Кес ван Донген | |
---|---|
Ван Донген в своей мастерской c. 1910 | |
Родился | Корнелис Теодорус Мария ван Донген. (1877-01-26) 26 января 1877. Роттердам, Нидерланды |
Умер | 28 мая 1968 (1968-05-28) (91 год). Монте-Карло, Монако |
Национальность | Голландец, француз |
Известны по | Живопись |
Движение | Фовизм |
Корнелис Теодорус Мария «Киз» ван Донген (26 января 1877-28 мая 1968) был голландцем - французом художник, который был одним из ведущих фовистов. Ранние работы Ван Донгена находились под влиянием Гаагской школы и символизма, и постепенно они превратились в грубый стиль пуантилистов. Начиная с 1905 года, когда он участвовал в скандальной выставке 1905 Осенний салон, его стиль становился все более и более радикальным в использовании формы и цвета. Картины, которые он написал в период 1905–1910 годов, некоторые считают его наиболее значительными работами. Темы его работ того периода в основном сосредоточены вокруг ночной жизни; он рисует танцоров, певцов, маскарады и театр. Ван Донген прославился своими чувственными, порой яркими, портретами женщин.
Кейс ван Донген родился в Дельфсхафене, тогда на окраине, а сегодня в районе Роттердама. Он был вторым из четырех детей в семье среднего класса. В 1892 году, в возрасте 16 лет, Кес ван Донген начал учебу в Королевской академии изящных искусств в Роттердаме, работая с Дж. Штринингом и Дж. Гейберг. В этот период (1892–97) Ван Донген часто бывал в районе морского порта Красный квартал, где рисовал сцены с моряками и проститутками. В Академии он познакомился с Августой Прейтингер, художницей.
Женщина в большой шляпе (Femme au grand chapeau), 1906, холст, масло, 100 см × 81 см (39 дюймов × 32 дюйма)В 1897 году Ван Донген жил в Париже для несколько месяцев, где была большая эмигрантская община. В декабре 1899 года он вернулся из Роттердама в Париж, куда Прайтингер переехал до него и нашел работу.
Он вернулся, чтобы присоединиться к Августе Прайтингер (" Гус »), с которой познакомился в Академии. Они поженились 11 июля 1901 года. У них родилось двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года; их дочь Августа, которую звали Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Примерно в то же время Ван Донген создал картину Фернанды Оливье, что и было причиной - согласно Гертруде Стайн в Автобиографии Алисы Б. Токлас - он приобрел известность. По-видимому, по словам Штейна:
Ван Донген не признала, что эта картина была портретом Фернанды, хотя она сидела за него, и в результате было много горечи. Ван Донген в те дни был беден, у него была жена-голландка, вегетарианка, и они питались шпинатом. Ван Донген часто сбегал со шпината в косяк на Монмартре, где девушки платили за его обед и напитки.
Гус взял Долли навестить их семьи в Роттердаме летом 1914 года, где они были пойманы вспышкой Первая мировая война. Они не могли вернуться в Париж до 1918 года. Прейтингер и Ван Донген развелись в 1921 году.
В 1917 году Ван Донген познакомился с замужней светской львицей, директором по моде, также известной как Джасми Джейкоб. Их отношения длились до 1927 года.
Ван Донген начал выставляться в Париже и участвовал в скандальной выставке 1905 Осенний салон вместе с Анри Матиссом, Андре Дереном, Альбертом Марке., Морис де Вламинк, Шарль Камуан и Жан Пюи. Яркие цвета этой группы художников привели к тому, что искусствовед Луи Воксель назвал их Fauves («Дикие звери»). Ван Донген также некоторое время был членом немецкой группы экспрессионистов Die Brücke.
. В эти годы он был частью авангардной волны художников, включая Мориса де Вламинка, Отон Фриес, Анри Руссо, Робер Делоне, Альбер Марке, Эдуар Вюйар, которые стремились к обновлению живописи, которое, по их мнению, застряло в неоимпрессионизм.
В 1906 году Прейтингер и Ван Донген переехали в Bateau Lavoir на 13 rue Ravignan на Монмартр, где они дружили с окружением Пабло Пикассо и его девушка Фернанда Оливье. Он преподавал в Académie Vitti в 1912 году.
Помимо продажи своих картин, Ван Донген также получал доход от продажи сатирических зарисовок газете Revue Blanche. Он также организовал очень успешные костюмированные балы на Монпарнасе, на которые люди платили вход, чтобы получить дополнительный доход.
После Первой мировой войны, под влиянием своего компаньона, модного директора Леа Элвин (Джасми Джейкоб), Ван Донген разработал сочные цвета своего фовистского стиля. Это принесло ему прочную репутацию среди французской буржуазии и высшего класса, где он пользовался спросом на его портреты. Как модный портретист, он работал с такими объектами, как Арлетти, Луи Барту, Саша Гитри, Леопольд III Бельгийский, Анна де Ноай, мадам Гре и Морис Шевалье.
С игривым цинизмом он отметил свою популярность как портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное - удлинить женщин, и особенно для того, чтобы сделать их стройными. После этого остается лишь увеличить их драгоценности. Они восхищаются ». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись - прекраснейшая из лжи».
Социальная и коммерческая привлекательность его более поздних работ (таких как портрет Брижит Бардо в 1959 году в маленьком черном платье, с взъерошенными волосами) не соответствовали художественному обещанию или богемной эротике его первых трех десятилетий работы.
С 1959 года Кейс ван Донген жил в Монако. Он умер в своем доме в Монте-Карло в 1968 году. Обширная коллекция работ ван Донгена хранится в Новом национальном музее Монако. Его работы также были частью события живописи в художественном конкурсе на летних Олимпийских играх 1932 года.
Femme aux bas noirs (Женщина в черных чулках), c. 1907, холст, масло, 129,5 см × 195,5 см (51,0 дюйма × 77,0 дюйма)
Les lutteuses (Lutteuses du Tabarin), 1907–08, холст, масло, 105,5 см × 164 см (41,5 дюйма × 64,6 дюйма), Nouveau Musée National de Monaco
Люси и ее партнерша по танцам, 1911, холст, масло, 130 см × 96,5 см (51,2 × 38,0 дюйма), Эрмитаж
Le lévrier bleu (Le lévrier bleu) chien bleu, Portrait de Mlle Dumarest), 1919, холст, масло, 195 см × 97 см (77 дюймов × 38 дюймов)
Танцовщица Анита, ок. 1907–08, холст, масло, 130,5 × 97 см (51,4 × 38,2 дюйма), Национальная галерея Дании
La Femme au Jabot (Женщина с оборкой), ок. 1911, холст, масло, 98 см × 79 см (39 дюймов × 31 дюйм)
La robe rose (Ève Francis), ок. 1919, холст, масло, 146,5 см × 114,3 см (57,7 дюйма × 45,0 дюйма)
La femme au foulard, до 1920 г., холст, масло, 92,5 см × 73,5 см (36,4 дюйма × 28,9 дюйма)
Мадам Жасми Элвин, до 1920 г., холст, масло, 195 см × 131,5 см (76,8 × 51,8 дюйма), Национальный музей современного искусства
Сфинкс, 1920, холст, масло, 146 см × 113 см (57 в × 44 дюйма), Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris
La Baigneuse, Deauville, 1920, холст, масло, 195 см × 129 см (77 дюймов × 51 дюйм)
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кис ван Донген. |