Гойбниу

редактировать
Ирландский бог Гойбниу

В ирландской мифологии, Гойбниу (произносится Ovʲnʲu, современное написание: Gaibhne ) был кузнецом из Туата Де Дананн. Считается, что он был богом кузнечного дела и также ассоциировался с гостеприимством. Таким образом, он связан с валлийским Гофанноном и гаульским Гобаннусом.

этимологией

Его имя можно сравнить с древнеирландское gobae (род. Gobann) 'smith ', средневаллийский gof (pl. Gofein) 'smith ', Галльский gobedbi 'с кузнецами ', все они родственны литовскому gabija 'священный домашний огонь', gabus 'одаренный, умный'.

Семья

Имя его отца появляется как Эсарг или Туирбе Трагмар, «метатель топоров ». Гойбниу часто объединяют с Кредном серебряным делом и Лучтой плотником как Три Де Дана (три бога искусства), которые выковали оружие, которое Туат Де использовали в битве с фоморианцами. С другой стороны, его объединяют с Кредном и Дайаном Кехтом, врачом. Он явно назван братом Дайана Сехта и Нуады во Второй битве при Мойтуре. Сообщается, что неназванная жена Гойбниу была похоронена в пещере в Дроэда.

Мифология

Когда Нуада отрубили руку в битве, Гойбниу изготовил ему новую из серебра, поэтому он известен как Nuada Airgetlám «Нуада Серебряной Руки». Он также делает оружие для богов. В Лебор Габала Эренн он описывается как «не импотент в плавке » и, как говорят, умер вместе с Дайаном Кехтом от «мучительной чумы». Во время Второй битвы при Мойтуре Гойбниу пронзает копьем сын Брига Руадан, но он вынимает копье и убивает им Руадана.

Гойбниу также действует как госпитальер который устраивает пир для богов. Согласно Acallam na Senórach и Altram Tige Dá Medar, праздник Гойбниу был дарован воинам Туата Де Мананнаном, чтобы защитить их от болезней и разложения. Говорят, что он владелец Glas Gaibhnenn, волшебной коровы изобилия, и в сохранившемся фольклоре у него также есть волшебная уздечка для коровы.

В заклинаниях Святого Галла Гойбниу призывают против шипов (буквально или метафорически):

Нет ничего выше неба, нет ничего глубже моря. Святыми словами, которые Христос произнес со Своего Креста, снимите с меня шип, шип... очень остра наука Гойбниу, позволь рожну Гойбниу погаснуть раньше рога Гойбниу!

.

Этот амулет кладут в масло, которое не погружается в воду, и (немного) его размазывают по всему шипу, и оно (масло) не попадает ни на острие, ни на рану, и если шипа там нет, то из двух зубов на передней части головы выпадет.

Гойбниу может быть той же фигурой, что и Куланн.

Фольклор

В фольклоре Ирландии есть несколько фигур с разными названиями Гавида и Гавиган, которые сыграли роль в рождении Луга. Эти фигуры идентифицированы как кузнецы и владеют сказочной коровой Глас Гайбхненн. В истории о Гавигане корова, которую здесь зовут Глас Гавиган, забирается Балором и возвращается только после того, как Гавиган заставляет расти деревья на острове Тори. В этой сказке Гавиган знакомится с дочерью Балора и становится отцом Луга. В другой версии истории Гавида назван кузнецом и братом Мака Кинили и Мака Самтейнна; в этой версии Мак Кинили владеет знаменитой коровой, которую крадет Балор, а позже становится отцом Луга.

Гайблен - еще одна фигура, которую называют кузнецом Туата Де, владевшей гигантской коровой. Его печь находилась в Дойре-на-туан, где он плавил руду железной горы Слиабх ан Иарайнн. С тех пор в этом месте была кузница.

.

См. Также
Ссылки

Первоисточники

Вторичные источники

  • Джеймс МакКиллоп (1998). Словарь кельтской мифологии. Лондон: Оксфорд. ISBN 0-19-860967-1.
Последняя правка сделана 2021-05-21 12:30:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте