Наука и технологии в Марокко

редактировать
Интерьер мечети и университета Аль-Карауин.

Наука и технологии в Марокко значительно развился в последние годы. Правительство Марокко проводит реформы для поощрения научных исследований в Королевстве. Хотя исследования еще не приобрели статуса национального приоритета в Марокко, у страны есть важные активы, которые могут превратить ее сектор НИОКР в ключевой инструмент развития. В отрасли по-прежнему доминирует государственный сектор: в университетах работают 58% исследователей. Собственная оценка Марокко национальной исследовательской системы, проведенная в 2003 году, показала, что в стране имеется хороший запас хорошо подготовленных высококвалифицированных человеческих ресурсов и что некоторые лаборатории очень высокого качества. Однако самый большой разрыв на тот момент заключался в связи между исследованиями и инновациями. Образовательная квалификация марокканских исследователей значительно повысилась с начала 1990-х годов. Университет Аль-Карауин считается старейшим постоянно действующим университетом в мире, дающим ученую степень, согласно Книге рекордов Гиннеса.

Содержание
  • 1 Национальная политика
    • 1.1 Основы политики, 1999–2008 гг.
      • 1.1.1 Национальный фонд НИОКР
      • 1.1.2 Проект «Технополис»
    • 1.2 Основы политики, 2009–2025 гг.
      • 1,2.1 Видение образования и исследований
      • 1.2.2 Марокканская инновационная стратегия
      • 1.2.3 Партнерские отношения между университетом и бизнесом
  • 2 Стратегические секторы экономики
    • 2.1 Возобновляемая энергия
  • 3 Тенденции исследований
    • 3.1 Финансы инвестиции в исследования
    • 3.2 Тенденции в человеческих ресурсах
    • 3.3 Выпускники университетов
    • 3.4 Исследователи
    • 3.5 Результаты исследований
  • 4 Научно-исследовательские учреждения
  • 5 Международное сотрудничество
    • 5.1 Двустороннее сотрудничество
    • 5.2 Многостороннее сотрудничество
      • 5.2.1 Арабская стратегия в области науки, технологий и инноваций
      • 5.2.2 Региональный центр возобновляемой энергии и энергоэффективности
      • 5.2.3 Академия исламского мира наук
  • 6 Источники
  • 7 Источники
Национальная политика

Основы политики, 1999–2008 гг.

Национальная система научных и технических исследований в Марокко руководствуется различными элементами, такими как заявления короля, отчеты специальных комиссий, пятилетние планы и создание специальной программы поддержки исследований. Хотя расходы на образование до сих пор были относительно высокими (5% ВВП и 24% государственных расходов в последние годы), изменения происходили медленно. В 1999 г. в Марокко началось «Десятилетие образования», получившее название «Десятилетие образования», с публикации Национальной хартии образования и профессиональной подготовки - дорожной карты реформирования сектора. В результате, по данным Всемирного банка, грамотность мужчин в возрасте 15–24 лет выросла с 84% в 1990 году до 87% в 2008 году, а процент всех учащихся, заканчивающих начальную школу, вырос с 82% до 87% за тот же период.

Пятилетний план правительства Марокко на 2000-2004 гг. Сформулировал приоритетные области исследований. Заявленными целями этого плана были приведение научных исследований в соответствие с приоритетами социально-экономического развития. Секторами, объявленными приоритетными направлениями, были: сельское хозяйство, рыболовство, питьевая вода, геология, горнодобывающая промышленность, энергетика, окружающая среда, информация и <132.>телекоммуникационные технологии и транспорт. Такой подход подчеркнул необходимость эффективной институциональной координации, которая позволяет различным сторонам работать вместе для достижения общих приоритетных социально-экономических целей. В 2002 г. 89% из 542 исследователей в выборке, состоящей из INRA, INRH, IAV Hassan II, ENFI и ENA, прошли обучение в аспирантуре, а 34% имели докторскую степень.

Национальная инновационная система Марокко в основном сосредоточена на вокруг Министерства высшего образования и научных исследований (MoHESR) и Постоянного межведомственного комитета по научным исследованиям и технологическому развитию (основано в 2002 г.), вместе с Академией наук и технологий Хасана II (основано в 2006 г.). Национальный центр научно-технических исследований (CNRST) - еще один ключевой игрок; он управляет Национальной программой поддержки отраслевых исследований, например, которая объявляет запросы на проведение исследований в государственные учреждения.

Национальный фонд НИОКР

Был принят Национальный фонд научных исследований и технологического развития по закону 2001 года. В то время отечественные предприятия финансировали только 22% внутренних расходов на исследования. Правительство поощряло компании вносить взносы в фонд для поддержки исследований в их секторе. Марокканских операторов связи уговорили уступить 0,25% своего оборота; сегодня они финансируют около 80% всех государственных исследовательских проектов в области телекоммуникаций, поддерживаемых через этот фонд. Финансовый вклад сектора коммерческих предприятий в расходы на внутренние исследования вырос до 30% (2010 г.).

Проект Technopolis

В 2005 г. король Марокко запустил Technopolis Рабат, с целью создания к 2016 году 12 000–15 000 высокотехнологичных рабочих мест. Первый этап был завершен в 2006 году. В научном парке находятся отдельные инженерные, высокотехнологичные, колледжи и НИОКР. пробелы. В парке начали работать несколько компаний, в том числе Nemotek Technologie, EDS-HP, Cleanroom, Alcatel и многие другие. В 2009 году началось строительство Технополиса Oujda, первая очередь должна быть завершена в 2011 году. Технополис включает четыре основных компонента: индустриально-логистический парк «CleanTech», сервисный центр (офшоринг и услуги), коммерческая площадка (ритейл-парк и выставочные залы) и учебный городок. Ожидается, что проект создаст 20 000 рабочих мест.

На момент запуска Технополиса Рабат только шесть африканских стран (Марокко, Египет, Сенегал, Мадагаскар, Тунис и Южная Африка ) инициировали программы по развитию технопарков как часть своей стратегии устойчивого развития.

Основы политики, 2009–2025 гг.

Перспективы образования и исследований

В 2009 г. в Национальной стратегии развития научных исследований до 2025 г. рекомендовалось повысить коэффициент охвата средним образованием с От 44% до не менее 80%, а коэффициент охвата высшим образованием для 19–23-летних - от 12% до более 50% к 2025 году. По состоянию на 2014 год безработица оставалась высокой, более 9%, и около 41% рабочей силы не хватало любая квалификация.

Расходы арабского правительства на образование как доля ВВП. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., рис. 17.8

В мае 2009 г. премьер-министр Марокко Аббас Эль-Фасси объявил о расширении поддержки науки во время встречи в Национальном центре научно-технических исследований. большая финансовая автономия от правительства, чтобы они лучше реагировали на потребности в исследованиях и могли лучше налаживать связи с частным сектором в надежде, что это будет способствовать развитию культуры предпринимательства в академических кругах. Он объявил, что инвестиции в науку и технологии вырастут с 620 000 долларов США в 2008 году до 8,5 миллионов долларов США (69 миллионов марокканских дирхамов) в 2009 году для финансирования ремонта и последующего использования для разработки новых продуктов.

В том же году правительство Марокко подписало новые соглашения на сумму 12,6 млрд дирхамов (1,1 млрд евро) для повышения качества своих университетов в рамках Национальной программы чрезвычайной поддержки образования на 2009–2012 годы. Эти дополнительные инвестиции были вложены в общую инфраструктуру. Правительство поставило цель аккредитовать 92% университетов в качестве исследовательских институтов к 2012 году по сравнению с 69% в 2008 году.

20 мая 2015 года, менее чем через год после его создания, Высший совет по образованию, Обучение и научные исследования представили королю отчет, предлагающий видение образования в Марокко на 2015–2030 годы. В докладе предлагается сделать образование равноправным и, следовательно, доступным для наибольшего числа людей. Поскольку повышение качества образования идет рука об руку с продвижением исследований и разработок, в отчете также рекомендуется разработать интегрированную национальную инновационную систему, которая будет финансироваться путем постепенного увеличения доли ВВП, выделяемой на исследования и разработки, до 1% в краткосрочной перспективе., 1,5% к 2025 году и 2% к 2030 году ».

Марокканская инновационная стратегия

Марокканская инновационная стратегия была представлена ​​на первом Национальном саммите по инновациям в стране в июне 2009 года Министерством промышленности и торговли., Инвестиции и цифровая экономика. Он преследует три основных направления:

  • развивать внутренний спрос на инновации;
  • развивать государственно-частные связи; и
  • внедрить инновационные механизмы финансирования, в том числе Intilak для инновационных стартапов и Tatwir для промышленных предприятий или консорциумов.

Марокко относительно хорошо справлялось с последствиями мирового финансового кризиса, при этом средний рост составил более 4% в период с 2008 по 2013 год. Однако, поскольку Европа является основным направлением для марокканского экспорта, на них сказалось замедление роста европейской экономики с 2008 года. Марокканская экономика диверсифицируется, но по-прежнему ориентирована на продукцию с низкой добавленной стоимостью: последняя по-прежнему составляют около 70% промышленных товаров и 80% экспорта. В некоторых областях также есть признаки снижения конкурентоспособности. В последние годы Марокко уступило долю рынка одежды и обуви перед лицом жесткой международной конкуренции, в частности, со стороны Азии, но сумело расширить свою долю рынка удобрений, легковых автомобилей и оборудования для распределения электроэнергии.

Министерство высшего образования и научных исследований поддерживает исследования в области передовых технологий и развитие инновационных городов в Фесе, Рабате и Марракеше. Марокканская инновационная стратегия зафиксировала цель - произвести 1000 марокканских патентов и создать 200 инновационных стартапов к 2014 году. Параллельно с этим Министерство промышленности, торговли и новых технологий (как оно стало с тех пор) создало в 2011 году Марокканский клуб инноваций. в партнерстве с Марокканским управлением промышленной и коммерческой собственности. Идея состоит в том, чтобы создать сеть участников инноваций, включая исследователей, предпринимателей, студентов и ученых, чтобы помочь им в разработке инновационных проектов.

Правительство поощряет участие граждан в инновациях со стороны государственных учреждений. Одним из примеров является Марокканское бюро по фосфатам (Office chérifien des phosphates), которое инвестировало в проект по развитию умного города King Mohammed VI Green City вокруг Университета Мохаммеда VI, расположенного между Касабланкой и Марракешем, стоимостью 4,7 млрд дирхамов ( около 479 миллионов долларов США).

Университетско-деловое партнерство

По состоянию на 2015 год в Марокко было три технопарка. В них размещаются стартапы, а также малые и средние предприятия. С тех пор как первый технопарк был создан в Рабате в 2005 году, второй был создан в Касабланке, а в 2015 году третий в Танжере. Как и два его предшественника, технопарк в Танжере объединяет компании, специализирующиеся на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), «зеленых» технологиях (а именно, экологически чистых технологиях) и индустрии культуры. В Танжере офисы в существующем здании были переоборудованы в рамках государственно-частного партнерства, что оценивается в 20 миллионов дирхамов (около 2 миллионов долларов США). Эти офисы должны быть в состоянии разместить до 100 предприятий, которые делят помещения с некоторыми ключевыми партнерами проекта, такими как Марокканская предпринимательская сеть и Ассоциация женщин-руководителей Марокко.

В рамках партнерства между университетами и бизнесом. оставаясь очень ограниченными в Марокко, в последние годы было возобновлено несколько конкурентных фондов, поддерживающих этот тип сотрудничества. К ним относятся следующие:

  • Третья программа InnovAct была запущена Марокканской исследовательской ассоциацией в 2011 году, согласно Erawatch. В то время как две предшественницы программы (запущенные в 1998 и 2005 годах) были нацелены на малые и средние предприятия (МСП), новая программа расширила группы бенефициаров, включив в них консорциумы предприятий. Ожидается, что МСП оплатят 50–60%, а консорциумы - 80% стоимости проекта. Схема поощряет сотрудничество между университетами и промышленностью: компании получают материально-техническую поддержку и финансовые средства для найма выпускников университетов для работы над их исследовательским проектом. Программа направлена ​​на поддержку до 30 предприятий ежегодно, работающих в основном в следующих отраслях: металлургическая, механическая, электронная и электрическая; химическая и парахимическая; агропродовольствие; текстиль; технологии для воды и окружающей среды; воздухоплавание; биотехнология; нанотехнологии; оффшоринг; и автомобилестроение;
  • Академия наук и технологий Хасана II профинансировала 15 исследовательских проектов в 2008 и 2009 годах. Объявления о проведении исследований поощряют частно-государственное сотрудничество и принимают во внимание потенциальное социально-экономическое воздействие проекта или побочные эффекты;
  • Министерство высшего образования и научных исследований ставит ряд полюсов компетенции по контракту на четыре года, чтобы объединить государственные и частные исследовательские учреждения вместе в совместном проекте через свои аккредитованные лаборатории. До 2010 г. существовало 18 полюсов компетенции, но с тех пор их число сократилось до 11, поскольку некоторые из них не соответствовали новым критериям министерства для финансирования. Сети включают одну по лекарственным и ароматическим растениям, другую по физике высоких энергий, третью по моделированию конденсированных сред и систем и четвертую по нейрогенетике;
  • Марокканская сеть по выделению и инкубации (Réseau Maroc incubation et essaimage) поддерживает бизнес-инкубацию в целом и передачу технологий через отделения университетов в частности. Он предоставляет стартапам предпосевный капитал, чтобы помочь им разработать надежный бизнес-план. Сеть координируется CNRST и объединяет 14 инкубаторов в некоторых из ведущих марокканских университетов в 2015 году.
Стратегические секторы экономики
ВВП на сектор экономики в арабском мире, 2013. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 (2015 г.), Рисунок 17.3

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП в 2013 г. составила 15,4%, что примерно равно доле Египта. Сельское хозяйство внесло еще 16,6% в экономику Марокко, а услуги - 54,9% ВВП. В целом промышленность (включая обрабатывающую промышленность) обеспечила 28,5% ВВП.

В 2012 году Академия науки и технологий Хасана II определила ряд секторов, в которых Марокко имеет сравнительные преимущества и квалифицированный человеческий капитал, включая горнодобывающую промышленность, рыболовство и др. пищевая химия и новые технологии. Он также определил ряд стратегических секторов, таких как энергетика, с упором на возобновляемые источники энергии, такие как фотоэлектрическая, тепловая солнечная энергия, ветер и биомасса; а также секторы водоснабжения, питания и здравоохранения, окружающая среда и науки о Земле.

Общие внутренние расходы на исследования и разработки в арабском мире, 2009 и 2013 гг. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., диаграмма 17.5

Возобновляемые источники энергия

В 2008 году Марокко объявило о планах строительства нового кампуса для усиления исследований и обучения в области чистых технологий. Кампус должен был стать частью промышленного парка чистой энергии стоимостью 219 миллионов долларов США, который строится в городе Уджда для поддержки инвестиций частного сектора в возобновляемые источники энергии. «Кампус знаний», который должен быть завершен в 2010 году, был частью пятилетнего инвестиционного плана в области возобновляемых источников энергии на 2009–2014 годы, подготовленного Марокканским национальным управлением электроэнергетики.

Марокко входит в десятку. члены-основатели Регионального центра возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, созданного в Каире, Египет, в июне 2008 г. (см. ниже «Региональное сотрудничество»). В 2015 году Марокко увеличивало инвестиции в возобновляемые источники энергии. В соответствии с соглашениями, подписанными Институтом исследований в области солнечной и новой энергии (IRESEN) с научными и промышленными партнерами, на шесть исследовательских проектов в области солнечной тепловой энергии было выделено в общей сложности 19 миллионов дирхамов (около 2 миллионов долларов США). В то время IRESEN финансировала исследования в области возобновляемых источников энергии, которые проводились более 200 инженерами и аспирантами и примерно 47 университетскими преподавателями и исследователями.

Марокко решило компенсировать его отсутствие углеводородов, став лидером в Африке по возобновляемым источникам энергии к 2020 году. В 2014 году компания открыла самую большую ветряную электростанцию ​​на континенте в Тарфайе на юго-западе страны. Правительство планирует создать в Варзазате самую большую в мире солнечную ферму. Ожидается, что первая фаза, известная как Noor I, будет завершена к октябрю 2015 года. Консорциум во главе с саудовской компанией Acwa Power и ее испанским партнером Sener выиграл тендер на первую фазу, а Acwa Power выиграла то же самое для второй этап. Предполагается, что строительство и эксплуатация Noor II (200 МВт) и Noor III (150 МВт) обойдется консорциуму почти в 2 миллиарда евро. Проект также финансируется такими донорами, как немецкий государственный банк Kreditanstalt für Wiederaufbau (650 миллионов евро) и Всемирный банк (400 миллионов евро). В конечном итоге солнечная ферма в Варзазате будет иметь мощность 560 МВт, но правительство не намерено останавливаться на достигнутом. К 2020 году компания планирует произвести 2000 МВт солнечной энергии.

Тенденции в исследованиях

Финансовые вложения в исследования

Марокко выделило 0,73% ВВП на исследования и разработки (НИОКР). в 2010 году по сравнению с 0,64% в 2006 году. Это один из самых высоких показателей в арабском мире, но он остается менее половины среднемирового (1,7% ВВП в 2013 году).

В 2010 году деловой сектор дало 30% внутренних расходов на исследования, по сравнению с примерно 22% в 2001 году. Высшее образование внесло еще 45% внутренних расходов на исследования в 2010 году, а государственный сектор - еще 23%. На иностранные источники пришлось всего 1,7% внутренних расходов на исследования в 2010 году. В целом поток прямых иностранных инвестиций в Марокко оставался относительно стабильным с 2007 года, когда он составил чуть более 3% ВВП. В 2013 году его вклад в ВВП составил 3,14%.

Корпорация РЕМИНЕКС (Исследования в области шахт и эксплуатации) является наиболее выдающимся исполнителем исследований в частном секторе и дочерней компанией Omnium Nord Africain, крупнейшая частная горнодобывающая группа в Марокко. Nemotek Technologie также является крупным частным игроком.

Обзор марокканских исследователей по научным направлениям.

Тенденции в человеческих ресурсах

Выпускники университетов

В 2010 году в Марокко было 75 744 выпускника университетов. Из них чуть более одной трети (27 524 или 36%) получили высшее образование в областях, связанных с естественными науками, инженерией и сельским хозяйством. Большинство из них получили высшее образование в области естественных наук (17 046 студентов, или 62%), затем идут инженерные науки (9 393 студента, или 34%). Еще 1085 студентов (4%) получили высшее образование в области сельскохозяйственных наук. В разбивке по полу 22,5% выпускников естественных наук составляли женщины по сравнению с 12% выпускников инженерных специальностей и 1,4% выпускников сельскохозяйственных школ.

Каждый год 18% марокканских выпускников направляются в основном в Европу и Северную Америку; эта тенденция привела к призывам к открытию иностранных университетов в Марокко и развитию престижных университетских городков. Академия наук и технологий имени Хасана II помогает марокканским ученым налаживать контакты со своими национальными и международными коллегами, в дополнение к своей роли по рекомендации приоритетов исследований и оценке исследовательских программ.

Арабские исследователи и технические специалисты (FTE) на миллион жителей, 2013 или ближайший год. Источник: Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 17.6

Исследователи

Согласно годовому отчету Министерства национального образования, высшего образования, профессионального обучения и научных исследований за 2002-2003 гг., Марокко 17 390 научных сотрудников на данный момент. Большинство (58%) были заняты в университетском секторе. Общее число сельскохозяйственных исследователей в Марокко постепенно увеличивалось на протяжении 1980-х и 1990-х годов, в то время как общие расходы на сельскохозяйственные НИОКР колебались несколько неравномерно.

Число исследователей растет довольно быстро. В 2008 году в Марокко насчитывалось 20 703 исследователя, занятых полный рабочий день. Это составило 669 исследователей на миллион жителей. Три года спустя насчитывалось 27 714 исследователей в эквиваленте полной занятости, или 864 исследователя на миллион жителей, по сравнению со среднемировым показателем 1083 человека на миллион. Несмотря на тот факт, что техники играют ключевую роль в технологическом производстве и обслуживании, в 2011 году на миллион жителей приходилось всего 53 специалиста на миллион жителей. По подсчетам, в Марокко насчитывалось 29 276 исследователей в 2008 году и 36 732 человека в 2011 году. Около 27,6% исследователей составляли женщины. в 2008 году и 30,2% в 2011 году.

В 2011 году марокканские исследователи (по подсчетам) были заняты в основном в естественных (34%), социальных (26%) и гуманитарных (20%) науках. Отсутствие рабочих мест в области инженерии и технологий (8% от общего числа занятых в сфере исследований и разработок) отражает зарождающуюся культуру предпринимательства и инноваций в Марокко. Еще 10% исследователей работают в области медицины и 2% - в сельском хозяйстве.

Доля арабских женщин-исследователей, 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), диаграмма 17.7

Результаты исследований

Число научных статей, каталогизируемых в международных журналах, неуклонно росло с 2006 года, когда их число составило 990. Согласно Web of Science Thomson Reuters, в 2014 году в его Science Citation Index Expanded было внесено 1574 статьи марокканских авторов. до 47 на миллион жителей, что находится в нижней части шкалы в арабском мире. Только Ливия, Ирак, Сирия, Судан, Йемен, Мавритания и Палестина имели более низкую интенсивность публикаций в 2014 году. Катар и Саудовская Аравия сумели значительно повысить собственный научный результат и рейтинги университетов после введения мер стимулирования для привлечения ведущих иностранных ученых в свои университеты..

Марокканские статьи были довольно равномерно распределены по всем областям естественных и социальных наук в период с 2008 по 2014 год, при этом медицинские науки, физика и химия были наиболее заметными областями исследований. В период с 2008 по 2014 год основные научные партнеры Марокко находились во Франции (3465 статей), Испании (1338), США (833), Италии (777) и Германии (752).

Марокко лидирует в По данным Статистического управления ООН, арабский регион по доле высокотехнологичного экспорта. После падения до 6% промышленного экспорта в 2008 году в разгар международного финансового кризиса, высокотехнологичный экспорт вырос до 7,7% промышленного экспорта в 2012 году.

Количество заявок на патенты оставалось стабильным в 2010 году. и 2012 г., когда в Марокко было зарегистрировано наибольшее количество заявок после Египта. Однако жители Саудовской Аравии подали больше заявок на патенты, чем жители Марокко за этот период. Подавляющее большинство марокканских патентов было зарегистрировано нерезидентами, что характерно для всех арабских стран (см. Таблицу).

Экспорт высоких технологий из арабского мира, 2006, 2008, 2010 и 2012 годы. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке : к 2030 г. (2015 г.), рис. 17.1

Таблица: Патентные заявки в арабских странах, 2010–2012 гг.

Для стран с более чем 15 патентными заявками

Резиденты патентных заявокПатентные заявки, не резидентыВсего заявок на патенты
201020112012201020112012201020112012
Египет6056186831 6251 5911 5282 2302 2092 211
Марокко15216919788288084310341 0491040
Саудовская Аравия288347-643643931990-
Алжир7694119730803781806897900
Тунис113137150508543476621680626
Иордания454048429360346474400394
Йемен20736553749754485
Ливан---13221322

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015), Таблица 17.5

Исследовательские учреждения
Университет Аль-Ахавайн, Ифран

Исследовательские учреждения включают Научный институт, основанный в 1920 г. в Рабате, который занимается фундаментальными исследованиями в естественных науках, и Научный институт морского рыболовства, основанный в 1947 году в Касабланке, который изучает 38>океанография, морская биология и темы, связанные с развитием рыбной промышленности. Девять университетов и колледжей предлагают ученые степени в области фундаментальных и прикладных наук. В 1987–1997 годах студенты естественных и технических специальностей составляли 41% от общего числа поступающих в колледжи и университеты. В соответствии с инициативой правительства Марокко в 2009 году университеты станут финансово независимыми от правительства, чтобы они лучше реагировали на потребности в исследованиях и могли налаживать связи с частным сектором. В общей сложности было подписано 17 соглашений о развитии марокканских университетов в рамках чрезвычайной программы на 2009–2012 годы, которая направлена ​​на реформирование больной системы образования в стране и развитие культуры предпринимательства в академическом сообществе.

Университет Аль-Карауин - это университет, расположенный в Фесе. Основанный в 859 году как медресе, университет является одним из ведущих духовных и образовательных центров мусульманского мира.

международного сотрудничества

двустороннего сотрудничества

План научно-технического сотрудничества между Марокко и США, подписанный в 2006 г. в Рабате, способствует обмену новаторскими научными идеями, информацией и знаниями, навыками и методами, а также обучению технических экспертов. Это также позволяет проводить совместные научные и технологические проекты, конференции и семинары.

Помимо соглашения в области науки и технологий с Соединенными Штатами, Марокко имеет соглашения в области науки и техники со своим региональным соседом Тунисом и страны, связанные с его историческим наследием (Франция, Бельгия и Испания ). Многие марокканские ученые прошли обучение во Франции или проводят исследования в сотрудничестве с французскими учеными. В 2009 году Марокко и Южная Корея договорились усилить сотрудничество в области ИКТ и кибербезопасности. Марокко также подписало соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Турцией.

. В июне 2009 года научная миссия НАСА, в которую входили шесть марокканских экспертов, посетила Марокко с целью интеграции марокканских исследователей в глобальный климат. Инициатива изменений, Космическая погода.

Многостороннее сотрудничество

Арабская стратегия в области науки, технологий и инноваций

В марте 2014 года Совет министров высшего образования и научных исследований в Арабский мир одобрил проект Арабской стратегии в области науки, технологий и инноваций на своем 14-м конгрессе в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. Стратегия имеет три основных направления: академическая подготовка в области науки и техники, научные исследования и региональное и международное научное сотрудничество. Одна из ключевых задач стратегии - более активное вовлечение частного сектора в региональное и междисциплинарное сотрудничество, чтобы повысить экономическую ценность и ценность исследований для развития и лучше использовать имеющийся опыт. До сих пор политика в области науки, технологий и инноваций в арабских государствах не могла эффективно стимулировать производство знаний или повышать ценность продуктов и услуг, поскольку они сосредоточены на развитии исследований без привлечения бизнес-сообщества. Также было много разговоров о переориентации системы образования на инновации и предпринимательство, но мало действий.

В Арабской стратегии в области науки, технологий и инноваций странам настоятельно рекомендуется участвовать в более широком международном сотрудничестве. деятельность в 14 научных дисциплинах и стратегических секторах экономики, включая ядерную энергетику, космические науки и конвергентные технологии, такие как биоинформатика и нанобиотехнологии. Стратегия выступает за привлечение ученых из диаспоры и призывает ученых к участию в общественной работе; он также требует увеличения инвестиций в высшее образование и профессиональную подготовку, чтобы создать критическую массу экспертов и остановить утечку мозгов. Тем не менее, стратегия ускользает от некоторых основных вопросов, включая деликатный вопрос о том, кто будет оплачивать огромные счета за реализацию стратегии.

Региональный центр возобновляемой энергии и энергоэффективности

Марокко входит в десятку члены-основатели Регионального центра возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, созданного в Каире, Египет, в июне 2008 года. Эти центры действуют как платформа для региональных обменов по политическим и техническим вопросам. Он также поощряет участие частного сектора для содействия росту региональной отрасли возобновляемой энергии. Остальные восемь партнеров-учредителей - Алжир, Иордания, Ливан, Ливия, Палестина, Сирия, Тунис и Йемен. У центра есть несколько партнеров по развитию, в том числе Европейский Союз, Немецкое агентство по техническому сотрудничеству и Датское агентство международного развития.

Академия наук Исламского мира

Марокко член Организации Исламская конференция. В 1986 году горстка ученых убедила ОИК и других представителей развивающегося мира создать Академию наук исламского мира со штаб-квартирой в Аммане, Иордания. Эта независимая, аполитичная, неправительственная организация получает начальное финансирование от Иордании и собирает средства для своей деятельности от ОИК и других международных организаций, включая учреждения Организации Объединенных Наций. Академия наук исламского мира сочетает в себе три функции:

  • образованное общество, продвигающее ценности современной науки;
  • финансовое агентство для поддержки выдающихся ученых, проводящих творческие и далеко идущие исследования (функция еще не полностью реализовано);
  • лидер научного сообщества стран-членов ОИК в его отношениях с правительствами, научными обществами и академиями наук по всему миру.
Источники

Definition of Free Cultural Works logo notext.svg Эта статья включает текст из бесплатного содержание работа. Под лицензией CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., 431-469, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, см. . For information on reusing text from Wikipedia, please see the terms of use.

References
Последняя правка сделана 2021-06-07 05:52:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте