Джеффри Пайк

редактировать
Английский изобретатель и шпион

Джеффри Пайк
Родился(1893-11-09) 9 Ноябрь 1893 г.
Умер21 февраля 1948 г. (1948-02-21) (54 года)
Причина смертиСамоубийство
Род занятийЖурналист, <65 лет>педагог и изобретатель
Супруг (ы)Маргарет Эми Чабб
ИзвестнаПикрет, Проект Хабаккук
Научная карьера
ПоляВоенная техника
Подпись
Джеффри Пайк подпись.jpg

Джеффри Натаниэль Джозеф Пайк (9 ноября 1893 - 21 февраля 1948) был английским журналистом, педагогом и изобретатель.

Пайк привлек внимание общественности, когда он сбежал из интернирования в Германии во время Первой мировой войны. Он приехал в Германию по поддельному паспорту, вскоре был арестован и интернирован. Пайк известен тем, что предложил недавно изобретенный материал пикрит для строительства корабля Аввакум.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Первая мировая война
  • 3 Между войнами
    • 3.1 Школа Malting House
    • 3.2 Работа против антисемитизма
    • 3.3 Добровольная промышленная помощь Испании
  • 4 Вторая мировая война
    • 4.1 Слежка за нацистской Германией
    • 4.2 Военные изобретения
      • 4.2.1 Operation Plough / First Special Service Force
      • 4.2.2 Project Habakkuk
      • 4.2.3 Люди в трубах
  • 5 После Второй мировой войны
  • 6 Смерть и наследие
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы

Отец Пайка, Лайонел Эдвард Пайк, был еврейским юристом который умер, когда Пайку было всего пять лет, оставив свою семью без денег. Его мать поссорилась с родственниками и превратила жизнь своих детей в ад. Она отправила Пайка в Веллингтон, затем в государственную школу, в основном для сыновей армейских офицеров. По настоянию матери Пайк сохранил одежду и привычки ортодоксального еврея. Он стал атеистом, когда ему было тринадцать. Преследование, которому он подвергся, внушило ему ненависть и презрение к "Истеблишменту ". После двух лет в Веллингтоне он был отозван, обучался частным образом, а затем поступил в Пембрук-Колледж, Кембридж, чтобы изучать право.

Первая мировая война

В начале войны Во время Первой мировой войны Пайк бросил учебу, чтобы стать военным корреспондентом. Он убедил редактора Daily Chronicle отправить его в Берлин по паспорту, полученному от американского моряка, путешествуя через Данию. В Германии он разговаривал с местными немцами и подслушивал разговоры других людей, становясь свидетелем мобилизации немцев для войны с Россией.

. В начале октября 1914 года, после шести дней в Германии, Пайк был арестован в своей постели. гостиной, и его увезли, оставив на столе письмо на английском языке. Заключенный в маленькую камеру в одиночном заключении, он считал, что его все-таки не казнят; отмечая, что «правительство Германии не собиралось тратить 4 d на мое содержание, если оно собиралось нести расходы на погребение на пятый день». Во время плена он размышлял о голоде:

Голод - настоящий голод - а не то, что ты обходишься без послеобеденного чая или без яиц за завтраком, - может, когда мужчина совершенно не занят, сделать жизнь постоянной болью. усталое желание. Если желание не удовлетворяется или не исчезает само по себе (как это часто бывает), это может иметь катастрофические последствия для ума мужчины. Известно, что это заставляет мужчин очень серьезно задуматься о правах собственности, и некоторые из них стали настолько неуравновешенными, что стали социалистами.

Во время заключения Пайк жаждал книг, письменных материалов и общения. Когда ему позволяли заниматься спортом, он ходил по двору и обменивался словами с другими заключенными. Он собирал стихотворения по памяти - If Редьярда Киплинга и Jabberwocky Льюиса Кэрролла - и громко декламировал их в темноте. В это время Пайк усомнился в его здравом уме.

В январе 1915 года он был переведен в другую тюрьму, где он мог общаться с другими заключенными и покупать газеты, узнав, что тысячи иностранцев прошли через эту тюрьму на некоторое время. период карантина перед переводом в лагерь для интернированных в Рухлебене. Пять дней спустя его перевели в третью тюрьму в Моабите, а затем в лагерь для интернированных в Рухлебене.

В Рухлебене Пайк встретился с однокурсниками из Оксфорда и Кембридж. Они снабдили его дополнительной одеждой, едой, книгами и другими принадлежностями. Вскоре Пайк заболел и чуть не умер от двойной пневмонии и пищевого отравления, но летом выздоровел. Несмотря на болезнь, он думал о возможности побега и неоднократно расспрашивал сокамерников. Большинство из них пессимистично относились к побегу, но англичанин Эдвард Фальк согласился, несмотря на низкую вероятность успеха других попыток. Пайк собрал статистические данные о предыдущих побегах и вместе с Фальком принял решение о побеге, следуя режиму гимнастических упражнений для подготовки. Днем 9 июля 1915 года Пайк и Фальк прокрались в хижину и спрятались под теннисными сетками, используя отблески заката, чтобы ослепить патрулирующего охранника. Успешно они дождались темноты и перелезли через заборы по периметру.

Пайк и Фальк доехали на трамвае до Берлина, купили одежду и туристическое снаряжение, а затем отправились на запад. В пределах 80 миль (130 км) от голландской границы они решили пройти пешком, преодолевая колючую проволоку заборы и болото. Подойдя к границе, они съели то, что осталось от еды, и выбросили свое оборудование, кроме веревки, сделанной из веревки, решив пересечь голландскую границу. Когда они отдыхали, их обнаружил солдат и попытался отговориться от столкновения, но обнаружил, что солдат был голландцем, а они уже были в 50 ярдах (46 м) внутри Нидерландов. Отсюда направились в Англию. Пайк посетил своего редактора новостей, чтобы признать, что его миссия провалилась. Однако редактор сказал Пайку, что история его побега, основанная на длинном телеграфном отчете, который Пайк отправил из Амстердама, стала одной из самых больших Флит-стрит сенсаций войны. Пайк был первым англичанином, который перебрался в Германию и снова покинул ее, и ему было предложено написать серию статей для Chronicle. Пайк отказался, сославшись на потерю интереса к военному корреспонденту. Он делил свое время между чтением лекций о своем опыте и написанием статей для Cambridge Magazine, редактором Чарльза Кея Огдена.

Пайк организовал отправку некоторых продуктовых посылок друзьям в Рухлебене; ящики содержали подробности его метода побега, спрятанные за фальшивым дном. Хотя его посылки прибыли, ни один из заключенных не пытался повторить его методы. Как сбежавший военнопленный, он был освобожден от призыва, и его взгляды начали смещаться в сторону пацифизма. Он написал мемуары о своих переживаниях К Рухлебену - И обратно и опубликовал их в 1916 году. Поскольку в то время война еще продолжалась, Пайк опустил некоторые подробности своего побега из своего отчета. To Ruhleben - And Back была переиздана в 2002 году. В марте 1918 года Пайк встретил Маргарет Эми Чабб, они поженились через три месяца после знакомства.

Между войнами

Школа Malting House

Здание школы Malting House, сфотографировано в 2008 году. Здание находится на углу Ньюнхэм-роуд и Мальтинг-лейн и выходит на Милл-пруд и Овечий сад.

Между Первыми и Второй мировой войны, Пайк предпринял ряд схем зарабатывания денег, спекулируя на товарном рынке, используя свою собственную систему финансового управления и работая через несколько различных биржевых маклеров, чтобы избежать внимание и более высокие комиссионные за брокерские услуги. У Пайков был сын Дэвид Пайк (1921–2001), и Пайк был озабочен вопросом образования своего сына. В октябре 1924 года, чтобы создать образование, которое отличалось бы от его собственного и поощряло любопытство, в то же время обучая молодых людей жить в двадцатом веке, он основал школу для младенцев в своем доме в Кембридже. Его жена Маргарет была решительной сторонницей школы и ее идей. Пайк нанял психолога Сьюзан Сазерленд Айзекс, чтобы руководить школой, и хотя у Пайка было много оригинальных идей относительно образования, он пообещал ей, что не будет вмешиваться.

Пайк продолжил свои городские спекуляции, которые финансировали Школу солодового дома.

Чем больше он зарабатывал, тем больше он инвестировал, пока не начал видеть себя и людей, управлявших офисом на Грейт-Ормонд-стрит, как банду экономических корсаров, молодых интеллектуальных пиратов из Блумсбери, прорывающихся через город и уходящих со всеми его деньгами., и вместе с тем наделяя его достойной работой. Конечно, ни один человек в этой странной компании никогда не получал заметной личной прибыли, и высокая зарплата Пайка всегда выплачивалась немедленно на счет Malting House.

— Лампе

Школа Malting House была основана на теории американского философа и педагога Джона Дьюи. Это способствовало индивидуальному развитию детей; детям была предоставлена ​​большая свобода, и их поддерживали, а не наказывали. Учителя рассматривались как наблюдатели за детьми, а на них - как исследователи. В течение короткого времени The Maltings имел критический, если не коммерческий успех; его посетили многие педагоги, и о нем сняли документальный фильм. У Пайка были амбициозные планы относительно школы, и он начал мешать повседневной работе, после чего Сьюзен Айзекс покинула The Maltings.

В 1927 году Пайк потерял все свои деньги и банкротом. Школа Malting House была вынуждена закрыть, Маргарет Пайк пришлось устроиться на работу секретарем директрисы; она ушла от Джеффри, хотя они так и не были разведены. Уже страдая от периодических приступов депрессии и обремененный огромными долгами перед своими брокерами, он вообще отказался от нормальной жизни и выжил на пожертвования близких друзей.

Работа против антисемитизма

В 1934 году Пайк выступил против волны антисемитизма в нацистской Германии, ссылаясь на гуманитарные соображения. Пайк призвал христианских лидеров сделать одновременно публичные заявления, осуждающие нацистов, и собрал деньги для создания организации по борьбе с антисемитизмом. Он написал ряд журнальных статей об иррациональности предрассудков и начал работу над книгой. В своих опубликованных письмах и статьях Пайк настаивал на необходимости сбора данных, и это задело отклик у других мыслителей, которые - отдавая должное Пайку зародыш идеи - продолжали устанавливать массовое наблюдение, целью которого было задокументировать жизнь простых британцев.

Добровольная промышленная помощь Испании

Во время гражданской войны в Испании Пайк основал Добровольную Организация Industrial Aid for Spain (VIAS), поощряющая людей с небольшими деньгами вкладывать свое время и навыки. Против этого выступили профсоюзные деятели, считавшие, что неоплачиваемая работа может создать опасный прецедент, но Пайк настаивал. К октябрю 1938 года в Испанию было отправлено двадцать пять автомобилей, в том числе два мобильных отделения переливания крови, а к концу войны было предоставлено более семидесяти автомобилей. Организованные Профсоюзами, рабочие с помощью отзывчивых работодателей, которые ссужали использовать машины и помещения, могли производить полезные предметы оборудования. Пайк также изобрел мотоциклетную коляску для перевозки медикаментов или пациента. Он собрал средства на оплату мотоциклов Harley-Davidson американского производства, которые затем были в изобилии подержанными, и убедил рабочих делать мотоциклы с коляской бесплатно, а результаты отправлялись в Испанию.

Пайк также помогал организовать производство матрасов для правительства Испании, собрать лишние конные плуги для испанских фермеров и связки ручных инструментов для использование рабочими. Он опубликовал агрессивные пропагандистские брошюры, в которых указывалось, что британские рабочие не должны рассматривать свои пожертвования как форму благотворительности, в то время как испанцы борются и умирают за своих коллег по работе. Чтобы решить проблему нехватки бинтов и повязок в Испании, он предложил использовать высушенный на солнце торфяной мох, зашитый в муслиновые мешки, вместо хлопковых повязок.. Вскоре мох, собранный добровольцами в Британии, отправился в Испанию.

Вторая мировая война

Слежка за нацистской Германией

В 1939 году, до начала Во время Второй мировой войны Пайк рассматривал проблему выяснения того, что немецкий народ на самом деле думал о нацистском режиме. Его идея заключалась в том, чтобы провести опрос общественного мнения втайне, отправив добровольцев в Германию для интервьюирования простых людей. Он лично обучал добровольцев. План заключался в том, что интервьюеры должны были изображать из себя игроков в гольф во время турне по Германии, и что интервью должны быть неформальными, а вопросы должны быть включены в повседневную беседу; первым немецким городом, который подвергнется нападению, будет Франкфурт. Пайк поехал во Франкфурт, где и встретился. Рэли предположил, что игроков Пайка в Германии достаточно, чтобы вызвать Франкфуртский гольф-клуб на матч. Пайк пришел к выводу, что это была бы отличная идея, и претворил новый план в жизнь.

К 21 августа у Пайка было десять интервьюеров, работающих в Германии. 25 августа, следуя намекам от контактов в министерстве иностранных дел, Пайк отозвал всех своих агентов, и они вернулись в Англию в течение следующих нескольких дней. Первоначальная идея Пайка заключалась в том, чтобы рассказать Гитлеру об истинных чувствах немецкого народа, но с началом войны этого не произошло. Рэли и сделали передачу на недавно созданной Всемирной службе Би-би-си, в которой они противопоставили настроение в Германии настроению в Лондоне, а Пайк подготовил отчет для Военного министерства.

Пайк пытался вызвать интерес к результатам его опроса общественного мнения и к повторению этого упражнения в Германии с привлечением людей из нейтральных стран. Он не получил особой поддержки, но привлек внимание консерватора члена парламента Лео Амери. Эмери действительно считал идею Пайка стоящей и в частном порядке убедил других, включая Клемента Эттли и сэра Стаффорда Криппса. Друзья Пайка пришли к выводу, что из этой схемы ничего не выйдет, и убедили Пайка оставить этот вопрос.

Военные изобретения

Затем Пайк написал о великой стратегии и работал над рядом идей для практических изобретений. Вдохновленный видом аэростатов заграждения, он задумал использовать их для установки микрофонов, позволяющих определять местонахождение самолета путем триангуляции. Пайк не знал, что разработка радара предоставила гораздо лучшие средства для достижения этого эффекта.

Operation Plough / First Special Service Force

Прототип ласки с винтовым двигателем (вероятно Снежный двигатель Armstead, установленный на тракторе Fordson вместе с легкой кабиной водителя) M29 Weasel в конечном итоге произвел

С вторжением в Норвегию Пайк решил проблему быстрой транспортировки солдат по снегу. Он предложил разработку винтовой машины на основе старого патента, названного снежным двигателем Армстеда. Он состоял из пары легких цилиндров, по форме напоминающих очень большие артиллерийские снаряды, которые выдерживали вес машины. Эти цилиндры имеют спиральный фланец, который углубляется в снег; когда цилиндры поворачиваются (в противоположных направлениях), автомобиль движется вперед. Пайк предполагал, что небольшой отряд высокомобильных солдат сможет привлечь внимание многих вражеских солдат, которые должны будут защищаться от возможных точек атаки.

Первоначально идея Пайка была отвергнута. Затем, в октябре 1941 года, Луи Маунтбеттен сменил Роджера Киза на посту начальника Объединённых операций. Это изменило характер отдела, и Маунтбеттен позволил использовать необычные таланты и идеи. Консерватор Член парламента Лео Амери написал Маунтбэттену, рекомендуя пересмотреть схему Пайка с Норвегией, первоначально отвергнутую Кизом, и чтобы Маунтбеттен взял Пайка на свою штат сотрудников. Маунтбеттен ценил идеи Пайка и за либерализацию других сотрудников в конце концов принял этот план. Схема стала. Когда его представили премьер-министру Уинстону Черчиллю, он отметил в протоколе встречи:

Никогда в истории человеческих конфликтов так мало людей не остановит так много.

Пайка. Проект снегохода был вытеснен канадской разработкой гусеничного бронетранспортера Weasel, впервые произведенного для американского -канадского подразделения коммандос First Special Service Force, который сначала тренировался в Норвегии, но фактически был развернут в Италии. В США были построены сотни таких машин как M29.

Project Habakkuk

В апреле 1942 года Пайк столкнулся с проблемой предотвращения обледенения кораблей. Арктические воды. Он рассказал об этой проблеме Максу Перуцу в Кавендишской лаборатории, Кембридж ; Пайк знал, что Перуц ранее работал над физическими свойствами снега в связи с трудностями операции «Плуг». Перуц предложил решение, и в сноске своего меморандума отмечалось, что:

Не только эта страна, но и весь мир, по сравнению со знанием других природных явлений, не знают снега и льда. Это удачно, потому что тот, кто доберется туда первым, может получить большое преимущество.

— Перуц, цитируемый Лампе

В сентябре 1942 года Пайк отправил Маунтбэттену меморандум на 232 страницы, в котором подробно изложил свои идеи. В нем предлагалось несколько вариантов использования льда и переохлажденной воды (вода, которая была охлаждена до температуры ниже точки замерзания, но оставалась жидкой), а также предложение о строительстве гигантских авианосцев из льда, который был либо заморожен естественным путем. или искусственно. В то время как обычные авианосцы были ограничены относительно небольшими специализированными самолетами, они могли запускать и приземлять обычные истребители и бомбардировщики. Таким образом, они могли обеспечивать воздушное прикрытие конвоев в Средней Атлантике, плацдармы для длительных перелетов над морем или в качестве стартовых площадок для десантных атак на Францию ​​ или Японию. Биография Пайка, написанная Дэвидом Лампе, указывает на то, что он решил использовать лед, армированный древесными волокнами, но из других источников ясно, что это не так. Пайк был не первым, кто предложил плавающую точку остановки в середине океана для самолетов, и не первым, кто предположил, что такой плавучий остров может быть сделан из льда, немецкий ученый доктор А. Герке из Вальденбурга в Германии предложил эту идею и осуществил некоторые предварительные эксперименты на Цюрихском озере в 1930 году.

Меморандум Пайка включал пару примечаний на обложке. Первый попросил Маунтбеттена самому прочитать предложения, прежде чем позволить им попасть в руки «этого проклятого дурака Лашингтона». Во второй, более длинной записке, Маунтбэттен просил Маунтбеттена прочитать первые тридцать страниц меморандума, прежде чем решить, стоит ли продолжать: «Это может быть золото: оно может только блестеть. Я не могу сказать. Я слишком долго бился над ним. и ослеп ». Маунтбеттен передал его бригадному генералу Вильдман-Лашингтон, и Лашингтон с помощью Дж. Д. Бернала пришел к выводу, что основные предложения Пайка осуществимы. В декабре 1942 года премьер-министр Черчилль издал директиву о том, что исследования по проекту должны быть продвинуты с наивысшим приоритетом, и он выразил мнение, что природе позволено делать как можно больше работы.

Проект для постройки большого авианосца из пикрита был известен как Проект Хабаккук, и Пайк был отправлен в Канаду с личным представлением Уинстона Черчилля Маккензи Кинг. Пока он был в отъезде, адмиралтейский комитет во главе с начальником военно-морского строительства направил Маунтбеттену меморандум об Аввакуме. Пайк вернулся из Канады. В первоначальном меморандуме Пайка упоминались другие применения пикрита, такие как строительство десантных кораблей для предполагаемого вторжения в Японию и для быстрого строительства укреплений на плацдарме путем распыления на существующее здание пикритовой жидкости, которая могла бы замерзнуть. в толстый слой. Многие из этих идей основывались на неуместной вере в качества переохлажденной воды, которую, по его мнению, можно было использовать в качестве оружия войны: выкачанную с корабля, ее можно было использовать для мгновенного образования ледяных бастионов или даже распыляется прямо на солдат противника. Однако, по мнению Макса Перуца, такие идеи были непрактичными.

В сентябре 1943 года Пайк предложил чуть менее амбициозный план использования пикретных судов для поддержки десантного нападения.. Он предложил пикрет монитор длиной 200 футов (61 м) и шириной 50 футов (15 м), на котором установлена ​​единственная морская орудийная башня ; он может быть автономным или буксируемым, где он будет использоваться. Он также предложил использовать пикрет для изготовления волноломов и причалов. В то время Макс Перуц думал, что идеи были практичными и что предыдущие исследования пикрита были достаточно продвинутыми, чтобы позволить осуществить план Пайка. План не был реализован, но для вторжения союзников в Нормандию была использована система заранее построенных бетонных волноломов и причалов, названная Mulberry. Планы Пайка намекают на то, что он кое-что знал о планах Малберри, возможно, благодаря своим контактам с Берналом, который был одним из предков Малберри.

Люди в трубах

В конце 1943 года Пайк представил Маунтбэттену меморандум, объемом почти пятьдесят страниц, в котором объяснялись его идеи решения проблемы разгрузки припасов с судов, где нет надлежащих портовых сооружений. доступны и несколько внутренних дорог. Это обстоятельство было обычным явлением в Тихоокеанском театре войны и было основополагающим для решения 1943 года вторгнуться во Францию, высадившись на пляжах Нормандии, без гавани и с 24-футовым приливом. Идея Пайка состояла в том, чтобы использовать трубы того типа, которые использовались для транспортировки топлива с корабля на берег, для перемещения запечатанных контейнеров, в которых содержались бы достаточно маленькие материальные объекты любого типа. Пайк предположил, что трубы диаметром 4 или 6 дюймов (100 или 150 мм) подойдут для меньшего оборудования, а более крупные объекты можно будет пропускать через двухфутовые трубы. Кроме того, не было причин, по которым трубы должны были останавливаться на берегу, их можно было при необходимости удлинить вглубь суши. Бернал осторожно поддержал эту идею, добавив, что она потребует серьезного исследования. Идея Пайка была похожа на чистящие щетки, которые иногда проталкиваются вдоль труб под давлением жидкости, и на трубопроводные скребки, которые сегодня используются для очистки и телеметрии.

Затем Пайк предположил, что его идея «Реки с механическим приводом» может быть распространена на транспортировку персонала. Диаметр труб должен быть не менее двух футов, а давление должно быть высоким. Он разработал идеи по обеспечению пассажиров кислородом и предположил, что проблему клаустрофобии можно облегчить, путешествуя парами и употребляя барбитураты наркотики.

Весь опыт в целом. (езды на трубе), однако, должно быть гораздо менее неприятным и требовать гораздо меньше времени, чтобы привыкнуть, чем прыжки с парашютом или бомбежка.

— Пайк цитирует Лампе

Пайк предположил, что эта система может быть использовались для перевозки людей с корабля на берег, с острова на остров, через болота и горы и везде, где обычный транспорт был затруднен. Идея никогда не использовалась.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны изобретения Пайка продолжались. Одним из предложений для решения проблем послевоенной Европы, испытывавшей нехватку энергии, было движение железнодорожных вагонов с помощью человеческих мускулов - задействовать от 20 до 30 человек на велосипедных механизмах, чтобы крутить педали велосипедного трактора. Пайк рассудил, что фунт сахара стоит примерно столько же, сколько эквивалентная энергия в виде угля, и что, хотя в Европе было много сахара и безработных, не хватало угля и нефти. Он понимал, что такое использование силы человеческих мускулов в некотором роде неприятно, но не мог видеть, что логика аргументов о калориях и угле вряд ли будет достаточно убедительной.

Пайку было поручено изучить проблемы Национальной службы здравоохранения и, что характерно, внес свой вклад как часть отчета меньшинства. Он по-прежнему стремился передать свои нетрадиционные идеи и продолжал как писать, так и транслировать их. Он выступал против смертной казни и за поддержку правительства ЮНИСЕФ.

Смерть и наследие

Вечером в субботу 21 февраля 1948 года на Стилс-роуд, Хэмпстед, Пайк сбрил бороду и выпил полную бутылку. снотворное. Его квартирная хозяйка нашла его тело в следующий понедельник утром. Коронер вынес приговор о самоубийстве в момент душевной неуравновешенности. Перед тем, как принять таблетки, он написал частные письма, в которых ясно говорилось, что его смерть была преднамеренной. Некролог в The Times хвалил его и оплакивал его кончину, начиная со слов:

Смерть Джеффри Пайка удаляет одну из самых оригинальных, хотя и непризнанных фигур нынешнего века.

Джон Бернал., который хорошо знал Пайка, писал:

Он всегда оставался странствующим рыцарем, время от времени собирая вокруг себя небольшую группу последователей, но никогда не был лидером больших движений. Из-за огромного величия его идей большая часть его жизни была полна разочарований и разочарований, но он оставил позади всех, кто его знал и на которые косвенно повлиял его видение, которое он создал для того, чтобы сделать все возможным.

См. Также
  • Портал биографии
Примечания
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
Внешние ссылки

СМИ, относящиеся к Джеффри Пайку на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-21 03:27:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте