Калянасундара

редактировать
иконографическое изображение свадьбы индуистских божеств Шивы и Парвати

Калянасундара
Эллора-пещеры-1.jpg Сцена Калянасундара, Пещеры Эллоры
Санскрит транслитерацияКальяна-Сундара
ПринадлежностьАспект Шивы и Парвати
Мантра Сарвопари Преми Шив Шанкер

Сарвоттам Прие Парвати Сарва Шрестха Пати Пармешвар Шив Сада Сухаган Парвати

Адбхут Прем Ки Адбхут Подросток Махимаа Шабдо Майн Наа Варнитаро Майн Чабдо Майн Наа Варнитаро Хоуджитаро Хай Шив Парвати Сарва Шрестха Пати Пармешвар Шив Сада Сухаган Парвати

Пхулкит Ман Хай Харшит Дживан Наян Чхаби Хай Наян Хай Дарпан Айс Хай Хо Преми Притхви Пар Джейс Хай Шив Парвати

Преми Шами Парво

Сарви Шарво Парвати Прие Парвати Сарва Шреста Пати Пармешвар Шив

Сада Сухаган Парвати.
ОружиеТрезубец, чакра

Кальянасундара (कल्याणसुन्दर, буквально «красивый брак»), также пишется как Калянсундар и Кальяна Сундара, известный как Кальянасундара-мурти («икона прекрасного брака»), Вайвахика-мурти (वैवाहिक-मूर्ति, «брачный значок») и Паниграхана-мурти (पाणिंग्रहण-मूर्ति) («икона, связанная с ритуалом паниграхана»), является иконографическим изображением свадьбы индуистских божеств Шивы и Парвати. Пара часто изображается выполняющей ритуал паниграхана («принятие руки») на индуистской свадьбе, где жених принимает невесту, взяв ее правую руку в свою.

Пара, изображенная в центре, сопровождается сонмом божеств и других небесных существ. Бог Вишну и его жена Лакшми часто изображаются как отдающие Парвати Шиве. Бог Брахма показан как исполняющий обязанности жреца.

Икона Калянасундара не является объектом массового поклонения и обычно используется только во время празднования божественного брака на ежегодных храмовых праздниках. Однако сцены Калианасундара можно найти по всей Индии в пещерах, скульптурах и на стенах храмов.

Содержание
  • 1 Легенда
  • 2 Иконография
    • 2.1 Текстовые описания
    • 2.2 Изображения
  • 3 Поклонение
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Легенда

В различных индуистских писаниях рассказывается история союза Шивы и Парвати с некоторыми вариациями. После смерти своей первой жены Сати, Шива ушел из общества и погрузился в глубокую медитацию. Воспользовавшись ситуацией, асура (демон) царь Таракасура добился от бога Брахмы блага, что его мог убить только сын Шивы. Считая себя бессмертным, Таракасура терроризировал существа вселенной и победил богов. Между тем Парвати, реинкарнация Сати, родилась у Химавана, бога Гималаев и его жены апсары Мены. Она подверглась суровым аскезам, чтобы заставить Шиву жениться на ней. Боги, отчаянно пытаясь ускорить рождение сына Шивы, послали Камадеву, бога любви, чтобы нарушить медитацию Шивы. Хотя Шива был пробужден, Камадева был сожжен яростью Шивы. Умоляемый другими богами жениться, Шива согласился, но решил сначала проверить преданность Парвати. Саптариши (семь мудрецов) подошли к Парвати и издевались над Шивой, чтобы отговорить ее; однако Парвати оставалась непоколебимой. Тогда сам Шива, замаскированный под старого аскета, посетил Парвати и поносил себя в ее присутствии. Когда разгневанная Парвати собиралась уходить, Шива открыл ей свою истинную форму и пообещал жениться на ней, довольный ее любовью и преданностью. Пара поженилась и родила сына, Картикею, который впоследствии убил Таракасура.

Иконография

Текстовые описания

Агамик такие тексты, как Амсумадбхедагама, Уттара-камайкагама и Пурва-Каранагама, предписывают иконографию иконы Кальянасунадара.

A Чола Бронза Кальянасундара: (справа) Лакшми, Парвати, Шива и Вишну.

Молодые четыре -рукий Шива и прекрасная двурукая Парвати должны быть центральными фигурами, выполняющими паниграхана («принятие руки») ритуал индуистской свадьбы, где жених принимает невесту. взяв ее правую руку в свою. Шива стоит в позе трибханга, одна его нога прямая и твердо стоит на земле, а другая слегка согнута. Шива носит джата-мукуту (головной убор, состоящий из спутанных волос) на голове, украшенный полумесяцем. Он носит змей в качестве серег, пояса и ожерелья. Его тело украшают различные золотые украшения. В его тыльных руках парашу (топор) и мрига (олень). Его передняя левая рука делает варада мудру («жест благословения»), а передняя правая рука вытянута вперед, чтобы взять руку невесты. Темнокожая Парвати, украшенная шелком и золотом, стоит слева от Шивы, краснея, слегка наклонив голову, и протягивает правую руку, чтобы держать правую руку Шивы. В левой руке она держит нилотпалу (синий лотос).

Бог Вишну и его супруги Лакшми и Бхудеви должны быть представлены как занимая место родителей Парвати на церемонии. Четырехрукий Вишну должен быть показан на заднем плане между Шивой и Парвати; в одной из его передних рук золотой горшок, из которого он льет воду на руки пары, символизируя передачу невесты жениху. Он держит свои обычные атрибуты, сударшана чакру (диск) и шанкха (раковину), в его руках. Жены Вишну, одетые в королевские наряды, стоят позади Парвати и держат ее за талию, символизируя передачу.

Четырехголовый бог Брахма должен быть изображен сидящим на земле на переднем плане и исполняющим обязанности. как свадебный священник и совершение подношений хома (священный огонь) в кунде (огненном алтаре). Четырехрукий бог держит шруку и шруву (жертвенный черпак и ложку) в передних руках и камандалу (сосуд с водой) и акшамала (четки) в его задних руках. Присутствие огня также указывает на еще один важный ритуал индуистской свадьбы, саптапади («семь шагов»), когда жених и невеста семь раз обходят огонь.

Фигура Шивы должен быть самым высоким, за ним следует Вишну, Парвати и жены Вишну. Различные божества, такие как восемь хранителей направлений, восемь Васу, семь богинь Матрика, небесные существа, такие как Якши и Гандхарвы, мудрецы и сиддхи могут быть изображены стоящими со скрещенными руками на заднем плане.

Изображения

Полная сцена Калианасундара, где родители Парвати выдают ее как Вишну и Лакшми (крайний справа) смотрят.

Полная сцена свадьбы не всегда изображена. Иногда показаны только основные участники. Чола найдены бронзы, изображающие только Шиву и Парвати, как описано в свадебной сцене. Южно-индийские скульптуры, такие как скульптуры из Мадурая, изображают только пару и Вишну. В этой конфигурации Парвати изображена в центре с Вишну слева, протягивающим руку Шиве справа. Иногда, как в пещерах Элефанта, биологический отец Парвати Химаван вместо Вишну изображается отдавшим свою дочь Шиве.

Могут появиться другие отклонения от текстов. в атрибутах божественной пары. Парвати может держать зеркало вместо лотоса. Шива может быть показан держащим тришула (трезубец) и дамару (барабан) в его тыльных руках. Также возможны региональные различия в иконографии. В Бенгалии Шива держит карттари (нож), церемониальное оружие, которое индусский жених из Бенгалии должен носить на свадьбе.

В сцене изображены различные гости свадьбы. Слуга Шивы ганы наслаждаются праздником; играть на барабанах или танцевать. вахана пары, бык Шивы Нанди и лев Парвати, иногда изображаются в этой сцене. На вертикальных панно часто изображают небесных гостей, летящих над Шивой и Парвати. В то время как боги изображены летящими на своих ваханах (например, Индра на своем слоне, Агни на овне) и со своими супругами; полубожественные существа, подобные Видьядхарам, летают без транспортных средств. анахронизм, обнаруживаемый в нескольких сценах с Кальянасундарой, - это присутствие еще не родившихся детей Шивы и Парвати, Ганеши и Картиккеи. Примеры этого анахронизма можно найти в пещере Рамешвара в Эллоре и в скульптуре 9-го века из Уттар-Прадеш, ныне находящейся в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Поклонение

Хотя иконы Калянасундара можно найти по всей Индии в пещерах, скульптурах и стенах храмов, ни одна секта не сосредоточена на их поклонении. Икона является популярным элементом храмовых гопурамов (храмовых башен).

В южно-индийских храмах Шивы, подобных тем, что в Тирувенкаду и Чидамбарам, бронзовые изображения Шивы и Парвати в Кальянасундаре используются на ежегодных храмовых фестивалях, чтобы ознаменовать божественный союз. Специальные залы отведены для ежегодной церемонии бракосочетания божеств. Бронзовые изделия Кальянасундара используются только на этом празднике и не используются до конца года.

В храме Минакши Амман женщины поклоняются скульптуре Кальянасундара, чтобы найти себе мужей.

Идол, изображающий Кальянасундару, присутствует в храме Байджнатх, в Кангра, Химачал-Прадеш.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Рао, TA Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии. 2: Часть I. Мадрас: Типография Закона. OCLC 630452416.
  • Свами Пармешварананд, изд. (2004). Энциклопедия шиваизма. 1 . Саруп и сыновья. ISBN 81-7625-427-4. Отсутствует или пусто | title =()
Внешние ссылки
Wikimedia У Commons есть средства массовой информации, связанные с Браком Шивы и Парвати.
Последняя правка сделана 2021-05-25 10:45:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте