Моисей и Арон

редактировать
О фильме 1973 года Штрауб-Хюйе см. « Моисей и Арон» (фильм).
Моисей и Арон
Opera по Шенбергу
Арнольд шёнберг ман ray.jpg Композитор в 1927 году.
Перевод Моисей и Аарон
Либреттист Шенберг
Язык Немецкий
На основе Книга Исход
Премьера 6 июня 1957 г.  ( 1957-06-06 ) Цюрихский оперный театр

Моисей унд Арон (английский: Моисей и Аарон ) является трехактной оперой по Шенбергу с третьим актом незаконченным. Немецкий Либретто композитора после книги Исхода. Венгерский композитор Золтан Кочиш завершил последний акт с разрешения наследников Шенберга в 2010 году, но по состоянию на 2014 год Моисей и Арон почти всегда исполнялись, поскольку Шенберг покинул его в 1932 году, и только два из запланированных трех действий были завершены.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История композиции
  • 2 История выступлений
  • 3 Музыка
  • 4 роли
  • 5 Сводка
    • 5.1 Акт 1
    • 5.2 Акт 2
    • 5.3 Акт 3
  • 6 Контрольно-измерительные приборы
  • 7 записей
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Композиционная история

«Моисей унд Арон» берет свое начало в более ранней агитпроповской пьесе Шенберга « Der biblische Weg» ( «Библейский путь», 1926–27), драматической реакции на растущие антиеврейские движения в немецкоязычном мире после 1848 года и глубоко личном выражении. своего собственного кризиса "еврейской идентичности". Последний начался с личной встречи с антисемитской агитацией в Маттзее, недалеко от Зальцбурга, летом 1921 года, когда он был вынужден покинуть курорт, потому что он был евреем, хотя он обратился в протестантизм в 1898 году. Это был травмирующий опыт, на который Шенберг часто ссылался и о котором первое упоминание появляется в письме, адресованном Василию Кандинскому (апрель 1923 г.): «Я наконец-то усвоил урок, который мне навязали в этом году, и Я никогда этого не забуду. Дело в том, что я не немец, не европеец, возможно, даже не человек (по крайней мере, европейцы предпочитают мне худшие представители своей расы), но я еврей ».

Заявление Шенберга перекликалось с заявлением Густава Малера, обращенного в католицизм, несколькими годами ранее: «Я трижды бездомный: как богемец среди австрийцев, как австриец среди немцев и как еврей во всем мире. Добро пожаловать в никуда ". Опыт Матсее должен был изменить ход жизни Шёнберга и повлиять на его музыкальное творчество, что привело его первым к написанию Der Biblische Weg, в которой главный герой Макс Арунс (Моисей-Аарон) частично смоделирован с Теодора Герцля, основателя современный политический сионизм ; затем провозгласить в Моисее и Ароне его бескомпромиссное монотеистическое вероучение; и, наконец, после своего официального возвращения в иудаизм в 1933 году, он более десяти лет приступил к неустанной миссии по спасению европейского еврейства от надвигающейся гибели. Der Biblische Weg следует рассматривать как личную, так и политическую игру. Моисей, находящийся в центре библейской истории Исхода, стал со времен Генриха Гейне до Герцля и Шенберга идеальным воплощением национального и духовного искупителя.

От схематичного плана пьесы (1926 г.) до ее окончательной версии (1927 г.) и создания « Моисея и Арона» как оратории (1928 г.) она стала оперой, а первые два акта были написаны между 1930 и 1932 годами. Шенберг часто заявлял о своем намерении завершить работу, но написал лишь несколько набросков для третьего акта. Несмотря на незаконченный статус, он широко считается шедевром Шенберга.

В названии Шенберга могла отсутствовать буква «А» в имени Аарона, потому что композитор был очень суеверен по поводу числа 13 ; «Моисей и Аарон» состоит из 13 букв.

Золтан Кочиш (венгерский дирижер, композитор и пианист) получил разрешение от наследников Шенберга в 2009 году завершить последний акт. Премьера его версии состоялась 16 января 2010 года в Будапеште.

История выступлений

Поскольку Шенберг всегда намеревался закончить произведение, опера не была поставлена ​​при его жизни. Однако первым публичным исполнением музыки из оперы было выступление Der Tanz um das goldene Kalb на концерте в Дармштадте 2 июля 1951 года, всего за 11 дней до смерти композитора. 12 марта 1954 года в Гамбурге состоялось концертное исполнение двух групп с Гансом Гербертом Фидлером в роли Моисея и Гельмутом Кребсом в роли Арона под управлением Ганса Росбауда. Первая постановка прошла в Цюрихе в Городском театре 6 июня 1957 года, снова с Гансом Гербертом Фидлером в роли Моисея и дирижером Ганса Росбауда, но с Гельмутом Мельхертом в роли Арона.

Георг Шолти провел первый спектакль в Королевском оперном театре, Лондон 28 июня 1965 года Певцы были Forbes Робинсон (Моисей) и Ричард Льюис (Арон). Американская премьера была произведена Sarah Caldwell «s Opera Company Бостона 30 ноября 1966 с Дональдом Граммами как Моисей, Ричард Льюис, как Арон, Харри Теярдом, как молодой человек, Максин Makas как молодая девушка, Юнис Альберта как недействительные женщинами, и Осборн МакКонати дирижирует. Премьера в Нью-Йорке была представлена ​​оперой Нью-Йорка под управлением Кристофера Кина с Ричардом Кроссом в роли Моисея и Томасом Янгом в роли Аарона в постановке Ганса Нойгебауэра. Метрополитен-опера не ставила спектакль до 20 февраля 1999 года под управлением Джеймса Левина с Джоном Томлинсоном в его дебютной роли Моисея и Филипом Лэнгриджем в роли Арона. Первое представление в коммунистической стране состоялось в 1988 году в Берлинской государственной опере в постановке Рут Бергхаус и дирижере Фридриха Гольдмана.

В 1973 году работа была также сделана в фильме по Жану-Мари Штраубу и Даниэль Юйе. Спектакль Венской государственной оперы 2006 года выпущен на DVD.

Музыка

Моисей и Арон полностью основаны на однотонном ряду, состоящем из ячеек:

Тоновый ряд из Моисея и Арона, состоящий из четырех трихордов, трех нотных ячеек, за которыми следуют первая и последняя ячейки

Затем этот ряд комбинируется с версиями самого себя, так что первая половина каждого по-прежнему обеспечивает шесть разных высот:

Комбинаторные формы строк из Моисея и Арона, соединяющие дополнительные гексахорды из P-0 / I-3

Роли

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 12 марта 1954 г. (дирижер: Ханс Росбауд )
Моисей оратор Ганс Герберт Фидлер
Арон тенор Гельмут Кребс
Молодая девушка сопрано Илона Штайнгрубер-Вильдганс
Молодость тенор Гельмут Кречмар
Ефремит баритон Герман Рит
Больная женщина альт Урсула Золленкопф
мужчина баритон Хорст Гюнтер
Обнаженная молодежь тенор Хартвиг ​​Штукманн
Священник бас Герман Рит
Первая голая девственница сопрано Доротея Ферстер-Георги
Вторая голая девственница сопрано Карла Мария Пфеффер-Дюринг
Третья голая девственница альт Аннемари Тамм
Четвертая голая девственница альт Шарлотта Бетке
мужчина оратор
Шесть сольных голосов в оркестре сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас Доротея Ферстер-Георги, Мария Югер, Урсула Золленкопф, Хартвиг ​​Штукманн, Хорст Селлентин, Эрнст Макс Люр
Голос из горящего куста, 70 старейшин, нищие, несколько пожилых людей, 12 вождей племен, другие обнаженные люди, танцоры и статисты всех мастей.

Синопсис

Моисей Микеланджело

Время: XIII век до нашей эры. Место: Египет и пустыня.

Акт 1

Моисей в присутствии горящего куста неохотно получает от Бога приказ стать пророком и освободить Израиль из рабства в Египте. Моисей просит избавить его от такой задачи, он стар и хотя может думать, но не может говорить. Бог заверяет его, что он вложит слова в его сердце, и приказывает ему найти своего брата Арона.

В пустыне Моисей приветствует Арона, которому предстоит выступить в качестве его представителя, объясняя свои трудные идеи понятными людям словами. Вскоре они начинают неправильно понимать друг друга: Моисей уверяет его, что любовь - ключ к разгадке этой тайны, но Арон хвалит Бога за то, что он слышит молитвы и принимает подношения. Моисей предупреждает, что очищение собственного мышления - единственная награда, которую следует ожидать от дани.

В израильской общине есть много тех, кто утверждает, что видел Бога в различных проявлениях. Молодая пара обсуждает, что Моисей был избран руководить израильтянами. Старейшины опасаются, что из-за того, что он убил египетского стража, нанеся возмездие своему народу, он навлечет на них новые неприятности. Один человек выражает надежду, что новая идея единого Бога окажется сильнее, чем многочисленные боги Египта, сильнее, чем хватка фараона. Люди повторяют эту надежду, глядя на прибывающих Моисея и Арона, которые постоянно меняются ролями, так что их трудно отличить друг от друга. Пытаясь объяснить, как Бога можно постичь только внутри себя, Моисей разочаровывается бойкостью Арона, которая, кажется, ослабляет его идею. Арон бросает вызов Моисею, хватая его жезл и бросая его вниз, после чего он превращается в змею; это, по словам Арона, показывает, как жесткую идею можно сделать гибкой. Люди задаются вопросом, как этот новый Бог может помочь им против силы фараона. Арон показывает им еще одно чудо: рука Моисея, которая кажется прокаженной, исцеляется, когда он кладет ее на свое сердце, в котором обитает Бог. Люди теперь верят, что Бог укрепит их собственные руки: они сбросят свои оковы и сбегут в пустыню, где, по словам Моисея, чистота мысли даст им единственную поддержку. Поливая воду Нила, которая, кажется, превращается в кровь, Арон интерпретирует знамение, говоря, что они больше не будут потеть кровью для египтян, но будут свободны. Когда вода снова станет прозрачной, Арон говорит, что фараон утонет в ней. Обещанная земля молока и меда, люди клянутся в верности этому новому Богу.

Акт 2

ИНТЕРЛЮДИЯ. Моисей ушел сорок дней назад, а люди остались ждать в пустыне. Обескураженные его долгим отсутствием, люди задаются вопросом, оставили ли их Бог и Моисей.

У подножия горы священник Арон и группа старейшин задаются вопросом, почему Моисей ушел так долго, когда среди людей преобладают распутство и беспорядок. Арон уверяет их, что, как только Моисей усвоит намерение Бога, он представит его в форме, понятной людям. Однако тревожным людям, которые стекаются к нему за советом, он признает, что Моисей мог дезертировать или находиться в опасности. Видя их непослушными и готовыми убить своих священников, Арон пытается успокоить их, вернув им других богов: он позволит им иметь изображение, которому они могут поклоняться. Ставят золотого тельца и приносят жертвы, в том числе самопожертвование у алтаря. Истощенный юноша, протестующий против ложного образа, убит вождями племен. Священники приносят в жертву четырех девственниц, и люди, которые пили и танцевали, становятся дикими и оргиальными. Когда они вымотались и многие заснули, дозорный видит Моисея, возвращающегося с горы. Уничтожив золотого тельца, Моисей требует отчета от Арона, который оправдывает свое снисхождение к народу, говоря, что от Моисея не было ни слова. Хотя любовь Моисея полностью связана с его идеей о Боге, говорит Арон, люди тоже нуждаются в его любви и не могут выжить без нее. В отчаянии Моисей разбивает скрижали законов, которые он сбросил с горы. Арон называет его малодушным, говоря, что он сам поддерживает идею Моисея, пытаясь ее объяснить. Во главе с огненным столпом в темноте, который днем ​​превращается в облачный столб, люди выходят, ободренные еще раз следовать Божьему знамению в Обетованную землю. Моисей не доверяет столпу как еще одному пустому изображению, но Арон говорит, что он действительно ведет их. Когда Арон присоединяется к людям в их исходе, Моисей чувствует себя побежденным. Приложив слова и образы к тому, что невозможно выразить, Арон фальсифицировал абсолютное восприятие Моисеем Бога, сокрушаясь о том, что у него нет способности говорить.

Акт 3

( Шенберг никогда не сочинял музыку для сцены из финального акта.) Арон арестован по обвинению в том, что он питал праздные надежды своими образами, такими как Земля обетованная. Арон настаивает на том, что слово Моисея ничего не значило бы для людей, если оно не истолковано в понятных им терминах. Моисей заявляет, что такая софистика завоюет преданность людей изображениям, а не Богу; искажая истинную природу Бога, Арон продолжает уводить людей обратно в пустыню. Когда Моисей приказывает солдатам отпустить Арона на свободу, Арон падает замертво. Моисей говорит, что даже в пустыне люди достигнут своей предназначенной цели - единения с Богом.

Приборы

Произведение оценивается для следующего оркестра:

Записи

Рекомендации

Внешние ссылки

  • Касалья, Герардо (2005). « Моисей и Арон,   12 марта 1954 года». L'Almanacco di Gherardo Casaglia (на итальянском языке).
Последняя правка сделана 2023-03-29 03:02:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте