Фархуд

редактировать
Антиеврейские беспорядки в Багдаде в 1941 году
Фархуд
Часть англо-иракской войны
Фархуд массовая могила.jpg Мессы могила жертв Фархуда, 1946 г.
МестоБагдад, Ирак
Дата1–2 июня 1941 г.
ЦельБагдадские евреи
Тип атакиПогром, резня
Смерти175–780 евреев убито
Раненые1000 раненых
ПреступникиРашид Али, Юнис ас-Сабави, аль-Футува молодежь.
МотивАнтисемитизм, Арабизация

Фархуд ( арабский : الفرهود) был погромом или «насильственным лишением владений», осуществленным против еврейского населения Багдада, Ирак, 1–2 июня 1941 г., сразу после победы Великобритании в англо-иракской войне. Беспорядки произошли в вакууме власти после крушения пронацистского правительства Рашида Али, когда город находился в состоянии нестабильности. Насилие произошло сразу после быстрого поражения Рашида Али британскими войсками, чей предыдущий переворот вызвал короткий период национальной эйфории и подпитывался обвинениями в том, что иракские евреи помогали британцам. Более 180 евреев были убиты и 1000 ранены, и до 300–400 бунтовщиков-неевреев были убиты при попытке подавить насилие. Произошло разграбление еврейского имущества и было разрушено 900 еврейских домов.

Фархуд состоялся во время еврейского праздника Шавуот. Это упоминалось как погром, который был частью Холокоста, хотя такое сравнение оспаривается. Его также называют «началом конца еврейской общины Ирака», пропагандируя миграцию иракских евреев из страны, хотя прямая связь с исходом евреев из Ирака в 1951–190 гг. очевидна. также оспаривается, поскольку многие евреи, которые покинули Ирак сразу после Фархуда, вернулись в страну, и постоянная эмиграция не увеличивалась значительно до 1950–51. По словам Хайима Коэна, Фархуд «был единственным [подобным событием], известным евреям Ирака, по крайней мере, за последние сто лет их жизни там». Историк Эди Коэн пишет, что до Фархуда евреи жили в относительно благоприятных условиях и сосуществовали с мусульманами в Ираке.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Иракская еврейская община
    • 1.2 Независимость Ирака
    • 1.3 Ирак во время Второй мировой войны
  • 2 События, предшествующие Фархуду
    • 2.1 Переворот на Золотом квадрате
    • 2.2 Антисемитские действия, предшествовавшие Фархуду
  • 3 Фархуд (1-2 июня 1941 г.)
    • 3.1 Потери
  • 4 Последствия
    • 4.1 Реакция иракских монархистов
    • 4.2 Долгосрочное влияние
    • 4.3 Воспоминания
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

Иракская еврейская община

За их долгую историю в Ираке было много случаев насилия в отношении евреев, а также многочисленные изданные указы, предписывающие разрушение синагог в Ираке, и некоторое принудительное обращение в ислам.

Независимость Ирака

После того, как Османская империя потерпела поражение в Первой мировой войне, Лига Нат Ионы предоставили мандат Ирака Великобритании. После того, как король Гази, унаследовавший трон Фейсала I, погиб в автокатастрофе 1939 года, Великобритания назначила Абд аль-Илаха правящим регентом Ирака.

К 1941 году примерно 150 000 иракских евреев играли активную роль во многих сферах жизни Ирака, включая сельское хозяйство, банковское дело, торговлю и правительственную бюрократию.

Ирак во время Второй мировой войны

Иракский националист Рашид Али аль-Гайлани был снова назначен премьер-министром в 1940 году и попытался вступить в союз с державами оси, чтобы удалить оставшееся британское влияние в стране.

Большая часть населения сохранила значительные антибританские настроения после иракского восстания 1920 года, хотя во время Второй мировой войны еврейское население считалось пробританским, что способствовало разделению Мусульманские и еврейские общины.

Кроме того, между 1932 и 1941 годами посольство Германии в Ираке, возглавляемое доктором Фрицем Гробба, оказывало значительную поддержку антисемитским и фашистским движениям. Интеллектуалы и армейские офицеры были приглашены в Германию в качестве гостей нацистской партии, а в газетах публиковались антисемитские материалы. Посольство Германии приобрело газету «Аль-алам аль-араби» («Арабский мир»), в которой помимо антисемитской пропаганды был опубликован перевод «Майн кампф» на арабский язык. Посольство Германии также поддержало создание Аль-Фатвы, молодежной организации, основанной на модели Гитлерюгенда.

событий, предшествовавших Фархуду

переворот на Золотом квадрате

Памятник «Молитва» в Рамат-Гане в память евреев, погибших в Ираке в Погроме «Фархуд» (1941) и в 1960-х гг.

В 1941 году группа про- нацистов иракских офицеров, известная как «Золотой квадрат» и возглавляемая генералом Рашидом Али, свергла Регент Абдул Илах 1 апреля после успешного переворота. Переворот имел значительную поддержку населения, особенно в Багдаде. Башкин пишет, что «все, по-видимому, жаждали ухода британцев после двух долгих десятилетий вмешательства в дела Ирака».

Новое правительство Ирака тогда быстро вступило в конфронтацию с британцами из-за условий военных. договор, навязанный Ираку после обретения независимости. Договор давал британцам неограниченные права на размещение войск в Ираке и транзит войск через Ирак. Британцы организовали высадку большого количества солдат из Индии в Ираке, чтобы заставить страну продемонстрировать свои намерения. Ирак отказался позволить им приземлиться, и впоследствии столкновения произошли как возле Басры на юге, так и к западу от Багдада, возле британского базового комплекса и аэродрома. Немцы отправили группу из 26 тяжелых истребителей, чтобы помочь в безуспешной воздушной атаке на британскую авиабазу Хаббания, которая ничего не дала.

Уинстон Черчилль отправил телеграмму президенту Франклину Д. Рузвельту, предупредив его, что, если Ближний Восток окажется перед Германией, победа над нацистами будет «трудным, долгим и мрачным предложением» учитывая, что Гитлер будет иметь доступ к запасам нефти там. Телеграмма касалась более серьезных вопросов войны на Ближнем Востоке, а не исключительно в Ираке.

25 мая Гитлер издал приказ № 30 об активизации наступательных операций Германии: «Арабское движение за свободу на Ближнем Востоке - наш естественный союзник против Англии. В этой связи особое значение придается освобождению Ирака.... Поэтому я решил продвигаться на Ближнем Востоке, поддерживая Ирак ».

30 мая организованные британцами силы под названием Kingcol во главе с бригадным генералом Дж. Дж. Кингстон достиг Багдада, в результате чего «Золотой квадрат» и их сторонники бежали через Иран в Германию. В состав Кингкола входили некоторые элементы Арабского легиона во главе с майором Джоном Баготом Глаббом, известным как Глабб-паша.

31 мая регент Абдул Иллах подготовил полететь обратно в Багдад, чтобы вернуть себе лидерство. Чтобы избежать реальной организованной британцами контрпереворота, регент вошел в Багдад без британского эскорта.

Майкл Эппель в своей книге «Палестинский конфликт в современном Ираке» обвиняет Фархуда во влиянии немецкой идеологии на иракский народ, а также в крайнем национализме, которые усилились в результате переворота на «Золотом квадрате»..

Наием Гилади, еврей антисионист, обвинил британцев в том, что они «несут ответственность за организацию беспорядков, либо они косвенно за ними стоят».

Антисемитские действия, предшествовавшие им. Фархуд

Сами Майкл, свидетель Фархуда, показал: «Антисемитская пропаганда регулярно транслировалась по местному радио и радио Берлина на арабском языке. Различные антиеврейские лозунги были написаны на стенах по дороге в школу, например, «Гитлер убивал еврейские микробы». На магазинах, принадлежащих мусульманам, было написано «мусульманин», чтобы они не пострадали в случае антиеврейских беспорядков ».

Шалом Дарвиш, секретарь еврейской общины в Багдаде, показал, что за несколько дней до Фархуда дома евреев были отмечены красным пальмовым отпечатком («Хамса») аль-Футува молодежь.

За два дня до Фархуда Юнис ас-Сабави, правительственный министр, провозгласивший себя губернатором Багдада, вызвал раввина Сассона Хадури, лидера общины, и порекомендовал ему, чтобы евреи остались в их домах в течение следующих трех дней в качестве защитной меры. Возможно, это произошло из-за намерения нанести вред евреям в их домах, или он мог выразить свой страх за безопасность общины в свете преобладающей атмосферы в Багдаде.

Во время падения Правительство Рашида Али, ходили ложные слухи о том, что евреи использовали радио для передачи сигналов Королевским военно-воздушным силам и распространяли британскую пропаганду.

Фархуд (1-2 июня 1941 г.)

Согласно иракскому правительству и британским историческим источникам насилие началось, когда делегация иракских евреев прибыла во Дворец цветов (Каср аль-Зухур), чтобы встретиться с регентом Абдуллой, и по пути подверглись нападению иракской арабской толпы. когда они пересекали мост Аль-Хурр. Затем гражданские беспорядки и насилие в иракских арабах быстро распространились на районы Аль-Русафа и Абу-Сифьян, а на следующий день усилились, когда элементы иракской полиции начали присоединяться к нападениям на еврейское население, включая поджоги принадлежащих ему магазинов. и синагога разрушается.

Однако профессор Цви Иегуда предположил, что причиной беспорядков была антиеврейская проповедь в мечети Джами-аль-Гайлани , и что насилие было преднамеренным, а не спонтанный взрыв.

Мордехай Бен-Порат, который впоследствии стал лидером иракских сионистов, описал свой опыт следующим образом:

Мы были в основном отрезаны от центра еврейской общины и наших соседей-мусульман. стали нашими друзьями. Фактически, именно благодаря одному мусульманскому соседу мы пережили Фархуд. У нас не было оружия, чтобы защитить себя, и мы были совершенно беспомощны. Мы поставили мебель напротив дверей и окон, чтобы не дать мятежникам проникнуть внутрь. Затем жена полковника Арифа выскочила из своего дома с гранатой и пистолетом и кричала участникам беспорядков: «Если вы не уйдете, я взорви эту гранату прямо здесь! »Очевидно, ее мужа не было дома, и она либо была проинструктирована им защищать нас, либо решила сама помочь. Они разошлись, и все - она ​​спасла нам жизнь.

Декан Мидраша Бет Зилха Яаков Муцафи бросился открывать ворота ешивы, чтобы укрыть жертв Фархуд, которые были изгнаны из своих домов, и получили деньги на свое содержание от благотворителей в сообществе.

Гражданский порядок был восстановлен после двух дней насилия во второй половине дня 2 июня, когда британские войска ввели в действие объявил комендантский час и расстрелял нарушителей на месте. Расследование, проведенное журналистом Тони Рокка из Sunday Times, объясняет задержку личным решением Кинахана Корнуоллиса, посла Великобритании в Ираке, который не смог немедленно выполнить полученные им приказы. из Министерства иностранных дел по данному вопросу, и первоначально отклонил просьбы британских имперских военных и гражданских офицеров на месте происшествия о разрешении действовать против атакующей арабской толпы. Другие свидетельства предполагают возможность того, что британцы отложили свой вход в Багдад на 48 часов, потому что у них был скрытый мотив, допустивший столкновение между сектантским населением в столице.

Жертвы

Точное количество жертв неизвестно. Что касается еврейских жертв, то некоторые источники говорят, что около 180 евреев Ирака были убиты и около 240 ранены, 586 еврейских предприятий были разграблены и 99 еврейских домов были разрушены. По другим данным, около 200 человек были убиты и более 2000 ранены, а 900 еврейских домов и сотни принадлежащих евреям магазинов были разрушены и разграблены. Израильтяне утверждают, что помимо 180 опознанных жертв, еще около 600 неопознанных были похоронены в братской могиле. По оценке, опубликованной в газете Haaretz, погибло 180 и ранено 700 человек. Башкин пишет, что «постоянным элементом, который появляется в большинстве рассказов о Фархуде, является повествование о добром соседе... Судя по спискам погибших евреев, кажется, что у евреев в смешанных районах было больше шансов выжить в беспорядках, чем у евреев. в однородно еврейских районах ».

Когда силы, верные регенту, вошли, чтобы восстановить порядок, многие мятежники были убиты. В отчете иракской комиссии отмечалось, что: «После некоторой задержки Регент... организовал отправку войск для взятия под контроль... Больше не было бесцельной стрельбы в воздух; их пулеметы очистили улицы от людей и быстро положили конец грабежам. и беспорядки ". Британский посол отметил, что второй день был более жестоким, чем первый, и что «иракские войска убили столько же бунтовщиков, сколько бунтовщики убили евреев». В отчете иракской комиссии общее число убитых евреев и мусульман оценивается в 130 человек. Элиаху Эйлат, агент Еврейского агентства оценил общее количество погибших евреев и мусульман в 1000 человек, причем другие аналогичные отчеты, согласно которым армия регента убила 300–400 бунтовщиков.

Последствия

Реакция иракских монархистов

В течение недели после беспорядков, 7 июня, восстановленный монархист Правительство Ирака создало комиссию по расследованию событий. По словам Питера Вина, режим «приложил все усилия, чтобы представить последователей движения Рашида Али доверенными лицами нацизма».

Монархическое правительство приняло быстрые меры, чтобы подавить сторонников Рашида Али. В результате многие иракцы были изгнаны, а сотни заключены в тюрьмы. Восемь человек, в том числе офицеры и полицейские иракской армии, были приговорены к смертной казни в результате насилия со стороны недавно созданного пробританского правительства Ирака.

Долгосрочное воздействие

По некоторым сведениям, Фархуд стал поворотным моментом для иракских евреев. Другие историки, однако, видят поворотный момент для иракской еврейской общины намного позже, между 1948–1951 годами, поскольку еврейские общины процветали вместе с остальной частью страны на протяжении большей части 1940-х годов, и многие евреи, покинувшие Ирак после Фархуда, вернулись в страна вскоре после этого, и постоянная эмиграция не увеличивалась значительно до 1950–51. Башкин пишет, что «в контексте еврейско-иракской истории, кроме того, следует проводить различие между анализом Фархуда и фархудизацией еврейской иракской истории, рассматривая Фархуд как образец истории отношений между евреями и большим иракским обществом.. Еврейская община стремилась к интеграции в Ираке до и после Фархуда. На самом деле, привязанность общины к Ираку была настолько стойкой, что даже после такого ужасного события большинство евреев продолжали верить, что Ирак был их родиной »<183.>

В любом случае, в широком понимании Фархуд знаменует начало процесса политизации иракских евреев в 1940-х годах, в первую очередь среди молодого населения, особенно в результате влияния, которое он оказал на надежды на долгосрочную интеграцию. в иракское общество. Непосредственно после Фархуда многие присоединились к Коммунистической партии Ирака, чтобы защитить евреев Багдада, но они не хотели покидать страну и скорее стремились бороться за лучшие условия в самом Ираке. В то же время иракское правительство, которое пришло к власти после Фархуда, успокоило иракскую еврейскую общину, и вскоре в Багдаде вернулась нормальная жизнь, экономическое положение которого во время Второй мировой войны заметно улучшилось.

только после того, как иракское правительство в 1948 году инициировало сдвиг в политике в отношении иракских евреев, урезав их гражданские права и уволив многих еврейских государственных служащих, Фархуд стал рассматриваться как нечто большее, чем просто вспышка насилия, спровоцированная иностранным влиянием, а именно нацистской пропагандой..

23 октября 1948 г. Шафик Адес, уважаемый еврейский бизнесмен, был публично повешен в Басре по обвинению в продаже оружия Израилю и Коммунистической партии Ирака. несмотря на то, что он был откровенным антисионистом. Это событие усилило чувство незащищенности среди евреев. Общее мнение еврейской общины заключалось в том, что если бы такой человек с такими связями и могуществом, как Шафик Адес, мог быть устранен государством, другие евреи больше не были бы защищены, и Фархуд больше не считался изолированным инцидент. В этот период иракская еврейская община становилась все более и более напуганной.

Воспоминания

Памятник под названием «Молитва», расположенный в Рамат-Гане, посвящен памяти евреев. которые были убиты в Ираке во время Фархуда и в 1960-х.

1 июня 2015 года был первым в ООН.

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Башкин, Орит (2012), Новые вавилоняне: история евреев в современном Ираке, Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-8201 -2
  • Коэн, Хайим (1966) Антиеврейский Фархуд в Багдаде, 1941 (Ближневосточные исследования, 3, 2–17).
  • Гат, Моше (1997), Исход евреев из Ирака, 1948 –1951, Фрэнк Касс, ISBN 978-1-135-24654-9
  • Кедури Эли (1974) Мешок Басры и Фархуд i n Багдад (Арабские политические мемуары. London), pp. 283–314.
  • Левин, Итамар (2001) Запертые двери: захват еврейской собственности в арабских странах (Praeger / Greenwood) ISBN 0-275-97134-1.
  • Меир-Глитценштейн Эстер (2004) Сионизм в арабской стране: евреи в Ираке в 1940-е годы (Лондон и Нью-Йорк: Рутледж).
  • Шамаш, Виолетта (2008, г. 2010) Воспоминания об Эдеме: путешествие по еврейскому Багдаду (Forum Books, Лондон; Northwestern University Press, Эванстон, Иллинойс, США) ISBN 978-0-9557095-0-0.
  • Шенхав, Иегуда (май 2002 г.). «Этническая принадлежность и национальная память: Всемирная организация евреев из арабских стран (WOJAC) в контексте палестинской национальной борьбы». Британский журнал ближневосточных исследований. 29 (1): 27–56. ISSN 1353-0194. JSTOR 826147. OCLC 489320423.
  • Теджел, Хорди (2012), Написание современной истории Ирака: историографические и политические проблемы, World Scientific, ISBN 978-981- 4390-55-2.
  • Вин, Питер (2014), Иракский арабский национализм: авторитарные, тоталитарные и профашистские наклонности, 1932–1941, Рутледж, ISBN 978-1-134- 20479-3.
  • Цви Иегуда и Шмуэль Море (ред.): Аль-Фархуд: Погром 1941 года в Ираке (Magnes Press и Международный центр изучения антисемитизма Видаля Сассуна ), 1992 г., иврит, 2010 г. Английский язык: плюс Центр еврейского наследия Вавилона в качестве редактора; ISBN 978-965-493-490-9, электронная книга: ISBN 978-965-493-491 -6
  • Нисим Каззаз, «Отчет правительственной комиссии по расследованию событий 1–2 июня 1941 г.», Пеамим 8 (1981), стр. 46–59 [иврит].
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 10:43:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте