Лил Хардин Армстронг | |
---|---|
Общая информация | |
Имя при рождении | Лиллиан Хардин |
Родился | 3 февраля 1898 г.. Мемфис, Теннесси, США |
Умер | 27 августа 1971 (1971-08-27) (73 года). Чикаго, Иллинойс, США |
Жанры | Джаз |
Род занятий |
|
Инструменты | Фортепиано, вокал |
Ассоциированные группы |
Лиллиан Хардин Армстронг (урожденная Хардин ; 3 февраля 1898 г. - 27 августа 1971 г.) была джазовой пианисткой, композитором, аранжировщиком, певцом и руководителем оркестра. Она была второй женой Луи Армстронга, с которым она сотрудничала во многих записях в 1920-х.
Среди ее композиций «Struttin 'with Some Barhibited », "" Don't Jive Me »,« Two Deuces »,« Knee Drops »,« Doin 'the Suzie-Q »,« Just for a Thrill »(который стал хитом, когда его возродил Рэй Чарльз в 1959 г.), "Clip Joint" и "Bad Boy " (хит для Ринго Старра в 1978 году). Армстронг был введен в Зал славы музыки Мемфиса в 2014 году.
Она родилась Лиллиан Хардин в Мемфисе, штат Теннесси, где она выросла в семье со своей бабушкой Присциллой Мартин, бывшей рабыней из Оксфорда, штат Миссисипи. У Мартина были сын и три дочери, одной из которых была Демпси, мать Лил. Присцилла Мартин перевезла свою семью в Мемфис, чтобы сбежать от мужа, это путешествие, совершенное семьей на повозке, запряженной мулом. Демпси вышла замуж за Уилла Хардена, и Лил родился 3 февраля 1898 года. Уилл умер, когда Лил было семь лет, хотя Демпси позже вышла замуж за Джона Миллера.
В ранние годы Хардин учили гимнам, спиричуэлс., и классическая музыка на фортепиано. Ее тянуло к популярной музыке, а затем к блюзу.
Хардин сначала училась игре на фортепиано у своей учительницы третьего класса Вайолет Уайт. Затем мать записала ее в музыкальную школу миссис Хук. В Университете Фиска, колледже для афроамериканцев в Нэшвилле, ее научили более приемлемому подходу к инструменту. Она получила диплом от Фиска, вернувшись в Мемфис в 1917 году. В августе 1918 года она переехала в Чикаго с матерью и отчимом. К тому времени она научилась читать ноты - навык, который помог ей устроиться на работу нотоносцем демонстратором в.
Магазин платил Хардину 3 доллара в неделю (51 доллар США в долларах 2019 года.), но руководитель группы Лоуренс Дюэ предложил 22,50 доллара (382 доллара в долларах 2019 года). Зная, что ее мать не одобрила бы ее работу в кабаре, она дала понять, что ее новая работа - играть в танцевальной школе. Как отмечает Thomas Brothers, расхождения между ее образованием и образованием участников группы Дюэ были очевидны; Когда она спросила, в какой тональности собираются сыграть жители Нового Орлеана, они ответили: «Мы не знаем, в какой тональности. Когда вы слышите два удара, начинаются играть». Три недели спустя группа переехала в более выгодное место в De Luxe Café, где выступали Флоренс Миллс и Кора Грин. Оттуда группа перебралась в Dreamland. Здесь главными артистами были Альберта Хантер и Олли Пауэрс. Когда Creole Jazz Band King Oliver заменил группу Duhé в Dreamland, Оливер попросил Хардина остаться с ним. Она была с Оливером в Dreamland в 1921 году, когда оркестру поступило предложение сыграть шестимесячную помолвку в Pergola Ballroom в Сан-Франциско. По окончании бронирования Хардин вернулся в Чикаго, а остальные участники группы Оливера отправились в Лос-Анджелес. Позже она училась в Нью-Йоркском музыкальном колледже, где в 1929 году получила диплом аспирантуры.
В Чикаго Хардин вернулся в работать в Dreamland как пианистка в оркестре Мэй Брэди, скрипачки и водевиля. Там она влюбилась в Джимми Джонсона, молодого певца из Вашингтона, округ Колумбия, за которого вышла замуж 22 августа 1922 года. Брак был недолгим и закончился разводом. Группа Оливера вернулась из Калифорнии и открылась в Королевских садах с Бертой Гонсалес за фортепиано, но вскоре вернулась в Dreamland с Хардином за фортепиано.
Оркестр короля Оливера пользовался огромным успехом в стране грез, когда он послал за Луи Армстронгом в качестве второго корнетиста. Армстронг начал делать себе имя в Новом Орлеане и считал Оливера («Папа Джо») своим наставником. Сначала Хардин не впечатлила, вспомнив, что ей «очень противно» Луи, который прибыл в Чикаго в одежде и с такой прической, которую она считала «слишком деревенской» для Чикаго, но она работала, чтобы «вывести страну из его ", и роман развился (к удивлению других участников группы, некоторые из которых пытались ухаживать за ней в течение некоторого времени безуспешно). После работы в Lincoln Gardens они посещали кабаре и другие места, но их отношения укрепились после вмешательства матери Армстронга в 1923 году, когда она посетила Армстронга в Чикаго. Ей и Армстронгу нужно было развестись с их предыдущими отношениями (Лил Хардин с Джимми Джонсоном, Луи Армстронг с Дейзи Армстронг) и «заявили о своем отказе» от указанных отношений, чтобы аннулировать браки. Хардин и Армстронг поженились 5 февраля 1924 года и провели медовый месяц / гастролировали с группой Oliver в Биглервилле, штат Пенсильвания. Защитник отметил, что Хардин был одет в «парижское платье из белого крепа, искусно расшитого стразами и серебряными бусинами».
Хардин взял Армстронга за покупками и научил его одеваться более модно. Она избавилась от его челки и начала работать над его карьерой. В дополнение к обновлению своей внешности, Хардин помог Армстронгу изучать классическую музыку с помощью учителя немецкого языка в Чикаго. Она чувствовала, что он тратит свой талант на второстепенную роль. Армстронг был счастлив играть рядом со своим кумиром, но Хардин сначала убедил его управлять своими деньгами и заявить о себе на сцене и во время сессий звукозаписи; в конце концов, она убедила его оставить Оливера и уйти самостоятельно. Армстронг ушел из группы Оливера и в сентябре 1924 года устроился на работу с лидером группы Флетчером Хендерсоном в Нью-Йорке. Хардин осталась в Чикаго, сначала с Оливером, затем руководила собственной группой. Когда группа Хардин получила работу в Dreamland Café в Чикаго, она подготовилась к возвращению Армстронга в Чикаго, установив огромный баннер с надписью «Самый великий трубач в мире».
Ричард М. Джонс убедил Okeh Records. сделать серию сессий под своим именем: записи Армстронга "Hot Five". С Хардином за фортепиано, Кид Ори на тромбоне, Джонни Доддс на кларнете и Джонни Сент-Сир на банджо, эта группа репетировала в резиденции Армстронга и Хардин. на 41-й Восточной улице Чикаго и провела свое первое заседание 15 ноября 1925 года.
В конце 1920-х годов Хардин и Армстронг разошлись из-за классовых различий (претенциозность со стороны Хардин) и денежных проблем. Он сформировал новую Hot Five с Эрлом Хайнсом на фортепиано. Хардин реформировала свою собственную группу с Фредди Кеппардом, которого она считала вторым после Армстронга. Хардин и Армстронг расстались в 1931 году, когда у него была связь с Альфой Смитом, который угрожал подать на Армстронга в суд за нарушение обещания, поэтому он умолял Хардин не давать ему развод. В конце концов они развелись в 1938 году.
В 1930-е годы, иногда называя себя «миссис Луи Армстронг», Хардин руководила «All Girl Orchestra», смешанным парнем биг-бэнд, который вещает на всю страну по радиосети NBC. В том же десятилетии она записывалась для Decca как вокалистка свинг и выступала в качестве концертмейстера для других певцов. Она также выступала с Редом Алленом.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов Хардин работал в основном как солист, пел и играл на фортепиано. В конце 1940-х она решила оставить музыкальный бизнес и стать портным, поэтому она прошла курс пошива одежды. Ее выпускной проект заключался в том, чтобы сшить смокинг для Армстронга.
Хардин вернулась в Чикаго в дом на 41-й Ист-Стрит. Она совершила поездку в Европу и имела короткий роман во Франции, но в основном она работала в Чикаго, часто с другими чикагцами. Среди соавторов были Ред Сондерс, Джо Уильямс, Оскар Браун-младший и Маленький Брат Монтгомери.
. В 1950-х Хардин записал биографический рассказ для Билла Грауэра в Риверсайд, который был выпущен в форме LP. Она снова появится на этом лейбле в 1961 году, участвуя в его проекте «Чикаго: Живые легенды» в качестве аккомпаниатора Альберты Хантер и лидера ее собственного, наскоро созданного биг-бэнда. Записи Riverside привели к ее включению в специальный выпуск сети NBC 1961 года, Chicago and All That Jazz, а также в следующий альбом, выпущенный Verve. В 1962 году она начала писать свою автобиографию с Крисом Альбертсоном, но передумала, когда поняла, что книга будет включать в себя события, которые могут смутить Луи Армстронга, поэтому проект был отложен до его смерти. Она умерла, не дочитав книгу.
Когда Луи Армстронг умер в 1971 году, она поехала в Нью-Йорк на похороны и ехала в семейной машине. Вернувшись в Чикаго, она почувствовала, что работа над своей автобиографией может быть продолжена, но в следующем месяце, выступая на телевизионном мемориальном концерте Армстронга, она упала в обморок за фортепиано и умерла от сердечного приступа по дороге в больницу. После ее похорон ее письма и незаконченная рукопись автобиографии исчезли из ее дома.
В 2004 году Чикаго Парк Дистрикт переименовали в общественный парк в ее честь.
Песня Хардин «Bad Boy» была записана Ринго Старром в 1978 году и стала международным поп-хитом
Композиция Армстронга «Oriental Swing» была сэмплирована электро-свингом музыкант Паров Стелар для создания песни 2012 года "Booty Swing". Песня получила известность, когда была использована в рекламе Chevrolet 2013 года.