Галицкие евреи

редактировать
Галицкие евреи
Усадьба Ребе в Гусятин.jpg Дом Ребе в Гусятине, Вторая Польская Республика
Еврейское население Галиции
1772150 000–200 000, или 5–6,5% от общей численности населения
1857449 000, или 9,6% от всего населения региона.
1910872000, или 10,9% от общей численности населения

галицких евреев или галицианцев, являются частью ашкенази, географически происходящей из Галичина, с современной западной Украины (Львов, Ивано-Франковск, Тернополь ) и с юга - восточная Польша (Подкарпатское и Малопольское ). Собственно Галиция, населенная русинами, поляками и евреями, стала королевской провинцией в рамках Австро-Венгрии после разделов Польши в конце 18 века. Галицкие евреи в основном говорили на идиш.

Содержание
  • 1 Демография
  • 2 Общество
  • 3 История
    • 3.1 Рижский мир
  • 4 Культура
  • 5 См. Также
  • 6 Далее чтение
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Источники
Демография
Евреи в Европе (1881 г.). Галиция расположена непосредственно к северо-востоку от Венгерского округа Крестьяне и евреи из Галиции, ок. 1886 Евреи перед Второй мировой войной в Галиции. Наибольшее еврейское население было в Львове - 76,854, на втором месте был Краков с 45,229 (Еврейский музей Галиции )

В современный период евреи были третьей по численности этнической группой в Галиция, после поляков и русинов. В то время, когда Галиция была аннексирована Австрией (т. Е. Габсбургская монархия ), в 1772 году, там проживало от 150 000 до 200 000 евреев, в том числе 5 –6,5% от общей численности населения; к 1857 г. еврейское население увеличилось до 449 000, или 9,6% от общей численности населения. В 1910 г. 872 000 евреев, проживавших в Галиции, составляли 10,9% от общей численности населения по сравнению с примерно 45,4% поляков. 42,9% русинов и 0,8% немцев.

Общество

Большинство галицких евреев жили бедно, в основном работая в небольших мастерских и предприятиях, а также в качестве ремесленников, включая портных, плотников, шляпников, ювелиров. и оптики. Почти 80 процентов всех портных в Галичине были евреями. Основное занятие евреев в городах и деревнях. Ес была торговля: оптовая торговля, канцелярские товары и розничная торговля. Однако склонность евреев к образованию преодолевала препятствия. Пропорционально количество еврейских интеллектуальных рабочих было намного больше, чем русинов или поляков в Галиции. Из 1700 врачей в Галичине 1150 были евреями; 41 процент работников культуры, театров и кино, более 65 процентов парикмахеров, 43 процента стоматологов, 45 процентов старших медсестер в Галисии были евреями, а 2200 евреев были юристами. Для сравнения, русинских (украинских) юристов было всего 450 человек. Галицкое еврейство произвело на свет четырех лауреатов Нобелевской премии: Исидора Исаака Раби (физика), Роальда Хоффмана (химия), Жоржа Шарпака (физика) и С.Ю. Агнон (литература). Генри Рот, написавший Зови его спать, был галисийским евреем, семья которого эмигрировала в США в первом десятилетии 20-го века.

История
Галичина по отношению к Волыни (восток и запад) между двумя мировыми войнами

Под властью Габсбургов еврейское население Галиции увеличилось в шесть раз, со 144 000 в 1776 г. до 872 000 в 1910 году из-за высокой рождаемости и постоянного потока беженцев, спасающихся от погромов в соседней Российской империи. Евреи составляли треть населения многих городов и стали доминировать в таких отраслях местной экономики, как розничная торговля и торговля. Они также добились успеха в правительстве; к 1897 году евреи составляли 58 процентов государственных служащих и судей Галиции. В 19 веке Галичина и ее главный город Львов (Лемберг на идиш) стали центром идишской литературы. Львов был домом первой в мире ежедневной газеты на идиш, Lemberger Togblat.

К концу Первой мировой войны Галичина стала полем битвы польско-украинской войны, которая вспыхнул в ноябре 1918 года. Во время конфликта 1200 евреев присоединились к Украинской Галицкой армии и сформировали всееврейский украинский батальон под названием Жидовский курин (УГА). Взамен им было выделено 10% мест в парламенте Западно-Украинской Народной Республики, который образовался в том же месяце и был распущен девять месяцев спустя. Западноукраинское правительство уважало нейтралитет евреев во время польско-украинского конфликта своим приказом Евгения Петрушевича, запрещающего мобилизовать евреев против их воли или иным образом принуждать их к участию в военных действиях Украины. Как украинские, так и проукраинские еврейские вооруженные формирования понесли значительные потери при отступлении из Галиции перед армией генерала Эдуарда Рыдз-Смиглы. Хотя польские потери оценивались в более чем 10 000 убитых и раненых; западноукраинская армия потеряла более 15 000 человек. «Несмотря на официальный нейтралитет, некоторые мужчины-евреи были замечены в пособничестве боевым украинским частям, и один этот факт вызвал большой энтузиазм в украинской прессе». Сообщается, что Совет министров Западно-Украинской Народной Республики оказал помощь еврейским жертвам польского погрома во Львове, написал Александр Прусин. Тем не менее, как отмечает Роберт Блобаум из Университета Западной Вирджинии, гораздо больше погромов и нападений на галицких евреев было совершено украинской стороной в сельских районах и других городах. В период с 22 по 26 марта 1919 г. во время массовых убийств в Житомире (Житомир) от 500 до 700 евреев погибли от рук вооруженных бойцов Украинской республиканской армии во главе с Симоном Петлюрой. Вскоре после этого главный организатор погрома стал военным министром. Одновременно украинские погромы имели место в Бердичеве, Уме, Черняхове и других местах.

Рижский мир

польско-советская война закончилась миром Рига подписано в марте 1921 года. Границы между Польшей и Советской Россией оставались в силе до вторжения в Польшу в сентябре 1939 года, хотя серьезные злоупотребления в отношении евреев, включая погромы, продолжались в Советском Союзе. Украина. Права меньшинств во вновь возрожденной Второй Польской республике были защищены рядом явных статей в Версальском договоре, подписанном президентом Падеревским. В 1921 г. мартовская конституция Польши предоставила евреям те же юридические права, что и другим гражданам, и гарантировала им религиозную терпимость и свободу религиозных праздников. Число евреев, иммигрировавших в Польшу из Украины и Советской России, быстро росло. Согласно польской национальной переписи населения 1921 года, в стране проживало 2 845 364 еврея; но к концу 1938 года это число выросло более чем на 16% до примерно 3 310 000 человек. Между концом польско-советской войны и концом 1938 года еврейское население республики выросло более чем на 464 000 человек.

Галицкое еврейское кладбище в Бучаче, западное Украина, 2005

В сентябре 1939 года большая часть Галиции перешла к Советской Украине. Большинство галицких евреев погибло во время Холокоста. Большинство выживших эмигрировали в Израиль, США, Соединенное Королевство или Австралию. В 1959 году перепись населения показала, что в Львовской губернии проживал 29 701 еврей. Небольшое количество осталось в Украине или Польше.

Культура

В народном восприятии галицианцы считались более эмоциональными и молитвенными, чем их соперники, Литваки, считавшие их иррациональными и необразованными. Они, в свою очередь, презирали литваков, уничижительно называя их цейлем-коп («крестики-головы»), или евреев, ассимилированных до степени христианства. Это совпадает с тем фактом, что хасидизм был наиболее влиятельным на Украине и в южной Польше, но встретил ожесточенное сопротивление в Литве (и даже форма хасидизма, которая там пустила корни, а именно Хабад, была более сильной. интеллектуально настроен, чем другие хасидские группы).

Две группы разошлись в своих идиш акцентах и ​​даже в кухне, разделенных «линией Gefilte Fish ». Галицианцы любят сладкое, даже если они добавляют сахар в рыбу.

См. Также
Дополнительная литература
  • Бартов, Омер (2007). Стерто: Исчезающие следы еврейской Галиции на территории современной Украины. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691131214. OCLC 123912559.
  • Уэббер, Джонатан (2009). Заново открывая следы памяти: еврейское наследие польской Галиции. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. ISBN 9781906764036. OCLC 323127181.
  • Вайнер, Мириам ; (в сотрудничестве с) (1997). Еврейские корни в Польше: страницы прошлых и архивных описей. Секокус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565080-9. OCLC 38756480.
  • Вайнер, Мириам; Государственный архив Украины (совместно с); (в сотрудничестве с) (1999). Еврейские корни в Украине и Молдове: страницы прошлых и архивных описей. Секокус, Нью-Джерси: Фонд Мириам Вайнер «Пути к корням». ISBN 978-0-96-565081-6. OCLC 607423469.
Внешние ссылки
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:42:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте