Нусах Ашкеназ - это стиль еврейской литургии, проводимой евреями-ашкеназами. Это в первую очередь способ упорядочивания и включения молитв, и отличается от Нусах Сефард (используемого хасидами ) и молитвы балади, а тем более от собственно сефардского обряда размещением и присутствием определенных молитв.
Нусах-ашкеназ можно подразделить на немецкую или западную ветвь ( Минхаг Ашкеназ), используемую в Западной и Центральной Европе, и польско-литовскую или восточную ветвь ( Минхаг Полин ), используемую в Восточной Европе, Соединенных Штатах и некоторыми израильскими ашкеназами, особенно те, кто идентифицирует себя как литваки («литовцы»). Между израильской и американской практикой ашкенази есть ряд незначительных различий в том, что израильская практика следует некоторым практикам Виленского Гаона, а также некоторым сефардским практикам.
Строго говоря, термин Минхаг Ашкеназ относился только к обычаям немецких евреев к югу и западу от Эльбы, таких как община Франкфурта. Северо-восточные немецкие общины, такие как Гамбург, считали себя последователями Минхаг Полин, хотя их музыкальные традиции и произношение иврита, а также некоторые традиции, касающиеся включенных в них молитв, больше напоминали западные общины, чем собственно Польшу.
Ритуал Соединенного Королевства ( Minhag Anglia) основан на ритуалах Германии и Польши Гамбург.
Леопольд Зунц утверждал, что обряд ашкенази произошел от древнего палестинского минхага, а обряд сефардов произошел от Вавилонии. Хахам Мозес Гастер во введении к молитвеннику испанских и португальских евреев сделал прямо противоположное утверждение. Чтобы рассмотреть этот вопрос в перспективе, необходимо подчеркнуть, что все еврейские литургии, используемые сегодня в мире, по сути, вавилонские, с небольшим количеством обычаев из Земли Израиля ( Эрец Исраэль), сохранившихся в процессе стандартизации: в списке различия, сохранившиеся со времен геонимов, большинство обычаев, записанных в Эрец-Исраэль, теперь устарели.
Средневековые ученые-ашкенази утверждали, что обряд ашкенази в значительной степени заимствован из Сиддур Раб Амрам и второстепенного талмудического трактата Массечет Соферим. Это может быть правдой, но само по себе это не поддерживает требование о вавилонском происхождении, как утверждал Гастер: как отметил Луи Гинзберга Сидур Rab Амрам был сам по себе был сильно отредактирован, чтобы отразить старый испанский обряд. Обряд Ашкенази также содержит некоторое количество ранней литургической поэзии из Эрец-Исраэль, которая была исключена из других обрядов, и этот факт был основным аргументом в пользу теории Зунца.
Самую раннюю записанную форму обряда ашкенази в самом широком смысле можно найти в раннесредневековом молитвеннике под названием Махзор Витри. Однако это, как и Сидур Раши столетием позже, описывает старофранцузский обряд, а не собственно ашкеназский (немецкий) обряд, хотя различия невелики: старый французский обряд сохранился сегодня только в форме определенных обычаев сообщества Аппам. Северо-Западной Италии. И древнефранцузский, и ашкеназский обряды имеют слабое семейное сходство с другими древними европейскими обрядами, такими как итальянский, романиотский и провансальский, и в меньшей степени с каталонскими и старыми испанскими обрядами: нынешний сефардский обряд с тех пор стандартизирован. соответствуют постановлениям геонимов, тем самым демонстрируя некоторую степень совпадения с вавилонскими и североафриканскими обрядами.
Литургические сочинения евреев-романиотов, особенно пиютим (гимны), проникли через Италию в Ашкеназ и до сих пор сохранились в большинстве ашкеназских махзоримов.