История евреев в Ленчне

редактировать

История евреев в Ленчне, Польша впервые зарегистрирован и датирован 1501 годом. Еврейская община города была очевидной и стабильной до холокоста, после которого она прекратила свое существование. Семья Глинкман из Влодавы отправила туда нескольких членов семьи в конце 1800-х годов, чтобы расширить свой бизнес в близлежащих городах. В наши дни памятники и здания все еще видны и увековечены в городе.

Содержание
  • 1 16-18 века
  • 2 19 век
  • 3 20 век
  • 4 Места
    • 4.1 Большая синагога и музей
    • 4.2 Маленькая синагога
    • 4.3 Еврейское кладбище в Лечне
  • 5 Известные лидеры общин в Лечне
  • 6 Организации
  • 7 Образование и культура
  • 8 См. Также
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
XVI-XVIII вв.

Спустя столетие, в 1668, 1678 и 1681 годах, в Лечне проходило ежегодное собрание Совета Четырех земель, еврейского руководства Восточной Европы между 1580 и 1764 гг. Имея это, Лечна может считаться центральным еврейским местом на польских территориях во второй половине второго тысячелетия.

Как и другие польские евреи, евреи, жившие в Лечне, были в основном ремесленниками, такими как сапожники, портные и мясники. В 1674 году евреи составляли 33% из 547 жителей города. Вскоре после этого еврейская община получила разрешение на создание собственной синагоги, которая до сих пор стоит на том же месте, что и в 17 веке. Еврейская община Лечны вела относительно свободную и неограниченную повседневную жизнь, в отличие от других городов Восточной Европы и Польши в частности. Хотя были наложены некоторые ограничения на производство спиртных напитков (например, Herszek Kodenski было разрешено производить 400 котлов водки, при этом он должен был платить ежегодную плату в размере 400 злотых), владение пабами, ликеро-водочными заводами и другими алкогольными предприятиями было разрешено, в отличие от в других местах, и евреи имели право голоса за каждого четвертого мэра, происходившего из христианской семьи. Решение облагать налогом водку в 1777 году заставило евреев зарабатывать больший доход и в конечном итоге дало общине возможность повысить доверие общества.

XIX век

К 1803 году 38% 1465 жителей города были евреями (563 человека), но к 1840 году этот процент удвоился и достиг 64% от общей численности населения (1754 еврея). среди 2715 граждан). В 1846 году еврейский квартал был почти полностью сожжен, как и синагога. В то время город был одним из центральных центров хасидского иудаизма в Польше и на иврите и идиш был известен как «Хасидут Лантешна» (« חסידות לנטשנה "), основанный в городе раввином Исааком, учеником знаменитого Яакова Ицхака из Люблина. Споры по поводу избрания раввина основной общины регулярно возникали в течение XIX века между хасидами и ортодоксальными евреями, живущими в городе.

Во время Январского восстания 1864 года против Российской империи одним из захваченных повстанцев был лейтенант Рахман Боренштейн, еврей, житель Лечны, который в конце концов был убит.

ХХ век

Еврейская община насчитывала 2019 человек (63% от общей численности населения в 1921 году). В 1922 году в Личне проживало 1617 евреев. Община владела синагогой, микве, молитвенным домом, домом для захоронения и кладбищем. В 1936 году в генеральный муниципальный совет было избрано восемь человек, что показало, насколько доминирующей была еврейская община в городе. В то время как 1889 г. поляки жили в городе в 1935 г., численность еврейской общины достигла пика в 2273 человека.

С нацистской оккупацией поляки и евреи были вынуждены ввести комендантский час. Евреев также заставляли носить желтую звезду на груди, а затем и на руках. Евреев больше не допускали в кафе, отели и бары. В результате нацистского регулирования, навязанного польским евреям Рейнхардом Гейдрихом, в Личне было создано еврейское гетто, и все евреи были вынуждены переселиться в его границы. После создания гетто наблюдение было возложено на украинцев, прошедших обучение у нацистов в концлагере Травники. Тем не менее, сегрегационный забор между еврейской и польской общинами был построен не ранее 1942 года. В январе 1940 года нацисты основали местный юденрат, состоящий из 12 членов. Исек Хаим Фрухтман был главой юденрата. В июле 1940 года был создан местный еврейский комитет взаимопомощи. Председателем комитета был местный житель Исек Зильберштейн. В 1940 г. была основана служба здравоохранения, а в 1941 г. - общественная кухня.

Между Мичем и июлем 1942 г. евреи из Чехословакии и Богемии прибыли в Личненское гетто. Население гетто выросло с 2191 в марте 1941 года до 3000 в октябре 1942 года.

Первая транспортировка в лагерь смерти Собибор была 25 октября 1942 года. Около 3000 человек, в основном пожилые люди. и детей отправили. В сентябре 1943 года немцы убили 23 еврея на улице Каналова и 50 евреев на улице Ланьцухова. 970 евреев были убиты нацистами во время Йом Киппур в 1943 году. Войцех Вечорек, автор «Szkice z prowincji» [«Воспоминания из провинции»], описывает это событие: «Рядом с синагогой, там была довольно большой площадью, с оврагом с одной стороны. Овраг давным-давно изрезан дождями и таянием снега. Овраг спускался к Люблинской дороге, недалеко от долины реки Свинка. Это было место, где евреи жили ряды по четыре человека в каждом были выведены из гетто. После этого пулемет сделал свое дело. Евреев убивали не только группами, но и индивидуально. Это делалось на более поздней стадии убийств, когда искали тех, кто прятался в гетто. Более того, раненые, пытавшиеся спрятаться, также пострадали от смертельных ударов. Для определенности немцы бросали ручные гранаты в яму, где лежали трупы. Затем еврейским полицейским приказали прикрыть тела трупами. слой земли ". Во время Холокоста около 2500 евреев, которые жили в Лечне до войны, были убиты нацистами. Большинство из них было отправлено в Собибор в трех депортациях: в апреле или мае 1942 года (200 человек), 23 октября 1942 года (3000 человек) и 29 апреля 1943 года (300 человек).

После Холокоста еврейская община Лечны прекратила свое существование. Некоторые выжившие и родственники убитых жителей сообщили Яд Вашем о своих умерших родственниках. Эту документацию можно найти в Интернете.

Места

Большая синагога и музей

Большая синагога в Лечне, расположенная на улице Бознича, 19, была построена около 1655 г. Архиепископ Краковский разрешил евреям Лечны основать в городе собственную синагогу. Синагога горела дважды, в 1846 и 1881 годах. Затем он был восстановлен, хотя снова пострадал во время Второй мировой войны. С 1939 по 1944 год синагога использовалась нацистами как склад. После того, как поблизости была построена новая синагога, здание стало музеем истории города, в том числе иудаики и еврейских артефактов. В сентябре 1961 года на внешней стене здания была установлена ​​мемориальная доска в память о его прежнем использовании и уничтоженной еврейской общине, которая здесь жила. 4 июля 2014 года синагога была засыпана граффити с антиеврейскими высказываниями. (Для получения дополнительной информации о синагоге см. Внешние ссылки).

Адам Дылевский в своем путеводителе «По следам польских евреев » описывает музей в Ленчне: «Система экспонирования основана на еврейском ритуальном цикле - с Нового года (1 тишри, сентябрь - Октябрь), на Йом Кипур, Суккот, Хануку и Пурим до наступления Песаха. Есть ритуальные предметы (сосуды для ритуального мытья рук, субботние подсвечники, чашки для кидуша, посуда на этроге - цитрусовые, ханукальные лампы, тарелки и куфелки седер), предметы костюма (m. al. талит из Кишинева, подарок потомка известной семьи Лечна Гельдманув). Сильной стороной выставки является оригинальная часть повседневной жизни. Среди прочего, здесь есть медная посуда, табак приглашения на свадьбу, визитки и даже настоящие бутылки знаменитого песаховца Хаберфельда из Освенцима. На совершенно уникальных польских выставках иудаика - это оригинальный костюм еврейского островца, состоящий из сердечки и юбки ».

На внешней стене синага установлена ​​памятная доска. ogue. Он был заложен в сентябре 1961 года в честь евреев города, убитых нацистским режимом. Казни проходили на уступе рядом с синагогой, и их тела также были похоронены там.

Маленькая синагога

Рядом со старой синагогой стоит меньшая и более новая, на Boznicza 21 Синагога была построена в начале 19 века и сначала вмещала общинные школы и молельню. Как и в случае со старой синагогой, новая синагога также была сожжена в 1846 и 1881 годах. Она была восстановлена ​​только в 1859 году и второй раз в 1894 году. После холокоста здание не служило несуществующей еврейской общине, но служил офисом для организации кооперативной работы "Древно" Люблин. В 1979 году в здании размещались офисы текстильной организации, но в 1989 году он был заброшен и в 1992 году был реконструирован. В настоящее время здание используется как библиотека. Со времени постройки синагоги уцелел только один предмет мебели - умывальник для рук. Дополнительную информацию о синагоге см. На ее веб-странице.

Еврейское кладбище в Лечне

Еврейское кладбище на улице Пастерника датируется как минимум 1639 годом, а последнее захоронение произошло в 1942 году. Перед Второй мировой войной кладбище было обнесено кирпичной стеной. В 1950-е годы синагога была ликвидирована и засажена деревьями, не оставившими следов надгробий. Реставрация кладбища была начата в 1984 году. Было восстановлено несколько надгробий, которые до сих пор находятся в областном музее Лечны.

Известные лидеры общины в Лечне

Среди лидеров общины:

  • Шломо Иегуд Лейб Ленчне - ученик Яакова Ицхака из Люблина. Хасид, основавший хасидскую еврейскую общину в Лечне, которая стала заметной в общей еврейской общине города в 19 веке.
  • Йошуа Лейб Островски - сын Цадика Шломо Лейба Лечне, служил раввином общины между 1843 и 1856 годами. Его избрание вызвало конфликт между православными и хасидскими евреями в Лечне.
  • Хаим Борух Ковартовски - стал городским раввином в 1856 году после того, как оставил ту же роль в город Рациаз. Раввин Коватровский умер и похоронен в Лечне в 1885 году. Его родственники были позже убиты во время холокоста.
  • Хаим Шия Бидерман - после смерти раввина Коватровского в 1885 году в общине не было официального раввина, что сделало Хаима Шийю Бидермана членом полномочия попечителей общины выполнять эту роль до 1889 года.
  • Липа Рингельхайм - стал раввином общины и рассердил общину, попросив поднять ему зарплату. Дальнейшие обвинения обвиняли его в выполнении роли за деньги, а не по сути. Общество передало эти обвинения российским чиновникам - губернатору Любартовского уезда. Не исключено, что из-за того, что главными обвинителями были хасиды, враждебно относившиеся к российскому правлению, губернатор отдавал предпочтение верному властям Рингельхейму. В 1892 году Рингельхайму снова предъявили обвинение, но уже за использование денег. Он был признан виновным и потерял свою роль в 1893 году.
  • Лейзор - Израэль Киршенбаум - После увольнения Рингельхайма раввин Киршенбаум был выбран на выборах на эту роль, получив 87 из 112 голосов. Он был раввином общины до 1907 года. Раввин Кирсенбаум был отправлен в газовые камеры в Белжеце в 1942 году.
  • Генох Гринглас - зять Киршенбаума Генох Гринглас сменил его, когда Киршенбаум был отправлен на свою следующую роль. Грингласа обвинили в пренебрежении общими обязанностями раввина, такими как участие в местных обрезаниях и документировании рождений. В результате его в конце концов заменил другой раввин.
  • Рахмиль Бромберг - Бромберг сменил Грингалса в 1906 году. Поскольку он не был уроженцем Личны, он переехал туда со своей женой, которая была внучкой бывшего местного раввина. Ковартовски. Когда он переехал в Лечну, Гринглас все еще был раввином общины. Когда Бромберг стал ключевой фигурой в обществе, Гринглас попытался выгнать его из города. Спор в конце концов дошел до губернатора Люблина, который решил оставить решение на усмотрение главного раввината Варшавы, которое перешло в пользу Бромберга и сделало его главным раввином. Бромберг был последним раввином общины Личны. Он был убит нацистами во время холокоста.
  • Исек Хаим Фрохтман - глава Лична гетто юденрата во время Холокоста.
Организации

Несколько еврейских организаций были активны на протяжении всей истории еврейской общины в Лечне.

Образование и культура
  • Еврейская библиотека Лечны - основанная в 1918 году Штрейхером Хенриком, библиотека организовывала культурные мероприятия по еврейским праздникам, такие как Пурим бал и Ханукка игры. Во время Хануки 1920 года (11 декабря) в библиотеке состоялось собрание стихов.
  • Хедер - девять Хедер классных комнат работали в Лечне во время Первой мировой войны. Один Хедер действовал во время холокоста, учителями были Бенджамин Самен и Хершек Лейдерман
  • Еврейская школа для девочек Бейт-Яаков - начальная еврейская школа для девочек располагалась на улице Зелена Святого Иосифа. Балтер, Штейнберг Шулим и Цирла Шломович
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте