Музыка Азербайджана | |
---|---|
Общие темы | |
Жанры | |
Конкретные формы | |
Традиционная музыка | |
Поджанры | |
Медиа и перформанс | |
Музыкальные фестивали | |
Музыкальные СМИ | Medeniyyet TV |
Националистические и патриотические песни | |
Государственный гимн | Март Азербайджана |
|
A хананда (азербайджанец : xanəndə / خواننده, произносится ; персидский : خواننده; альтернативные варианты написания на английском языке: khanende, khanande, khanandeh ) - это имя, которое обычно дают певцам мугама, азербайджанцу. народная музыка жанр. Слово имеет персидское происхождение и означает «певец». При исполнении традиционного мугама хананда сопровождается трио музыкантов, играющих на тар, каманче и даф (бубен). Часто хананда играет даф.
Точные истоки искусства хананды досконально не изучены, однако вполне вероятно, что оно возникло во время урбанизации в средневековую эпоху. В растущих городах хананды выступали на мероприятиях, организованных знати, на свадьбах и ярмарках, в караван-сараях и чайных. Поскольку персидский был основным языком местной литературы в то время (тексты мугамов основывались на классической исламской поэзии ), хананды использовали его в своих выступлениях и поэтому приобрели популярность в основном среди аристократия. Жители небольших городков и деревень, которым персидский язык был чужд, предпочитали музыку ашугов (странствующих бардов, поющих на народном языке, то есть азербайджанском). Классические хананды следовали особому дресс-коду, который включал чоха, архалиг, каракуль чепчик (папаг), кольца и пояс, украшенный золотом .. Некоторые даже украшали свои музыкальные инструменты в зависимости от их статуса и известности. Хананды традиционно собирались в салонах, известных как меджлис-и хананда.
Искусство хананды пережило свой расцвет в XIX и начале XX века. Начиная с этого периода, мугамы стали широко петь и на азербайджанском языке - практика, введенная Джаббаром Гарыагдыоглу. Город Шуша, являющийся домом для большинства известных азербайджанских классических музыкантов, стал главным культурным центром азербайджанской народной музыки и искусства, который часто называют "консерваторией Кавказа ". В то время как традиционно хандады обучались в частном порядке, в 1870-х годах шушавский хананда основал первую школу мугама, где будущие певцы проходили профессиональную подготовку. Хананда, который должен был обладать диапазоном голоса не менее двух октав , должен был быть проверен на знание поджанров мугама, включая их вокальное исполнение, а также классическую поэзию. Если в специализацию хананды входила игра на каком-либо инструменте, от него требовалось продемонстрировать мастерство как в сольном, так и в аккомпанирующем исполнении. Успешно сдавший экзамен хананда получает звание устад («мастер»).
С конца 1800-х годов ханандас начинает действовать в азербайджанских театрах, внедряя мугам в музыкальные пьесы. В последние десятилетия в Азербайджане была внедрена практика хананда-дуэтов.