МАС (моторная лодка)

редактировать

Закамуфлированные МАС времен Второй мировой войны в Средиземном море

Motoscafo armato silurante (моторная лодка с торпедным вооружением), обычно сокращенно MAS, была классом быстрых торпедных судов, которые использовались Regia Marina (Королевский флот Италии) во время Первой и Второй мировых войн. Первоначально «МАС» называлось motobarca armata SVAN (вооруженная моторная лодка SVAN, Società Veneziana Automobili Navali (Военно-морское автомобильное общество Венеции ).

MAS были в основном моторными лодками водоизмещением 20–30 тонн (в зависимости от класса), экипажем из 10 человек и вооружением, состоящим из двух торпед, крупнокалиберных пулеметов и иногда 37-мм или 20-мм пушки.

Термин «MAS» является аббревиатурой от Mezzi d'Assalto (штурмовой корабль) в названии подразделения Flottiglia MAS ( флотилия штурмовых судов), самым известным из которых был Decima MAS времен Второй мировой войны.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 мировая война
  • 2 Межвоенный период и гражданская война в Испании
  • 3 Вторая мировая война
  • 4 Культурное наследие
  • 5 сохранившихся примеров
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки
Первая Мировая Война
Ранний MAS из журнальной статьи, опубликованной в январе 1917 г. Итальянский моряк, вооруженный скорострельным орудием, 1-фунтовой (37-мм) пушкой Hotchkiss, на MAS, 1917 год.

MAS широко использовались Регией Мариной во время Первой мировой войны 1915–1918 годов. Используемые модели были непосредственно заимствованы из компактных гражданских моторных лодок, оснащенных бензиновыми двигателями, которые были компактными и надежными (характеристики, которые в то время не были распространены). Они использовались не только для противолодочного патрулирования, но и для дерзких атак на основные подразделения австро-венгерского военно-морского флота.

Значительный успех пришел в декабре 1917 года, когда лодке MAS удалось потопить броненосец SMS  Wien до дредноута в гавани Триеста. Наибольшим успехом итальянской MAS было потопление австро-венгерского линкора SMS  Szent István у Пулы 10 июня 1918 года лодкой под командованием Луиджи Риццо. Лодки MAS позже участвовали во втором сражении при Дураццо в октябре 1918 года.

Основной австрийский флот оставался надежно на якоре в гавани в Пола (ныне Пула в Хорватии ), защищенный несколькими слоями защитных заграждений, непроходимых для обычных лодок MAS. Специальная версия, гусеничная торпедная моторная лодка класса Grillo или Barchino Saltatore ( прыжковые лодки), официально классифицируемая как tank marino (морской танк) или MAS speciale, была разработана к 1918 году. Корабль имел пару шипованных непрерывных гусениц, предназначенных для позволяют им перелезать через стрелы, поддерживаемые большими деревянными сваями. Лодки приводились в движение электродвигателем для бесшумного захода на посадку и несли две торпеды. Четыре были построены; первые два были затоплены, когда их медленные двигатели не смогли доставить их к боновым заграждениям в Пола до рассвета, а во время второй операции другая лодка с таким громким грохотом поднялась на боны, что была замечена и уничтожена артиллерийским огнем.

Межвоенный период и гражданская война в Испании

В 1926 году четыре лодки MAS были построены и закуплены Королевским военно-морским флотом Албании. Их назвали Тирана, Саранда, Дуррес и Влёра. Во время итальянского вторжения в Албанию они были захвачены и приняты на вооружение итальянскими войсками. Все пережили Вторую мировую войну и в 1945 году были возвращены в Албанию. Четыре единицы были переданы Национальному флоту во время гражданской войны в Испании в 1938 году: Sicilia (LT-18), бывший MAS 100 ; Nápoles (LT-19), бывший MAS 223 ; Кандидо Перес (LT-16), бывший MAS 435 ; и Хавьер Кирога (LT-17), бывший MAS 436.

Вторая Мировая Война

Итальянские MAS продолжали совершенствоваться после окончания Первой мировой войны благодаря наличию двигателей Isotta Fraschini. МАС времен Второй мировой войны имела максимальную скорость 45 узлов, две 450-мм торпеды и один пулемет. В 1940 году в наличии было 48 машин класса МАС 500. Более старые единицы использовались в средних театрах, таких как итальянская Восточная Африка. Известные военные действия, выполненные MAS, включают торпедирование крейсера класса C Королевского флота « Кейптаун » MAS 213 из 21-й эскадрильи MAS, работающей в составе флотилии Красного моря у побережья Массауа, Эритрея ; и неудавшаяся атака на гавань Мальты в январе 1941 года, в результате которой были потеряны две моторные лодки, одна из которых была возвращена англичанами, сдана в эксплуатацию в качестве тендера и переименована в XMAS. Пять MAS были затоплены в Массаве в первую неделю апреля 1941 года в рамках итальянского плана по разрушению гавани Массава перед лицом британского наступления. MAS 204, 206, 210, 213 и 216 были затоплены в гавани; четыре лодки нуждались в механическом ремонте и не могли быть эвакуированы. 24 июля 1941 года под шквальным огнем эскорта MAS 532 торпедировал и повредил транспорт Sydney Star, который сопровождал эсминец HMS Cossack и часть британского конвоя GM 1. Пароходу удалось дойти до Мальты с помощью эсминца HMAS Nestor. 1 декабря 1941 года два итальянских катера MAS обстреляли из пулемета советский ледокол « Анастас Микоян», следовавший из Дарданелл в Суэц, в результате чего он сел на мель на турецком побережье у Кастелоризо. Несмотря на то, что советское судно было снято с мели и на следующий день прибыло в Хайфу для ремонта, эта акция вынудила турецкое правительство интернировать восемь советских кораблей, которые собирались повторить то же путешествие. MAS 554, 554 и 557 потопили три грузовых корабля союзников в ночь на 13 августа 1942 года у мыса Бон в ходе операции «Пьедестал» общим водоизмещением 48 500 тонн. 29 августа 1942 года лодка MAS меньшего размера, MTSM, торпедировала британский эсминец Eridge у Эль-Дабы в Египте, выведя его из строя на оставшуюся часть войны.

Итальянский торпедный катер MAS 528 на Ладожском озере в июне 1942 года во время блокады Ленинграда.

Флотилия MAS служила по запросу Германии в качестве подкрепления в Черном море для запланированной атаки на Севастополь в июне 1942 года. Эскадрилья MAS подверглась интенсивной воздушной атаке советских истребителей-бомбардировщиков и торпедных катеров, но показала хорошие результаты. Они потопили 5000-тонный пароход « Абхазия» и вывели из строя 10-тонный транспортный корабль «Фабрициус», который впоследствии был уничтожен пикирующими бомбардировщиками « Штука ». Катера МАС уничтожили десантные баржи и повредили советские военные корабли. Командир катера MAS младший лейтенант Этторе Бизаньо погиб в бою. Одна МАС была уничтожена, а три повреждены истребителями-бомбардировщиками в сентябре 1942 года во время сильной атаки на Ялту. Рано утром 3 августа 1942 года три катера МАС торпедировали и вывели из строя советский крейсер « Молотов» к юго-западу от Керчи.

В мае 1943 года семь лодок МАС в Черном море были переданы Кригсмарине. В августе того же года они были переданы ВМС Румынии. Эти семь лодок были с деревянным корпусом водоизмещением 25 тонн каждая. Максимальная скорость составляла 42 узла за счет бензиновых двигателей с двумя валами. Они были вооружены одним 13-мм крупнокалиберным пулеметом или одной 20-мм зенитной пушкой, 6 глубинными бомбами и двумя 450-мм торпедами.

Другая флотилия из четырех MAS, XII Squadriglia MAS, была переброшена на Ладожское озеро в апреле 1942 года для поддержки блокады Ленинграда. Они заявляют о потоплении советской канонерской лодки класса «Бира», 1300-тонного грузового корабля и нескольких барж. Советские источники сообщают, что канонерская лодка « Селемджа» была слегка повреждена, когда торпеда взорвалась на дне озера с двумя ранеными на борту.

После подписания соглашения Cassibile катера MAS потопили немецкий торпедный катер TA11 (бывший французский L'Iphigénie) в Пьомбино 11 сентября 1943 года.

Устаревание малого MAS стало очевидным во время конфликта, и они все чаще заменяется более крупной югославскими E-лодка, построенной в Германии и новые улучшенные версии, классифицируемый «MS» ( Moto Siluranti) со стороной Regia Marina.

Тип противолодочного корабля на основе конструкции MAS был разработан итальянским флотом во время Второй мировой войны. Это была vedetta anti sommergibile, или "VAS", оснащенная большим количеством средств противолодочной борьбы, учитывая ее небольшие размеры.

Культурное наследие

Итальянский поэт Габриэле д'Аннунцио, который использовал MAS в некоторых своих приключениях во время Первой мировой войны, использовал аббревиатуру MAS для своего латинского девиза: Memento audere semper («всегда помни, чтобы дерзать »).

Сохранившиеся примеры
MAS 15 хранится в Витториано в Риме

Только два полных примера сохранились до наших дней.

Смотрите также
Примечания
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-12-31 10:34:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте