Ганс Эренберг

редактировать
Немецкий теолог
Ганс Эренберг
Портрет Ганса Эренберга ок. 1940
РодилсяГанс Филипп Эренберг. (1883-06-04) 4 июня 1883. Альтона, Германская империя
Умер21 марта 1958 (1958-03-21) (74 года). Гейдельберг, Западная Германия
НациональностьНемец
Профессияпрофессор философия. министр, Христускирхе, Бохум
Годы деятельности1905–1958
Супруг (ы)Еще Анна Циммерманн
ДетиЮлиана и Андреас
Богословская работа
ЯзыкНемецкий
Традиции или движениеПротестантизм. Исповедующая церковь. (co -основатель)
Основные интересыПолитология, Экономика, Социология, Философия, Теология, Экуменизм, антисемитизм, Мир, Истина, Доброта, Освобождение

Ганс Филипп Эренберг (немецкий: (Об этом звуке слушайте ); 4 июня 1883 - 21 марта 1958) был немецким еврейским философом и теологом. Один из соучредителей Исповедующей церкви, он был вынужден эмигрировать в Англию из-за своего еврейского происхождения и его противодействия нацизму.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 1883–1914
    • 1,2 1914–1933
    • 1,3 1933–1945
    • 1,4 1945–1958
  • 2 Наследие
  • 3 Премия Ганса Эренберга
  • 4 См. Также
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

1883–1914

Ганс Эренберг родился в либеральной еврейской семье, был старшим из трех детей. Его родителями были Эмили (урожденная Фишель) и Отто Эренберг, брат Виктора Эренберга, немецкого юриста, и Рихарда Эренберга, немецкого экономиста. Его младшими братьями были Пол Эренберг и историк Виктор Эренберг, отец британского историка Джеффри и физика Льюиса Элтона. С 1898 по 1900 год он посещал Христианеум в Альтоне. После выпускного экзамена в гимназии Вильгельма в Гамбурге в 1902 году он изучал экономику, право и политические исследования (Rechtswissenschaften und Staatswissenschaften) в Геттингене, Берлине, Гейдельберг и Мюнхен. Его отношение к рабочим было ясно уже к 1906 году, когда он написал докторскую диссертацию. диссертация о положении сталелитейщиков (Hüttenarbeiter) в Рурской долине. После службы в армии в 1907–1908 годах он продолжил изучение философии и получил докторскую степень в Гейдельберге в 1909 году и степень в 1910 году. Сначала он стал приватным доцентом, затем профессором. философии в Гейдельбергском университете. Его философские интересы включали пейзаж мира, истины, добра и освобождения. Эренберг крестился как протестантский христианин в Берлине в 1911 году. Примерно в это же время он подружился со своим двоюродным братом Францем Розенцвейгом и с Ойгеном Розеншток-Хюсси, Виктором фон Вайцзеккер и Мартин Бубер. Позже Розенцвейг утверждал, что «Эренберг был моим настоящим учителем философии». В 1913 году он женился на Эльзе Анне Циммерманн (1890–1970), лингвисте, учителе и потомке Мартина Лютера. У них было двое детей, Джулиана и Андреас. Одним из его дядей был Виктор Мордехай Гольдшмидт. Одна из его двоюродных сестер, Хедвиг Эренберг, изучала физику и математику в Геттингенском университете, где познакомилась и позже вышла замуж за Макс Борн. Ганс Эренберг, Франц Розенцвейг и Ойген Розеншток, поддерживал регулярную переписку с Луи Д Брандейсом благодаря дружбе их семей по материнской линии. Ввиду родственников, друзей и знакомых отца и дяди Ганса Эренберга, их путешествий по суше и путешествий по морям и океанам, досягаемость его коммуникаций распространилась на всемирную сеть во многих странах на всех континентах.

1914–1933

Эренберг пошел добровольцем на Первую мировую войну и служил унтер-офицером, а с конца 1914 года - лейтенантом. Он выиграл Железный крест 2-го класса, а также Badische Offiziersorden (Zähringer Löwe 2.Klasse ). Он рано покинул войну и армию по состоянию здоровья, как и многие философы, мыслители, музыканты и писатели во всех армиях и на всех фронтах. Больше времени он уделял своим философским и литературным интересам.

Эренберг рассматривал эту войну как законную оборонительную войну, но за это время и впоследствии его взгляды полностью изменились. Он говорил о военных преступлениях и немецкой вине. Он вступил в Социал-демократическую партию (СДПГ) в 1918 году и в течение 18 месяцев был членом городского совета Гейдельберга, а также членом рабочих и солдатских комитетов. Он начал делать христианские пацифистские заявления в 1919 году. В том же году он получил должность доцента в Гейдельберге. В это время, работая с христианскими социалистами, он начал задумываться о том, чтобы стать протестантским священником.

Брак Ханса Эренберга с Эльзой Циммерман, 1913. На свадьбе присутствовали Франц Розенцвейг и Виктор Эренберг.

. Эренберг начал свои богословские исследования в Мюнстере в 1922 году. завершил свой второй богословский экзамен в 1924 году. В 1923 и 1925 годах он и Николай фон Бубнов опубликовали два тома немецких переводов русских богословских сочинений, которые были приобретены и прочитаны Дитрихом Бонхёффером и дважды цитированы из эссе во втором томе. Он посетил Всемирную конференцию жизни и труда в Стокгольме в 1925 году и подружился с Натаном Содербломом и английским экуменистом Джорджем Беллом. Вместе с Ойгеном Розеншток-Хьюсси он был соучредителем, а также активным членом философской дискуссионной группы и журнала «Die Kreatur» с 1925 по 1930 год.

Отказ от многообещающей академической карьеры в В 1925 году он стал министром Паулускирхе в Бохуме, в районе, где преобладает рабочий класс. Он был вовлечен в Kampfbund christlicher Arbeiter (Борющиеся христианские рабочие), хотя и покинул СДПГ, чувствуя, что приходская работа несовместима с активизмом политических партий. В 1927 году он выступил с речами о церкви и антисемитизме против беспорядков, организованных нацистскими коричневорубашечниками. Одна лекция, которую он прочитал в Хаттингене под названием «Церковь и антисемитизм», побудила его направить письмо с жалобой на консисторию в Мюнстере :

«Мы не можем поверить что руководство нашей церкви одобряет расового еврея, который, будучи протестантским священником, читает лекции немецким протестантским христианам о политическом антисемитизме, основанном на расовых взглядах.

1933–1945

Pauluskirche (Церковь Святого Павла)), где Эренберг начал проповедовать в 1925 году, был полностью разрушен во время войны и восстановлен в 1950 году.

После того, как нацисты захватили власть в 1933 году, последовали новые нападения и моральное и педагогическое Эренберга честность была поставлена ​​под сомнение.

Эренберг стал одним из основателей Исповедующей церкви. Он и четыре других вестфальских священника уже сформулировали «Бохумское исповедание» "в мае 1933 года. Первый в своем роде, он содержал отрицание нацистской идеологии и признание еврейского происхождения христианства. 19 июля 33, он опубликовал 72 Leitsätze zur judenchristlichen Frage (Семьдесят два тезиса к иудейско-христианскому вопросу), четко заявив о своем неприятии антисемитизма и призвав протестантскую церковь к повторяй. После того, как на него напали в Der Stürmer и столкнулся с давлением немецких христианских церковных властей, Эренберг попросил о досрочном выходе на пенсию в 1937 году. Однако он продолжал работать в Исповедующей церкви, служители которой в Бохуме открыто выразили солидарность с ним.

В сентябре 1938 года ему запретили произносить речь или проповедовать. Его дом был разрушен во время погромов в Хрустальной ночи, а через несколько дней его отправили в концлагерь Заксенхаузен. В 1939 году он смог эмигрировать в Англию благодаря вмешательству и обещаниям Джорджа Белла, англиканского епископа Чичестера. У него была переписка с Беллом, и, возможно, он сыграл более важную роль, чем Франц Хильдебрандт или Бонхёффер, в убеждении Белла в растущем кризисе немецких церквей при нацистском государстве. Вскоре к нему присоединилась его семья. Экуменизм, религиозное единство становились для него все более важными.

Несмотря на то, что Эренберг был категорически против коммунизма, его жизнь была спасена несколько раз лидером коммунистического профсоюза в концлагере Заксенхаузен.

Эренберг открыто говорил о немецкой конфессиональной церкви в Англии, пытаясь предотвратить нарастающую катастрофу в Германии. Джордж Белл также высказался о вмешательстве нацистов в церковь. Эренберг и Джордж Белл придерживались той же точки зрения, что гражданское население и гражданская инфраструктура не должны пострадать от продолжающейся войны в Центральной Европе.

Среди его близких друзей был пастор доктор Вернер Кох, выживший член немецкого сопротивления и младший брат Ганса Коха.

1945–1958

Эренберг вернулся в Германию в 1947 году, после войны, работая министром в Вефиле в Билефельде. В 1953 году он вернулся в Гейдельберг, где и умер в 1958 году. Его документы хранятся в архивах Вестфальской протестантской церкви в Билефельде. В отличие от своего коллеги и друга, Германа Мааса, он не смог поехать в Израиль по состоянию здоровья после 1950 года, чтобы навестить там друзей и коллег, а именно Мартина Бубера, Рафаэля Розенцвейга и других..

Наследие
Вход в Шуле Ганса Эренберга в Билефельде

Ганс Эренберг был одним из немногих немецких протестантских богословов, даже в Исповедующей церкви, которые публично выразили свою яростную оппозицию анти- семитизм нацистов и публично заявляет о своей поддержке еврейского народа. Он настоятельно призвал протестантскую церковь занять такую ​​же позицию. Он критиковал христианский антисемитизм и подчеркивал сходство между иудаизмом и христианством. Кроме того, его особое отношение к проблемам и правам рабочих (с 1905 г.) и миру во всем мире (с 1903 г., также с Францем Розенцвейгом и Ойгеном Розеншток-Хюсси ) было заранее университетов, муниципальных советов, судебных органов, правительств, парламентов, международных организаций и церквей его времени, "Мир во всем мире без оружия" (мечи на орала ). Помимо практической богословской работы, он написал ряд философских и богословских статей и трактатов. Одна из его любимых цитат из Библии взята из книги Исайи 60, против 19 и 20, которая упоминалась в их эпитафии.

В честь и память Эренберга, Средняя школа, находящаяся в ведении протестантской церкви в районе Билефельд в Сеннештадте, была переименована в Hans-Ehrenberg-Schule в 1963 году. В Бохуме также есть площадь, названная в его честь.

Приз Ганса Эренберга

Протестантский церковный приход Бохума и Общество Ганса Эренберга каждые два года присуждают премию в размере 5000 евро в честь Эренберга. Премия Ганса Эренберга вручается в протестантской Christuskirche (Церковь Христа) в Бохуме, где Эренберг был пастором. Предыдущие победители:

См. Также
Дополнительная литература
  • Вернер Лихарц Франц Розенцвейг и HE- Aspekte einer fast vergessenen Freundschaft в: W. Schmied-Kowarzik (Ed.): Der Philosoph Franz Rosenzweig 1886–1929 Фрайбург (1988) (на немецком языке)
  • Гюнтер Бракельманн. Ганс Эренберг. Ein judenchristliches Schicksal в Германии. Часть 1: Leben, Denken und Wirken 1883–1932. Hans – Ehrenberg – Gesellschaft, Vols. 3 и 4. Вальтроп (1997/1999) ISBN 3-927718-86-6 (на немецком языке)
  • Гюнтер Бракельманн (ред.) Ганс Эренберг. Autobiographie eines deutschen Pfarrers und weitere Zeugnisse aus der NS-Zeit. Hans-Ehrenberg-Gesellschaft, Volume 5. Waltrop (1999) ISBN 3-933688-28-0 (на немецком языке)
  • Wolfdietrich Schmied-Kowarzik. Rosenzweig im Gespräch mit Ehrenberg, Cohen und Buber. Фрайбург, 2006 ISBN 3-495-48244-X (на немецком языке)
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:51:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте