Glaspaleis

редактировать

Координаты : 50 ° 53′16 ″ N 5 ° 58′45 ″ E / 50,887892 ° N 5.979305 ° E / 50.887892; 5.979305

Glaspaleis
Glaspaleis front-east.jpg Вид на Glaspaleis с рыночной площади (Bongerd).
Общая информация
Архитектурный стильМодернизм
Город или городHeerlen
CountryНидерланды
Начало строительства1934
Завершено1935
Стоимость184,500 гульденов
ЗаказчикПитер Шунк Шунк
Дизайн и строительство
АрхитекторФриц Пойц

The Glaspaleis (на английском языке: Glass Palace) - модернистское здание в Херлен, Нидерланды, построенный в 1935 году. Ранее дом моды и универмаг Schunck, теперь культурный центр город. Первоначальное название было Modehuis Schunck (Дом моды Schunck), но вскоре его назвали Glaspaleis, что теперь является официальным названием.

Архитектурный стиль во многом соответствует тому, что в Нидерландах известно как het Nieuwe Bouwen, что примерно соответствует модернизму, баухаусу и интернациональному стилю. Визуально наиболее отличительным аспектом является отдельно стоящее стекло, которое покрывает три стороны, что делает его даже более прозрачным, чем знаменитое здание Баухаус в Дессау, и является частью естественного климат-контроля.

  • В 1995 году он был объявлен Национальным памятником с целью сохранения истории
  • В 1999 году он был включен в список 1000 самых важных зданий 20 века. Международный союз архитекторов во время Всемирного конгресса в Пекине.
  • В 2004 году он выиграл первое место в категории «Жизненно важные памятники».
  • В 2005 году он выиграл (Голландская строительная премия) в категории «Проекты».
  • В 2005 году он также выиграл (Национальную премию за реновацию) в категории «Utiliteitsbouw».
Содержание
  • 1 Планирование
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Художественные образы
    • 2.2 Стекло
    • 2.3 «Задняя часть»
    • 2.4 Пентхаус и подвал
  • 3 Ветхость и обновление
    • 3.1 Ремонт
    • 3.2 Критика
  • 4 Использование в настоящее время
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Планирование
Макет, показывающий старый и новый бизнес. Коридор находится на уровне первого этажа и ведет к главному входу в центре и второму сзади.. A = связь между старым магазином и Glaspaleis. B = Vroom en Dreesman (см. Текст). C = Магазин зонтов Logister

Glaspaleis был открыт в 1934 году торговцем тканями Питером Шунк, который изучал архитектурные журналы и посетил несколько универмагов по всей Европе, чтобы найти вдохновение, вместе с Фрицем Пойцем, относительно молодым и несколько противоречивым архитектором (потому что он был модернистом, а не догматиком. путь). Их особенно вдохновила архитектура универмага в Нанте, Франция, Les Grands Magasins Decré (построена в 1932 году и разрушена во время бомбардировки в 1943 году), спроектированная Анри Соважем (1873–1932) в стиле ар-деко. Другим источником вдохновения для Peutz была фабрика Van Nelle 1930 года в Роттердаме, классический образец этого стиля того времени.

Третьим игроком (рядом с Шунком и Пейтцем), который сделал возможным строительство такого типа, был тогдашний мэр Марсель ван Грюнсвен, который хотел модернизировать Херлен в авангардисте моды, таким образом, обеспечение необходимых разрешений не было проблемой, несмотря на тот факт, что местный совет по планированию выступил против именно инновационных аспектов дизайна. Но городской совет дал добро, за исключением нескольких незначительных моментов. Работа была отдана Маастрихцу Бетонийзербау (строитель железобетонных конструкций) П. Кнолс, который сделал самую низкую ставку в 184 500 гульденов.

Как и старый магазин, Glaspaleis был построен прямо посреди трех квадратов в центре. Херлена, с новой рыночной площадью (de Bongerd) на севере, церковной площадью на западе и площадью Эммы на юге, позади старого магазина, который должен был оставаться в эксплуатации и соединяться с Glaspaleis. Раньше рынок располагался на Церковной площади, но когда он переехал на новую рыночную площадь, магазин потерял свое стратегическое положение, что стало одной из причин переезда.

Сеть универмагов Vroom Dreesmann, открывшая магазин прямо рядом с этим участком пятью годами ранее («B» в обзоре), купила один из домов на противоположной стороне. места (магазин зонтов Логистера - «C»), чтобы помешать усилиям Шунка, но это было решено путем простого строительства вокруг него. Врум-эн-Дресман никогда не пользовался домом, который располагался между старым магазином и новым Гласпалейсом, в результате чего он пришел в упадок. Он оставался бельмом на глазу вплоть до Второй мировой войны. Шунку удалось купить его только в 1960 году по непомерно высокой цене в 2 000 000 гульденов.

Здания на юге (включая старый магазин) с тех пор были снесены, в результате чего площадь Панкратия стала намного больше. Участок на запад отдали городу и расчистили, создав пешеходный переход между Панкратием и рыночной площадью. В результате Glaspaleis теперь полностью автономен. Восточное здание заменено пристройкой музыкальной школы.

Архитектура
антресоль и цокольный этаж, вид с места бывшего офиса, подвешенный к потолку.

Назначение гипермодерна, функционального здание должно было создать атмосферу рынка, где все товары (ткань, одежда, ковры и кровати) выставлялись в магазине, а не на складе склад, довольно революционная идея в то время, как и витрины старого магазина 1894 года (для такого сельского городка), идея, которая была доведена до крайности в новом здании. Результатом стала структура из штабелированных и покрытых «висячих» рынков, защищенных от непогоды отдельно стоящими стеклянными ограждениями с трех сторон (север, восток и запад).

Glaspaleis является хорошим примером ранней современной архитектуры, сделанной из стекла, стали и бетона (кроме мрамора, дерева и медь на первом этаже). На каждом этаже около 30 столбов грибовидной формы, которые становятся все более узкими по мере того, как поднимаются по этажам. Отчасти многофункциональность заключается в том, что, кроме задней части, внутри здания нет стен, что создает не только открытую атмосферу, но и оставляет больше свободы для заполнения пространства. Ни одна из стен не несущая, ни задняя, ​​ни стены подвала, даже если они сделаны из железобетона, чтобы противостоять грунту (6–9 м) и давлению воды, поскольку давление не было поглощается наружными стенами из изоляционных щелей (закрытых на уровне улицы), предназначенных для защиты здания от дорожных вибраций и шума и для вентиляции подвала.

Нет фасада как такового - это определяется только тем фактом, что одна сторона обращена к рыночной площади. На данный момент здание полностью отдельно стоящее, почти окруженное тремя квадратами. То, что можно считать задней частью, раньше было соединено с бывшим магазином, но это и все другие здания с той стороны с тех пор были снесены, чтобы расширить площадь Эммы до Гласпале, создав таким образом большую площадь Панкратия.

Здание 30 х 30 м состоит снизу вверх из двух подвалов, цокольного этажа, антресоли, еще четырех бывших магазинов. - этажи, два пентхауса уровня для семьи Шунков, нижний из которых был частично частично крытой террасой на крыше с рестораном и доступной верхней крышей. Семь этажей (восемь этажей на языке US ) и высота 26,5 м, это было в то время самое высокое здание в Херлене (не считая вершины церковной башни рядом с ним). Его называли «дворцом для народа», особенно для горняков, которые сыграли важную роль в этом угледобывающем городе, еще потому, что в то время им хорошо платили за физический труд.

Интерьер библиотеки Гласпалейс с грибовидными колоннами здания.

Столбы имеют форму грибов по двум причинам. Первый - утилитарный; полы были сделаны без балок для лучшего дневного света и, таким образом, отражения света (лучи отбрасывают очень длинные тени). Это дает дополнительное преимущество, заключающееся в упрощении прокладки и перемещения кабелей и осветительных приборов. А формы грибов производят впечатление большей высоты. Второе, конструктивное преимущество состоит в том, что усиление стального пучка в двух направлениях делает конструкцию одинаково жесткой во всех направлениях. Поскольку будущую деятельность по добыче невозможно предсказать, было желательно большое сопротивление провисанию во всех направлениях.

Хотя Пейтц строился в основном в соответствии с международным стилем, он не подчинился полностью функционализму, а использовал дерево для интерьера и мрамор на лестнице на первом этаже (который с тех пор был удален). Колонны, по причинам, не связанным с функциональностью или конструкцией, имеют разные формы и размеры на разных уровнях этажа - круглые на первом этаже / антресоли и втором этаже и восьмиугольные в других местах и ​​становятся уже по мере того, как поднимаются.

Художественные изображения

Пейтц сделал несколько предварительных чертежей своего проекта (хотя и меньше, чем обычно), на которых он также проявил интерес к окружающей среде, с некоторыми чертежами возможного расположения прилегающих площади и другие площади самого здания Glaspaleis, демонстрирующие, как в темные дни окружающие здания отражаются в стекле. Фотограф-архитектор сделал шестнадцать фотографий здания в 1935 году, которые сейчас хранятся в архиве фотографий Нидерландов в Роттердаме. Будучи символом фирмы, здание также фигурировало в рекламных объявлениях, многие из которых были опубликованы в журнале de Mijnwerker («Шахтер»). А к 75-летнему юбилею бизнеса было устроено фейерверк-представление Glaspaleis.

Стекло

Зазор между этажами и отдельно стоящим стеклянным кожухом с металлической решеткой, чтобы ничего не провалилось.

Название Glaspaleis связано с тем фактом, что здание имеет свободную -стекло (с трех сторон) вокруг бетонной конструкции. За исключением задней части, пентхауса и цокольного этажа, нет внешних или внутренних стен, что максимально устраняет разделение между внутренней и внешней частью. Конструктивно это в основном совокупность столбов, пересекаемых и поддерживающих платформы, окруженных стеклянной оболочкой, которая подвешена к перекрытиям. Необычно большие размеры окон сделали здание даже более прозрачным, чем знаменитое здание 1927 Баухаус в Дессау, которое хвалили за свою прозрачность. Тот факт, что внешние столбы смещены от стеклянных «стен», делает их «бестеневыми» (и максимально нагружает фундаментную плиту).

Эта конструкция также обеспечивает «естественную вентиляцию » за счет выборочного открывания окон. Зазор в 50 см между полом толщиной 17 см и стеклянной перегородкой также обеспечивает вертикальную вентиляцию, если это необходимо, открывая стеклянные люки в крыше. Стекло обеспечивает максимальное проникновение солнечного света. Peutz сообщил, что после года эксплуатации здания, этот опыт показал, что зазора в 50 см более чем достаточно. В первые годы разрыв в некоторых местах даже уменьшился. Зимой нужно открывать только оконные створки в стеклопакете, а люки в крыше могут оставаться закрытыми. Летом на солнечной стороне шторы должны быть закрыты, а люки открыты (учтите, однако, что на южной стороне нет стекла). В результате получается «двойная стена» из стекла с внешней стороны и занавески с внутренней стороны с восходящим потоком, вызванным солнечным теплом. Этого достаточно для вентиляции, и два поверхностных воздуховода (как показано на чертежах) частично предназначались для механической вентиляции (с вытяжным вентилятором), но это оказалось ненужным. Зимой отопление осуществляется с помощью установки горячего водоснабжения (естественно, на угле ) с естественной циркуляцией. Радиаторы вдоль окон теперь обеспечивают циркуляцию тепла. Установленные насосы оказались ненужными. Герметичные стеклянные стены оказались лучшими изоляторами, чем предполагалось. Кроме того, масса бетона является таким хорошим аккумулятором тепла, что дополнительное время на утренний обогрев здания оказалось ненужным, и никогда не было серьезных изменений температуры. Эта технология заново открыта и используется, например, канадским архитектором в его энергосберегающих проектах.

В промежутки между полом и стеклянными стенами была вставлена ​​проволочная сетка, чтобы предметы не падали. Балюстрады вдоль выступающих плит перекрытия, укрепленные с верхней стороны небольшим вертикальным выступом, состоят из связанных рядов радиаторов. Подвесные люльки на роликах используются для мытья окон.

Вдоль Рыночной площади есть проход, окруженный витринами, ведущий к центральному входу посередине. Таким образом, «внешний» дисплей представляет собой «остров», доступ к которому осуществляется через люки из первого подвала, где находилась мастерская по производству дисплеев. Проход простирается до уровня мезонина, поэтому бывшие офисы над «внутренним» дисплеем получали дневной свет через внешний дисплей-остров и проход.

«Задняя часть»

Задняя сторона Glaspaleis, где раньше находился старый магазин, а теперь выходящая на площадь Панкратия.

Задняя часть Glaspaleis, которая не сделана из стекла, вмещает лестницу, лифт, туалеты, (бывшую) диспетчерскую и другие помещения. Также имелась связь из задней части здания со старым магазином Schunck, который все еще использовался вначале, для тех, кто чувствовал себя неуютно при входе в такое современное здание. Там дела пошли по-прежнему, только теперь товары привозили из новостройки, а не «со спины» (хотя для покупателей эта разница не была заметна). Такое внимание к клиентам было одной из причин успеха бизнеса. Несмотря на размер бизнеса, Питер Шунк регулярно обходил магазин (как и его дочь после него) с его calotte на лысеющей голове, который был легко узнаваемым олицетворением магазина.

Площадь Панкратия на 2,5 м выше Рыночной площади. Это одна из причин внушительной высоты первого этажа. Подвалы старого магазина были интегрированы в первый этаж Glaspaleis, а первый и верхние этажи старого магазина были связаны с мезонином, а также первым и вторым этажами Glaspaleis через главную лестницу в задней части здания интересным с точки зрения архитектуры способом.. Сегодня антресоль соединяется с площадью Панкратия через ресторан и лестничный пролет. В антресоли в передней части располагались офисы, подвешенные к первому этажу.

В пентхаус ведут четыре лифта, изначально два для клиентов, один для товаров и один для личного пользования.

Пентхаус и подвал

Пентхаус. Экспозиция из стекла в подвале.

Два уровня пентхауса, которые несколько меньше по площади, чем другие этажи, Таким образом, создавая балкон, имейте по террасе каждую на западной стороне, с нижним уровнем, защищенным от преобладающих ветров на северо-западной стороне стеклянной перегородкой, а над ним находится доступный открытая крыша, так называемый дактуин (сад на крыше), так называли пентхаус в целом. Эта площадка на крыше простирается над террасой второго уровня, перекрывая ее. На нижней террасе сейчас находится ресторан, как и летом, когда здесь жила семья Шунков. Второй уровень пентхауса и крыша недоступны для публики. Нет и второго (нижнего) подвала. Поскольку фундаментную плиту пришлось положить на значительную глубину 6,5 м, местами есть три подвальных уровня. Подвалы использовались для машин, складов и мастерских. В центре первого этажа находился торговый зал, часть которого теперь доступна для публики.

Питер Шунк сравнил структуру здания с кораблем, плывущим по неопределенной местности. Фундамент - это, по сути, бетонный желоб, который может немного дать, если под ним будут вырыты шахты. Тогда этот «корабль» никогда не сможет перевернуться. Во время строительства был обнаружен ров старого римского городища, что послужило поводом заложить фундамент глубже, чем планировалось изначально. Внутри старых стен подпочва была твердой, но снаружи было очень плохо. Строительство такой конструкции на таком грунте в районе добычи было сочтено слишком рискованным, и грунт расчищали до тех пор, пока не обнаружился единственный слой равной общей слабости - слой песка толщиной 12 м. Этот песок обычно считается плохим грунтом для фундамента, но для горнодобывающих предприятий это хороший выбор, потому что он течет и «просачивается» равномерно в случае провала в шахте под ним. Тем не менее, Peutz решил, что давление грунта не должно превышать 1 кгс / см (100 к Па ). Поэтому для фундамента он использовал железобетонную плиту, проходящую под всем зданием. Эта фундаментная плита без балок толщиной 50 см имеет грибовидную форму.

Максимальная нагрузка составляет 500 кг / м для полов и лестниц и 1000 кг / м для зоны отправки. Допускалось максимальное ветровое давление 150 кгс / м. Снижение нагрузки на колонку не было включено.

Ветхость и реконструкция

Во время Второй мировой войны здание трижды подвергалось бомбардировке (каждый раз приходилось вставлять новое стекло), а к концу войны это был штаб генералов. Паттон и Симпсон, а несколько месяцев спустя он служил «центром отдыха» для французских маки (сопротивление), из которых особенно последние не относитесь к интерьеру очень уважительно.

В 1964 году Шунк переехал в другое здание (), и в отеле Glaspaleis появилась новая функция продаж. Этой возможностью воспользовались для замены старых подъемников (с железными складными дверями) на более современные. Во время ремонта были улучшены и подъезды. Шесть лет спустя Glaspaleis был сдан в аренду Пенсионному фонду (Algemeen Burgerlijk Pensioenfonds). После этого начался упадок. Еще до этого, в 1962 году, городские власти хотели снять пентхаус. В 1973 году архитектор Беп Гренедейк купил здание и разрушил открытую атмосферу (столь важную для функциональности здания), применив тонированное стекло. В 1974 году здание было вновь открыто как торговый центр с супермаркетом. Какое-то время здесь даже был ресторан быстрого питания Pizza Hut. С этого начался исход. В 1990 году, после того как оно некоторое время не использовалось, даже планировалось снести здание. До начала 1993 года он принадлежал шведской компании, которая выделила его в отдельный BV. Когда у этого BV возникли финансовые проблемы, здание было продано Hardy BV в Амстердаме при посредничестве шведского SE-банка. В течение года Харди пытался найти для него новое направление. Но потом выяснилось, что SE-банк не может полностью передать право собственности, и договор стал недействительным. Не зная, что делать со зданием, банк решил объявить первоначальную BV банкротом и продать Glaspaleis. В 1994 году он был куплен в ходе публичной продажи компанией Northdoor BV из Амстердама, тесно связанной с SE-банком. Они заранее договорились, что это будет минимальная цена, и других участников торгов не было. К тому времени были планы номинировать Glaspaleis в качестве национального памятника, и SE-банк заявил, что будет ждать решения, прежде чем решать, что с ним делать.

Ремонт

Фасадная (северо-западная) сторона нынешнего, обновленного Гласпалейса.

Планы сноса Гласпалейса были последней каплей для некоторых поклонников здания. В 1993 году Ник Таммерс основал рабочую группу (Werkgroep Behoud Glaspaleis), а Виль Аретс и другие основали Фонд F.P.J. Peutz Foundation. Эти усилия были поддержаны олдерменом Сейбеном, и в 1994 году городской совет подал заявку на присвоение памятнику статуса. В 1995 году здание было объявлено национальным памятником, а в 1997 году городские власти выкупили его (единогласное решение), чтобы превратить в культурный центр. В 1999 году международному архитектору и поклоннику Пейтца Виль Аретс и Джо Коэнен было поручено восстановить здание до его первоначального состояния (выполнено строительным подрядчиком Laudy-Heijmans). В первоначальный дизайн были внесены лишь незначительные изменения. Например, полы сделали толще на 17 см, чтобы скрыть трубопроводы и проводку, а также подогрев пола и охлаждение. И оригинальное высокопрозрачное бесцветное стекло больше не было доступно в соответствующих размерах. Но эти различия не видны невооруженным глазом (в отличие от некоторых других - см. Ниже). Это связано с современными стандартами, такими как строительные нормы, долговечность, двойное остекление (без потери прозрачности, поэтому не использовалось теплопоглощающее покрытие) и другие энергосберегающие. За это он выиграл (Национальную премию за реновацию) в категории Utiliteitsbouw. Основными пунктами были переустановка прозрачных окон и естественной вентиляции. В соответствии с остальными площадями вокруг него и большей частью центра города Херлен, Бонгерд был сделан без автомобильного движения.

Работы начались в августе 2000 г. и закончились 1 сентября 2003 г., когда он был открыт для общественность. Помимо прочего, в нем теперь размещалась музыкальная школа, для которой была построена пристройка, которая соединяется с метро Glaspaleis. Общая площадь здания Glaspaleis плюс пристройка к музыкальной школе составляет 10 000 м². Пристройка полностью покрыта зеркальной плиткой, это совершенно новая идея (попытка отразить уникальность Glaspaleis, когда она была построена). Общая стоимость ремонта (плюс строительство пристройки) составила 30 миллионов евро, что вдвое превышает запланированную стоимость (и более чем в 300 раз превышает стоимость первоначального здания без поправки на инфляцию), из которых 10% покрывается за счет государственной субсидии. решение было принято госсекретарем Риком ван де Плоегом в 2001 году.

Официальное открытие состоялось 30 июня 2004 года. 27 мая 2004 года эта реконструкция получила голландскую премию Bouwfonds в номинации «Самый важный памятник» (награда для памятников, которым была дана общественная функция, чтобы поддерживать их жизнь), потому что это «яркий пример идеального возрождения и оптимальной общественной доступности». А через год он получил (Голландскую Строительную премию) в категории «Проекты» как «ремонт молодого памятника, излучающего оптимизм в отношении строительства нового мира». Подобно тому, как Glaspaleis сначала символизировал подъем Херлена из сонной деревни в шумный промышленный город, а затем распад Херлена после закрытия шахт, теперь он символизирует возрождение города. Новый слоган - Venster op Cultuur (Окно в культуру) - отражает предполагаемое использование для художественных выставок и культурных мероприятий, таких как музыка, балет, кино и архитектура. Часть кинотеатра в пентхаусе и большая часть помещений музыкальной школы расположены в новых пристройках в задней части здания, частично под землей. У вышеперечисленных долот есть вторичная функция визуального улучшения изначально довольно скучной (потому что в значительной степени невидимой) задней части. Эти пристройки местные жители прозвали «рюкзаками».

Критика

Критика заключается в том, что от старого пентхауса мало что осталось. Пришлось уступить место ресторану и артхаусному кинотеатру. Кроме того, многофункциональность, которую имел в виду Пейтц (он был одним из первых мыслителей кроссоверов), была утрачена, потому что разные пассажиры не сотрудничают. Это противоречит синергии, которую так любил Пейтц. Другой момент критики заключается в том, что Город теперь хвастается признанием в качестве одного из 1000 самых важных зданий 20-го века, но эта награда была дана оригинальному зданию 1930-х годов, которое город оставил разрушаться, пока его не начали признавать как важный памятник.

Пентхаус-бухта Гласпале и церковная башня на заднем плане.

Это современное «открытое» здание резко контрастирует с «закрытым» зданием 13-го века романском церковью Панкратия рядом с ней. Тогдашний пастор, Пьер Йохемс, был в восторге от этого современного здания, но его преемник, Тео ван Гален, был менее доволен его господством над церковью. Пойц действительно решил уважать почтенный характер церкви, придав этому светскому зданию контрастную форму, трезвую и деловую. Он никогда не задумывался как памятник архитектуры. Но время сделало это именно так.

Использование в настоящее время

В настоящее время в Glaspaleis находится публичная библиотека, артхаусный кинотеатр, картинная галерея и архитектурный центр («Витрувианум»). Музыкальная школа с 2900 учениками расположена в новом здании, соединенном со Стеклянным дворцом первым цокольным этажом, цокольным этажом и мезонином. Некоторые помещения в самом Glaspaleis также являются частью музыкальной школы, в том числе балетный зал в подвале. На первом этаже и в пентхаусе расположены рестораны.

«Стадсгалери» (городская галерея) размещается в подвале, но экспозиции иногда показывают и на других этажах. Он создает коллекцию современного искусства, такого как COBRA и родственного искусства. Его эксцентричное положение по отношению к другим голландским художественным музеям делает его важным для региона.

Библиотека занимает четыре этажа и привлекает внимание 250 000 посетителей в год, что также приносит пользу другим посетителям. И наоборот, его коллекция сосредоточена на темах других обитателей, что приводит к динамической ситуации взаимных культурных импульсов.

Артхаус-кинотеатр De Spiegel («Зеркало») - это добровольная организация, уделяющая особое внимание качеству, в отличие от обычного кинематографа, и демонстрирующая фильмы Дэвида Линча, Питер Гринуэй, Стэнли Кубрик и Вуди Аллен, а также менее известные режиссеры. Планируется использовать стеклянные стены в качестве проекционных экранов, проецирующих пленки изнутри, на которые можно будет смотреть с площадей, окружающих здание.

См. Также
  • Schunck, для получения справочной информации с упором на коммерческую сторону строительства (например, приобретение и интерьер), а также дополнительные (более старые) фотографии.
Источники
  • Стеклянный дворец Шунка, двуязычная (голландский / английский) книга с оригинальными рисунками Пейтца, дневник начальника участка, справочная информация и множество фотографий. Апрель 1996 г., ISBN 90-73367-10-7
  • Glaspaleis - van warenhuis tot cultuurmarkt, на голландском языке.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:07:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте