Джон Коннелл Фриборн | |
---|---|
Командир эскадрильи Джон Фриборн, ок. 1944 | |
Родился | (1919-12-01) 1 декабря 1919. Миддлтон, Йоркшир |
Умер | 28 августа 2010 (2010-08-28) (90 лет). Саутпорт, Мерсисайд |
Верность | Соединенное Королевство |
Служба / филиал | Royal Air Force |
Годы службы | 1938–1948 |
Звание | Командир звена |
Служебный номер | 70854 |
Часть | No. 74-я эскадрилья RAF. No. 602-я эскадрилья RAF |
Команды удерживаются | No. 118-я эскадрилья RAF. |
Сражения / войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест Бар |
Другая работа | Региональный директор по безалкогольным напиткам Minster Minerals. Автор |
Джон Коннелл Фриборн, DFC Бар (1 декабря 1919 г. - 28 августа 2010 г.) был летчиком-истребителем и летным асом в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны.
В 1939 году он сбил еще один истребитель RAF в дружественный огонь инцидент, который ознаменовал первую смерть пилота истребителя RAF в войне, а также первую воздушную победу Supermarine Spitfire. В следующем году он налетал больше рабочих часов, чем любой другой пилот Королевских ВВС во время Битвы за Британию.
Фриборн родился в Миддлтоне, в наши дни пригород Лидса в кольце города. дорога, затем участок открытых сельскохозяйственных угодий.
Его отец Гарольд был менеджером филиала в Yorkshire Penny Bank (ныне Yorkshire Bank ), и дома он был чем-то вроде приверженца дисциплины. Фриборн вспомнил, что его мать Джин (урожденная Коннелл) была суровой женщиной и говорила: «Я никогда не видел ее улыбки». У него было пять братьев и сестер, две сестры и три брата.
Они переехали в Хедингли, когда Фриборн был еще младенцем. Позже он посещал гимназию Лидса и, хотя и был способным и уверенным в себе учеником, его неприязнь к мелкому авторитету заставила его уйти как можно скорее.
Позже, во время войны, он взял взаймы a Gloster Gauntlet и взлетел, чтобы повторно посетить свою альма-матер, продемонстрировав высший пилотаж перед приземлением на школьное поле для крикета. Фриборн описал иронию того, как учителя, всего несколькими годами ранее, ругали и избивали его, рассказывая новому поколению учеников, каким ярким примером он был.
Он присоединился к RAF на короткой службе в Январь 1938 г. На тренировках он летал в одиночку после всего 4 часов 20 минут зарегистрированного времени полета, что чуть больше половины среднего; его точность стрельбы в воздухе была более чем вдвое выше средней. 26 марта 1938 года он был назначен исполняющим обязанности пилота на испытательный срок, сначала он летал на Gloster Gauntlets, но в октябре 1938 года присоединился к 74-й эскадрилье, а с февраля 1939 года летал на Spitfires <271.>В июле 1939 года Фриборн был одним из пилотов 74-й эскадрильи, отправившей «Спитфайры» во Францию, чтобы отметить День взятия Бастилии вместе с французскими ВВС.
6 сентября 1939 г. Фриборн принял участие в акции, позже названной Битва при Баркинг-Крик, в которой два No. 56-я эскадрилья Харрикейны были перехвачены и сбиты самолетами 74-й эскадрильи, став первым самолетом, уничтоженным «Спитфайром». Фриборн сбил самолет, в результате чего погиб пилот-офицер Монтегю Халтон-Харроп.
Фриборн почувствовал, что его командир, матрос Малан, пытался избежать ответственности за инцидент. На последующем военном трибунале Малан свидетельствовал о судебном преследовании своих пилотов, заявив, что Фриборн был безответственным, вспыльчивым и не уделял должного внимания жизненно важным сообщениям. Во время судебного разбирательства адвокат Фриборна сэр Патрик Гастингс назвал Малана «откровенным лжецом»
. Хотя суд полностью оправдал Фриборна, он сожалел о смерти Халтон-Харропа для остаток его жизни. В 2009 году он сказал: «Я думаю о нем почти каждый день. Я всегда делал... У меня была хорошая жизнь, и у него тоже должна была быть хорошая жизнь».
Пока Freeborn и Рабочие отношения Малана продолжали быть профессиональными и исключительно эффективными, случай обострил их личные отношения. Примечательно, что Малан не рекомендовал Freeborn ни для одной из своих последующих медалей. После отъезда Малана в марте 1941 года Фриборн не получил командование.
Утвержденный в звании летчика-офицера 17 января 1940 года, его первый опыт действий противника был в Дюнкерке. прикрытие побега. 74-я эскадрилья находилась там в течение шести дней с 21 по 27 мая 1940 года. За это время они совершили 19 подтвержденных убийств - два из них Фриборн - и 10 вероятных, при этом только четыре потери.
Во время одного боя его двигатель был убит. поражен ответным огнем из Junkers Ju 88 и совершил аварийную посадку во Франции. Уклоняясь от наступающих немецких войск, в какой-то момент, прижатый пулеметным огнем, укрывшись на кладбище, он несколько дней шел в Кале, где Бленхейм отвез его обратно в Англию.
Фриборн сражался на протяжении всей битвы за Британию в составе 74-й эскадрильи. 10 июля он потребовал Bf 109 из JG 51, а 24 июля поделился Dornier Do 17 «неподтвержденным». Еще один Bf 109 был заявлен 28 июля. 11 августа 1940 года эскадрилья четыре раза за восемь часов вылетела в бой, уничтожив 23 вражеских самолета, три - «Freeborn» (2 Bf 110 и один Bf 109) и повредив еще 14. В тот вечер, вернувшись на базу в Хорнчерч, Уинстон Черчилль поздравил эскадрилью и ее наземную команду. 13 августа он потребовал Dornier Do 17, но был снова сбит, хотя и не пострадал. Совершенный полет Фриборна сделал его асом во время Битвы за Британию, совершив семь подтвержденных убийств, и 13 августа 1940 года он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетом, а 28 августа был назначен командиром полета. Его цитата из DFC гласила:
Этот офицер принимал участие почти во всех наступательных патрулях, проводимых его эскадрой с начала войны, включая операции над Нидерландами и Дюнкерком, а в последнее время - в боях над Ла-Маншем и юго-востоком. Англия. За этот период интенсивных воздушных боев он уничтожил четыре самолета противника. Его высокое мужество и исключительные способности лидера в значительной степени способствовали заметным успехам и высокому уровню эффективности его отряда.
Портрет Фриборна был нарисован военным художником Катбертом Ордом в августе 1940 года и 3 августа. С сентября он получил звание летного офицера. Он потребовал еще один Do 17 11 сентября и долю в JG 27 Bf 109 17 ноября. К концу ноября он пробыл в своей эскадрилье дольше, чем любой другой пилот Битвы за Британию, и налетал больше рабочих часов. 5 декабря были заявлены три Bf 109 (и один общий).
Freeborn получил Bar в свой DFC в феврале 1941 года. Цитата гласила:
Этот офицер постоянно участвует в боевых действиях с начала война. Он уничтожил не менее двенадцати вражеских самолетов и повредил еще много. Он страстный и отважный лидер.
В июне 1941 года он был направлен в группу оперативной подготовки № 57 в RAF Hawarden, где обучал зарубежных пилотов пилотированию «Спитфайров». 3 сентября он получил звание основного лейтенанта звена.
. После вступления Америки в войну в конце 1941 года Фриборн был отправлен в Соединенные Штаты. Он обучал пилотов на базах в Алабаме, затем перешел к испытанию пилотирования новых самолетов, включая P-47 Thunderbolt (который он ненавидел), P-51 Mustang, P-38 Lightning, B-17 Flying Fortress и A-20 Havoc.
В декабре 1942 года он вернулся в Великобританию и служил командиром звена в 602-й эскадрилье . летающие Спитфайры. Он сопровождал бомбардировщики, атакующие немецкие корабли и объекты на французском и голландском побережьях.
В июне 1943 года он присоединился к 118-й эскадрилье в качестве командира, снова управляя Спитфайрами. Это длилось всего три месяца, прежде чем эскадрилья перебралась в Шотландию для менее конфронтационного патрулирования и тренировок.
1 января 1944 года он был повышен до временного звания командира эскадрильи (стаж от 1 июля 1943 г.). 30 апреля он был назначен командиром основной эскадрильи.
В июне 1944 года Фриборн стал самым молодым командиром летающего крыла ВВС Великобритании, командуя крылом 286, базирующимся в Гротталье на юге Италии. Это был период неистовой активности, нападения на немецкие сооружения и конвои на Балканах и защиты союзных войск в Италии. В декабре он был отправлен в RAF Netheravon.
Freeborn всегда был откровенным и откровенным человеком, и никогда не сдерживался от выражения своего мнения, даже когда оно было столь же иконоборческим, как неприязнь к Сейлор Малан. О Дугласе Бадере Фриборн сказал одному автору, что «[он] не пользовался всеобщей популярностью среди своих товарищей, от него меня тошнило. Я никогда в жизни не встречал такого самоуверенного дурака».
Полагая, что послевоенные ВВС Великобритании «управляются чепухами», Фриборн подал в отставку. 1946 г. Он оставался в запасе еще два года, получив существенное повышение до звания лейтенанта 1 ноября 1947 г. (выслугу лет с 1 сентября 1945 г.). За годы своей службы он пилотировал 42 различных самолета.
В гражданской жизни Фриборн получил квалификацию инструктора по вождению, но вскоре присоединился к Тетли Уокеру, чтобы стать региональным директором их бренда безалкогольных напитков Minster Minerals. Он досрочно вышел на пенсию и переехал в Испанию в начале 1980-х, но позже вернулся в Великобританию.
Несмотря на то, что он пользуется популярностью в качестве интервьюируемого и гостя на мероприятиях, в течение многих лет он уклонялся от того, чтобы посвятить свою историю более длительной записи. Он согласился подробно поговорить с военным историком Бобом Косси, что привело к биографии его военной карьеры, «Сказке тигра» в 2002 году. Это, в свою очередь, привело к появлению Тигренка, собственного рассказа Фриборн о его пребывании в 74-й эскадрилье. которую он написал в соавторстве с Кристофером Йоманом и опубликовал в 2009 году.
Фриборн умер в больнице Саутпорт и Формби 28 августа 2010 года.
Фриборн женился на Рите Филдер в в начале 1944 года, как сообщается, после того, как она разорвала свою предыдущую помолвку с двоюродным братом Джона, увидев фотографию Джона в Yorkshire Post ; у них родилась дочь Юлия. Рита умерла в 1979 году. Фриборн женился на своей второй жене, Маргарет Эна (известная как Пета) Томас, в 1983 году. Она умерла в 2001 году.
Хроника воздушных побед | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата | Полет | Местоположение | Убивает | Вероятно | Повреждено |
22 мая 40 | Spitfire I | 10м с. Кале | 1 Юнкерс Джу 88 | ||
27 мая 40 | Спитфайр I | 5м от Дюнкерк | 1 Мессершмитт Bf 109 | ||
10 40 июля | Spitfire I | 2m E Deal, Kent | 1 Messerschmitt Bf 109 | ||
28 июля 40 | Spitfire I | Dover | 1 Messerschmitt Bf 109 | ||
11 августа 40 | Spitfire I | Dover ;. 30m E Harwich ;. off Margate | 2 Messerschmitt Bf 110. 1 Messerschmitt Bf 109 | 1 Messerschmitt Bf 109 | |
13 августа 40 | Spitfire I | Устье Темзы выкл Бирчингтон | 1 Дорнье До 17 | ||
11 сен 40 | Спитфайр I | ЮВ Лондон | 1 Дорнье До 17 | ||
14 сен 40 | Спитфайр I | Ловесто ft | 0,3 Heinkel He 111 | ||
17 ноя 40 | Spitfire II | № Брайтон | 0,5 Messerschmitt Bf 109 | ||
5 дек 40 | Spitfire II | на расстоянии 10-15 метров Дангенесс ;. 10м Булонь ;. № Довер | 2.5 Мессершмитт Bf 109 | 1 Messerschmitt Bf 109 | |
5 фев 41 | Spitfire II P7366 | S Dover | 0,25 Dornier Do 17 | ||
4 марта 41 | Spitfire II | 15м с.ш. Дюнкерк | 0,5 Messerschmitt Bf 109 | ||
ИТОГО | 11 убийств, 2 общих | 1 вероятный | 5 поврежденных |
ему приписывают еще 3,3 неподтвержденных убийства:
(Источник всех боевых записей: Aces High - Дань памяти наиболее выдающимся пилотам-истребителям Британии и Содружества Силы во Второй мировой войне)