Махлатини и королевы махотеллы

редактировать

Махлатини и королевы махотеллы
Махлатини и королевы махотеллы, 1988. (слева направо): Хильда Тлоубатла, Махлатини, Нобесту Мбаду и Милдред Мангксола. Махлатини и королевы махотеллы, 1988. ( слева направо): Хильда Тлоубатла, Махлатини, Нобесту Мбаду и Милдред Мангксола.
Исходная информация
Источник Йоханнесбург, ЮАР
Жанры Мбаканга, Мгкашио
Активные годы 1964–1972 1987–1999
Этикетки Компания Gallo Record (1964–1999) Verve World / PolyGram Records

Mahlathini и Mahotella Queens (также известные как Mahlathini Nezintombi Zomgqashiyo и Mahlathini and the Girls of Mgqashiyo) были южноафриканской супергруппой mbaqanga, состоящей из трех музыкальных групп, объединенных вместе талантливым разведчиком и продюсером Рупертом Бопапе в компании Gallo Recording Company в Йоханнесбурге., Южная Африка в 1964 году. Группа состоит из следующих трех отдельных частей:

  • Женская группа Mahotella Queens (с 1964 г. по настоящее время), классический состав - тройка: Хильда Тлоубатла, Нобесту Мбаду и Милдред Мангксола. Все еще записывая и выступая на международном уровне, трио известно своим отличным вокальным гармоническим звуком, чередующимся между многоголосными гармониями и унисонным вокалом, гитарной музыкой mbaqanga и быстрыми сценическими танцами.
  • Инструментальная группа Makgona Tsohle Band (1964–1999), известная созданием музыкального стиля mbaqanga, во главе с электрогитаристом Марксом Манквейном и альт-саксофонистом Вестом Нкоси.

Вместе они имели чрезвычайно продуктивный коммерческий успех и были главной живой достопримечательностью в Южной Африке и ее окрестностях в 1964–1972 годах. Три части группы реформировались в 1986-87 годах; после празднования 70-летия Нельсона Манделы на лондонском стадионе « Уэмбли» в 1988 году супергруппа приобрела международную известность в 1987–1997 годах, после чего выступала на многих международных фестивалях.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 1964 год становления
    • 1.2 Ранняя профессиональная карьера
    • 1.3 Международный успех
  • 2 Артистизм
  • 3 Избранная дискография альбомов
  • 4 Смотрите также
  • 5 использованная литература
  • 6 внешние ссылки
История

1964 год становления

В эпоху апартеида в Южной Африке крупнейшие звукозаписывающие компании были компаниями, принадлежащими белым, с очень небольшим количеством чернокожих артистов. Исторически сложилось, что такие законы, как Закон о земле 1913 года к Закону группы территорий (1950) предотвращены музыканты из разных племенных общин интеграции и многие из них не было разрешено обосноваться в городе. Следовательно, большинство чернокожих музыкантов практически не может получить признание за пределами своих племенных границ. В период апартеида чернокожие южноафриканцы больше не могли играть для белой аудитории, а белые программисты не одобряли музыку под влиянием Америки. Mavuthela была основана в 1964 году как подразделение крупнейшего независимого звукозаписывающего лейбла страны Gallo Africa, чтобы сосредоточиться исключительно на производстве музыки для черного рынка Южной Африки. Ее возглавил продюсер и продюсер Руперт Бопапе, бывший продюсер EMI в Южной Африке до прихода в Gallo Record Company. Бопабе уже добился успеха в записи таких популярных исполнителей, как Александра Блэк Мамбазо, King's Messengers Quartet и женской группы The Dark City Sisters. Черные южноафриканские продюсеры пришли к идее вернуться к стилям акустической африканской популярной музыки и групп гармоничного пения, но они наэлектризовали инструменты, смешали полы и добавили живой ритм 8/8. Mbaqanga музыка стала популярной среди городских черных южноафриканцев, живущих в поселках.

Группа, которая позже стала известна во всем мире как Mahlathini и Mahotella Queens, начинала как часть команды музыкантов, работающих в Mavuthela Music Company. Руперт Бопапе во многом создал группу из трех отдельных частей. Он привез с собой из EMI Mahlathini («Лев Соуэто»), ведущего представителя стиля, который позже окрестили стонами (вокальный стиль исполнялся певцами-мужчинами с глубоким голосом в сочетании с группами женской гармонии из пяти человек и бэк-оркестр инструменталистов). Еще одним наиболее успешным коллективом Бопапе была команда певиц, которые записывали песни под разными групповыми псевдонимами, в том числе под названием Mahotella Queens. Состав группы будет состоять из пяти певцов, взятых из более крупного пула вокалистов, в который вошли Хильда Тлубатла, Джульетта Мазамиса, Этель Мнгомезулу и Франциска Мнгомезулу, Милдред Мангсола, Нобесту Мбаду, Винди Сибеко, Мэри Работапи (ранее из The Skylarks ). и Нуну Масеко; они стали самой популярной женской группой страны в конце 1960-х - середине 1970-х годов. Mahotella Queens и Mahlathini были поддержаны недавно сформированной группой Makgona Tsohle Band (что переводится как «Группа, которая может все»), все пять музыкантов были бывшими домашними работниками из Претории - West Nkosi (саксофон), Marks Mankwane (ведущая гитара).), Джозеф Маквела (бас-гитара), Вивиан Нгубане (ритм-гитара) и Lucky Monama (ударные). В роговую секцию входили Лемми «Special» Мабасо, Шадрак Пилисо, Марио да Консейсао и (кратко) Спикс Машияне. В конце 1960-х команда рожков расширилась, и в нее вошли Роджер Ксезу, Сифо Бхенгу, Томас Мотшоан, Дэвид Кханьил (он же «Фастос Великий») и Селло Ммутунг (более известный как «Бра Селло»).

Три королевы махотеллы слева направо: Нобесту Мбаду, Хильда Тлоубатла, Милдред Мангксола.

Ранняя профессиональная карьера

Чернокожие южноафриканские музыканты получали мало денег, и было трудно получить эфирное время на местных радиостанциях, поэтому они часто выступали за пределами музыкальных магазинов, чтобы привлечь аудиторию. Группа начала с того, что выпустила 78 копий своего первого сборника песен и сыграла свою музыку на улице, а затем записала сотни хит-синглов. В конце 1960-х - начале 1970-х годов Махлатини и Mahotella Queens доминировали в южноафриканской музыке, записав множество записей от их дебютного альбома Orlando Train до таких песен, как Uyavutha Umlilo (Music Inferno), Sengikala Ngiyabeleka (Crying And Running Away), Thoko, Sithunyiwe, Пица Це Кголо, Нгикхала Нгиябалека и Изулу Лиядудума. Некоторые из них более успешных синглов были собраны на такие альбомы, как Встречайте Mahotella Queens (их первый LP), Indoda Махлатини, Марена, Marks Umthakathi и Umculo Kawupheli.

Ансамбль стал главной живой достопримечательностью и коммерческим успехом, с пронзительным вокалом Mahlathini, сопоставленным с близкими гармониями Queens, и драйвовой джайв-работой в стиле mbaqanga-town от группы Makonga Tsohle Band. Они много гастролировали как по Южной Африке, так и по соседним странам, включая Мозамбик, Ботсвану и Зимбабве. Известные своим характерным звучанием и энергичным присутствием на концертах, они были названы «Битлз Южной Африки».

Супергруппа - Mahlathini, Mahotella Queens и Makgona Tsohle - была чрезвычайно продуктивной и популярной сплоченной записывающей / исполнительской командой до 1972 года. В 1972 году состав распался из-за разногласий с королевской семьей с Бопапе. Mahotella Queens под управлением гитариста Makgona Tsohle Band Марка Мэнквейна продолжали записывать и выступать до некоторой степени успеха в течение 1970-х и 1980-х годов, но к концу 1970-х из-за разногласий по поводу лицензионных платежей и / или семейных обязательств не было ничего из оригинала. члены Королев остались. В то же время Махлатини, который также записал сольный материал при поддержке группы Makgona Tsohle Band, культивировав отчетливую публичную идентичность как Индода Махлатини, ушел из Mavuthela также из-за споров о гонорарах / выплатах с Бопапе. Makgona Tsohle также записали инструментальные синглы, получив признание публики до тех пор, пока Makgona Tsohle не распалась, и ее отдельные участники, которых наставлял Бопапе, сосредоточились на продюсировании списка исполнителей Mavuthela.

Меняются музыкальные вкусы - дискотека захватила Южную Африку. В 1983 году Манквейн воссоединил Махлатини с пятью из первых Mahotella Queens для создания дочерней группы под названием Mahlathini Nezintombi Zomgqashiyo. Однако упадок музыки мбаканга означал, что проект просуществовал всего год. Манквейн продолжал выпускать Mahotella Queens. Махлатини присоединился к спродюсированному West Nkosi трио Swazi -mbaqanga Amaswazi Emvelo, одной из немногих групп mbaqanga, которые в то время хорошо продавались.

Международный успех

В 1983 году в Великобритании Малькольм Макларен продюсировал свой влиятельный альбом Duck Rock, проект, в котором смешались разные жанры, в том числе музыка Махлатини и Королевы Махотеллы, не указанная в титрах. Многие годы его критиковали как эксплуататорский, это был первый альбом, который принес то, что сейчас известно как мировая музыка, широкой аудитории за пределами Южной Африки и других стран. Западные музыканты постепенно начали включать в свою музыку различные стили мировой музыки.

В 1986-87 годах, отчасти благодаря участию в альбоме Harry Belafonte 's Paradise в Газанкулу, а также после успеха различных международных релизов, относящихся к музыке Южной Африки (таких как The Indestructible Beat of Soweto и Paul Simon 's Graceland (альбом) ), было принято решение о воссоединении Махлатини и Королев Махотелла. Уэст Нкоси убедил Манквейна задействовать Queens в своей постановке, тогдашние члены Queens были заменены тремя певцами, связанными с группой во время ее первоначального расцвета 1960-х годов - Хильда Тлобатла, Нобесту Мбаду и Милдред Мангксола. Mahotella Queens, еще раз с Махлатини и большая часть оригинального Makgona Tsohle Band, записали свой первый альбом, направленных на международную аудиторию, Thokozile. Он был достаточно успешным, чтобы привлечь зарубежных промоутеров, и группа - теперь именуемая Mahlathini и Mahotella Queens - впоследствии начала долгую международную гастрольную карьеру с успешного дебютного выступления во Франции на фестивале Angouleme. В том же году они записали альбом Paris - Soweto во Франции.

Маркс Манквейн вернулся к продюсированию Mahlathini и Mahotella Queens, а также продолжил играть в группе на соло-гитаре. В июне 1988 года они выступили с целой плеядой звезд - от Стиви Уандера до Джорджа Майкла и Питера Гэбриэла - на праздновании 70-летия Нельсона Манделы на лондонской Уэмбли Арене. Событие транслировалось в прямом эфире в шестидесяти странах по всему миру и послужило серьезным толчком для кампании по освобождению Манделы. Это также предоставило Махлатини и Королевам Махотеллы самую большую аудиторию в их жизни. В 1989 году в Англии они выступили в Гластонбери и сотрудничали с авангардной синти-поп-группой Art of Noise, записав три трека на альбоме английской группы Lower The Waste. Во Франции группа стала известна благодаря своей песне Kazet. В 1991 году продюсер Вест Нкоси покинул группу, чтобы продолжить продюсировать музыку для южноафриканской публики. Супергруппа начала длительные гастроли по всему миру, в том числе в США, Европе, Азии и Австралии, выступая на собственных концертах и ​​на различных международных музыкальных мероприятиях, в том числе в Центральном парке в Нью-Йорке (перед полумиллионной толпой). и на джазовом фестивале в Монтро в 1991 году и на различных фестивалях WOMAD. Mahlathini и Mahotella Queens продолжали записывать успешные альбомы, включая Mbaqanga, Rhythm and Art и Umuntu. Они отметили свое 30-летие в 1994 году альбомом Stoki Stoki, выпущенным на международном уровне на Shanachie Records в 1996 году.

Из-за проблем со здоровьем, вызванных давним диабетом, Махлатини дал свое последнее выступление с Mahotella Queens в 1997 году. В 1998 году бывший участник группы West Nkosi погиб в дорожно-транспортном происшествии, в том же году умер Маркс Манквейн, за которым последовал смерть Махлатини в июле 1999 года; что привело к упадку группы. Несмотря на свой международный успех, Симон «Махлатини» Нкабинде («лев Соуэто») умер в бедности. После периода траура Королевы Махотеллы решили вернуться в музыкальную индустрию; они набрали совершенно новых инструментальных исполнителей в новый состав группы и продолжают выступать, гастролировать и записываться по сей день. В 2000 году они записали новый альбом под названием Sebai Bai, успешный релиз, получивший высокую оценку международной публики и посвященный Mahlathini, Mankwane и Nkosi. В 2000 году они получили вторую ежегодную премию WOMEX (Worldwide Music Expo) за выдающийся вклад в мировую музыку. Были выпущены и другие успешные альбомы, такие как Bazobuya (2004) и Reign amp; Shine (2005). В 2005 году группа гастролировала в Соединенное Королевство в качестве разогревающей для Ladysmith Black Mambazo в период с мая по июнь 2006 года Queens хэдлайнерами Womad 2006 в июле, в турне по Европе 2007 и Южной Африки в конце 2007 и 2008 годах Queens появился как часть Pee Wee Шоу Эллиса Still Black, Still Proud: африканский трибьют Джеймсу Брауну в 2010 году. Южноафриканский джазовый исполнитель Хью Масекела объединил усилия с Mahotella Queens в специальном туре по Великобритании в ноябре 2010 года.

Артистизм

Стиль музыки, который развивает и играет группа Makgona Tsohle Band, и ее участники - это Mbaqanga (произносится как мм-бах-КАХНГ-гух, буква K формируется путем отрывания языка от неба). Мбаканга, названный в честь зулусского слова, обозначающего повседневную кукурузную кашу или приготовленный на пару кукурузный хлеб (что подразумевает домашнее качество происхождения музыки), берет свое начало в 1950-х годах. Стиль представлял собой сплав традиционной музыки зулу, сото, шангаана и коса, слился с мараби (также известным как южноафриканский джаз) и квела, а также с современными (электрические инструменты), американским Ramp;B, соулом и госпелом. Циклическая структура мараби сочетается с традиционными танцевальными стилями, такими как зулусский индламу, в сочетании с тяжелой ложкой американского биг-бэнда, брошенного на вершину. Входной танцевальный стиль индламу превратился в стиль «африканского топота», придав музыке характерный африканский ритмический импульс. Сочетание mbaqanga с вокалом стало известно как «mgqashiyo», что означает «подпрыгивать», после «бодрых» ритмов стиля или музыки simanje-manje (на зулусском языке, что означает «сейчас-сейчас»). Маркс Манквейн из Makgona Tsohle Band сказал в интервью: «Когда мы основали эту группу, мы решили также начать свой собственный стиль музыки, и это был Мбаканга. Поэтому мы решили добавить барабаны в западном стиле и больше гитар, а также темп для танцев, и вот тут-то и проявляется западное влияние. К ритмам группы добавились гармонии Mahotella Queens.... Чтобы выделить Queens, пришел необычайный грубый, глубокий басовый голос вокалиста Mahlathini ».

Крис Хейм, писавший для Chicago Tribune, сказал: «Мбаканга (деревенский джайв) - один из самых энергичных и радостных звуков во всем мире», и что у группы было «сладкое, задушевное звучание, отмеченное ярким вокалом поддержки от Queens и Ведет глубокий, глубокий козий голос Махлатини ". С годами звуковая комбинация изменилась: в 1960-х Махлантини пел более равномерно, а в 1980-х годах под - West Nkosi и Marks Mankwane, он пел менее продолжительно, вместо этого он вставлял мелодии Mahotella Queens и перекрывал их. его "козий голос" и вокальные эффекты, оставив большую часть пения Королевам. «Передняя линия ансамбля - этюд контрастов». Махлатини «передает свой» захватывающий вокал в мощном стиле пения Basso profundo, который в Южной Африке называют «стоном» (вспомните Howlin 'Wolf или Wolfman Jack) ». Бархатистый вокал Mahotella Queens разительно контрастирует с сырой вокализацией Махлатини. Их стиль пения, чередующийся между гармонией и унисонным вокалом, представляет собой гибрид американских джазовых вокальных групп, таких как Andrews Sisters, женских ансамблей doo-wop 60-х годов и традиционной южноафриканской вокальной музыки », - сказал Роберт Кристгау в обзоре Thokozile. В состав группы входили «непревзойденный гитарист Маркс Манквейн и вездесущий саксофонист-продюсер Вест Нкози», с «его неизменно несокрушимым, бездонным баритоном, неумолимо сгибающимся с крепкими сопрано», называя его «профессиональной танцевальной музыкой во всей красе и грубейшей».

Основными авторами текстов были Махлатини, Хильда Тлоубатла, Маркс Манквейн, Руперт Бопапе и Шадрак Пилисо. Их тексты, в основном на зулусском языке, часто касались таких вопросов, как воспитание детей или решение семейных проблем. Они не были откровенно политическими, но иногда ссылались на бедствия апартеида или восхваляли Нельсона Манделу.

«Визуально также группа была динамичной» и игралась на образцах племен, «Лев Соуэто« Махлатини »на сцене носил регалии вождя - шкуру леопарда на груди, меховые нарукавники и леггинсы, юбка из хвостов животных и бусы вокруг него лысый паштет », в то время как королевы махотеллы носили« огромные красные круглые зулусские шляпы, кожаные юбки с вышивкой бисером, купальники и кроссовки ». Как танцоры, они известны своей хореографией, бабушки к 90-м годам, королева двигалась «без остановки на сцене, используя отличительную синхронизированную хореографию, которая сочетает в себе элементы движений Motown, племенных танцевальных шагов и даже выступлений чирлидеров». Их «сочетание ликующей гармонии и хореографических танцев» было, как сказал американский критик в 1996 году, похоже на то, что он представлял, «зулусская версия Supremes была бы через два десятилетия после того, как они перестали вписываться в свои шелковые платья».

Избранная дискография альбомов

Вместе и по отдельности, Mahlathini, Mahotella Queens и Makhona Tsohle Band были плодовитыми музыкантами, записывающими музыку, начиная с сотен записей, сделанных в Gallo-Mavuthela в период их расцвета в 1960-х и 1970-х годах. Несмотря на это, только некоторые из их старых материалов доступны для покупки. Большая часть доступного материала - это записи, сделанные после конца 1980-х для международной аудитории.

Заголовок Этикетка / каталог Год выпуска
Сиядумиса Bula Music / AS Entertainment (CDBULA 203) 2007 г.
Махлатини и королевы махотеллы: хиты Галло Рекорд Компани (GMVCOM 1007) 2006 г.
Царство и сияние Wrasse Records / AS Entertainment (WRASS177) 2006 г.
Казет Marabi Productions / AS Entertainment 2005 г.
Царство и сияние African Cream Music / AS Entertainment (ACM-CD 042) 2005 г.
Базобуя Галло Рекорд Компани (GWVCD 53) 2004 г.
Лучшее из: The Township Idols Wrasse Records (WRASS098) 2003 г.
Себай Бай Harmonia Mundi / Label Bleu / Gallo (LBLC 2571) 2001 г.
Umuntu Галло Рекорд Компани (CDGMP 40788) 1999 г.
Stoki Stoki Галло Рекорд Компани (CDGMP 40539) 1994 г.
Женщины Мира Галло Рекорд Компани (CDGMP 40331) 1993 г.
Король Стонущих Земляные работы / Стерна 1993 г.
Рев льва Shanachie Records 1993 г.
Мбаканга Gallo Record Company (BL 742) (Южная Африка) Verve World / PolyGram Records (511 780) 1991 г.
Лучшее из Махлатини и королев махотеллы Галло Рекорд Компани (CDHUL 40274) 1991 г.
Ритм и искусство Галло Рекорд Компани 1989 г.
Мелоди Ялла Галло-GRC (BL 617) 1988 г.
Париж - Соуэто Gallo-GRC (HUL 40314) 1987 г.
Лев Соуэто Земляные работы / Стерна 1987 г.
Thokozile Галло-GRC (BL 590) 1987 г.
Менате Эа Лефатсе CCP Record Company 1987 г.
Индодемняма Галло-GRC 1987 г.
Иерусалим Сияхона Галло-GRC 1986 г.
Утшвала Бегазати Галло Рекорд Компани 1985 г.
Диторисо Ца Морена Галло Рекорд Компани 1984
Pheletsong Ya Lerato Галло Рекорд Компани (Gumba Gumba BL 457) 1984
Khwatha O Mone Тил Рекорд Компани (Hit Special IAL 4005) 1984
Котопо Том 2 Галло Рекорд Компани (Spades BL 460) 1983 г.
Матака Том 1 Галло Рекорд Компани (Spades BL 461) 1983 г.
Амакхаве Омгкашио Галло Рекорд Компани (Gumba Gumba BL 448) 1983 г.
Ухамбо Лвами Галло Рекорд Компани (Motella BL 396) 1983 г.
Ца Лебова Тил Рекорд Компани (Игагаси IAL 3096) 1983 г.
Хамба Миньяка Галло Рекорд Компани (Gumba Gumba BL 366) 1982 г.
Ezesimanje Тил Рекорд Компани (Hit Special IAL 3034) 1982 г.
Пица Це Кголо Тил Рекорд Компани (Hit Special HIL 2004) 1982 г.
Татха Изимпахла Захо Тил Рекорд Компани (Игагаси IAL 3004) 1980 г.
Цамая Моратуа Галло Рекорд Компани (Gumba Gumba BL 226) 1980 г.
Лучшее из королев махотеллы Галло Рекорд Компани 1977 г.
Изибани Зомгкашио Галло Рекорд Компани 1977 г.
Фезулу Эгкудени Галло Рекорд Компани 1975 г.
Умкуло Кавупели Галло Рекорд Компани (Гумба Гумба LPBS 20) 1974 г.
Маркс Умтхакати Галло Рекорд Компани (Motella LPBS 9) 1972 г.
Марена Галло Рекорд Компани (Motella LPBS 5) 1972 г.
Уявута Умлило Гумба Гумба (LPBS 3) 1971 г.
Макгона Цохле Реджи Галло Рекорд Компани (Инконкони ЛНКО 2001) 1970 г.
Исигубу Сабалози Галло Рекорд Компани (Гумба Гумба LMGG 5) 1969 г.
Индода Махлатини Галло Рекорд Компани (Motella LMO 111) 1969 г.
Давайте двигаться с группой Махона Цохле Галло Рекорд Компани (Motella LMO 104) 1967
Встречайте королев махотеллы Галло Рекорд Компани (Motella LMO 101) 1966 г.
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-12-31 01:52:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте