Евреи в Бельско-Бяла

редактировать
Большая либеральная синагога в Бельско 1881-1939

Евреи в Бельско-Бяла (немецкий : Juden in Bielitz-Biala, иврит : הקהילה היהודית בילסקו ביאלה), еврейское общество со штаб-квартирой в Бельско-Бяла, Польша. В настоящее время сфера его деятельности охватывает Тешинскую Силезию и западную Малую Польшу, включая город Освенцим (немецкий : Освенцим ).

Пасхальный седер в еврейской общине Бельско-Бяла в 2018 году Интерьер современного Бейт-Мидраша в Бельско-Бялой в 2007 году Предпогребальный дом на еврейском кладбище в Бельско-Бяла Поэт Хаим Нахман Бялик в Бельско 24 октября 1931 года Сионист Наум Соколов в Бельско 30 октября 1933 года с активистами сионистских организаций из Бельско Сионистский конгресс для стран СНГ Австро-венгерская монархия в Бельско (Белиц) 18–19 мая 1902 г. Скаутский отряд Ханоара Гаджони Бельско-Бяла, около 1935 г. Вечерняя школа иврита в Бельско в 1922-1926 гг. Первая еврейская туристическая гора общежитие в мире Еврейской туристической и лыжной ассоциации Maccabi Bielsko 1929 на Хала Борача в Живецких Бескидах Синагога в Бялой 1889-1939
Содержание
  • 1 Географическое и политическое положение
  • 2 История Евреи в Бельско (Белице)
  • 3 История евреев в Бяла (Бяла)
  • 4 Первый еврейский спортивный клуб в Европе
  • 5 Холокост
  • 6 Текущая деятельность
  • 7 Известные евреи из Бельско-Бяла
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Географическое и политическое положение

Город Бельско (нем. : Белиц) и город Бяла (нем. : Бяла) являются два отдельных города, расположенных рядом друг с другом. Оба города разделены только рекой Бяла, которая раньше была границей между Чешским королевством и Польским королевством (1327-1526), ​​между Габсбургской монархией. и Польское королевство (1526-1772), между Австрийской Силезией и Галицией под Австрийской Империей (1772-1918) и между Силезским воеводством и Краковским воеводством в рамках Второй Польской Республики (1918-1939). Граница между странами и регионами также стала условной линией, отделяющей влияние немецкого реформистского иудаизма в Силезии от ортодоксального иудаизма и хасидизма, распространенных в Галиции. Города были объединены в 1951 году.

История евреев в Бельско (Белице)

В Средние века евреи появились в Тешинской Силезии как сносные купцы. Они поселились на постоянной основе в Цешине в 17 веке. В середине 18 в. первые евреи поселились в Бельско, и они были подчинены еврейской общине в Цешине в течение столетия. Последователи иудаизма поселились в городе из-за его экономической привлекательности. Близость границы с Королевством Польским, с Пруссией и с Верхней Венгрией была преимуществом для торговли, и в 1772 году, когда южная Малая Польша вдоль с присоединением Липник-Бяла к Австрии экономика города начала процветать. Кроме того, патент на толерантность, выданный Иосифом II 15 декабря 1781 года, увеличил объем связанной с ремеслом деятельности, доступной евреям, и позволил им создавать текстильные производства. В то же время он обязывал евреев изучать и использовать немецкий язык. Другой указ 1787 г. обязывал евреев принимать немецкие имена и фамилии. В результате этих действий местные евреи начали перенимать немецкую культуру и поддерживать немецкую либеральную партию, что создало благоприятные условия для процесса ассимиляции с другими жителями города, а затем - для принятия Хаскала идеалы. До 1849 г. захоронения евреев в Бельско проводились на еврейском кладбище в Цешине. Еврейская община в Бельско стала автономным юридическим лицом 27 декабря 1865 года. В Белице она приняла название Israelitische Kultusgemeinde. После распада Австро-Венгерской империи власти Силезского воеводства признали польский статут общины и утвердили ее новое название: Żydowska Gmina Wyznaniowa w Bielsku (Еврейская община в Бельско). Это название использовалось до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г., когда город был включен в нацистскую Германию, а название еврейской общины было изменено на Ältestenrat der jüdischen Gemeinde in Белиц (Совет старейшин еврейской общины в Бельско). В феврале 1945 г., сразу после наступления советской армии, был образован Komitet ydowski w Bielsku (Комитет евреев в Бельско), который затем был переименован в Конгрегацию еврейской веры (польский язык). : Kongregacja Wyznania Mojeszowego) в 1946 году. В 1995 году он принял довоенное название: Gmina Wyznaniowa Żydowska w Bielsku-Białej (Еврейская община в Бельско-Бялой).

Еврейская община Бельско была очень важной и пионерской. много мероприятий на границе между миром польских ортодоксальных евреев и немецкими ассимилированными реформатскими евреями. Первая благотворительная ассоциация «Бнай Брит » в Австро-Венгерской империи была основана в Бельско в 1889 году. Еврейское просвещение (Хаскала ) здесь быстро развивалось, мало раввинов из Бельско стал профессором прогрессивных семинарий в Вроцлаве и Берлине. Профессор Майкл Беркович, живший в Бельско, был другом Теодора Герцля и написал первый перевод на иврит своего сионистского манифеста «Der Judenstaat ”.

Процент евреев в общей численности населения в городе остается около 20%. В 1921 году евреев было 3982, в 1928 году - 4520, в 1930 году - 5200, а в 1939 году их число превысило 5 тысяч.

Еврейское кладбище в Бельско - единственное в Польше, где мусульман (солдаты из Первой мировой войны ) и христиане (от смешанных браков) похоронены вместе с евреями.

Наиболее важными прогрессивными и официальными раввинами были: Хирш Генрих Моргенштерн, доктор Лазар Франкфуртер (1865-1874), доктор Вольф Лессер (1875-1882), доктор Адольф Куррейн (1882-1888), доктор Сол Горовиц (1888-1896), доктор Маркус Штайнер (1896-1939)). Наиболее важными ортодоксальными раввинами были: Еческиль Панет, Менахем Мендель Стерн, Моше Стерн, Изак Стерн.

История евреев в Бяла (Бяла)

В начале, Бяла была деревня рядом с соседней деревней Липник, жители которой были в основном ремесленниками или производителями тканей. Евреи жили в Бяле в конце 17 века. В то время у евреев было четыре дома и у них была колония, которая была связана с особняком поместья губернаторов округа. Они арендовали таверну, пивоварню и, как местные мастера, развивали свой текстильный бизнес. В 18 веке в Бялой и Липнике проживало более 100 евреев, что составляло около 20% всего населения. В записях таможенной палаты в Бяле с 1763 года есть многочисленные имена евреев, пересекших границу между Краковским воеводством и Австрийской Силезией. В 1765 году в Бялой проживало 250-350 евреев, что составляло 20% всего населения. В 1870 году количество евреев оценивалось в 270 человек. В 1849 году, как и в соседнем Бельско, в Бялой было основано новое еврейское кладбище (ныне улица Вызволеня). В 1860-х годах в Бяла прибыло много новых еврейских иммигрантов, в основном из Верхней Венгрии (Словакия ) и Верхней Силезии. В 1870 г. еврейская община насчитывала 500 человек. В 1865 г. местные евреи решили отделиться от общины в Освенциме и представили властям проект устава. В основном это были прогрессивные евреи, черпавшие из традиций немецкой Хаскалы. Они участвовали в общественной и политической жизни города, считая себя полноправными гражданами.

Официальная религиозная община состояла из евреев с либеральным и консервативным подходом к иудаизму. Православная и хасидская общины посещали собственные религиозные школы (хедеры) и частных наставников. Отсутствие возможностей для сотрудничества с либеральным раввином доктором Глэзером заставило хасидов привести хасидского раввина Арона Хальберштама (из Санс хасидской династии), это Бяла. Хасиды не посещали официальную прогрессивную синагогу. Когда Хальберштам прибыл в Бяла в 1889 году, они встречали свой частный дом, сначала синагогу, в Бяле, 11-Листопада, 63б. Позже Сало Кальфус сделал свой многоквартирный дом на улице Шпитальной под православную синагогу. Чтобы поддерживать свою синагогу, хасиды Бяла вместе с раввином Хальберштамом создали в 1912 году религиозную ассоциацию Ахавас Тора (Любовь к Торе). Хальберштам самоотверженно боролся с отклонениями от традиции, даже с незначительными. В Галичине его считали выдающимся знатоком еврейского права, и многие ортодоксальные раввины обращались к нему за советом. Хасидская община в Бяле была хорошо организована и глубоко укоренилась в традициях своих предков, несмотря на географическую близость влияния немецких либеральных евреев.

После окончания Первой мировой войны Бяла вернулась в Вторая Польская Республика и вошла в состав Краковского воеводства.

В 1934 году официальная еврейская община пришла изменить Литургию с ашкенази на сефардскую.. Изменение было сделано раввином доктором Самуэлем Хиршфельдом, который был лидером силезского мизрахи (религиозного сионизма). Раввин Хиршфельд сказал: Мы, евреи, сионисты, очень непоследовательны. Мы скучаем по нашей старой родине Эрец Исраэль. Мы строим синагоги в восточном стиле, пишем книги и стихи, в которых скучаем по запаху восточных фруктов и специй. Наслаждаемся восточной музыкой и древним ивритом. Но в наших синагогах до сих пор проводится немецко-ашкеназская литургия. Это непоследовательно. Если мы приблизимся к нашим восточным источникам, мы должны принять сефардскую литургию, которая ближе к нашим корням.

В 1938 году в Бяле проживало 25 867 жителей, из которых 3 977 были евреями, что составляет 15 человек., 4% всего населения.

Наиболее важными официальными раввинами были: доктор Натан Глейзер (1878-1914), доктор Авраам Марк (1918-1926), доктор Самуэль Хиршфельд (1926-1939). Самым важным ортодоксальным раввином был Арон Хальберштам из Санз хасидской династии.

Первый еврейский спортивный клуб в Европе

В 1936 году местная еврейская спортивная организация Маккаби, организовал официальное празднование 40-летия своего создания. Таким образом, может показаться, что ассоциация была создана в 1896 году (Israelitische Turnverein), и доктор Филип Тюрк написал в еврейской газете «Tygodnik ydowski», что ассоциации следует признать историческую ценность, поскольку это была первая еврейская гимнастическая ассоциация в Европе. чтобы подготовить почву для физического возрождения польских евреев. Среди покровителей торжеств следует упомянуть президента Глобального союза маккаби, Альфреда Монд, 1-го барона Мелчетта и президента Союза макаби в Польше, члена парламента. Хенрик Розмарин. Современная литература по этому вопросу предполагает, что первая еврейская спортивная ассоциация Gymnastieken Athletiekvereeniging Attila была основана в апреле 1898 года в Гронингене. Второй, Zionistischer Turnverein Makabi, был основан в Филиппопеле (Болгария) в июне 1898 года, а третий - Israelitischer Turnverein, созданный в Бельско в декабре того же года. Хотя точная дата неизвестна, бесспорные пионеры еврейского спорта в Бельске заставили местных маскилим гордиться. В уставе ассоциация сформулировала свою цель как содействие гимнастическим упражнениям и интенсивной спортивной деятельности. После 1918 года ассоциация была переименована в Bielitz-Bialaer Jüdischer Turnverein (Еврейская гимнастическая ассоциация Бельско-Бяла). В 1925 году клуб снова был переименован в Бельско-Бяльское еврейское гимнастическое и спортивное объединение «Маккаби». Штаб-квартира клуба находилась в Бельско, на улице Колейова 21 (сегодня Барлицкого). Хотя название и адрес относились конкретно к Бельско, ассоциация также привлекала евреев из Бяла. Еврейские спортсмены в Бельско-Бяла в основном играли в футбол, плавание, водный спорт, гимнастику, альпинизм и горные лыжи. В 1929 году здесь было построено первое еврейское горное шале в мире.

Холокост

нацистская Германия оккупировала Бельско 3 сентября 1939 года. Более 50% евреев бежали из города с 1 по 3 сентября на восток Польши до Кракова, Львова и окрестностей. Там хотели дождаться окончания войны. Однако 17 сентября 1939 г. произошло вторжение СССР в Польшу. Это было причиной трагедии многих евреев Бельско. Большинство из них были прогрессивными австрийскими евреями, которые говорили только по-немецки и были противниками коммунистической идеологии. Это было подозрительно для советского НКВД, и многие из них были убиты или заключены в тюрьмы советскими властями в Сибири. Так умер раввин Бельско, доктор Маркус Штайнер, который не был похож на ортодоксального еврея и знал только немецкий язык. Русские не поверят, что он раввин из Польши и отправлен в Сибирь, к сожалению, он умер в вагоне поезда и его выбросили по дороге в лес. Город Бяла получил название Белиц-Ост и вошел в состав Белица (Бельско). В Белиц-Осте нацистские власти Германии организовали гетто. Весной 1942 г. гетто было ликвидировано, евреи были переселены в центральное Силезское гетто в Сосновец и убиты в концлагере Освенцим. Последние евреи из Белица были перемещены весной 1942 года, и в городе осталось всего около 30 семей от смешанных браков (Мишлинг ). После войны в Еврейском комитете в Бельско в период с февраля 1945 по 1950 год было зарегистрировано 3500 евреев. Были также больные еврейские заключенные из лагеря Освенцим, освобожденные в январе 1945 года. Сохранились родства и письма, в которых евреи упоминали, что город после война была дружественной и безопасной для евреев. В городе действовал большой еврейский приют.

Текущая деятельность

Еврейская община Бельско-Бяла является членом Союза еврейских религиозных общин Польши. В настоящее время он объединяет несколько десятков участников. В штаб-квартире общины действует действующий молитвенный дом. Встречи проходят во время еврейских праздников и важных событий. В штаб-квартире также есть библиотека Саломона Хальберштама и архив. В Освенциме также действует синагога Чевра Ломдей Мишнаёт, принадлежащая Еврейскому центру Освенцима. Еврейская община Бельско-Бяла вернула синагогу от Польского государства для реставрации и передала ее Еврейскому центру Освенцим для уставных целей. Община заботится о еврейских кладбищах в: Бельско-Бяла (единственное действующее), Андрыхув, Цешин (старое и новое), Кенты, Милувка, Освенцим, Скочув, Устронь, Вадовице, Затор и Живец. Ежегодно коммуна организует множество встреч, лекций, экскурсий, концертов, связанных с историей и культурой евреев в своем районе.

Известные евреи Бельско-Бяла
См. Также
Литература
Библиография
  • Прошик, Яцек (2018). История первой еврейской гуманитарной ассоциации Бней Брит в Австро-Венгерской империи. "Австрия - Эзра" Бней Брит Белиц (Бельско) 1889-1938 (PDF). Бельско-Бяла, Польша: Общество Passio Creatio. ISBN 978-83-943384-1-1.
  • Прошик, Яцек (2018). Арон Хальберштам и хасиды в Бяла (Галисия) (PDF). Бельско-Бяла, Польша: Общество Passio Creatio. ISBN 978-83-943384-0-4.
  • Прошик, Яцек (2015). 150 лат Gminy Wyznaniowej ydowskiej w Bielsku (150 лет еврейской религиозной общине в Бельско). Бельско-Бяла, Польша. ISBN 978-83-942613-2-0.
  • Прошик, Яцек (2014). История евреев Бельско (Белица) и Бяла между 17 веком и 1939. Либералы, сионисты и ортодоксальные евреи на границе Галиции и Австрийской Силезии. Явоже, Польша: Хаскала. ISBN 978-83-936155-2-0.
  • Прошик, Яцек (2009). Саломон Иоахим Хальберштамм библиофил. Бельско-Бяла, Польша: Г. М. Эльзевир. ISBN 978-83-917046-5-3.
  • Прошик, Яцек (2002). Cmentarz ydowski w Bielsku-Białej (Еврейское кладбище в Бельско-Бяле). Бельско-Бяла, Польша: Urząd Miejski w Bielsku-Białej. ISBN 978-83-908913-1-6.
  • Спайра, Януш (2009). Żydowskie gminy wyznaniowe na ląsku Austriackim 1742-1918. Цешин: Muzeum ląskie. ISBN 978-83-60353-76-9.
  • Спайра, Януш (2015). Biografický slovník rabínů rakouského Slezska. Острава: Ostravská univerzita. ISBN 978-80-7464-797-0.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с иудаизмом в Бельско-Бялой.
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:22:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте