Ида Рубинштейн. Ида Рубинштейн | |
---|---|
Ида Рубинштейн в 1912 году | |
Родилась | Ида Львовна Рубинштейн (также Рубинштейн или Рубинштейн). (1883-10-05) 5 октября 1883. Харьков, Российская Империя |
Умер | 20 сентября 1960 (1960-09- 20) (76 лет). Венс, Франция |
Профессия | Танцовщица, актриса |
Годы деятельности | 1908–1939 |
Ида Львовна Рубинштейн (русский : И́да Льво́вна Рубинште́йн; 5 октября [OS 21 сентября] 1883 - 20 сентября 1960) - русская танцовщица, актриса, меценат искусства и Belle Époque рисунок. С 1909 по 1911 год она выступала с «Русскими балетами» Дягилева , а затем ушла, чтобы создать свою собственную труппу. Болеро по Равелю (1928) входил в ее состав.
Рубинштейн родился в одной из самых богатых семей России, в семье евреев в Харьков, Российская Империя, вырос в Санкт-Петербурге. В течение многих лет оставалось загадкой, родилась ли она в Харькове или Санкт-Петербурге, что осложнялось слухами о том, что «Ида» - это сокращение от «Аделаида». Сама Рубинштейн не уточнила, где она родилась, и не называла ли Ида прозвищем, предпочитая ауру таинственности. Спустя годы после ее смерти запись была обнаружена в архиве Харьковской хоральной синагоги, членом правления которой был ее отец: рождение дочери Иды Львовны 21 сентября (OS, Н.С. 5 октября) отцу Льву Рувимовичу, почетному гражданину Харькова, и матери Эрнестине Исааковне Рубинштейн, должным образом внесенным в регистр за 1883 год. У нее была старшая сестра Рахель, родившаяся в 1876 году.
Дед Иды, Рувим (Роман) Рубинштейн, был успешным торговцем сахаром в Харькове. Он переехал в Санкт-Петербург, где вместе со своими двумя сыновьями, Львом (Леон) и Адольфом (Антон), основал компанию Roman Rubinstein Sons. Семья многократно увеличила свои вложения и к моменту рождения Иды стала миллионером. Семья расширилась и стала владеть несколькими банками, в том числе Первым банком Харькова, сахарными заводами и пивоварнями.
Семья жертвовала большие суммы денег на благотворительность, в частности на искусство. Лев и Адольф оба были хорошо образованы; они регулярно принимали в свои дома выдающихся интеллектуалов и художников. Сын Адольфа Иосиф стал успешным пианистом, который учился у Ференца Листа.
. Ее мать умерла, когда Ида была очень маленькой, а в 1892 г. ее отец умер во Франкфурте, оставив ей огромное состояние. В 1893 году 8-летнюю Иду отправили в Санкт-Петербург к своей тете, светской львице «мадам» Горвиц (Хорвиц). Рубинштейн выросла в особняке своей тети на знаменитой Английской набережной, где она получила лучшее образование. Она свободно говорила на английском, французском, немецком и итальянском языках. Когда она заинтересовалась Древней Грецией, греческого профессора пригласили наставлять ее в Санкт-Петербург.
Также она получила лучшие инструкции по музыке, танцам и театру, в том числе у преподавателей из российских императорских театров. Ей не хватало естественных танцевальных способностей, но она постоянно работала над осанкой, движениями и пируэтами. В конце концов, тайно намереваясь самой выйти на сцену, она отправилась в Париж под видом продолжения образования.
В Париже Рубинштейн начала свою карьеру актрисы, появляясь на сцене в различных «неприличных» сценах. одежда. Эта новость дошла до Санкт-Петербурга и до ушей ее консервативной православной семьи. Хотя для представителей высшего общества было вполне прилично быть увиденными в театре, быть актрисой ничем не отличалось от проститутки в глазах ее перепуганных родственников. Ее зять, парижский врач по имени Левинсон (Levinson), объявил ее невменяемой, чтобы отправить ее в психиатрическую лечебницу, чтобы спасти честь семьи.
Ее семья в Харькове и Санкт-Петербурге, недовольная тем, что она находится в приюте, потребовала освободить ее и отправить домой. Оказавшись в Санкт-Петербурге, ее постоянно сопровождала гувернантка, как это было принято для незамужних молодых женщин ее социального сословия. Чтобы заработать себе свободу и право распоряжаться своим состоянием, она вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Горвица, который безумно любил ее и позволял ей путешествовать и выступать.
По стандартам русского балета она имела небольшое формальное обучение. Под руководством Михаила Фокина она дебютировала в 1908 году. Это было единственное частное выступление Оскара Уайльда Саломе, в котором она разделась обнаженной в курс Танца семи покрывал.
Сергей Дягилев взял ее с Русские балеты, и она исполнила главную партию Клеопатры в парижском сезоне 1909 и Зобейда в Шахерезаде в 1910 году. Оба экзотических балета поставил Фокин, а оформитель - Леон Бакст. Финал «Клеопатры» вдохновил Киса ван Донгена на «Сувенир русской оперы» сезона 1909 года. Ее партнером в «Шахерезаде» был великий Вацлав Нижинский. В то время «Шахерезаду» восхищались ее колоритной чувственностью и роскошной постановкой, но в наши дни ее исполняют редко; в современном вкусе это считается слишком пантомимой, и модный тогда ориентализм кажется устаревшим.
Рубинштейн покинул Ballets Russes в 1911 году.
После ухода из Ballets Russes Рубинштейн сформировала свою собственную танцевальную труппу, используя свое унаследованное богатство, и заказала несколько щедрых постановки. В 1911 году она выступала в Мартире Сен-Себастьян. Творческий коллектив: Фокин (хореография); Бакст (дизайн); Габриэле д'Аннунцио (текст) и оценка Дебюсси. Это было одновременно и триумфом его стилизованного модернизма, и скандалом; архиепископ Парижский запретил католикам посещать их, потому что св. Себастьяна играли женщина и еврей.
После Первой мировой войны Рубинштейн появилась в нескольких пьесах, а также в спектакле Парижской оперы в 1924 году. Она также сыграла ведущую роль в спектакле. немой фильм 1921 года «La Nave» по одноименной пьесе Д'Аннунцио, поставленный его сыном. Между 1928 и 1929 годами она руководила собственной труппой в Париже с хореографом Нижинской. Она заказала и исполнила Болеро Мориса Равеля в 1928 году. Другие работы, разработанные в 1928 году, - «Давид» Мясина на музыку Соге ; и Le Baiser de la fée на музыку Стравинского и хореографию Нижинской. В репертуаре также Жар-птица (L'Oiseau de Feu) на музыку Стравинского и хореографию Фокина; это было одно из самых сенсационных творений Русского балета. Компания была возрождена в 1931 и 1934 годах с новыми работами. Она закрыла труппу в 1935 году и дала свое последнее выступление в пьесе «Жанна д'Арк о Бухер» в Париже в 1939 году.
Рубинштейн часто устраивал бесплатные балетные мероприятия и продолжал танцевать до начала Вторая мировая война.
Рубинштейн не считается одним из лучших балерин; она начала свои тренировки слишком поздно, чтобы это было возможно. Тем не менее, у нее было потрясающее сценическое присутствие и она могла играть. Она также была значительным покровителем и часто заказывала работы, которые соответствовали ее способностям, произведения, в которых танец смешивался с драматизмом и театральным искусством. В 1934 году французское правительство наградило ее орденом Почетного легиона, а в 1939 году - Большим крестом Легиона - высшей наградой. В 1935 году она получила почетное французское гражданство, а в 1936 году обратилась в римский католицизм.
. В 1940 году она покинула Францию во время немецкого вторжения и через Алжир добралась до Англии. Марокко. Там она помогала раненым солдатам «Свободной Франции» до 1944 года. Вальтер Гиннесс (позже лорд Мойн), ее давний любовник и спонсор, поддерживал ее, предоставляя апартаменты в Ritz Отель, пока он не был убит Бандой Стерна в конце 1944 года. Она вернулась во Францию после войны, наконец, живя в Les Olivades в Вансе.
Рубинштейн прожил последние 10 лет о ее жизни в относительной тишине. Она умерла в 1960 году в Вансе, Франция и похоронена неподалеку.
Рубинштейн прославился в искусстве. Ее портрет Валентина Серова 1910 года - наиболее полное воплощение его зрелого стиля. Скульптор в стиле ар-деко Деметра Чипарус создала фигурку Рубинштейна, ее также расписали Антонио де ла Гандара и Жак-Эмиль Бланш. Художник по костюмам Леон Бакст создал множество образов Рубинштейна в разных ролях. Рубинштейн не любил долгих сеансов и заработал репутацию сложного предмета. По этой причине Бланш и другие предпочитали работать с фотографий.
Рубинштейн была бисексуалом, и в 1911 году у нее завязался трехлетний роман с художником Ромэн Брукс, создавший несколько ярких портретов, в том числе одну танцовщицу в образе обнаженной натуры для Венеры. Портреты Брукса были основаны на «необычайной серии фотографий, сделанных Бруксом в то время».
Брукс объяснил привлекательность Рубинштейна своей публике и художникам следующим образом:
Это было неуловимое качество Иды Рубинштейн, которое очаровало. Она выражала внутреннее «я», не имевшее определенной деноминации. Ее красота принадлежала к тем мысленным образам, которые требовали проявления, и какой бы период она ни представляла, она становилась его образом. На самом деле она была кристаллизацией образа поэта, видения художника, и как таковая она имела дальнейшее значение... Это был ее дар олицетворять красоту каждой эпохи, что сделало Иду Рубинштейн уникальной.
На Викискладе есть материалы, связанные с Идой Рубинштейн. |
.