Il canto sospeso

редактировать

Il canto sospeso
Cantata by Луиджи Ноно
Луиджи Ноно (1979).jpg Композитор в 1979 году
АнглийскийПрерванная песня
Текстиз «Леттере ди конданнати a morte della Resistenza europea» Джулио Эйнауди
ЯзыкИтальянский
Исполняется24 октября 1956 (1956-10-24)
Озвучивание
  • сопрано
  • альт
  • тенор
  • хор
  • оркестр

Il canto sospeso (Прерванная песня) - кантата для вокальных солистов, хора и оркестра итальянского композитора Луиджи Ноно, написанная в 1955–56. Это один из наиболее восхитительных примеров серийной композиции 1950-х годов, но он также вызвал споры по поводу взаимосвязи между его политическим содержанием и композиционными средствами.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Оценка
  • 3 Анализ
  • 4 Получение
  • 5 Дискография
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
История

Название Il canto sospeso может быть буквально переведено как «приостановленная песня», хотя слово sospeso может также переводиться как «плавающая» или «прерванная». Название фактически взято из итальянского издания стихотворения «Если мы умрем» Этель Розенберг, которая вместе со своим мужем Юлиусом была осуждена в Америке за шпионаж и передачу ядерных секретов Советский Союз. Их казнь 19 июня 1953 года вызвала возмущение в Европе. Фраза в английском оригинале - «the song unsung» (Nielinger 2006, 87).

Ноно выбрал свои тексты из антологии, опубликованной в 1954 году Джулио Эйнауди, как Lettere di condannati a morte della Resistenza europea, сборник прощальных писем, написанных любимым пленными европейскими бойцами сопротивления незадолго до их казни нацистами. Партитура посвящена "тутти лоро" (всем им) (Nielinger 2006, 85). Премьера состоялась под руководством Германа Шерхена в Кельне 24 октября 1956 года. Четыре года спустя она была показана на двадцать третьем фестивале современной музыки Венецианской биеннале под руководством Бруно. Мадерна (Mila 1975, 382; Nielinger 2006, 83). Это венецианское исполнение было записано для радио 17 сентября 1960 года, а в 1988 году, почти три десятилетия спустя, стало первой коммерчески выпущенной записью Il canto sospeso.

Через четыре года после завершения работы Ноно включил всю четвертую часть в свою оперу Intolleranza 1960 (Nielinger 2006, 83).

Подсчет очков

Il canto sospeso устанавливается для солирующего сопрано, альта и тенора, смешанного хора и оркестра, состоящего из:

  • 4 флейт
  • 2 гобоев
  • 3 кларнета
  • 2 фагота
  • 6 валторн
  • 5 труб
  • 4 тромбона
  • 3 литавры
  • Перкуссия (5 малых барабанов, 5 подвесных тарелок, глокеншпиль, 12 колоколов, маримбафон, вибрафон и ксилофон)
  • 2 арфы
  • челеста
  • первые скрипки
  • вторые скрипки
  • альты
  • виолончели
  • контрабасы
Анализ
Всеинтервальные серии «клин», используемые в Il canto sospeso

Произведение разделено на девять частей с меняющейся силой:

  • только I оркестр
  • только II хор
  • III сопрано, альт и тенор соли, с оркестром
  • Только IV оркестр
  • V тенор соло и оркестр
  • VI хор и оркестр
  • VII сопрано соло и хор
  • только VIII оркестр
  • IX хор и литавры

Движения сгруппированы в три больших Сегменты из четырех, трех и двух движений, отмеченные короткой паузой между группами (Mila 1975, 283).

В чередовании инструментальных, хоровых и сольных движений, а также в некоторых внутренних деталях Il canto sospeso напоминает кантату или мессу в стиле барокко. Хотя это ни в коем случае не неоклассическая композиция, идеология Дармштадта, которую Ноно подписал в то время, разделяла с неоклассической эстетикой приверженность понятиям чистоты, порядка и объективности (Fox 1999, 122–23). Сам Ноно называл эту работу «кантатой» (Nielinger 2006, 86).

Для материала основного тона Il canto sospeso использует двенадцатитоновый ряд, состоящий из всех интервалов,, который иногда называют «клиновой» серией из-за того, что в нем представлены все интервалы в октаве в порядке расширения. Это симметричный ряд, ретроградность которого идентична простой форме, транспонированной тритоном (Mila 1975, 384; Bailey 1992, 281; Fox 1999, 119, 121).

Прием

Il canto sospeso сегодня считается «серийным шедевром» и восхищает разнообразием идей, достигнутых с помощью композиционной техники сериализма (Nielinger 2006, 88–89, 136), при этом выразительное содержание произведения считается непревзойденным для последующих работ Ноно (Fox 1999, 127).

Хотя премьера под управлением Германа Шерхена в Кельне 24 октября 1956 года прошла успешно, прямое упоминание о нацистских преступлениях должно было вызвать споры в то время, когда о таких вещах в Германии вообще не говорили (Nielinger 2006, 83). Герберт Эймерт, рецензируя концерт (на котором он появился в компании Антона Веберна, опп. 6 и 10 оркестровых пьес и Арнольда Шёнберга Friede auf Erden), заявил, что Il canto sospeso «возможно, оставило самое значительное впечатление на сегодняшний день из всех концертных произведений молодого поколения композиторов сегодня.… Одного этого сочинения было бы достаточно, чтобы раз и навсегда узаконить загадочное« наследие Веберна »» (Eimert 1956, переведено на Nielinger 2006, 84–85).

Выбор текстов, однако, вызвал длительные разногласия по поводу соответствия композиционных средств Ноно его политическому содержанию, особенно в контексте недавно опубликованного Теодора Адорно "Das Altern der neuen" Musik », который ассоциировал интегральный сериализм с тоталитарными режимами, и его знаменитая фраза« писать стихи после Освенцима - варварство »(Nielinger 2006, 83, 89). Стороны в дебатах были в основном по национальному признаку, между Западной Германией и Италией. Хайнц-Клаус Мецгер атаковал Ноно как «сериал Пфицнер », который использовал такие тексты «для того, чтобы представить их на следующем важном фестивале под аплодисменты восхищенной буржуазии» (Metzger 1980, 120–21), в то время как Массимо Мила защищал Ноно от нападения Мецгера (Nielinger 2006, 92–93).

По крайней мере в одном случае возражения против состава Ноно выходили за рамки слов. террористический акт на мюнхенском Октоберфесте 26 сентября 1980 г. унес жизни 13 человек и более 200 ранен. Считается, что он был направлен на запланированное выступление Il canto sospeso, которое в результате было отменено. Предполагается, что провокацией для нападения стал политический посыл произведения, а не использование интегрального сериализма (Bailey 1992, 279–80).

Хотя в значительной степени затмеваемые политическими дебатами, различные аспекты композиции привлекают постоянный поток аналитиков (Unger 1958, Stockhausen 1958, Mila 1960, Смит Бриндл 1961, Экбом 1962–63, Джентилуччи 1967, Хубер 1981, Стоянова 1987, Балаж 1987, Бейли 1992, Херчер 1997, Фокс 1999, Моц 1996, Моц 1999, Герман 2000, Фенейру 1993, Фенейру 2002, Нилингер 2006, Окунева 2012).

Дискография
Ссылки
  • Бейли, Кэтрин. 1992. «Работа в процессе»: Анализ Il canto sospeso Ноно ». Музыкальный анализ 11, №№ 2–3 (июль – октябрь): 279–334.
  • Балаж, Иштван. 1987. "Il giovane Prometeo. I 'peccati' di Nono contro il serialismo ortodosso nel periodo darmstadtiano". В Ноно, под редакцией Энцо Рестаньо, 102–15. Biblioteca di Cultura Musicale: Autori e Opere. Турин: EDT Musica. ISBN 887063048X.
  • Экбом, Торстон. 1962–63. "Det omöjliga uppdraget. Ом Луиджи Нонос körverk Il canto sospeso". Nutida Musik 6, вып. 1.
  • Эймерт, Герберт. 1956. "Uraufführung von Nonos Canto sospeso в Кельне". Мелос 23: 354.
  • Фенейру, Лоран. 1993. "Il canto sospeso de Luigi Nono: esquisse analytique". Анализируйте Musicale, нет. 31: 53–63.
  • Фенейру, Лоран. 2002. Il canto sospeso de Luigi Nono: Musique et analysis. Париж: Мишель де Моль. ISBN 2-87623-106-9.
  • Фокс, Кристофер. 1999. «Луиджи Ноно и Дармштадтская школа: форма и значение в ранних произведениях (1950–1959)». Обзор современной музыки 18, вып. 2: 111–30.
  • Джентилуччи, Армандо. 1967 г. "Корабль Луиджи Ноно". Итальянская Ривиста ди Musicologia 2, no. 1: 111–29.
  • Херчер, Кристиана. 1997. "Ein Geheimnis des L.N.: Zum V. Satz des Canto sospeso von Luigi Nono". In Musik / Revolution: Festschrift für Georg Knepler zum 90. Geburtstag, 3 тома, под редакцией Hanns-Werner Heister, 3: 29-45. Гамбург: Бокель. ISBN 3-928770-73-X ; ISBN 3-928770-74-8 ; ISBN 3-928770 -75-6.
  • Германн, Матиас. 2000. "Das Zeitnetz als serielles Mittel formaler Organization: Untersuchungen zum 4. Satz aus Il Canto Sospeso von Luigi Nono". В Musiktheorie: Festschrift für Heinrich Deppert zum 65. Geburtstag, под редакцией Вольфганга Баддея, Генриха Депперта и Эрхарда Каркошки, 261–75. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-1005-4.
  • Хубер, Николай А. 1981. "Луиджи Ноно: Il canto sospeso VIa, b - Versuch einer Analyze mit Hilfe dialektischer Montagetechniken". В Musik-Konzepte 20: Луиджи Ноно, под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рена, 58–79. Мюнхен: текст издания + Kritik. Перепечатано в Николаусе А. Хубере, Durchleuchtungen: Texte zur Musik 1964–1999. под редакцией Йозефа Хойслера, 118–39. Висбаден: Breitkopf Härtel, 2000.
  • Metzger, Heinz-Klaus. 1980. "Альтернативная музыка" (1962). В его Musik wozu: Literatur zu Noten, отредактированном Райнером Рином, 113–28. Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.
  • Мила, Массимо. 1960. «La Linea Nono. Aproposito de "Il canto sospeso". "Rassegna Musicale Italiana" 30: 297–311.
  • Мила, Массимо. 1975. "Nonos Weg — zum Canto sospeso". В Луиджи Ноно: Текст: Studien zu seiner Musik, под редакцией Юрг Стенцль, 380–93. Цюрих: Атлантида. ISBN 3761104561.
  • Моц, Вольфганг. 1996. Konstruktion und Ausdruck: analytische Betrachtungen zu 'Il canto sospeso' (1955/56) фон Луиджи Ноно. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 3930735199.
  • Моц, Вольфганг. 1999. "Konstruktive Strenge und kompositorische Freiheit im ersten Satz des Canto sospeso". В опере Луиджи Ноно «La nuova ricerca sull» под редакцией Вениеро Риццарди, Джанмарио Борио, Джованни Морелли, 53–66. Флоренция: Лео С. Ольшки. ISBN 88-222-4697-7.
  • Нилинджер, Карола. 2006. "Невоспетая песня: Il canto sospeso Луиджи Ноно". Журнал Королевской музыкальной ассоциации 131, вып. 1: 83–150.
  • Окунева Екатерина Гурьевна [Окунева Екатерина Гурьевна]. 2012. "Организация ритмических структур в Il canto sospeso Ноно: Bопросы анализа" [Организация ритмических структур в Il canto sospeso Ноно: Аналитические вопросы]. Израиль XXI, вып. 34.
  • . 1961. «Современная хроника: Италия». Musical Quarterly 47: 247–55.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1958. "Musik und Sprache". Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik 1: 57-81. Перепечатано в слегка переработанном виде в Die Reihe 6 ("Sprache und Musik", 1958): 36–58. Английская версия, как «Музыка и речь», переведенная Рут Кениг, Die Reihe 6 («Речь и музыка», 1964): 40–64. Перепечатано в трех частях в Karlheinz Stockhausen. Текст 2, отредактированный Дитером Шнебелем, 58–68, 149–56 и 157–66. DuMont Dokumente. Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg, 1964.
  • Стоянова, Иванка. 1987. «Testo - musico - senso.« Il canto sospeso »», в «Nono», под редакцией Энцо Рестаньо, 126–42. Biblioteca di Cultura Musicale. Autori e Opere. Турин: EDT Musica. ISBN 887063048X.
  • Унгер, Удо. 1958. "Луиджи Ноно: Polifonica-Monodia-Ritmica; Il canto sospeso", Die Reihe 4 (Junge Komponisten): 9–17; Английская версия, переведенная Лео Блэком как «Луиджи Ноно», Die Reihe 4 (Молодые композиторы, 1960): 5–13.
Дополнительная литература
  • Адорно, Теодор В. 1951. "Kulturkritik und Gesellschaft". В Soziologische Forschung in unserer Zeit: Leopold Wiese zum 75. Geburtstag, под редакцией Карла Густава Шпехта. Кельн: Westdeutscher Verlag. Перепечатано в Theodor W. Adorno, Prismen, 7–31. Франкфурт-на-Майне: Suhrkamp, ​​1955. Английский язык как «Культурная критика и общество», в «Призмах», перевод Сэмюэля и Шиерри Вебера, 17–34. Лондон: Невилл Спирмен, 1967. Перепечатано в Кембридже, Массачусетс, Массачусетс, 1981.
  • Адорно, Теодор В. 1955. «Das Altern der neuen Musik», эфир апрель 1954 г., впервые опубликовано в Der Monat 80: 150–58. Расширен в Dissonanzen: Musik in der verwalteten Welt. Göttingen: [издательство], 1956), 136–59. Английский как «Старение новой музыки» в переводе Роберта Халлот-Кентора и Фредерика Уилла. В Теодоре В. Адорно, Очерки музыки, под редакцией Ричарда Лепперта 181–202. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2002.
  • Нонненманн, Райнер. 2013. Der Gang durch die Klippen: Helmut Lachenmanns Begegnungen mit Luigi Nono anhand ihres Briefwechsels und anderer Quellen 1957–1990. Висбаден: Breitkopf Härtel. ISBN 978-3-7651-0326-1.
  • Песталоцца, Луиджи. 1975. "Луиджи Ноно унд Intolleranza 1960". В Луиджи Ноно: Текст: Studien zu seiner Musik, под редакцией Юрг Стенцль, 348–79. Цюрих: Атлантида. ISBN 3761104561.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:19:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте