Шахерезада (Римский-Корсаков)

редактировать
Шахерезада
Симфоническая сюита от Николая Римского-Корсакова
Шахерезада (Римский-Корсаков) 01 Л. Бакста.jpg Шахерезада от Леон Бакст (до 1917 г.)
КаталогОп. 35
На основеТысячи и одной ночи
Составлено1888 (1888)
Исполняется1888 (1888)
ДвиженияЧетыре
ОзвучиваниеОркестр

Шахерезада, также обычно Шехеразада (Русский : Шехераза́да, тр Шехеразада, IPA: ), Op. 35, это симфоническая сюита, составленная Николаем Римским-Корсаковым в 1888 году и основанная на Тысячи и одной ночи (также известной как Арабская Ночи).

В этом оркестровом произведении сочетаются две черты, характерные для русской музыки в целом и для Римского-Корсакова в частности: ослепительная, красочная оркестровка и интерес к Восток, который сыграл важную роль в истории Беса Реальная Россия, а также востоковедение в целом. Имя «Шахерезада» относится к главному герою Шахерезада из "Тысячи и одной ночи". Считается самым популярным произведением Римского-Корсакова.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Музыка
    • 2.1 Обзор
    • 2.2 Инструменты
    • 2.3 Движения
  • 3 Адаптации
    • 3.1 Балет
    • 3.2 Адаптация современного балета
      • 3.2.1 Балет Алонзо Кинга - LINES Ballet (2009)
      • 3.2.2 Жан-Кристоф Майо - Les Ballets de Monte Carlo (2009)
    • 3.3 Другое
  • 4 Записи
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Справочная информация

Голубая султана Леон Бакст

Зимой 1887 года, как он работал над завершением неоконченной оперы Александра Бородина Князь Игорь, Римский-Корсаков решил сочинить оркестровую пьесу на основе картинок из Тысяча и одна ночь как отдельные и не связанные между собой эпизоды. Оформив музыкальные зарисовки предложенного им произведения, он вместе с семьей переехал на дачу им. Глинки-Маврины , в Нижговицах вдоль (около нынешней Луги Ленинградской области. ). Дача, на которой он останавливался, была разрушена немцами во время Второй мировой войны.

. Летом он закончил «Шахерезаду» и увертюру русского пасхального фестиваля. Примечания в его оркестровой партитуре автографа показывают, что первая была завершена между 4 июня и 7 августа 1888 года. Шахерезада состояла из симфонической сюиты из четырех связанных частей, образующих единую тему. Он был написан, чтобы вызвать ощущение фантастических повествований с Востока.

Изначально Римский-Корсаков намеревался назвать соответствующие части в «Шехерезаде» «Прелюдия, Баллада, Адажио и Финал». Однако, взвесив мнения Анатолия Лядова и других, а также свое неприятие слишком однозначной программы, он остановился на тематических заголовках, основанных на сказках из «Арабских ночей».

Композитор намеренно сделал названия расплывчатыми, чтобы они не ассоциировались с конкретными сказками или путешествиями Синдбада. Однако в эпиграфе к финалу он ссылается на приключения принца Аджиба. В более позднем издании Римский-Корсаков полностью отказался от названий, желая вместо этого, чтобы слушатель слышал его произведения только как симфоническую музыку на восточную тематику, которая пробуждает ощущение сказочного приключения, заявив:

Все, что я желал заключалось в том, что слушатель, если ему понравилась моя пьеса как симфоническая музыка, должен избавить от впечатления, что это, вне всякого сомнения, восточное повествование о некоторых многочисленных и разнообразных сказочных чудесах, а не просто четыре пьесы, сыгранные одна за другой и составленные на основе основа тем, общих для всех четырех движений.

Далее он сказал, что сохранил название «Шахерезада», потому что оно напомнило каждому о сказочных чудесах арабских ночей и Востока в целом.

Музыка

Римский-Корсаков. Шахерезада, Симфоническая сюита, ​​соч. 35 I. Море и корабль Синдбада
II. История Каландарского князя
III. Юный принц и принцесса
IV. Фестиваль в Багдаде. Море Исполняется Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением Пьера Монтё, соло на скрипке Наум Блиндер

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

Обзор

Римский-Корсаков написал краткое введение, которое он намеревался использовать с партитурой, а также программу премьеры:

Султан Шариар, убежденный, что все женщины лживы и неверны, поклялись убить каждую из своих жен после первой брачной ночи. Но султана Шахерезада спасла ей жизнь, развлекая своего господина увлекательными историями, рассказанными серийно, в течение тысячи и одной ночи. Султан, охваченный любопытством, откладывал со дня на день казнь своей жены и, наконец, полностью отказался от своей кровавой клятвы.

Мрачный бас мотив, открывающий первую часть, представляет властного султана.

Музыкальные партитуры временно отключены.

Эта тема выделяет четыре ноты нисходящей целой шкалы тонов : EDCB ♭ (каждая нота - это нижняя доля, т.е. первая нота в каждой меры, где A♯ вместо B ♭). После нескольких аккордов в деревянных духовых, напоминающих начало увертюры Мендельсона Сон в летнюю ночь, публика слышит лейтмотив, олицетворяющий образ самой рассказчицы, Шахерезада. Эта тема представляет собой нежную, чувственную извилистую мелодию для скрипки соло в сопровождении арфы.

Музыкальные партитуры временно отключены.

Римский-Корсаков заявил:

[t] он унисон фраза, как бы изображающая суровую супругу Шахерезады, в начале сюиты появляется как данность в «Повествовании Календаря», где, однако, не может быть никакого упоминания о султане Шахрияре. Таким образом, достаточно свободно развивая музыкальные данные, взятые за основу композиции, я должен был рассмотреть создание оркестровой сюиты из четырех частей, тесно связанных общностью ее тем и мотивов, но представляющих как бы калейдоскоп сказочных образов и орнаментов восточных персонажей.

Римский-Корсаков имел тенденцию сопоставлять ключи на большую треть, что можно увидеть в тесной взаимосвязи между ми и до мажор в первая часть. Это, наряду с его отличительной оркестровкой мелодий, которые легко понять, собранными ритмами и талантом к сольному письму, позволило написать такое произведение, как Шахерезада.

Движения объединены короткими вступлениями в первая, вторая и четвертая части, а также интермеццо в третьей. Последнее - соло скрипки, представляющее Шахерезаду, и аналогичная художественная тема представлена ​​в заключении четвертой части. Писатели предположили, что более ранняя карьера Римского-Корсакова в качестве морского офицера могла быть причиной начала и завершения сюиты с морскими темами. Мирный код в конце заключительной части представляет Шехерезаду, наконец завоевавшую сердце султана, позволив ей наконец обрести спокойный ночной сон.

Премьера музыки состоялась в Санкт-Петербург 28 октября 1888 года под управлением Римского-Корсакова.

Причины его популярности достаточно ясны; это партитура, изобилующая завораживающими оркестровыми цветами, свежими и пикантными мелодиями, мягким восточным колоритом, ритмической энергией, отсутствующей во многих крупных оркестровых произведениях конца XIX века, и прямотой выражения, не скованной квазисимфоническими сложностями текстуры и звучания. структура.

Инструменты

Работа оценивается для оркестра, состоящего из:

деревянных духовых
2 флейт и пикколо (2-я флейта, удваивающая 2-й пикколо для нескольких тактов)
2 гобои (2-е удвоение английский рожок )
2 кларнеты в A и B ♭
2 фаготы
латунные
4 валторны в F
2 трубы in A и B ♭
3 тромбоны
1 туба
перкуссия
литавры
бас-барабан
малый барабан
тарелки
треугольник
тамбурин
Там-там
Струнные
Арфа
Скрипки
Альты
Виолончели
Басы

Движения

Произведение состоит из четырех частей:

I.Море и Корабль Синдбада

Ларго e maestoso - Ленто - Allegro non troppo - Транквильо (ми минор - E ma jor)

Эта часть состоит из различных мелодий и содержит общую форму A B C A1 B C1. Хотя каждая часть очень своеобразна, аспекты мелодических фигур пронизывают их и объединяют в движение. Хотя это движение по форме похоже на классическую симфонию, движение больше похоже на разнообразие мотивов, использованных в одном из предыдущих произведений Римского-Корсакова, Антар. Антар, однако, использовал подлинно арабские мелодии, в отличие от собственных представлений Римского-Корсакова о восточном колорите.

II.Князь Каландар

Ленто - Андантино - Аллегро molto - Vivace scherzando - Moderato assai - Allegro molto ed animato (си минор)

Эта часть следует типу терной темы и вариации и описывается как фантастическое повествование. Вариации меняются только за счет аккомпанемента, подчеркивая "римский дух" произведения в смысле простых музыкальных линий, позволяющих лучше оценить оркестровую ясность и яркость. Внутри общей мелодической линии быстрый раздел подчеркивает изменения тональности и структуры.

III.Молодой принц и Молодая принцесса

Andantino quasi allegretto - Pochissimo più mosso - Come prima - Pochissimo più анимато (соль мажор)

Это движение также является троичным и считается самым простым по форме и мелодическому содержанию. Внутренний раздел, как говорят, основан на теме Тамары, а внешние разделы имеют песенное мелодическое содержание. Внешние темы связаны с внутренним темпом и общим мотивом, и все движение завершается быстрым кодовым возвратом к внутреннему мотиву, красиво уравновешивая его.

IV.Фестиваль в Багдаде. Море. Корабль разбивается о скалу, на которой стоит Медный всадник

Allegro molto - Lento - Vivo - Allegro non troppo e maestoso - Tempo come I (E minor - E major)

Это движение связано аспекты всех предыдущих движений, а также добавление некоторых новых идей, в том числе введение как начала движения, так и раздела Vivace, основанного на теме султана Шахрияра, повторение основной скрипичной темы Шахерезады и повторение мотива фанфар изобразить крушение корабля. Связность поддерживается упорядоченным повторением мелодий и продолжает впечатление симфонической сюиты, а не отдельных частей. Финальное противоречивое отношение субдоминантной минорной темы Шахриара к тонической мажорной каденции темы Шахерезады разрешается в фантастическом, лирическом и, наконец, мирном завершении.

Адаптации

Михаил Фокин и Вера Фокина в Русские балеты постановка «Шахерезады»

Балет

Премьера оригинальной балетной адаптации «Шахерезады» состоялась 4 июня 1910 года в Опере Гарнье в Париже Русские балеты. хореография для балета Мишель Фокин, а либретто - Фокин и Леон Бакст. Шахерезада Ballet Russes известна своими традиционно ослепительными костюмами, роскошными декорациями, эротической хореографией и повествованием, которые редко можно было увидеть в балетах того времени.

Во время своего первоначального создания Париж находился в последних годах периода Belle-Epoque. В переводе «Belle-Epoque» означает «хорошие времена» и был периодом трудолюбия и оптимизма, когда «погоня за удовольствиями якобы затмевала социальные, экономические и политические интересы». Ориентализм Пик его моды в Европе и «Русские балеты» стремились привнести Восток (или западный стереотип) на Запад, чтобы зрители могли воплощать в жизнь свои экзотические фантазии, не опасаясь социальных последствий. Этот балет вызвал экзотику, показав мужественного «Золотого раба» в исполнении Вацлава Нижинского, соблазняющего Зобейду, в исполнении Иды Рубинштейн, одной из многих жен шаха. Нижинский был расписан золотом и, как говорят, представлял собой фаллос, а эротизм широко присутствует в оргиастических сценах, разыгрываемых на заднем плане. Как ни странно, это был один из первых случаев, когда люди на сцене имитировали сексуальную активность. Нижинский был невысоким и андрогинным, но его танцы были мощными и театральными. Шахерезада перевернула условности классического балета, перенаправив внимание аудитории с изящества и красоты женских тел на мужское мастерство и чувственность. В отличие от классических балетов того времени, хореография «Шахерезады» включала более чувственные движения, в том числе волны тела, и более тесный контакт. «Золотой раб» также включал в себя более волнистые и более медленные, знойные движения, в отличие от больших, прыгающих и тяжелых мужских соло, которые публика привыкла видеть в классических балетах.

Когда шах возвращается и находит свою жену в объятиях Золотого раба, он приговаривает к смерти всех своих неверных жен и их любовников. Ходят слухи, что в этой сцене смерти Нижинский крутанулся на голове. Балет сосредоточен не на систематизированной классической балетной технике, а на чувственных движениях верхней части тела и рук. Используются экзотические жесты, а также эротические изгибы спины, обнажающие ребра и подчеркивающие грудь. Театральное искусство и пантомима играют огромную роль в повествовании.

Шахерезада появилась после Петипа Лебединое озеро и Спящая красавица, которые были балетами с сильным акцентом на классический балет и технику. Фокин принял идею уменьшения техники и продолжил ее изучение после «Шахерезады», когда он создал Petrouchka в 1912 году. Он продолжал вдохновлять других хореографов отказаться от техники и принять аутентичность в движении.

Бакст, создавший декорации и костюмы для «Шахерезады», рассматривал сцену как трехмерный пейзаж, в котором танцоры, декорации и костюмы имели одинаковое значение. В то время он оказал большое влияние на дизайн интерьеров и моду того времени, используя неортодоксальные цветовые решения и экзотические костюмы для балета. В своем костюме для «Шахерезады» он сосредоточился на том, чтобы подчеркнуть движения тела через свои богато украшенные «театральные» костюмы.

Представление балета и прием в Париже, как говорят, изменили курс балета. Премьера «Русского балета» состоялась в Париже, поскольку консервативные театры России не поддержали и не одобрили отображение таких рискованных идей, но в Париже это был хит. Как и многие балеты The Ballet Russes, «Шахерезада» привлекала публику отовсюду. Его костюмы и живописный дизайн даже вдохновили и повлияли на многие моду того времени в последующие годы.

Вдова Римского-Корсакова протестовала против того, что она видела беспорядок в музыке ее мужа в этой хореографической драме.

Contemporary Ballet Adaptations

Алонзо Кинг - LINES Ballet (2009)

Переосмысление Алонзо Кинга «Шахерезады» было заказано в 2009 году для празднования столетия Русского балета на фестивале Танцевального форума Монако. Кинг сотрудничал с композитором Закиром Хуссейном над партитурой, в которой традиционные восточные инструменты сочетаются с мелодиями оригинальной симфонической сюиты Римского-Корсакова.

Вопреки повествованию оригинального балета, в котором Шахерезада просто представлена рассказчик истории Шахрияра и Зобейды, Алонзо выдвигает на первый план в балете характер Шахерезады. Она становится главным женским персонажем, а не Зобейде. Однако Кинг абстрагируется от повествования таким образом, что его «хореографический акцент делается не на деталях повествования« Арабских ночей », а на символическом значении Шахерезады». По версии Кинга, обреченный брак Шахрияра и Зобейды и зачинщик тысячи и одной ночи, рассказанный Шахерезадой, больше не является основной сюжетной линией. Скорее, Кинг сосредотачивается на последних отношениях Шахрияр с самой Шахерезадой и развитии его любви к ней через ее рассказывание историй.

Кинг известен своей эстетикой расталкивания границ, длинных линий, динамичных движений, примером которой является Шахерезада. Во многих своих работах Кинг также стремится «представить мировые культуры через танец, создавая совместные предприятия с незападными формами движения». Шахерезада ничем не отличается, о чем свидетельствует очень обоснованное движение, напоминающее движение некоторых ближневосточных танцевальных стилей, которое противопоставляет его типичную эстетику в балете. В моменты на протяжении всего балета незападные формы можно увидеть в ритме движений, а также в быстрых переходах уровня с заземленного на вертикальный. Особенно в ансамблевых частях с точной работой руками и ногами.

Роберт Розенвассер был художником по декорациям и костюмам для адаптации Кинга. Его декорации упрощены по сравнению с оригинальным балетом. В этой версии вздымающиеся ткани наверху и текстурированный фон подходят, чтобы вызывать смену настроения при смене освещения. Неземные огни Розенвассера переходят вместе с танцорами из слез над головой в лужи песка и обратно по мере того, как танец прогрессирует. Его костюмы продолжают упрощенную абстракцию повествования. Они меньше напоминают богато украшенные экзотические гаремы, изображенные в оригинальном балете, и вместо этого являются более тонкими и легкими.

В целом "Королевская Шахерезада" воспринята положительно. SFGate провозгласил: «Король не создал ничего более прекрасного за долгие годы».

Жан-Кристоф Майо - Les Ballets de Monte Carlo (2009)

Художественный руководитель Les Ballets de Monte Carlo, Жан-Кристоф Майо, переосмыслил «Шахерезаду» Фокина в 2009 году; в том же году Алонзо Кинг представил свою работу. Премьера адаптации Майо состоялась на Grimaldi Forum Monaco.

Майо черпал вдохновение из оригинала. Постановка и хореография балета Фокина в том виде, в каком он был установлен на Ballet Russes. Его самым большим вдохновением была сама музыка: одноименная симфоническая сюита Римского-Корсакова.

Его хореография отдает дань уважения оригинальному балету в его чувственности. волны и рябь, а также его повествование. Однако он также модернизирован современными, почти джазовыми движениями для мужских и женских персонажей.

Декорации и костюмы были разработаны Джеромом Капланом. Они включают некоторые элементы непосредственно по эскизам Леона Бакста, б но также убрать немного. Оба сочетают богато украшенный и более обтекаемый дизайн в зависимости от персонажей и настроек сцен. Maillot сочетает в себе традиционную и современную эстетику, чтобы создать «зрелище», выходящее за рамки времени. Там, где в оригинальном балете большая часть костюмов была богато украшена, независимо от персонажа, Каплан отличает более важных персонажей с помощью более ярких цветовых палитр и более замысловатого дизайна, в то время как костюмы для труппы упрощены.

Иногда бывает сложно найти критические отзывы о работе. Однако в обзоре переосмысления Майо Dance Magazine отмечалось, что «результаты острые и пикантные».

Другие

Сергей Прокофьев написал Фантазию на Шехерезаду для фортепиано. (1926), которую он записал на пианино.

Фриц Крейслер аранжировал вторую часть (История календарного принца) и третью часть (Молодой принц и принцесса) для скрипки и фортепиано. давая аранжировки названия "Восточный танец" и "Арабский шансон" соответственно.

В 1959 году руководитель группы Скип Мартин адаптировал из Scheherazade джаз альбом Scheherajazz (Sommerset-Records), в котором главная актриса Ивонн Де Карло, был также солисткой. Сюжет фильма представляет собой сильно вымышленную историю, основанную на начале карьеры композитора на флоте. Его играл Жан-Пьер Омон.

Шахерезада - популярная музыка для соревновательного фигурного катания. Фигуристы широко использовали различные фасоны, в основном из первого движения, в том числе:

Примечательно, что американский фигурист Эван Лайсачек использовал Шахерезаду в своей произвольной программе и выиграл золотую медаль на Зимних Олимпийских играх 2010 в Ванкувере. Его также использовали американские танцоры на льду Чарли Уайт и Мерил Дэвис в своих произвольных танцах, с которыми они выиграли золотую медаль на зимних Олимпийских играх 2014..

Записи

В популярной культуре

  • Карл Дэвис '1984 оценка для Дугласа Фэрбенкса немого эпоса 1924 года Багдадский вор основан на основных музыкальных темах «Шахерезады».
  • Эпизод американского телесериала Блудный сын называется «Шахерезада», и на протяжении всего эпизода используется музыка из сюиты..
  • Часть «Шахерезады» используется в советском фильме «Похищение людей на Кавказе», где троица похитителей пытается развлечь пойманную ими местную девушку.
  • Шахерезада используется в качестве сюжета в эпизоде ​​Leverage, где персонаж Хардисон должен быть солистом в реальном выступлении, чтобы остальная часть команды могла проникнуть в безопасное хранилище в концертном зале.
  • Начальный мотив «Султан» - это часто показанный в кино и на телевидении, чтобы представить драматическое событие или появление гнусного персонажа в рассказе.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Римский-Корсаков - Шахерезада.
Последняя правка сделана 2021-06-07 04:56:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте