Еврейско-украинские отношения в Восточной Галичине

редактировать
Синагога Золотая Роза во Львове, Украина. Разрушенная во время Второй мировой войны, это была самая старая синагога в Украине.

Восточная Галичина была центром средневекового Галицко-Волынского царства, в настоящее время распространившегося по Львовской губернии, Ивано-Франковск и Тернополь в современной Западной Украине. Наряду с поляками и украинцами, евреи были одной из трех крупнейших этнических групп Восточной Галиции с почти 900 000 человек к 1910 году. С конца 18 века до н. Э. В начале 20 века в Восточной Галиции была самая большая концентрация евреев из всех регионов Европы.

Содержание

  • 1 При Австрии (позднее Австро-Венгрия) в 1795–1918 гг.
  • 2 Во время борьбы за независимость
  • 3 Между Первой и Второй мировыми войнами
  • 4 Во время присоединения Западной Украины к Советскому Союзу (1939–41)
  • 5 Под властью Германии (1941–1944)
    • 5.1 Во время завоевания
    • 5.2 При немецкой администрации
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

При Австрии (позднее Австро-Венгрия) в 1795–1918 гг.

В 1795 г. Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Восточная Галиция вошла в состав Австрии. Отношения между евреями и украинцами на австрийской стороне границы после 1795 года были гораздо более мирными, чем на территориях к востоку от реки реки Збруч, которые стали частью России. Множественные погромы, произошедшие в управляемой Россией Украине, не распространились через границу в Галичину, где евреи и украинцы вели политическое сотрудничество. Какая бы антиеврейская политическая агитация ни существовала в Галиции, она ограничивалась польскими политическими партиями, действующими в районах, где проживало немного украинцев. Еврейская и украинская общины сотрудничали друг с другом в политическом плане. Например, на выборах 1907 года евреи в сельской местности согласились голосовать за украинских кандидатов, а украинцы в городских районах согласились голосовать за сионистских кандидатов. В результате этого сотрудничества евреи впервые получили два места в парламенте.

Несмотря на позитивное политическое сотрудничество между двумя общинами, конфликты существовали из-за экономической конкуренции. В середине и конце девятнадцатого века украинские общественные организации создали кооперативы, в которых украинцы (в основном крестьяне) объединили свои ресурсы, чтобы покупать и продавать товары коллективно, без посредников, и для получения ссуд. под низкие проценты. Поскольку профессии ростовщик и лавочник традиционно были призванием евреев в Галичине, кооперативное движение, которое было сосредоточено на удержании украинского капитала в украинской общине, также создало значительные финансовые трудности для населения. местная еврейская община, ликвидировав многие еврейские рабочие места. Финансовые трудности вызвали антагонизм между двумя общинами и стали причиной еврейской эмиграции из Галичины.

В определенной степени рост украинского национализма также способствовал большему самосознанию евреев Галиции и послужил примером для Евреи приняли националистическую или сионистскую самоидентификацию.

Во время борьбы за независимость

После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Восточная Галичина попала под контроль Западно-Украинской Народной Республики, которая примерно девять месяцев контролировала большую часть Восточной Галиции, прежде чем проиграть войну Польше. Хотя отношения между поляками и Западно-Украинской Народной Республикой были антагонистическими, отношения между Республикой и ее еврейскими гражданами в целом были нейтральными или позитивными. Между еврейской и польской общинами существовало глубокое соперничество, а антисемитизм, особенно поддерживаемый Польской национально-демократической партией, стал чертой польской национальной идеологии. Осенью 1918 года по Польше прокатилась волна погромов, и многие евреи стали связывать начало вооруженной борьбы Польши за независимость с погромами. В результате многие евреи стали рассматривать независимость Польши как наименее желательный вариант после Первой мировой войны.

В отличие от антагонистической позиции польских властей по отношению к евреям, западноукраинское правительство активно поддерживало еврейскую культурную и политическую автономию как способ продвижения своей собственной легитимности. Правительство Западной Украины гарантировало еврейскую культурную и национальную автономию, предоставило еврейским общинам статус самоуправления и способствовало созданию еврейских национальных советов, которые с одобрения правительства Западной Украины в декабре 1918 года учредили Центральный еврейский национальный совет, который представлял Интересы евреев по отношению к украинскому правительству и западным союзникам. Совет Министров Западно-Украинской Народной Республики закупил идиш учебники и наглядные пособия для еврейских школ и оказал помощь еврейским жертвам польского погрома во Львове. Украинская пресса сохраняла дружеское отношение к еврейским гражданам Западно-Украинской республики, и школам на иврите и идиш, культурным учреждениям и издательствам разрешалось беспрепятственно функционировать. Примерно треть мест в национальном парламенте, что примерно соответствует доле населения, была зарезервирована за национальными меньшинствами (поляками, евреями, словаками и другими). Поляки бойкотировали выборы, в то время как евреи, несмотря на заявление о своем нейтралитете в польско-украинском конфликте, приняли участие и были представлены примерно 10 процентами делегатов. Локальные антиеврейские нападения и грабежи со стороны украинских крестьян и солдат, хотя их было гораздо меньше и они были менее жестокими, чем аналогичные действия поляков, произошли в период с января по апрель 1919 года. Правительство публично осудило такие действия, вмешалось в защиту еврейской общины и сажали в тюрьмы и даже казнили виновных в таких преступлениях. Правительство также уважало нейтралитет, объявленный евреями во время польско-украинского конфликта. Приказом Евгения Петрушевича было запрещено мобилизовать евреев против их воли или иным образом принуждать их к участию в военных действиях Западной Украины. Стремясь помочь экономике Западной Украины, правительство Западной Украины пошло на уступки еврейским купцам.

Дружелюбное отношение правительства Западной Украины к евреям было встречено взаимностью со стороны многих членов еврейской общины. Хотя еврейские политические организации официально заявили о своем нейтралитете в польско-украинской борьбе, многие отдельные евреи предложили свою поддержку или сочувствие западноукраинскому правительству в его конфликте с Польшей. Еврейские офицеры из несуществующей австро-венгерской армии присоединились к западноукраинским вооруженным силам, а еврейские судьи, юристы, врачи и железнодорожники поступили на западноукраинскую гражданскую службу. С ноября 1918 года этнические поляки на государственной службе, которые отказались присягать на верность западноукраинскому правительству, либо массово ушли, либо были уволены; эти должности были заполнены большим количеством евреев, которые были готовы поддержать украинское государство. Евреи работали судьями и юридическими консультантами в судах Тернополя, Станиславова и Коломыи. Евреи также могли создавать свои собственные полицейские подразделения, а в некоторых местах украинское правительство возложило ответственность за поддержание безопасности и порядка на местные еврейские ополчения. В районах Самбор и Радехов примерно треть полицейских составляли евреи. Евреи выставили собственный батальон в армии Западно-Украинской Народной Республики. а еврейская молодежь работала разведчиками в западноукраинских вооруженных силах. В целом евреи составляли самую большую группу неэтнических украинцев, которые участвовали во всех ветвях западноукраинского правительства.

Либеральное отношение к евреям со стороны западноукраинского правительства могло быть связано с культурным влиянием Австрии. - Венгрия, чьи традиции межэтнической толерантности и сотрудничества затронули западноукраинскую интеллигенцию и военных в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.

Между Первой и Второй мировыми войнами

После Польши После победы над Западно-Украинской Народной Республикой в ​​польско-украинской войне евреи и украинцы Галиции оказались в составе Польского государства - и стали крупнейшими группами этнических меньшинств этого государства. В течение этого времени отношения между двумя общинами изначально были положительными - отражая десятилетия предыдущего сотрудничества, - но впоследствии ухудшились. В начале 1920-х годов украинцы и евреи по инициативе еврейского лидера Ицхака Грюнбаума сформировали единый Блок национальных меньшинств, который стремился защитить интересы обеих групп в польском правительстве. 130>Ицхак Грюнбаум, еврейский лидер, который инициировал Блок национальных меньшинств в Польше, который объединил украинские и еврейские политические партии

Отношения между украинцами и евреями несколько испортились, когда в 1925 году еврейская политическая лидеры подписали отдельное соглашение с Польшей, чтобы гарантировать определенные права для своего сообщества. Украинские лидеры обвинили евреев в том, что они предпочитают достичь соглашения с польским правительством вместо того, чтобы сохранять солидарность с украинцами. Убийство в 1926 году Симона Петлюры, изгнанного президента Украины, совершенное Шолом Шварцбард - еврейским родственником жертв погромов в центральной Украине - послужило значительным кроме того, подорвать отношение украинских галицких к евреям. Хотя Петлюра был непопулярен в Галиции из-за его согласия уступить Галицию Польше в обмен на польскую помощь в войне против Советского Союза, его убийство и последующее оправдание Шварцбарда вызвало возмущение в галицкой украинской общине. Было широко распространено мнение, что Шварцбард был коммунистическим агентом, и его убийство Петлюры способствовало формированию стереотипа о сотрудничестве евреев с большевизмом. Оправдание убийцы французским судом и защита французским адвокатом - и его поддержка со стороны еврейской общины всего мира - подсказали многим украинским галичанам, что западные демократии, евреи и Коммунисты все были против идеи независимой Украины - идеи, которая способствовала ориентации галичан на Германию в межвоенный период. В 1930 году коалиция между еврейской и украинской партиями распалась из-за того, что украинские партии больше не хотели работать под ее именем. Когда в 1935 году крупнейшая украинская политическая партия Украинский национально-демократический альянс пришла к взаимопониманию с польским государством, антисемитские действия, которые не поощрялись и не осуждались украинскими лидерами, усилились в украинском обществе.

Несмотря на ухудшение отношения к евреям в украинской общине, политическое сотрудничество между евреями и украинцами продолжалось на протяжении 1930-х годов. Когда польское правительство попыталось ограничить кошерный забой мяса, украинские политические партии вместе со своими еврейскими коллегами проголосовали против этого запрета из-за чувства, что ограничение еврейской практики создаст прецедент для ограничения их собственных традиций Польское государство. Затем этот акт солидарности с евреями был осужден в польской прессе. Когда евреи были атакованы поляками в Бжещи в 1937 году, статья в украинской прессе, осуждающая этот погром, была озаглавлена ​​«После того, как евреи придут в нашу очередь». Перед лицом усиливающихся антиукраинских действий со стороны польского государства украинские лидеры снова стали призывать к сотрудничеству между евреями и украинцами, в то же время осуждая предполагаемую поддержку евреями коммунизма. Несмотря на критику в адрес евреев, украинские политические лидеры последовательно отклоняли предложения Польши о взаимном сотрудничестве против евреев.

В то время как основные украинские политические партии сотрудничали с евреями, а лидеры крупнейших украинских политических партий отказывались от этого. открыто поощряя антисемитские действия, подпольная праворадикальная Организация украинских националистов (ОУН), нелегально действующая в Галиции, установила тесные связи с нацистским режимом в Германии. Основанная в 1929 году, ОУН изначально была маргинальным движением в восточной Галиции, хотя ее популярность росла на протяжении 1930-х годов в ответ на преследование польской украинской общины, часто спровоцированное терроризмом ОУН. Первоначально поддерживая евреев, ОУН позже распространила пропаганду против евреев и организовала нападения против них, например, во время деревенских беспорядков в районе Сокаля в 1933 году.

Советская аннексия Западной Украины (1939–41)

В сентябре 1939 года Польша была захвачена и разделена между нацистской Германией и Советским Союзом (СССР), при этом большая часть Восточная Галичина попадает под советскую власть. Хотя Советы изначально стремились расположить к себе местное украинское население, их политика становилась все более репрессивной. Украинские организации, неподконтрольные Советскому Союзу, были ограничены или упразднены. Сотни кредитных союзов и кооперативов, которые обслуживали украинский народ в период между войнами, были закрыты, а украинские библиотеки, читальные залы и газеты были закрыты аналогичным образом. Массовые аресты привели к депортации до 500 000 украинцев из регионов, аннексированных СССР в период с 1939 года до немецкого вторжения.

Во время советской власти восточная Галичина испытала большой приток еврейских беженцев, спасающихся от нацистского террора с другой стороны. новой германо-советской границы; сотни тысяч евреев прибыли на вновь присоединенные к СССР территории. Гражданская администрация в тех регионах, которые были аннексированы у Польши, была сформирована в основном из оккупационных сил восточных украинцев и русских; только 20% государственных служащих были из местного населения. Многие украинцы ошибочно полагали, что непропорционально большое количество людей, работающих на советскую администрацию, репрессировавшую западных украинцев, происходило из еврейской общины Галиции. Причина такого убеждения заключалась в том, что большинство прежних польских администраторов были депортированы, а местная украинская интеллигенция, которая могла бы занять их место, в целом считалась слишком националистической для такой работы со стороны Советов. На самом деле, хотя украинцы и евреи заменили польских администраторов, большинство должностей были укомплектованы этническими украинцами из Советского Союза. Тем не менее, в глазах многих украинцев евреи стали ассоциироваться с советской властью, что способствовало росту антиеврейских настроений. Кроме того, украинцы часто обвиняли евреев в том, что они якобы доносили на украинцев перед советскими властями, что привело к аресту и депортации украинцев. Эта идея также способствовала значительному усилению антисемитских настроений среди украинцев.

Рост антиеврейских настроений среди украинцев в Галиции во время советской власти сопровождался полным удалением из украинского общества умеренных или либеральных сил внутри этого общества. когда советские власти упразднили все местные украинские политические партии, а также арестовали и депортировали большинство умеренных политиков, которых они могли найти - таких как доктор Дмитрий Левицкий, глава умеренного, левого Украинского национального демократического альянса, и руководитель украинской делегации в довоенном польском парламенте. В конечном итоге от 20 000 до 30 000 украинских активистов сбегут из Галиции на территорию, оккупированную Германией. Уничтожение Советами отдельных лиц, организаций и партий, которые представляли умеренные или либеральные политические тенденции в украинском обществе, привело к появлению экстремистской, агрессивной и все более антисемитской Организации украинских националистов, которая действовала в подполье. единственная политическая партия со значительным организационным присутствием среди западных украинцев.

Под властью Германии (1941–1944)

Во время завоевания

Когда немцы завоевали восточную Галицию в В 1941 г. они использовали представления украинцев о связях между евреями и коммунизмом и поощряли зверские акты мести еврейской общины со стороны украинцев. Немцы наводнили Украину антиеврейской пропагандой и антисемитскими плакатами. Непосредственно перед уходом из Западной Украины советские силы безопасности уничтожили более 4 000 заключенных во Львове и около 10 000 заключенных по всей Западной Украине в других тюрьмах. Хотя евреи также были среди жертв советской резни, некоторые украинцы обвиняли их как группу в сотрудничестве с Советским Союзом. Перед массовым убийством немцы и украинцы распространяли слухи о причастности евреев к убийствам украинских политических заключенных. Толпы украинцев - иногда родственников убитых - нападали, пытали, насиловали и убивали мирных евреев, когда немецкие солдаты фотографировали. В погроме участвовала Украинская народная милиция (которая вскоре стала Украинской вспомогательной полицией ), наспех созданная Организацией украинских националистов после оккупации Львова. Во время четырехнедельного погрома с конца июня до начала июля 1941 года, по оценкам, было убито около 6000 евреев. Подобные акции по всей восточной Галиции унесли бы десятки тысяч жизней евреев.

При немецкой администрации

Из-за нацистской антисемитской политики украинцы, желающие работать на государственной службе или в государственной администрации, часто выбирали антисемитизм, чтобы получить расположение немецких властителей. Таким образом, многие украинцы, которые до войны не проявляли антисемитизма или даже были дружелюбны по отношению к евреям, приняли своего рода «косвенный антисемитизм», чтобы помочь своей карьере и обрести богатство или власть в новой администрации. Украинская полиция, организовавшая погром «Петлюровские дни» во Львове в 1941, унесший от 2 до 5 тысяч жизней, была особенно склонна к антиеврейской деятельности, но не единственная в этом. Например, в Збараже украинские студенты прошли маршем по городу, распевая антиеврейские лозунги, прежде чем разрушить надгробия еврейского кладбища, а в городе Делатынь местный учитель музыки организовал погром.

Подпольная Организация украинских националистов (ОУН) проявила двойственное отношение к евреям. Согласно немецким документам, во время войны ОУН была готова либо убивать евреев, либо помогать им в зависимости от того, что, по их мнению, было для них более политически выгодным. Во время войны Украинская повстанческая армия (УПА), крупная подпольная военная сила, контролируемая ОУН, участвовала в этнических чистках и убийствах поляков и разрушении польских деревень. Евреи, прятавшиеся от немцев с поляками в польских деревнях, часто были убиты УПА вместе со своими польскими спасителями, хотя, по крайней мере, в одном случае они были спасены, когда были убиты поляки. УПА, многие из лидеров которой верили в связь между евреями и большевиками и видели, что евреи склонны присоединяться к подпольным коммунистическим партизанским группам, также ликвидировала банды вооруженных евреев, скрывающихся от немцев в лесах. В некоторых случаях они даже координировали свою деятельность с немцами. Несмотря на причастность УПА к убийствам некоторых евреев, были случаи участия евреев в рядах УПА, включая боевиков и медицинский персонал.

В отличие от антисемитских преступлений, совершенных обоими членами администрации, работающими для немцев и украинского антинемецкого подполья многие украинцы помогали скрывать евреев. Согласно немецким документам, с октября 1943 года по июнь 1944 года около 100 украинцев в Галичине были приговорены к смертной казни за укрытие евреев. Филип Фридман отмечает, что это подразумевает, что большое количество украинцев помогает евреям, потому что 100 казненных представляют только тех, кто был пойман (гораздо больше никогда не были пойманы или им были вынесены более мягкие приговоры, а не казни), что часто обнаруженные прячущиеся евреи были немедленно казнены. без суда и, следовательно, без внесения их дел в официальные отчеты, а смертные приговоры охватывают лишь ограниченный период времени. Среди спасающих евреев бывшие слуги, крестьяне, представители украинской интеллигенции и средний класс. Лесники часто помогали евреям прятаться в лесу. Например, согласно отчету украинского лесничего, с помощью 35 украинских и 5 польских лесников 1700 евреев были спрятаны в лесах Пшемыслянского района.

Украинская греко-католическая церковь сыграла особенно полезную роль для евреев во время войны. Ее лидер, Андрей Шептицкий, был описан Филипом Фридманом как «всегда дружелюбный» по отношению к евреям, знающий иврит и общающийся с еврейской общиной на иврите. В феврале 1942 года Шептицкий направил Генриху Гиммлеру письмо с осуждением антиеврейских действий, в результате которых немецкая администрация закрыла Украинский национальный совет. В ноябре 1942 года Шептицкий опубликовал в официальной газете Украинской католической церкви статью под названием «Не убий» и угрожал тем, кто убивал по политическим мотивам, отлучением. Не ограничиваясь своими действиями словами, Шептицкий сыграл активную роль в спасении членов еврейской общины. Шептицкий укрыл в своей резиденции пятнадцать евреев, в том числе львовский раввин Давид Кахане и двух сыновей главного раввина Львова Иезекиала Левина. Кроме того, он и его брат, монах Климентий Шептицкий, спрятали 150 евреев, в основном детей, в украинских католических студитских монастырях. В отличие от такой деятельности, одни украинские сельские священники настраивали людей против евреев, а другие спасали их.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 09:22:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте