Геты

редактировать
Район земли, наиболее часто исторически связанный с народом гетов, показан красными точками в устье реки Дунай Фракийская гробница Свештари, 3 век до н.э.

Геты () или Gets (; Древнегреческий : Γέται, единственное число Γέτης) было несколько Фракийские племена, которые когда-то населяли области по обе стороны от Нижнего Дуная, на территории современной северной Болгарии и южной Румынии. И форма единственного числа Get, и множественное число Getae могут быть образованы от греческого экзонима : этот район был внутренним районом греческих колоний на побережье Черного моря, что привело к Геты с давних времен контактировали с древними греками. Хотя считается, что геты были родственниками своих западных соседей, даков, некоторые ученые, особенно в румынской историографии, утверждают, что геты и даки были одним и тем же народом.

Содержание

  • 1 Этноним
  • 2 Геты и даки
    • 2.1 Древние источники
    • 2.2 Современные интерпретации
      • 2.2.1 Одинаковые люди
      • 2.2.2 Один язык, разные люди
  • 3 История
    • 3.1 VII - IV века до нашей эры
    • 3.2 Процветание
    • 3.3 Конфликт с Римом
  • 4 Культура
  • 5 Внешний вид
  • 6 Необычные взгляды на альтернативное происхождение
    • 6.1 Рекомендуемая ссылка Готы
    • 6.2 Предлагаемая ссылка на Джатс
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Древние
    • 9.2 Современные
  • 10 Внешние ссылки

Этноним

Этноним геты впервые использовал Геродот. Корень также использовался для Tyragetae, Thyssagetae, Massagetae и других.

Геты и даки

Древние источники

Стакан с птицами и животными, фрако-гетиан, 4 век до н.э., серебро, высота: 18,7 см (7,4 дюйма), Метрополитен-музей of Art

Страбон, один из первых древних источников, в которых упоминаются геты и даки, заявил в его Geographica (c.7 г. до н.э. - 20 г. н.э.), что даки жили в западных частях Дакия, «к Германии и истокам Дуная», тогда как геты жили в восточных частях, к Черному морю, как к югу, так и к северу от Дуная. Древний географ также писал, что даки и геты говорили на одном языке, после того, как он заявил то же самое о гетах и ​​фракийцах.

Плиний Старший в его Naturalis Historia (Естественная история), c.. 77–79 г. н.э. заявил нечто подобное: «... хотя различные расы населяли соседние берега; в одном месте геты, римляне называли Даки».

Аппиан, который начал писать свои Римская история при Антонин Пий, римский император с 138 по 161 год, отмечал: «[Б] но выходя за эти реки в местах, где они правят некоторыми из кельтов над Рейн и геты за Дунаем, которых они называют даками ».

Юстин, латинский историк III века нашей эры, писал в своем Эпитоме Помпея Трога. о даках говорится как о потомках гетов: «Daci quoque suboles Getarum sunt» (даки также являются потомками гетов).

В его Римская история (ок. 200 г. н.э.), Кассий Дион добавил: «Я называю людей даками, это имя использовали сами местные жители, а также римляне, хотя мне известно, что некоторые греческие писатели называют их гетами, независимо от того, правильный это термин или нет... ". Он также сказал, что даки жили по обе стороны Нижнего Дуная ; те, что к югу от реки (сегодняшняя северная Болгария ), в Мезии, назывались мезийцами, а те, что к северу от реки, назывались даками. Он утверждал, что даки - это «геты или фракийцы дакской расы»:

В древние времена, правда, мезийцы и геты занимали всю землю между Гемом и Истером. ; но со временем некоторые из них изменили свои имена, и с тех пор под названием Мезия были включены все племена, жившие выше Далмации, Македонии и Фракии. и отделен от Паннонии рекой Савус, притоком Истера. Два из множества обнаруженных среди них племен - это те, которые ранее назывались Трибалли, и Дардани, которые до сих пор сохраняют свое старое название.

Современные интерпретации

Там - это спор между учеными об отношениях между гетами и даками, и этот спор также касается интерпретации древних источников. Некоторые историки утверждают, что даже древние греки использовали эти два обозначения «взаимозаменяемые или с некоторой ошибкой». Таким образом, обычно считается, что эти две группы были связаны в определенной степени, точное соотношение является предметом разногласий.

Те же люди

Ономастический диапазон даков, гетов и мезийских городов с окончанием дава или дева, охватывающий Дакию, Мезию, Фракию и Далмацию и демонстрирующий языковую преемственность ономастический диапазон даков, гетов и мезийских городов с дава или окончанием дэва, охватывающий Дакию, Мезию, Фракию, и Далмация, и демонстрация языковой преемственности

Страбон, а также другие древние источники привели некоторых современных историков к мысли, что, если фракийская этническая группа должна быть разделена, одним из этих подразделений должен быть «Дако-геты». лингвист также определил «дакийскую языковую область » в Дакии, Малой Скифии, Нижней Мезии и Верхняя Мезия.

Румынские ученые, как правило, пошли дальше с идентификацией, историк Константин Джуреску утверждал, что они идентичны. археолог говорил об «истинном этнокультурном единстве» между гетами и даками. Согласно сообщению греческого географа Страбона, говорится, что геты и даки были одним и тем же народом. Среди других, кто поддерживает идентичность гетов и даков из древних источников, есть писатель-фрилансер Джеймс Минахан и, утверждающий, что народ, которого греки называли геты, римляне называли даками. Это же убеждение высказывают некоторые британские историки, такие как и Филип Матышак. Болгарский историк и фраколог Александр Фол считает, что геты стали известны как «даки» на греческом и латинском языках в трудах Цезаря, Страбона и Плиния Старшего, поскольку римские наблюдатели приняли название дакийского племени для обозначения всех непокоренных жителей к северу от Дуная. Кроме того, Эдвард Банбери полагал, что имя гетов, под которым они были первоначально известны грекам на Эвксине, всегда сохранялось последними в обычном употреблении: тогда как у даков, каким бы ни было его происхождение, именно благодаря ему римлянам впервые стали известны более западные племена, примыкающие к паннонийцам. Некоторые ученые считают гетов и даков одними и теми же людьми на разных этапах своей истории и обсуждают свою культуру как гето-даки.

Один язык, разные люди

Историк и археолог Александру Вулпе обнаружил замечательное единообразие гето-дакской культуры, однако он является одним из немногих румынских археологов, проводящих четкое различие между гетами и даками, опровергая традиционную позицию румынской историографии, которая считала эти два народа то же. Тем не менее, он решил использовать термин «гето-даки» в качестве условного понятия фракийских племен, населяющих будущую территорию Румынии, не обязательно означающего «абсолютное этническое, языковое или историческое единство».

Рональд Артур Кроссленд предположил, что эти два обозначения могут относиться к двум группам «лингвистически однородных людей», которые приобрели историческое значение в два различных периода времени. Он также сравнил возможную языковую ситуацию с соотношением между современными норвежским и датским языками. Пол Лахлан МакКендрик считал эти два «ветвями» одного и того же племени, говорящий на двух диалектах общего языка.

Румынский историк идей и историограф Люциан Бойя заявил: «В определенный момент фраза "гето-дакианцы" была придумана в румынской историографии для обозначения единства гетов и даков ". Лукиан Бойя занял скептическую позицию, аргументируя это тем, что древние писатели выделяли два народа, рассматривая их как две отдельные группы фракийского этноса. Бойя утверждал, что было бы наивно предполагать, что Страбон так хорошо знал фракийские диалекты, утверждая, что Страбон «не обладает компетенцией в области фракийских диалектов». Последнее утверждение оспаривается, некоторые исследования подтверждают надежность Страбона и его источники. Нет никаких оснований игнорировать мнение Страбона о том, что даки и геты говорили на одном языке. Бойя также подчеркнул, что некоторые румынские авторы цитировали Страбона без разбора.

Аналогичную позицию занял румынский историк и археолог, который также критиковал румынскую историографию и археологическую интерпретацию, особенно в отношении «гето-дакской» культуры. По его мнению, Александру Вулпе считал древних людей современными нациями, что привело к тому, что последние интерпретировали общий язык как признак общего народа, несмотря на то, что Страбон проводил различие между ними.

История

Восточная Европа в 200 г. до н.э. показаны племена гетов к северу от реки Дунай

7-4 века до н.э.

Начиная с 7 века до нашей эры, геты вступили в экономические и культурные контакты с греками, которые установили колонии на западной стороне Эвксинского Понта, ныне Черного моря. Впервые геты упоминаются вместе в Геродоте в его повествовании о скифском походе Дария I в 513 г. до н.э., во время которого последний завоевал гетов. Согласно Геродоту, геты отличались от других фракийских племен своей религией, сосредоточенной вокруг бога (даймона) Залмоксиса, которого некоторые из гетов называли Гебелейзис.

Между V и III веками до нашей эры. Геты в основном находились под властью процветающего Одрисского царства. В это время геты оказывали военные услуги и прославились своей кавалерией. После распада Одрисского царства меньшие гетские княжества начали консолидироваться.

Процветание

Перед тем, как отправиться в свой персидский поход, Александр Македонский победил гетов и разрушил одно из их поселений. В 313 г. до н.э. геты заключили союз с Каллатисом, Одессосом и другими западно-понтийскими греческими колониями против Лисимаха, который держал крепость в Тиризисе (совр. 214>Калиакра ).

Геты процветали особенно в первой половине III века до нашей эры. Примерно к 200 году до нашей эры власть гетского князя Залмодегика простиралась до Хистрии, как показывает современная надпись. Среди других сильных князей были Золт и Ремакс (около 180 г. до н.э.). Кроме того, несколько гетских правителей чеканили свои собственные монеты. Древние авторы Страбон и Кассий Дион говорят, что геты практиковали культ правителя, и это подтверждается археологическими находками.

Конфликт с Римом

В 72 –71 г. до н. Э. Марк Теренций Варрон Лукулл стал первым римским военачальником, выступившим против гетов. Это было сделано, чтобы нанести удар по западно-понтийским союзникам Митридата VI, но успех у него был ограниченный. атер, коалиция скифов, гетов, бастарн и греческих колонистов победила К. Антония Гибрида в Истрии. Эта победа над римлянами позволила Буребисте, лидеру этой коалиции, на короткое время (60–50 до н. Э.) Господствовать в регионе.

В середине первого века до нашей эры Буребиста организовал царство, состоящее из потомков тех, кого греки называли гетами, а также даков, или Даки, это имя применялось к жителям региона римлянами.

Август стремился поработить весь Балканский полуостров и использовал вторжение бастарнов через Дунай в качестве предлог для опустошения гетов и фракийцев. Он поручил Марку Лицинию Крассу руководить планом. В 29 г. до н.э. Красс победил Бастарнов с помощью гетского князя Роулза. Красс обещал ему помощь в борьбе с правителем гетиков Дапиксом. После того, как Красс достиг дельты Дуная, Роулс был назначен королем и вернулся в Рим. В 16 г. до н.э. сарматы вторглись на территорию Гетов и были отброшены римскими войсками. Геты были переданы под контроль римского вассального царя Фракии Реметалса I. В 6 г. н. Э. Была основана провинция Мезия, в которую вошли геты к югу от реки Дунай. Геты к северу от Дуная продолжали племенную автономию за пределами Римской империи.

Культура

Согласно Геродоту, геты были «самым благородным, а также самым из всех фракийских племен». Когда персы во главе с Дарием Великим выступили против скифов, фракийские племена на Балканах сдались Дарию по пути в Скифию, и только геты оказали сопротивление.

Один эпизод из истории гетов засвидетельствован несколькими древними писателями.

Когда Лисимах попытался подчинить гетов, он потерпел поражение от них. Царь гетов, Дромихет, взял его в плен, но он хорошо с ним обращался и убедил Лисимаха, что как союзник, а не как враг гетов, можно получить больше, и освободил его. Согласно Диодору, Дромихет развлекал Лисимаха в его дворце в Хелисе, где пища подавалась на золотых и серебряных тарелках. Обнаружение знаменитой гробницы в Свештари (1982) предполагает, что Хелис находился, возможно, в его окрестностях, где найдены остатки большого античного города вместе с десятками других могил фракийских курганов.

Как указывалось ранее, так же, как и даки, главным богом гетов был Залмоксис, которого они иногда называли Гебелейзис.

Этот же народ, когда он освещает и громы, направляют свои стрелы в небо, угрожая богу; и они не верят, что существует какой-либо бог, кроме своего собственного.

— Геродот. Истории, 4.94.

Плиний Старший в своей Naturalis Historia упоминает племя, называемое Тирагеты, очевидно, дако-фракийское племя, жившее у реки Тирас ( Днестр ). Их племенное название, по-видимому, представляет собой комбинацию Тирас и Гетов; см. также имена Thyssagetae и Massagetae.

Римский поэт Овидий, во время своего долгого изгнания в Томис, как утверждается, писал стихи ( теперь потеряно) на языке Getic. В своих Epistulae ex Ponto, написанных с северного побережья Черного моря, он утверждает, что разные племена Скифии, которых он называл гетскими и сарматскими, говорили на двух основных разных языках.

Внешний вид

Джером (Письмо CVII Лаэте. II) описал гетов как рыжеволосых и желтоволосых.

Взгляды на альтернативное происхождение

Рекомендуемая ссылка Готы

Гетов иногда путают с готовами в произведениях ранних средневековых авторов. Эта путаница особенно усиливается в работах Иордана, самого готского происхождения, который передал готам более ранние исторические повествования о гетах. В конце IV века нашей эры Клавдиан, придворный поэт императора Гонория и патриций Стилихон, использует этноним геты. для обозначения вестготов.

В течение V и VI веков несколько историков и этнографов (Марцеллин приходит, Орозий, Иоанн Лид, Исидор Севильский, Прокопий Кесарийский ) использовал тот же этноним геты для названий народов, вторгшихся в Восточную Римскую империю (готы, гепиды, Кутригуры, славяне ). Например, в третьей книге Истории войн Прокопий подробно говорится: «В прежние времена, как и в настоящее время, было много готских народов, но величайшие и самые важными из всех являются готы, вандалы, вестготы и гепеды. Однако в древние времена их называли савроматами и меланхлинами, а некоторые также называли эти народы гетиками ». Геты считались тем же народом, что и готы Иорданом в его Getica, написанном в середине VI века. Он также утверждает, что в какой-то момент "геты" мигрировали из Скандзы, идентифицировав свое божество Залмоксис как готского короля. Иордан принял более раннее свидетельство Орозия. В произведении IX века «De Universo» Рабана Мауруса говорится: «Массагеты происходят из племени скифов и называются массагетами, как если бы они были тяжелыми, то есть сильными гетами.

Предлагаемая ссылка на джатов

Давно предпринимались попытки связать гетов и массагетов с джатами Южной Азии. Точно так же даки были связаны с Дахэ в Средней Азии (и Дахае до Даса Южной Азии). WW Hunter утверждал в 1886 году, предположил, что джаты были Иранцы - скорее всего, скифы / саки по происхождению, Александр Каннингем (1888) считал, что ссылки в классических европейских источниках - например, Страбон, Птолемей и Плиний - для таких народов, как, возможно, были геты и / или джаты. Более поздние авторы, такие как Тадеуш Сулимирски, Вир Раджендра Риши и Чандра Чакраберти также связали гетов и джатов.

Меньшее доверие Однако это параллельные утверждения Александра Каннингема о том, что Xanthii (или Zanthi) и - упомянутые Страбоном, Птолемеем и Плинием - могли быть синонимами гетов и / или джатов. Позже было установлено, что ксантии являются подгруппой (племенем или кланом) дахаэ. Последующие ученые, такие как Эдвин Пуллибланк, Йозеф Маркварт (также известный как Джозеф Маркварт), и предполагают, что Иатиои может быть другим именем народа, известного в классических китайских источниках как Юэчжи и в контекстах Южной Азии как Кунаны (или Кушаны).

См. Также

Заметки

Ссылки

Древние

Современные

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 07:20:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте