BEL |
Болгария | 2007 г. | 7,101,859 | 110 994 | 66 250 | 23 741 | лев | 29,2 | 0,816 | 17 | болгарский | BG | BGR |
Хорватия | 2013 | 4 154 213 | 56 594 | 60 702 | 27 681 | куна | 29 | 0,851 | 12 | хорватский | HR | ВСР |
Кипр | 2004 г. | 854 802 | 9 251 | 24 280 | 39 079 | евро | 31,2 | 0,887 | 6 | Греческий турецкий | CY | CYP |
Чехия | 2004 г. | 10 467 628 | 78 866 | 246 953 | 40 293 | крона | 25,8 | 0,900 | 21 год | чешский язык | CZ | Чешская Республика |
Дания | 1973 | 5 743 947 | 43 075 | 347 176 | 57 781 | крона | 24,7 | 0,940 | 14 | Датский | DK | DNK |
Эстония | 2004 г. | 1,315,635 | 45 227 | 31 038 | 37 033 | евро | 36,0 | 0,892 | 7 | эстонский | EE | стандартное восточное время |
Финляндия | 1995 г. | 5 577 282 | 338 424 | 269 654 | 49 334 | евро | 26,9 | 0,938 | 14 | Финский шведский | FI | ПЛАВНИК |
Франция | 1957 г.Основатель | 67 024 633 | 632 833 | 2 707 074 | 45 454 | евро | 32,7 | 0,901 | 79 | французкий язык | FR | FRA |
Германия | 1957 г.Основатель | 83 149 300 | 357 386 | 3 863 344 | 53 571 | евро | 31,9 | 0,947 | 96 | Немецкий | DE | DEU |
Греция | 1981 г. | 10 757 293 | 131 990 | 214 012 | 29 045 | евро | 34,3 | 0,888 | 21 год | Греческий | GR | GRC |
Венгрия | 2004 г. | 9,797,561 | 93 030 | 170 407 | 32 434 | форинт | 30,0 | 0,854 | 21 год | венгерский язык | HU | HUN |
Ирландия | 1973 | 4,774,833 | 70 273 | 384 940 | 89 383 | евро | 34,3 | 0,955 | 13 | Английский ирландский | IE | IRL |
Италия | 1957 г.Основатель | 61 219 113 | 301 338 | 1 988 636 | 40 065 | евро | 36,0 | 0,892 | 76 | Итальянский | ЭТО | ITA |
Латвия | 2004 г. | 1 950 116 | 64 589 | 35 045 | 30 579 | евро | 35,7 | 0,866 | 8 | Латышский | LV | LVA |
Литва | 2004 г. | 2 847 904 | 65 200 | 53 641 | 38 605 | евро | 35,8 | 0,882 | 11 | Литовский язык | LT | LTU |
Люксембург | 1957 г.Основатель | 589 370 | 2 586,4 | 69 453 | 112 875 | евро | 30,8 | 0,916 | 6 | Французский немецкий люксембургский | LU | ЛЮКС |
Мальта | 2004 г. | 440 433 | 316 | 14 859 | 43 086 | евро | 25,8 | 0,895 | 6 | Мальтийский английский | MT | MLT |
Нидерланды | 1957 г.Основатель | 17 220 721 | 41 543 | 902 355 | 57 101 | евро | 30,9 | 0,944 | 29 | Голландский фризский | NL | NLD |
Польша | 2004 г. | 37 972 964 | 312 685 | 565 854 | 33 739 | злотый | 34,9 | 0,880 | 52 | Польский | PL | POL |
Португалия | 1986 г. | 10 291 027 | 92 212 | 236 408 | 33 131 | евро | 32,1 | 0,864 | 21 год | португальский | PT | PRT |
Румыния | 2007 г. | 19 638 309 | 238 391 | 243 698 | 30 141 | лея | 31,5 | 0,828 | 33 | румынский | RO | ROU |
Словакия | 2004 г. | 5 435 343 | 49 035 | 106,552 | 32 184 | евро | 25,8 | 0,860 | 14 | словацкий | SK | СВК |
Словения | 2004 г. | 2 065 895 | 20 273 | 54 154 | 38 506 | евро | 31,2 | 0,917 | 8 | Словенский | SI | SVN |
Испания | 1986 г. | 46 528 966 | 504 030 | 1,397,870 | 38 143 | евро | 32,0 | 0,904 | 59 | Испанский галисийский каталонский окситанский баскский | ES | ESP |
Швеция | 1995 г. | 10 080 000 | 449 964 | 528 929 | 52 477 | крона | 25,0 | 0,945 | 21 год | Шведский | SE | SWE |
Итоги / Средние | - | 447 157 381 | 4 224 488,4 | 15,687,843 | 35 083 | - | (в среднем) 30,8 | (в среднем) 0,897 | 705 | - | - | - |
Есть ряд заморских территорий государств-членов, которые юридически являются частью ЕС, но имеют определенные исключения, основанные на их удаленности; см. Ассоциацию заморских стран и территорий. Эти «самые удаленные регионы» частично применяются в соответствии с законодательством ЕС и в некоторых случаях находятся за пределами Шенгенской зоны или зоны НДС ЕС, однако по закону они находятся в пределах ЕС. Все они используют евро в качестве валюты.
Территория | Государство-член | Место нахождения | Площадь км 2 | численность населения | ВВП на душу населения (ЕС = 100) | Зона НДС ЕС | Шенгенская зона |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Азорские острова | Португалия | Атлантический океан | 2333 | 237 900 | 66,7 | да | да |
Канарские острова | Испания | Атлантический океан | 7 447 | 1,715,700 | 93,7 | Нет | да |
Французская Гвиана | Франция | Южная Америка | 84 000 | 161 100 | 50,5 | Нет | Нет |
Гваделупа | Франция | Карибский бассейн | 1,710 | 425 700 | 50,5 | Нет | Нет |
Мадейра | Португалия | Атлантический океан | 795 | 244 800 | 94,9 | да | да |
Сен-Мартен | Франция | Карибский бассейн | 52 | 25 000 | 61,9 | Нет | Нет |
Мартиника | Франция | Карибский бассейн | 1,080 | 383 300 | 75,6 | Нет | Нет |
Майотта | Франция | Индийский океан | 374 | 212 645 | Нет | Нет | |
Реюньон | Франция | Индийский океан | 2,512 | 837 868 | 61,6 | Нет | Нет |
Сокращения использовались как сокращенный способ группировки стран по дате присоединения.
Кроме того, для обозначения стран, имеющих ограниченный доступ к рынку труда ЕС, использовались и другие сокращения.
Согласно Копенгагенским критериям, членство в Европейском Союзе открыто для любой европейской страны, которая является стабильной, либеральной демократией свободного рынка, уважающей верховенство закона и права человека. Кроме того, он должен быть готов принять все обязательства членства, такие как принятие всех ранее согласованных законов (170 000 страниц acquis communautaire ) и переход на евро. Для того, чтобы государство вступило в Европейский Союз, требуется предварительное одобрение всех нынешних государств-членов. В дополнение к расширению за счет добавления новых стран, ЕС также может расширяться за счет более тесной интеграции территорий государств-членов, которые находятся за пределами ЕС (например, в отношении роспуска Нидерландских Антильских островов ), или территории члена. государство, которое ранее отделилось, а затем снова присоединилось (см. отзыв ниже).
Нет никаких положений о высылке государства-члена, но статья 7 TEU предусматривает приостановление действия определенных прав. Введенная в Амстердамском договоре, статья 7 устанавливает, что если член постоянно нарушает основополагающие принципы ЕС (свобода, демократия, права человека и т. Д., Изложенные в статье 2 TEU ), то Европейский совет может проголосовать за приостановление любых прав членства, такие как голосование и представительство. Для выявления нарушения требуется единогласие (за исключением соответствующего государства), но санкции требуют лишь квалифицированного большинства.
Соответствующее государство по-прежнему будет связано обязательствами по договорам, и Совет, действующий большинством голосов, может изменить или отменить такие санкции. Ниццкий договор включал в себя превентивный механизм, в которой Совет, действуя большинством, может идентифицировать потенциальные рекомендации нарушения и сделать государству, чтобы исправить ее до принятия против него, как описано выше. Однако договоры не предусматривают какого-либо механизма для полного изгнания государства-члена.
До Лиссабонского договора ни в одном из договоров Европейского Союза не было положений или процедур для выхода государства-члена из Европейского Союза или его предшественников. Лиссабонский договор изменил это и включил первое положение и процедуру выхода государства-члена из блока. Процедура выхода государства изложена в статье 50 TEU, в которой также четко указывается, что «любое государство-член может принять решение о выходе из Союза в соответствии со своими конституционными требованиями». Несмотря на то, что он призывает к выходу на основе переговоров между выходящим государством и остальной частью ЕС, если через два года после того, как выходящее государство не уведомит о своем намерении уйти, не будет достигнуто соглашение, оно в любом случае перестанет подпадать под действие договоров (что обеспечивает право на односторонний отказ). Не существует формальных ограничений на то, сколько времени может пройти государство-член между принятием политики выхода и фактическим вступлением в силу статьи 50.
На необязательном референдуме в июне 2016 года, результат которого правительство обещало реализовать, Великобритания проголосовала за выход из ЕС. Правительство Великобритании начало действие статьи 50 29 марта 2017 года. После продолжительного периода переговоров и внутриполитических дебатов Соединенное Королевство в конечном итоге вышло из ЕС 31 января 2020 года, завершив первую фазу процесса Brexit.
До 2016 года ни одно государство-член не голосовало за выход. Однако Французский Алжир, Гренландия и Сен-Бартелеми действительно перестали быть частью ЕС (или его предшественника) в 1962, 1985 и 2012 годах соответственно из-за изменения статуса. Ситуация, когда Гренландия находится за пределами ЕС, но все еще является государством-членом ЕС, обсуждалась как образец для проевропейских регионов Великобритании, оставшихся в составе ЕС или его единого рынка.
Помимо формального выхода государства-члена, существует ряд движений за независимость, таких как Каталония или Фландрия, которые могут привести к ситуации, аналогичной Гренландии. Некоторые ученые утверждают, что если бы территория государства-члена вышла из ЕС, но пожелала остаться в ЕС, ей пришлось бы повторно подавать заявку на вступление, как если бы это была новая страна, подавшая заявку с нуля. Однако другие исследования утверждают, что внутреннее расширение является юридически жизнеспособным, если в случае роспуска или отделения государства-члена все образовавшиеся государства считаются государствами-преемниками. Существует также Европейская гражданская инициатива, которая направлена на обеспечение непрерывности прав и обязанностей европейских граждан, принадлежащих к новому государству, возникшему в результате демократического отделения государства-члена Европейского Союза.
По состоянию на июль 2021 года Соединенное Королевство является единственным бывшим государством-членом, которое официально приступило к процессу выхода из Европейского Союза. Это началось, когда правительство Соединенного Королевства задействовало Статью 50, чтобы начать выход Великобритании из ЕС 29 марта 2017 года после референдума в июне 2016 года, а выход был запланирован по закону на 29 марта 2019 года., и ему было предоставлено несколько продлений статьи 50 до 31 января 2020 года. 23 января 2020 года соглашение о выходе было ратифицировано парламентом Соединенного Королевства, а 29 января 2020 года - Европейским парламентом. Великобритания покинула ЕС 31 января 2020 года в 23:00 по Гринвичу, закончив 47 лет членства.
Каждое государство имеет представительство в учреждениях Европейского Союза. Полное членство дает правительству государства-члена место в Совете Европейского Союза и Европейском Совете. Когда решения не принимаются консенсусом, голосование квалифицированным большинством (которое требует большинства как от числа штатов, так и от населения, которое они представляют, но достаточное блокирующее меньшинство может наложить вето на предложение). Председательство в Совете Европейского Союза вращается между каждым из государств - членов, что позволяет каждому штату шесть месяцев, чтобы помочь направить повестку дня ЕС.
Точно так же каждому штату распределяются места в парламенте в соответствии с их численностью населения (меньшие страны получают больше мест на одного жителя, чем более крупные). Члены Европейского парламента избираются всеобщим голосованием с 1979 года (до этого они были откомандированы национальными парламентами ).
Национальные правительства назначают по одному члену в Европейскую комиссию, Европейский суд и Европейскую аудиторскую палату. Предполагаемые члены Комиссии должны быть утверждены как президентом Комиссии, так и Европейским парламентом; предполагаемые судьи должны быть подтверждены существующими членами. Исторически сложилось так, что более крупным государствам-членам был предоставлен дополнительный уполномоченный. Однако по мере роста тела это право было лишено, и каждое государство представлено в равной степени. Шесть крупнейших штатов также имеют должности генеральных адвокатов в Суде. Наконец, в Совет управляющих Европейского центрального банка входят управляющие национальных центральных банков (которые могут быть назначены или не назначены правительством) каждой страны зоны евро.
Более крупные государства традиционно имеют больший вес в переговорах, однако более мелкие государства могут быть эффективными беспристрастными посредниками, и граждане небольших государств часто назначаются на ответственные руководящие должности, чтобы избежать конкуренции между более крупными государствами. Это, вместе с непропорциональным представительством малых государств с точки зрения голосов и мест в парламенте, дает меньшим государствам ЕС большую власть влияния, чем обычно приписывается государству их размера. Однако в большинстве переговоров по-прежнему доминируют более крупные государства. Традиционно это происходило в основном за счет « франко-германского двигателя», но франко-германское влияние несколько уменьшилось после притока новых членов в 2004 г. (см. G6 ).
- Статья 4 Договора о Европейском Союзе
В то время как государства-члены являются суверенными, союз частично следует наднациональной системе для разделения тех функций, которые согласованы в договоре. («Полномочия, не возложенные на Союз в Договорах, остаются за государствами-членами»). Ранее ограниченный вопросами Европейского сообщества, практика, известная как « метод сообщества », в настоящее время используется во многих областях политики. Комбинированный суверенитет делегируется каждым членом учреждениям в обмен на представительство в этих учреждениях. Эту практику часто называют «объединением суверенитета». Затем эти учреждения получают право принимать законы и исполнять их на европейском уровне.
Если государство не соблюдает закон Европейского Союза, его могут оштрафовать или отозвать средства.
В отличие от некоторых международных организаций, стиль интеграции ЕС как союза государств не «подчеркивает суверенитет или разделение внутренних и внешних дел [и он] превратился в высокоразвитую систему взаимного вмешательства во внутренние дела друг друга, верно? вплоть до пива и сосисок. ". Однако в вопросах обороны и внешней политики (а также в вопросах, касающихся политики и правосудия до заключения Лиссабонского договора ) передается меньше суверенитета, а вопросы решаются на основе единодушия и сотрудничества. В самом начале истории ЕС уникальное состояние его создания и объединения суверенитета было подчеркнуто Судом справедливости:
Создав Сообщество на неограниченный срок, имеющее свои собственные институты, свою личность, собственную правоспособность и способность представительства на международном уровне и, в частности, реальные полномочия, проистекающие из ограничения суверенитета или передачи полномочий от государств Сообществу государства-члены ограничили свои суверенные права и, таким образом, создали свод законов, который связывает как их граждан, так и самих себя... Передача государствами из своей внутренней правовой системы правовой системе Сообщества возникающих прав и обязанностей Договор влечет за собой постоянное ограничение их суверенных прав.
- Европейский суд, 1964 г., по делу Коста против ENELВопрос о том, является ли право Союза выше закона штата, является предметом некоторых дискуссий. Договоры не выносят решения по этому вопросу, но судебные решения устанавливают превосходство права ЕС над национальным законодательством, и это подтверждается в декларации, приложенной к Лиссабонскому договору (предлагаемая Европейская конституция полностью закрепила бы это). Правовые системы некоторых государств также прямо принимают толкование Суда, например, Франция и Италия, однако в Польше это не отменяет конституцию государства, как в Германии. Точные области, в которых государства-члены передали Союзу законодательную компетенцию, следующие. Все не упомянутые области остаются за государствами-членами.
В терминологии ЕС термин «компетенция» означает «полномочия или ответственность действовать». В таблице ниже показано, какие аспекты управления предназначены исключительно для коллективных действий (через Комиссию), а какие - в большей или меньшей степени. Если аспект не указан в таблице ниже, он остается исключительной компетенцией государства-члена. Возможно, наиболее известным примером является налогообложение, которое остается вопросом государственного суверенитета.
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
В результате европейского кризиса суверенного долга некоторым государствам еврозоны была предоставлена помощь со стороны своих коллег-членов через Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабильности (замененный Европейским механизмом стабильности с 2013 года), но это было связано с определенными условиями. В результате кризиса государственного долга Греции Греция приняла крупный план жесткой экономии, включая приватизацию и распродажу государственных активов в обмен на их спасение. Чтобы обеспечить соблюдение Грецией условий, установленных европейской тройкой (ЕЦБ, МВФ, Комиссия), министерствам правительства Греции была направлена «крупномасштабная техническая помощь» со стороны Европейской комиссии и других стран-членов. Некоторые, в том числе президент Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, заявили, что «суверенитет Греции будет существенно ограничен». Ситуация стран, получивших помощь (Греция, Португалия и Ирландия), была описана как находящаяся под опекой или протекторатом ЕС, а некоторые, например, Нидерланды, призывали к формализации ситуации.
Интеграция в ЕС не всегда симметрична, и некоторые государства приступают к интеграции раньше, чем сопротивляются. Это бывает двух форм; более быстрое интегрированное ядро, когда некоторые государства продвигаются вперед с новым проектом, и отказ, когда некоторые государства освобождаются от нормальной интеграции. Идея многоскоростной интеграции является проклятием для некоторых, в том числе для президента Юнкера, который видит в этом раскол для европейского проекта, и для других, например для менее интегрированных государств, которые считают, что они останутся позади. Однако его поддерживают другие, такие как президент Макрон, для более быстрого продвижения вперед в интеграции.
Существует несколько различных форм более тесной интеграции как внутри, так и за пределами обычных рамок ЕС. Основным механизмом является усиление сотрудничества, при котором девять или более государств могут использовать прогресс структур ЕС в области, в которой не все государства готовы участвовать. Одним из примеров этого является Европейский государственный прокурор. Похожий механизм - это постоянное структурированное сотрудничество в сфере обороны, при котором большинство стран ЕС гибко работают над сотрудничеством в сфере обороны. Другие проекты, такие как Европейский фискальный договор, действуют между членами ЕС, но как отдельный межправительственный договор вне официальных структур ЕС.
Ряд государств менее интегрирован в ЕС, чем другие. В большинстве случаев это связано с тем, что эти государства отказались от участия в определенной области политики. Наиболее примечательным является отказ от членства в Экономическом и валютном союзе, принятие евро в качестве единственной законной валюты. Большинство государств за пределами еврозоны обязаны переходить на евро, когда они будут готовы, но Дания (а ранее Великобритания) получила право сохранять свою собственную независимую валюту.
Ирландия не участвует в Шенгенском соглашении. Дания отказалась от Общей политики безопасности и обороны ; Дания и Ирландия отказались от участия в делах полиции и правосудия, а Польша отказалась от Хартии основных прав.
Принятие нового государства в Союз ограничивается либеральными демократиями, а Freedom House оценивает все государства ЕС как полностью свободные избирательные демократии. Все, кроме 4, входят в рейтинг 1.0. Однако точная политическая система государства не ограничена, и каждое государство имеет свою собственную систему, основанную на его исторической эволюции.
Более половины государств-членов - 15 из 27 - являются парламентскими республиками, а шесть штатов являются конституционными монархиями, что означает, что у них есть монарх, хотя политическая власть осуществляется избранными политиками. В большинстве республик и во всех монархиях действует парламентская система, при которой глава государства (президент или монарх) играет в основном церемониальную роль с резервными полномочиями. Это означает, что большая часть власти находится в руках того, кого в большинстве этих стран называют премьер-министром, который подотчетен национальному парламенту. Из остальных республик в пяти действует полупрезидентская система, при которой полномочия разделены между президентом и премьер-министром, а в одной республике действует президентская система, при которой президент является главой государства и правительства.
Парламентская структура в странах-членах различается: существует 15 однопалатных национальных парламентов и 12 двухпалатных парламентов. Премьер-министр и правительство обычно напрямую подотчетны непосредственно избранной нижней палате и нуждаются в ее поддержке, чтобы оставаться на своем посту, за исключением Кипра и Франции с их президентскими системами. Верхняя палата в разных странах-членах состоит по-разному: она может избираться прямым голосованием, как польский сенат ; косвенно избирается, например, региональными законодательными собраниями, такими как Федеральный совет Австрии ; или не избран, но представляют определенные группы интересов, такие как Национальный совет Словении. Все выборы в государствах-членах используют ту или иную форму пропорционального представительства. Наиболее распространенный тип пропорционального представительства - система партийных списков.
Также существуют различия в уровне самоуправления для субрегионов государства-члена. Большинство государств, особенно более мелкие, являются унитарными государствами ; это означает, что вся основная политическая власть сосредоточена на национальном уровне. 9 штатов передают власть большему количеству местных уровней управления. Австрия, Бельгия и Германия являются полноправными федерациями, что означает, что их регионы имеют конституционную автономию. Дания, Финляндия, Франция и Нидерланды являются федерациями, что означает, что некоторые регионы имеют автономию, а большинство - нет. Испания и Италия имеют систему передачи полномочий, при которой регионы имеют автономию, но национальное правительство оставляет за собой право отозвать ее. \
Такие государства, как Франция, имеют ряд заморских территорий, оставшихся у их бывших империй.
Есть ряд соседних зарубежных стран с прочными связями с ЕС, аналогичными элементам членства. После решения Норвегии не вступать в ЕС, она осталась одним из членов Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) через Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), в которую также входят Исландия, Лихтенштейн и Швейцария. Швейцария отказалась от членства в ЕЭЗ. ЕЭЗ связывает эти страны с рынком ЕС, распространяя на эти государства четыре свободы. Взамен они платят членский взнос и должны принять большинство областей законодательства ЕС (которые они не имеют прямого влияния на формирование). Демократические последствия этого были охарактеризованы комментаторами как «демократия по факсу» (ожидание факсимильной связи новых законов из Брюсселя, а не участие в их разработке).
Другой пример - Босния и Герцеговина, находящаяся под международным контролем. Высокий представитель по Боснии и Герцеговине международному администратор, который имеет широкие полномочия по Боснии и Герцеговине, чтобы обеспечить мирное соглашение соблюдается. Высокий представитель также является представителем ЕС и на практике назначается ЕС. В этой роли и поскольку главная цель Боснии и Герцеговины - присоединиться к ЕС, страна стала де-факто протекторатом ЕС. Назначенный представитель ЕС имеет право вводить законы и увольнять выборных должностных лиц и государственных служащих, что означает, что ЕС имеет больший прямой контроль над Боснией и Герцеговиной, чем его собственные государства. Действительно, по мнению некоторых наблюдателей, государственный флаг напоминает флаг ЕС.
Так же, как и Босния и Герцеговина, Косово находится под сильным влиянием ЕС, особенно после фактического перехода от ООН к власти ЕС. Теоретически Косово контролируется миссиями ЕС, которые проходят личную подготовку по вопросам правосудия и полиции и помогают создавать государственные институты. Однако миссия ЕС обладает определенными исполнительными полномочиями над государством и несет ответственность за поддержание стабильности и порядка. Как и Босния, Косово называют «протекторатом ЕС».
Однако существует также в значительной степени несуществующий член ассоциированного члена. Иногда его применяли к государствам, подписавшим соглашение об ассоциации с ЕС. Ассоциированное членство не является формальной классификацией и не дает государству права на какое-либо представление прав на свободное передвижение, которое позволяет полное членство. Этот термин почти не слышен в современном контексте и в основном использовался в первые дни существования ЕС в таких странах, как Греция и Турция. Соглашение об ассоциации с Турцией было Анкарским соглашением 1963 года, подразумевая, что Турция стала ассоциированным членом в этом году. Существующие соглашения об ассоциации включают Соглашения о стабилизации и ассоциации с западными Балканами; эти государства больше не называются «ассоциированными членами».
24 декабря 2020 года было объявлено, что Великобритания и Европейский союз согласовали торговую сделку после выхода Великобритании из ЕС, которая вступит в силу после истечения переходного периода 1 января 2021 года.