История евреев в Лукове

редактировать
Луковский герб

История евреев в Лукув, Польша охватывает период с 15 по 20 век. Община процветала с 18-го по начало 20-го века после подтверждения определенных привилегий, предоставленных польским евреям в 1659 году. Община имела свои собственные синагоги, ешивы, бейт-мидраш., микве, школы и общественный центр. К 19 веку большинство населения Лукова составляли евреи, многие люди работали на обувной фабрике. Члены сообщества придерживались различных движений, включая хасидский иудаизм, социализм, рабочие движения и сионизм. Большая часть еврейской общины Лукова была убита во время Холокоста. Всего в живых осталось около 150 человек, большинство из которых уехали в Советский Союз.

Содержание

  • 1 Ранняя история (15-17 века)
  • 2 Привилегии и реконструкция (17-18 века)
  • 3 XIX век
  • 4 Начало XX века
  • 5 Первая мировая война
  • 6 Межвоенный период
  • 7 Вторая мировая война
  • 8 Выжившие
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 Источники

Ранняя история (15-17 века)

На рубеже 15 веков евреи начали селиться в Лукове. Некоторые источники утверждают, что евреи пришли еще в середине 13 века. К 16 веку существовала организованная еврейская община. Первая синагога в городе была построена в 16 веке, но позже сгорела во время пожара. В 1648 году восстание Хмельницкого в рамках казачьих восстаний под предводительством Богдана Хмельницкого привело к нападениям и тяжелым потерям для еврейской общины Лукова. также видел многочисленные марши и остановки армий. В 1655 г. еврейская община пережила погром, организованный москвичами и затронувший многие районы Польши. В местной общине Лукув погибло 1000 человек. Новая синагога была подожжена, и многие еврейские дома были разрушены. За этим последовало шведское потоп (1657 г.), во время войны между Польшей и Швецией, которое включало вторжения по приказу короля Карла Густава и его трансильванский союзник, принц Ракоци. Этот период принес для города фатальные последствия. В апреле 1657 года город был полностью опустошен вторжением шведских и трансильванских войск, и около 1000 евреев погибли.

Привилегии и восстановление (17-18 века)

В 1659 году, Король Ян Казимеж Ваза предоставил евреям Польши определенные привилегии. Это включало право приобретать недвижимость, вести бизнес, а также производить и продавать алкогольные напитки. Эти законы способствовали развитию города, и к 1676 году в Лукове была одна из крупнейших еврейских общин в регионе.

В 1760-1770-х годах еврейская община Лукова сосредоточилась на восстановлении города. В 1765 году в Лукове проживало 543 еврея (137 семей). Во второй половине 18 века Лукув пережил экономический бум. Евреи обычно жили на Рыночной площади и на улице Козия, а некоторые жили на улице Броварна. Некоторые арендовали три трактира в Юрыдыке, поселении за пределами царского города. Центр еврейской жизни в Лукове находился между улицами Бжеска, Косцельна и Тшебеска. Были построены две новые синагоги, одна из которых расположена на углу улиц Старопиярской и Богницы. Бейт-мидраш и миква были также расположены на улице Тшебиеска.

19 век

К 19 веку еврейское население увеличилось. К 1827 году число евреев выросло до 2023 (что составляло 60% населения города). В 1857 г. насчитывалось 2114 евреев (68% населения города). К середине XIX века еврейская община владела синагогой, кирпичным бейт-мидрашем, деревянной миквой (на Старопиярской улице) и двухкомнатным деревянным приютом.

В этот период Хасидский иудаизм был очень популярен в еврейской общине. В городе было несколько штибелехов, которые служили местом встреч сторонников из Коць, Радзынь-Подляский, Александров Лодзкий и Гура Кальвария.

К 1897 г. насчитывалось 4799 евреев (55% населения города).

Начало 20 века

В 1901 году Шмуэль Шломи Браун стал раввином города. Он руководил популярной ешивой в городе.

В 1905 году русская революция оказала глубокое влияние на многих евреев Лукова, большинство из которых были бедными. Обычными профессиями были портной, сапожник, пекарь и носильщик. По словам Шлойме Рубинштейна, некоторые жители города стали социалистами и активистами профсоюзов. Человек по имени Яков (сын Моше Киви), братья и сестры Лутерман и другие создали Бунд. Однако многие члены Бунда в конце концов бежали в США из-за репрессивной тактики царских властей.

С 1906-07 гг. В городе начался экономический рост, открылись многочисленные фабрики. В 1906 году обувная фабрика Гастмана, первоначально находившаяся в Варшаве, переехала в Лукув. Это способствовало экономическому возрождению города, и в нем работали сотни горожан. Йозеф Мендель Хохман открыл небольшую обувную фабрику, а Меир Либерман открыл фабрику альбомов. На этих двух фабриках работали десятки рабочих.

В 1906 году в Лукове был построен особняк для Герша Моргенштерна, правнука Менделя Моргенштерна (цадика Кока).

В этот период, сионистское движение становилось все более популярным в Лукове. Под руководством Хершеля Айзенберга жители города получали уроки об Израиле и сионизме. Была также создана библиотека, хотя это было незаконно. В 1912 году библиотека пригласила для выступления Хиллеля Цейтлина. Позже Рувим Брейнин также был привлечен к разговору. В 1914 году в городе состоялся первый публичный концерт еврейской народной музыки в Доме Людовы (общинный центр). Группа надеялась создать юридическую библиотеку, но царские власти отклонили ее запрос.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны большинство малых предприятий прекратили свою деятельность в Лукове. Обувная фабрика Гастмана работала только неполный рабочий день. В результате многие еврейские семьи лишились дохода. В 1915 году Польша была оккупирована австрийской армией, которую еврейское население в целом предпочитало казакам (из-за их погромов). Позже австрийские войска ушли, а их место заняли немецкие войска. Немцы эвакуировали евреев из Бриска и разогнали их по другим городам, включая Лукув. Были созданы волонтерские программы, чтобы помочь обеспечить едой и кровом новых бездомных евреев, прибывших в город. Разразилась эпидемия тифа, и немецкие власти разрешили городу построить больницу.

Жители Лукова начали привыкать к немецкой оккупации, и остатки их прежней жизни до начала войны стали резюме. В 1916 году начали возникать политические партии, начиная с Бунда и молодежной группы Бунд-Цукунфт (будущее). Они пригласили выступить различных лекторов из Варшавы. Была также создана Народная еврейская партия (Folkspartei). Другими группами были Правые Поалей-Цион со спортивным клубом Хапоэль. Другими группами были Общие сионисты и Хашомер Хацаир, организовавшие лекции и множество еврейских молодежных мероприятий.

В 1918 году закончилась Первая мировая война, и Польша стала независимым государством.

Межвоенный период

После Первой мировой войны еврейская община Лукова получила письмо с обещанием финансовой поддержки от американской еврейской общины. Бунд собрался, чтобы обсудить, как распределить деньги. Они согласились большинством голосов раздать деньги бедному населению города через товары. Большинство политических групп поддержали эту меру, за исключением Агудат Исраэль и Общих сионистов. В это время в Лукове существовала заметная политическая организация среди различных социалистических, коммунистических и рабочих групп. Как вспоминал Шлойме Рубинштейн, при обсуждении митинга того периода «развевались красные флаги. Речи звучали на польском и идиш. Это была яркая картина. Все считали, что наступила новая эра истины и справедливости для всех людей. «

В этот период процветали и другие политические группы. Среди наиболее активных - Всеобщая сионистская партия, Поале Цион Райт, Мизрачи, Фолкспартей и Агуда. Левые сионистские организации включали Цукунфт, Ха-Шомер Ха-Цаир, Хехалуц и Бетар. Самой влиятельной группой была Агуда, которая была ортодоксальными евреями и почти полностью контролировала Кооператив еврейской общины до 1931 года.

межвоенный период увеличил благосостояние евреи Лукова. В 1921 г. в Лукове проживало 6145 евреев, что составляло 49% от общего числа жителей. Они управляли 85% из 530 местных промышленных и коммерческих компаний и создали 30 ассоциаций. Еврейская община выпускала еженедельное издание Dos ukower Wort, а в 1931 году было опубликовано несколько выпусков Łukower Nayes.

Что касается образования, в городе было четыре частных хедерима, по крайней мере две школы для Талмуд-Торы и частная школа до четвертого класса (управляемая партией Мизрахи). В 1923 году школа стала публичной государственной школой. С 1928 до середины 1930-х годов в городе также действовала начальная школа (до четвертого класса), которой руководила ЦИШО (Центральная идишская школьная организация).

Экономические перспективы еврейской молодежи часто были ограничены в Лукове. Как вспоминал бывший житель Шлойме Рубинштейн,

В городе было две гимназии, для мальчиков и для девочек, но еврейских старшеклассников можно было пересчитать по пальцам - во-первых, из-за высокой платы за обучение и во-вторых, из-за антисемитской дискриминации. Например, я помню старшеклассника Реувена Флумана. У его отца был обувной магазин, и он сделал все, чтобы его сын, мальчик с «пылающей головой», стал «мужчиной». В школе с ним жестоко оскорбляли, и он был вынужден сидеть в одном классе два года, а после того, как его жестоко избили, он был вынужден прекратить учебу там... Было непросто «изучить профессию». Что можно было изучать в Лукове? - Пошив и пошив обуви. Чтобы изучить одну из этих профессий, им пришлось посвятить несколько лет, и я думаю, что нужно было заплатить владельцу магазина. Ситуация для девочек была хуже, потому что они не могли научиться ничему, кроме шитья... Из-за этого молодые мужчины и женщины уехали в Варшаву в поисках работы. Довольно часто они бродили голодными и стеснялись возвращаться домой... Они хвастались кинотеатрами, театрами и ресторанами, где ели, но не могли сказать правды, что двое из них спали в одной постели и в гостях. Иногда у них не было денег на еду.

Межвоенный период был отмечен ростом антисемитских действий и коммерческих бойкотов. В 1920 году произошел погром. В августе, когда польская армия вела контрнаступление в войне против большевиков, 12 евреев были без суда казнены солдатами в окрестностях Лукова. В самом городе погром продолжался два дня. Офицеры не пытались его остановить, позволив солдатам грабить магазины и бить еврейских жителей.

С приходом Великой депрессии в 1930-х годах для города наступили тяжелые времена. Некоторые промышленные предприятия закрылись, выросла безработица. Также начал расти антисемитизм, и польские националисты объединились, чтобы бойкотировать еврейские предприятия и мастерские. Некоторые предприятия тогда были разорены. В этот период также жил последний раввин Лукова: Арон Нута Фрайберг.

Вторая мировая война

19 сентября 1939 года немецкие войска захватили город. Некоторые евреи пытались защитить город. В ответ немецкие войска сбили несколько евреев и сожгли 25 еврейских домов. Через несколько дней в город вошла Советская Армия. В октябре 1939 года советские войска отступили, в результате чего из города покинули 500 евреев.

Вторая мировая война привела к полному уничтожению еврейской общины в Лукове. До того, как это случилось, город был остановкой на пути к газовым камерам для тысяч евреев из соседних деревень, многих польских городов и даже из других стран. В период с ноября по декабрь 1939 г. более 2500 евреев из Сероцка, Насельска и Сувалок были перемещены в Лукув. Годом позже за этим последовали почти 1000 евреев из Млавы, а в мае 1942 года более 2000 евреев из Словакии.

Первые массовые казни евреев Лукова начались в марте 1942 года. В то время немцы расстреляли 47 человек. Летом евреям было запрещено покидать город. 5 октября 1942 года началась очередная акция по ликвидации еврейской общины. В этот день в лагерь смерти Треблинка было отправлено около 4000 человек, в городе около 500 казнены (последний раввин общины, Аарон Ноте Фрейберг, был среди них). Еще 2000 человек были перевезены в Треблинку 8 октября 1942 года. После этой акции площадь гетто была уменьшена, и евреи из соседних городов и деревень, таких как Коц, Войчешков, Адамов, Станин, Тухович, Тшебешов и Улан были вынуждены приехать в Луков. После этого с 26 по 27 октября и с 7 по 11 ноября в Треблинку были доставлены еще 4 тысячи человек. Еще несколько сотен евреев были казнены при дворе Луковского магистрата и на еврейском кладбище. Выживших евреев закрыли в гетто в начале декабря, и там были регулярные казни. Гетто было окончательно ликвидировано 2 мая 1943 г., когда войска СС депортировали в Треблинку около 4000 человек.

Таким образом, с 1942 по 1943 год около 14 000 евреев из гетто Лукув и соседних городов и деревень были отправлены в газовые камеры в Треблинке, и около 2000 евреев были казнены в городе. Таким образом, еврейская община в Лукове закончилась.

Выжившие

После Второй мировой войны, по оценкам, около 150 евреев из Лукова выжили. Большинство уехало в Советский Союз. После войны многие поселились в Силезии, а затем перебрались в Западную Европу, Израиль или Соединенные Штаты. В 1950 году в Лукове проживало всего шесть евреев. В 1968 г. в Тель-Авиве, Израиль была опубликована мемориальная книга «Луковская книга: посвященная разрушенной общине», в которую вошли воспоминания бывших жителей города.

Внешние ссылки

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте