На всякого мудреца хватит глупости | |
---|---|
Станиславский (слева) и Качалов (справа). в постановке МХТ в 1910 году. | |
Автор | Александр Островский |
Дата премьеры | 13 ноября [OS 1 ноября] 1868 |
Язык оригинала | Русский |
Жанр | Комедия |
На всякого мудреца хватит глупости (русский : На всякого мудреца довольно простоты; транслит. На всякого мудреца довольно простоты) - пятерка- акт комедия Александра Островского. Пьеса предлагает сатирическую трактовку фанатизма и показывает рост двойного дилера, который манипулирует тщеславием других людей. Это самая известная комедия Островского на Западе.
1868 - Александринский театр, Санкт-Петербург.
1868 - Малый театр, Москва.
1885 - Театр Корша, Москва.
Знаменитый русский театральный режиссер Константин Станиславский поставил пьесу со своим МХАТ. Спектакль открылся 23 марта [О.С. 11 марта] 1910 года. Станиславский сыграл генерала Крутицкого, а Качалов сыграл Глумова.
Постановка пьесы была самой значительной из ранних театральных творчества русского советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Драматург Сергей Третьяков преобразовал текст Островского в ревю (то, что Эйзенштейн называл «монтажом аттракционов»), который получил название «Мудрец». Подход Эйзенштейна и Третьякова был частью русского авангарда футуристического движения, известного как «», которое стремилось «циркозизировать » театр. К 100-летию со дня рождения Островского спектакль открылся в апреле 1923 года. Спектакль был поставлен Первым рабочим театром Пролекульта в его театре в богато украшенном особняке на улице Воздвиженка, в состав которого входили Иван Пырьев и Григорий Александров. Эйзенштейн в своей постановке использовал популярные театральные приемы, такие как фарс и комедия дель арте, которые стремились сделать каждую метафору конкретной и физической ; он писал:
Жест превращается в гимнастику, ярость выражается в сальто, экзальтация - в, лиризм - в беге по канату. гротеск этого стиля допускал скачки от одного типа выражения к другому, а также неожиданное переплетение этих двух выражений.
Показ первого фильма Эйзенштейна под названием Дневник Глумова, завершил спектакль. В 1928 году Эйзенштейн объяснил, что стремился «добиться революционной модернизации Островского, т. Е. Социальной переоценки его персонажей, увидев их такими, какими они могут выглядеть сегодня»
, и направил экранизацию романа. спектакль для телевидения в 1971 году.