Иракские евреи в Израиле

редактировать

Этническая группа

Иракские евреи в Израиле
ОВАДИЯ БОГОТА (22) РОДИЛСЯ В ИРАКСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ПЕДАЙА.jpg
Общая численность населения
450,000
Регионы со значительной численностью населения
Ор-Иегуда, Гиватаим, Кирьят-Гат
Языки
Иврит, иудео-арабский, иудео-арамейский
религия
ортодоксальный иудаизм

иракские евреи в Израиле, также известные как Бавлим (на иврите «вавилоняне ») - иммигранты и потомки иммигрантов из иракских еврейских общин, которые в настоящее время проживают на территории государства Израиль. Их около 450 000.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Сионизм во время Османской империи
    • 1.2 Сионизм во время британского мандата
    • 1.3 Погром Фархуда 1941 года
    • 1.4 Исход иракских евреев ( 1949–1952)
  • 2 Известные люди
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
История

После разрушения Первого Храма между вавилонскими изгнанники и Земля Израиля. Согласно Таблицам Аль-Яхуду, собранию табличек VI века до н.э., нескольким евреям были даны имена, отражающие желание их семей вернуться в Сион.

Сионизм во времена Османской империи

К концу 19 века политический сионизм вошел в сознание евреев Ирака, и началась сионистская деятельность.

В 1914 году первая сионистская организация была основана Менаше Хаким, Морис Фатталь и Рафаэль Хореш под названием «Сионистская ассоциация Багдада», чтобы продвигать сионистское дело в Месопотамии. Недолговечная организация распалась в ноябре того же года, когда Османская империя объявила войну Британии.

сионизму во время британского мандата

В 1920-х годах, после того, как Великобритания завоевала Ирак из Османской империи, перевозки между Ираком и Палестиной стали гораздо более распространенными. Хотя на тот момент иракские сионисты были в основном неорганизованными, они хорошо финансировались несколькими богатыми филантропами. В 1920 году была основана первая крупная сионистская организация под названием «Общество еврейской грамотности». Он опубликовал иврит и иудео-арабский журнал под названием Йешурун. 5 марта 1921 года филиал Еврейского литературного общества основал отдельную сионистскую ассоциацию, известную как «Месопотамское сионистское общество». Возрожденная «Сионистская ассоциация Багдада» позже объединится с этим Обществом в 1924 году.

Сионистские активисты в Багдаде, 1922 год

В отличие от элитного класса иракских евреев, которые остались непривлекательными сионизмом, он получил значительную поддержку от более бедных еврейских граждан, которые продемонстрировали свою поддержку на многочисленных публичных собраниях. Эти демонстрации вызвали осуждение со стороны британских официальных лиц и арабских властей, которые предостерегали от общественной деятельности. До 1929 г. не существовало официального запрета на их деятельность, и сионистские организации продолжали скрытно существовать. В 1923 году филиал Керен Хайесод был основан в Багдаде. Рубен Баттат, иракско-еврейский судья, вынес решение в пользу передачи собственности от еврейского филантропа Гурджи Шемтова Керен Хайесод в 1923 году. Это решение было использовано против него 26 лет спустя, когда он был приговорен к трем годам тюремного заключения по обвинению в сионистской деятельности.

Визит Альфреда Монда в 1928 году в Багдад привел к первой антисионистской демонстрации в городе. В результате нападений, связанных с протестами, было ранено несколько евреев. Существовали и другие недолговечные сионистские организации, такие как «Агудат Ахивер» (1929), «Гистадрут ха-Но-ар ха-Иври» (1929) и «Маккаби» (1929–1930). Были приглашены палестинские еврейские учителя для преподавания иврита и еврейской истории. Некоторые AIU школы в Багдаде в это время организовывали еврейские литературные общества, которые продвигали сионизм.

После беспорядков 1929 года иракское правительство начало кампанию против сионизма. палестинские еврейские учителя были изгнаны, а иракские сионистские лидеры были арестованы.

Погром Фархуда 1941 года

Группа молодых иракских евреев, бежавших в Подмандатная Палестина после Фархуда

В 1930-е годы нацистское влияние было широко распространено в Багдаде благодаря присутствию германской миссии, а также арабским передачам из Берлина. Адольф. «Майн кампф» Гитлера была переведена на арабский Юнис ас-Сабави и опубликована в местных багдадских газетах. После военного переворота в 1941 году в Ираке к власти пришло пронацистское правительство. Через день после перемирия между Ираком и Великобританией начался двухдневный погром.

За несколько дней до того, как вспыхнул погром, члены Клуба Аль-Мутанна ходили по улицам, отмечая еврейские дома красной краской. Резня началась в еврейский праздник Шавуот, и во время беспорядков сотни евреев были убиты, тысячи ранены, а тысячи еврейских магазинов и синагог были разграблены. По оценкам иракско-еврейских лидеров, около 2500 семей, что составляет 15% от багдадских евреев, непосредственно пострадали в результате погрома. Некоторые из лидеров погрома Фархуда обвинили евреев в британском империализме в Ираке, в то время как другие воспринимали багдадских евреев как сионистов или сочувствующих сионистам.

Эффект Фархуда на иракскую еврейскую общину был огромен. Это добавило тревожности багдадским евреям, что сильно повлияло на их отношения с Ираком. Это пролило свет на тяжелое положение евреев в арабских странах, что привело к включению иракских евреев в сионистские планы иммиграции для создания еврейского государства.

Исход иракских евреев (1949–1952)

После принятия в 1947 году Плана раздела Палестины и независимости Израиля в 1948 году по Ираку прокатилась волна антисемитизма. Все евреи, работавшие в правительстве, были сняты со своих должностей, сотни арестованы по сомнительным обвинениям в принадлежности к сионистам или коммунистам. 23 октября 1948 года богатый еврейский бизнесмен Шафик Адес, который был откровенным антисионистом, был публично повешен в Басре по обвинению в продаже оружия Израиль и Коммунистическая партия Ирака. Во время трехдневного судебного процесса не было представлено никаких доказательств того, что Адес продавал оружие Израилю, а судья, ведущий дело, был членом пронацистской партии. Общее мнение иракских евреев после его убийства заключалось в том, что если Адес мог быть казнен государством, то любой еврей мог это сделать. После создания Израиля в 1948 году Ирак запретил евреям эмигрировать в Израиль. Даже с учетом ограничений иракское сионистское подполье ежемесячно переправляло около 1000 евреев в Израиль через Иран.

19 мая 1950 года 150 евреев были вывезены из Ирака по воздуху. Сначала это называлось «Операция Али-Баба», но стало известно благодаря операции «Ездра и Неемия», благодаря пророкам, которые вывели вавилонских евреев из ссылки в Землю Израиля. В течение нескольких дней после первой операции более 30 000 иракских евреев зарегистрировались для выезда, что означало, что они должны были уехать в течение 15 дней. Те, кто не смог уехать в течение 15 дней, считались беженцами без гражданства, а многие жили без крова на улицах Багдада. В ответ иракское правительство объявило, что готово переместить их в концентрационные лагеря, если они не будут быстро удалены.

С 1950–1952 годов от 120 000 до 130 000 евреев были переброшены по воздуху из Ирак - Израиль. После завершения операции в Ираке осталось всего 6000 евреев.

Известные люди
Моше Леви, начальник штаба ЦАХАЛа
См. Также

Языки:

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:29:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте