Матильда Кшесинская | |
---|---|
Кшесинская в костюме для главной роли в опере Петипа « Камарго». Санкт-Петербург, гр. 1902 г. | |
Родился | ( 1872-08-31)31 августа 1872 г. Лигово, Петергоф, Российская Империя |
Умер | 6 декабря 1971 г. (1971-12-06)(99 лет) Париж, Франция |
Захоронение | Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа |
Супруг | Великий князь Андрей Владимирович России ( М. 1921 г., 1956) |
Проблема | Князь Владимир Романовский-Красинский |
дом | Гольштейн-Готторп-Романов |
Отец | Феликс Кшесиньски |
Религия | Русский православный (ранее римско-католический ) |
Занятие | Прима-балерина |
Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская ( польский : Matylda Maria Krzesińska, русский : Матильда Феликсовна Кшесинская ; 31 августа [ OS 19 августа] 1872 - 6 декабря 1971; также известная как княгиня Романовская-Красинская после замужества) была русской балериной из польского дворянства. семья Кшесинских. Ее отец Феликс Кшесинский и ее брат танцевали в Санкт-Петербурге. Она была любовницей будущего царя Николая II в России до его женитьбы, а затем была женой его двоюродного брата великого князя Андрея Владимировича.
На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская.
Кшесинская родилась в Лигово, недалеко от Петергофа. Как и все ее польской семье, к которому она была известна как Матильда Krzesińska, она выступала в Императорском Мариинском театре в Санкт - Петербурге с известным Имперского Балета. Кшесинская дебютировала в па-де-де из La Fille Mal Gardée во время выпускного спектакля в 1890 году, на котором присутствовал император Александр III и остальные члены императорской семьи, включая будущего Николая II. На ужине после спектакля император разыскал юную Кшесинскую и велел ей «быть славой и украшением нашего балета».
В 1896 г. получила звание прима-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга. Старый маэстро Мариус Петипа не согласился с тем, чтобы Кшесинская получила такое звание, и хотя она обладала необычайным даром танцовщицы, она получила его прежде всего благодаря своему влиянию при Российском Императорском Дворе.
Петипа позволил Кшесинской создать лишь небольшое количество новых ролей, так как считал итальянку Пьерину Леньяни лучшей балериной. Несмотря на то, что она могла выставлять высокие счета в театральных программах или на афишах, ее попыткам получить больше новых ролей помешал Петипа, чей авторитет в художественном руководстве Императорского балета не оспаривался даже самим Императором. Среди немногих ролей Кшесинской были Флора в «Ревей де Флор» (1894) и Коломбина в « Арлекинаде» (1900). Также она стала первой русской танцовщицей, освоившей 32 фуэте на турнире Леньяни.
Хотя Петипа очень уважал Кшесинскую как танцовщицу, он полностью презирал ее как личность, называя ее в своих дневниках «... этой мерзкой маленькой свиньей». Несмотря на это, он выбрал ее для главных ролей во многих из последних возрождений своих старых шедевров, часто придумывая для нее замысловатую хореографию - тень Млады в « Младе» (1896 г.), королевы Нисии в «Королеве Кандол» (1897 г.), Богиня Фетида в «Приключениях Пеле» (1897), Аспичиа в «Дочери фараона» (1898), заглавная роль в «Эсмеральде» (1899) и Никия в «Баядерке» (1900). Такие роли стали заведомо трудными после того, как Петипа переделал их для Кшесинской.
В 1899 году князь Серж Волконский стал директором Императорских театров. Хотя он занимал эту должность только до 1902 года, он многого добился. Сергей Дягилев был его непосредственным помощником, и Волконский доверил ему издание Ежегодника Императорских театров в 1900 году. В этот период в театрах появились новые имена, такие как художники Александр Бенуа, Константин Сомов и Леон Бакст. Однако Волконский был вынужден подать в отставку после столкновения с Кшесинской, когда она отказалась носить корзины костюма 18-го века в балете La Camargo.
Кшесинская была связана с будущим Николаем II с 1890 года, когда он был великим князем, а ей было всего семнадцать, когда она встретила его в присутствии его семьи после ее выпускного спектакля. Отношения продолжались три года, пока Николай не женился на принцессе Аликс Гессен-Дармштадтской - будущей императрице Александре Федоровне - в 1894 году, вскоре после смерти своего отца, царя Александра.
Скандалы и слухи вокруг ее имени возникали и сохранялись, поскольку она вступала в сексуальные отношения с двумя великими князьями из семьи Романовых : Сергеем Михайловичем и его двоюродным братом Андреем Владимировичем. В 1902 году она родила сына Владимира (известного как «Вова»; 30 июня 1902 - 23 апреля 1974); Позже он получил титул Светлости князя Романовского-Красинского, но сказал, что никогда не знал наверняка, кем был его отец.
Хотя Кшесинская могла быть очаровательной и доброй к коллегам, таким как юная Тамара Карсавина, она не боялась использовать свои связи с царем для укрепления своего положения в Императорских театрах. Она была известна тем, что вшивала ценные драгоценности в свои костюмы и вышла на сцену в роли принцессы Аспичии в «Дочери фараона» в своих инкрустированных бриллиантами диадемах и чокерах. Также она могла быть безжалостной с соперниками. Один из самых известных ее просчетов произошел, когда, будучи беременной в 1902 году, она тренировала Анну Павлову в роли Никии в «Баядерке». Она считала Павлову технически слабой и считала, что юная балерина не сможет ее затмить. Вместо этого публика была очарована хрупкой, длинноногой, неземной Павловой, и на свет появилась звезда.
Другой печально известный инцидент произошел в 1906 году, когда желанная роль Кшесинской Лизы в постановке Петипа / Иванова « La Fille Mal Gardée» была передана Ольге Преображенской. Одной из особенностей постановки было использование на сцене живых цыплят. Перед вариацией Преображенской в Па-де-рубане в первом действии Кшесинская открыла двери курятникам, и при первой нотке музыки цыплята разлетелись по сцене. Тем не менее Преображенская продолжила свой вариант до конца и получила бурю аплодисментов, к большому огорчению Кшесинской.
Благодаря своим аристократическим связям, ей удалось накопить в российской столице много ценного имущества. Большевики захватили ее дом вскоре после Февральской революции. Именно здесь Владимир Ленин выступил на митинге петроградских большевиков, вскоре после того, как он обратился к толпе на Финляндском вокзале, когда он вернулся в 1917 году. Она утверждает в своих мемуарах, что они превратили его в своего рода свинарник; она обратилась в суд, чтобы вернуть его, но получила угрозы смертью; Проходя мимо дома, она увидела в саду Александру Коллонтай в одном из своих пальто. Большевики были вынуждены покинуть дом только после июльских дней.
После Октябрьской революции Кшесинская сначала переехала на Французскую Ривьеру, а затем в Париж, где в 1921 году вышла замуж за одного из двоюродных братьев царя, великого князя Андрея Владимировича, возможного отца ее сына Вовы. Хотя жизнь Кшесинской в Париже была скромной по сравнению с роскошной жизнью, которой она наслаждалась в России, она прожила счастливо более 50 лет. В 1925 году она перешла из католицизма в русское православие и взяла имя Мария. В 1929 году она открыла собственную балетную школу, где преподавала таких учеников, как Дама Марго Фонтейн, Дама Алисия Маркова, Андре Эглевский, Татьяна Рябушинская, Тамара Туманова, Мона Инглесби и Морис Бежар. В последний раз она выступила в возрасте 64 лет на благотворительном мероприятии с Королевским балетом в Ковент-Гардене.
В 1960 году она опубликовала автобиографию « Сувениры Кшесинской» (на английском языке - « Танцы в Санкт-Петербурге: воспоминания Кшесинской»). В последующие годы она страдала от финансовых трудностей, но оставалась неукротимой. Она умерла в Париже на 100-м году жизни. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с мужем и сыном.