Императорский московский театр Императорский московский театр | |
Адрес | Театральная площадь Москва Россия |
---|---|
Координаты | 55 ° 45′35 ″ с.ш., 37 ° 37′14 ″ в.д. / 55,75971 ° с. Ш. 37,62054 ° в. / 55.75971; 37,62054 |
Владелец | Государственный театр |
Тип | Драматический театр |
Вместимость | 953 (основной этап) 760 (второй этап) |
Открыт | 11 апреля 1806 г. (в доме Пашкова ) 14 октября 1824 г. (на Театральной площади ) |
Интернет сайт | |
www.maly.ru |
Малый театр ( Малый театр, буквально Малый театр, в отличие от знаменитого Большого театра, или Гранда, оперный театр) является театром в Москве, Россия, в основном, связанный с производством игр. Основанный в 1806 году и действующий на нынешнем месте на Театральной площади с 1824 года, театр ведет свою историю от драматической труппы Московского университета, созданной в 1756 году. В 19 веке Малый был «общепризнан в России как ведущий драматический театр России». века », и была домашней сценой для Михаила Щепкина и Марии Ермоловой. В Малом театре состоялась премьера 40 из 54 пьес Александра Островского, а театр назывался «Дом Островского». Малый театр в Москве и Александринский театр в Санкт-Петербурге «во многом определили развитие русского театра XIX и XX веков».
Малый театр позиционирует себя как традиционный драматический театр, ставящий пьесы классического наследия. Например, в программу сезона 2009–2010 «Малый» вошли пьесы российских авторов от Дениса Фонвизина до Михаила Булгакова, а также одиночный спектакль Мольера. На второй сцене «Малого», расположенной в районе Замоскворечье, также исполняются пьесы У. Сомерсета Моэма, Луиджи Пиранделло и Юджина Скрайба. У Мали была давняя традиция продюсирования Уильяма Шекспира, но по состоянию на 2009 год он ставит только одну шекспировскую пьесу, «Потерянные усилия любви» на своей второй сцене.
В Малом театре работает более семисот сотрудников, в том числе более ста драматических актеров. Это единственный драматический театр в России, сохранивший симфонический оркестр и профессиональный хор. В театре также действует Театральное училище имени Щепкина - старейшее театральное училище Москвы, основанное в 1809 году как Императорское театральное училище.
Точный год основания Малого обсуждается. В 19 и 20 веках было принято решение, что он был основан в 1824 году, когда театр переехал в здание Театральной площади. Столетию в Малом был отмечен в 1924 году, и 175 - летие в 1999 году, однако, официальный двухсотлетие был перенесен на 2006 год, основанный на создании Императорского Московского театра в 1806 Некоторые из выставок, подготовленных в Московском театре Императорского премьера в еще в 1804 году, и его компания продолжила традицию компании Майкла Мэддокса, которая была основана в 1780 году. Веб-сайт театра по состоянию на август 2009 года отмечает сезон 2009–2010 годов как «254-й сезон», ссылаясь на "Свободный театр", труппа Московского университета, основанная в 1756 году.
В 1756 году российская императрица Елизавета указала на создание «Русского театра комедий и трагедий». Указ был в значительной степени ориентации Санкт - Петербург -Тогда лишены каких - либо общественных развлечений, и, в частности указание, что актеры будут набраны из Федора Волкова Компании, которые уже переехал из Ярославля в столицу. Когда Волков и его труппа переехали в Санкт-Петербург, первым директором театра стал драматург Александр Сумароков.
В том же 1756 году студенты Московского университета основали Вольный театр ( Вольный театр, свободный как в вольности, так и в независимости). К 1757 году любительская труппа набирала профессиональных певиц и учителей пения. Ректор Иван Шувалов планировал построить в университете собственный театральный зал, но позже заключил соглашение с итальянским импресарио Джованни Баттиста Локателли, руководившим Оперным театром у Красных ворот. Опера Локателли, созданная в начале 1759 года, сильно страдала, и обедневший импресарио умышленно поделил сцену с труппой Шувалова. Премьера первого спектакля «Новое прибытие » Марка-Антуана Леграна состоялась в Оперном театре 25 мая 1759 года. Пьесы Мольера, Хераскова, Руссо имели успех у московской публики, но смерть Елизаветы в 1762 году, последующие двенадцать - месяц официального траура и отставки Шувалова убили театр, а труппу разогнали.
Между 1763 и 1766 годами разные русские и иностранцы пытались создать постоянный театр в Москве и потерпели неудачу. В 1776 году Екатерина II предоставила театральную лицензию князю Петру Васильевичу Урусову. Урусов вместе с английским импресарио Майклом Мэддоксом возвел большой деревянный театр на улице Петровке, к западу от реки Неглинной (на месте нынешнего Большого театра ). Этот зал, названный Петровским театром, сгорел в феврале 1780 года. Урусов ушел из бизнеса, и Мэддокс стал единственным автором проекта. За пять месяцев Мэддокс построил и оборудовал трехэтажный каменный театр на том же месте; Премьера « Странников » А.О. Аблесимова состоялась 30 декабря 1780 года. Мэддокс собрал небольшую, но профессиональную труппу, оставив выбор пьес и стиля актерам. В 1783 году театр поставил 30 новых пьес и провел 70 спектаклей. Московский губернатор Василий Долгоруков стал самым влиятельным сторонником нового театра, но поправить его финансы не смог. К 1790 году Мэддокс обанкротился. Театр был де-факто национализирован новым губернатором Александром Прозоровским. Петровский театр, находившийся в ведении Императорского театрального совета, проработал до тех пор, пока 22 октября 1805 года его не уничтожил еще один пожар.
В 1806 году правительство Александра I основало Императорский Московский театр на месте бывшего Петровского. Новый театр объединил актеров из государственных и частных компаний в единую государственную компанию, выкупив крепостных актеров у их частных владельцев (среди них Степан Мочалов и его пятилетний сын Павел Мочалов ). Сам Александр присоединился к торговле, оказывая давление на упорных рабовладельцев, чтобы те снизили цены. Официальная премьера новой труппы состоялась 11 апреля 1808 года в Доме Пашкова с двойным актом « Слуга двух господ » Карло Гольдони и « Бедность и рыцарство » Августа фон Коцебу. Следующие два-три десятилетия в программе преобладали зарубежные пьесы. Коцебу особенно ценился за его способность «очаровывать» публику.
Карло Росси спроектировал новое деревянное здание на Арбатской площади. Новый Арбатский театр открылся 10 апреля 1808, с Баяном от Сергея Глинки. В 1812 году, когда войска Наполеона подошли к Москве, губернатор Федор Ростопчин до последнего затягивал эвакуацию компании: актеры в беспорядке бежали, когда Москва уже пылала. Некоторые погибли в дороге, некоторые присоединились к петербургским труппам, другие вернулись в Москву в 1813 году. Арбатский театр сгорел, труппа выступала в доме Апраксина на Знаменке, а с 1818 года - в доме Пашкова.
В 1820 году государство начало перепланировку Театральной площади. Йозеф Бове спроектировал большой оперный театр (будущий Большой ) на месте бывшего Петровского с четырьмя одинаковыми зданиями вокруг него. Один из них, Дом Варгина, был построен с небольшим театральным залом, который Императорский театр арендовал для своей драматической труппы. Владелец дома, уличенный в политике военного министра Александра Чернышева, вскоре разорился и попал в тюрьму. и к 1830 году государство выкупило собственность.
5 января 1823 года Александр I создал новое Московское театральное управление, подчиненное московскому губернатору, сделав Московский театр независимым от петербургского правления. Губернатор Дмитрий Голицын стал влиятельным сборщиком средств для театра и организовал эмансипацию крепостных актеров. В том же году к компании присоединились будущие звезды Михаил Щепкин и Павел Мочалов, сразу получив высокие счета. Позже, в 1830-х годах, на подбор актеров повлиял Щепкин, который нанимал и наставлял будущих звезд Пров Садовского и Ивана Самарина.
Чем меньше стадия Варгина Дома (МАЛАЯ) открыта 14 октября 1824 с Верстовским «s Лиля Нарбонны. Чем больше Большой открыт 6 января 1825. Название Maly (маленький) появился в том же году, и в частности, говорится в здание, а не компания. Большой и Малый театры работали как единая труппа (Императорский Московский театр), имея общий оркестр, хор, балет и даже реквизит. Стандартные еженедельные программы для Малого в 1825 году включали три немецких, два французских и один «немецкий или французский» дневные интервалы, и только один вечер пятницы был открыт для русских спектаклей. Четверг и пятница в Большом отведены под «легкую комедию» или музыкальные жанры. Так, популярная драма регулярно ставилась на сцене Большого театра отдельно или вместе с оперой и балетом. Например, в ночь 31 января 1828 года на сцене Большого театра в пользу Михаила Щепкина прозвучали одноактная французская опера «Грабители » Фридриха Шиллера и «водевильный балет Александра Шаховского в стихотворении и вольном стихе с машинами, наводнение весь театр, разнообразные танцы и музыка, составленная из народных песен ».
Во второй четверти века доля исконно русских пьес постепенно увеличивалась. В составе малых спектаклей прозвучали произведения Василия Жуковского, Александра Грибоедова (« Горе от ума» 1831 г. с участием Щепкина и Павла Мочалова). Александр Пушкин ( Руслан и Людмила 1825, Бахчисарайский фонтан 1827, Цыгане 1832) и менее известные, ныне забытые авторы. За три десятилетия, с 1820-х по 1840-е годы, театр избавился от чрезмерной драматизации водевиля и романтизма и заменил его «чем-то, приближающимся к реалистическому стилю, [который] мы узнаем сегодня». Бывший Дом Варгина был расширен до нынешних размеров Константином Тоном в период с 1838 по 1840 год. Новая сцена позволила использовать сложные комплекты коробок, которые стали стандартной практикой в Малых, в то время как Большой консервативно полагался на примитивные комплекты ткани с крылышками и бордюрами.
В 1849 году бывший судебный секретарь и бросивший университет Александр Островский написал пьесу « Это семейное дело», запрещенную государственной цензурой. Островский продолжал писать, и в 1853 году Малый поставил две свои пьесы: «Утро юноши» и « Не сиди в чужих санях». В течение следующих тридцати лет Малый ежегодно ставил одну-две новые пьесы Островского. Современная драма Островского стала визитной карточкой театра; ранее известный как Дом Щепкина, Малый стал Домом Островского. Пьесы Островского показались актерам старой школы, вроде Щепкина, трудными, но помогли сформировать новое поколение Малых актеров. Пров Садовский, выдвинутый Щепкиным, стал «главным переводчиком Островского». Островский жил в бедности из-за враждебности Императорского Театрального Совета, и по иронии судьбы он был назначен директором Московского Театрального Совета незадолго до своей смерти, став главой Малого. Общественная деятельность Островского способствовала созданию Союза драматургов (1865) и отмене государственной монополии на театр (1882). В качестве менеджера Островский наладил прочные отношения с актерами, выступал за профессиональное сценическое образование и даже проводил статистические опросы аудитории.
Другими русскими авторами, написавшими для Малого, были Иван Тургенев ( Провинциальная дама, 1851 и Месяц в деревне, 1872), Алексей Писемский (две пьесы, премьера которых состоялась в 1866 и 1875 годах), и Александр Сухово-Кобылин ( Сцены из прошлого, 1854–1869). В 1878 году молодой Антон Чехов написал свою первую масштабную драму « Платонова» специально для Марии Ермоловой, но она отвергла пьесу, и она была опубликована только в 1923 году. Премьера «Скупого рыцаря » Александра Пушкина состоялась в Малом посмертно в январе 1853 года, на три месяца позже, чем в Александринский театр Санкт-Петербурга. В количественном отношении качественная русская драма оставалась дефицитной: с 1862 по 1881 год Малый и Александринский театры вместе поставили в общей сложности 607 зарубежных пьес, 500 русских водевилей и только 120 «серьезных» оригинальных русских пьес (в том числе 49 пьес Островского).
Последняя четверть XIX века, совпадающая с недолгим пребыванием Островского в Малом, выдвинула новое поколение ведущих актеров, которых «можно было бы описать как созвездие великих личностей». Мария Ермолова, дочь театрального суфлера, присоединилась к труппе в возрасте 17 лет в 1870 году. Она была ограничена водевилем до шести лет спустя, когда она получила роль Лауренсии в « Фуэнте Овехуна». Огненное шоу подстрекало политические демонстрации и было закрыто властями, а Ермоловая мгновенно стала ведущей актрисой в Малом. Ермолова сыграла «Орлеанскую деву», ставшую самой успешной для нее за 18 лет (1884–1902); В 1894 году спектакль переместился на сцену Большого театра, чтобы получить максимальную прибыль. Актер и драматург князь Сумбатов, известный под сценическим псевдонимом Александр Южин, также в течение шести десятилетий (1877–1926) был ведущим актером и драматургом. По словам Владимира Немировича-Данченко, «демонически трудолюбивый» Южин «наполнял каждый свой шаг энергией, настойчивостью и решительностью» и проявлял те же качества в собственных пьесах. Вместо того, чтобы полагаться на профессиональных режиссеров, звездный состав Южина, Ермоловой, Михаила Садовского, Александра Ленского и других вместе руководил собственными шоу.
В период Первой мировой войны и Гражданской войны в России появился экспериментальный театр Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова и других независимых режиссеров. Малый же, напротив, последовательно сохранял реалистическую традицию, заложенную в 19 веке. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, женатый на Малой актрисе Наталье Розенель, активно спонсировал театр и писал для него драмы, в то время как общественные и левые художественные круги пренебрегли Малым в пользу новых театров.
Театр, которым некогда руководили главные актеры, постепенно превратился в режиссерский. В 1920-е годы Малым безоговорочно правили режиссеры Николай Волконский, Иван Платон, Лев Прозоровский и генеральный директор Владимир Владимиров, сменивший больного Южина в 1926 году. Беспорядочный авторитетный стиль управления Владимирова оттолкнул таких ведущих актеров, как Александр Остужев, и современных драматургов. Во второй половине 1930-х годов в Малый театр вошли первоклассные актеры из ныне несуществующих экспериментальных трупп ( Игорь Ильинский, Михаил Жаров ), но его наняли приглашенные режиссеры, которые восстановили Малый как ведущий драматический театр Москвы.
Сергей Радлов поставил « Отелло» (декабрь 1935 г.) с глухим Александром Остужевым в главной роли, и спектакль стал прорывом для театра и актера. Режиссер Алексей Дикий, судя по информации на сайте театра, стал одним из самых неоднозначных персонажей советского театра и кино. Звезда МХАТ с 1910 года, он склонился к экспериментам и в 1927 году ушел в самостоятельную режиссерскую карьеру. После постановки «Смерти Тарелкина в Малом» в 1936 году Дикий исчез в ГУЛАГе, но вернулся в Малый в сентябре 1944 года и поставил там еще пять спектаклей.. Его партнер по сцене Борис Бабочкин, еще один бродячий режиссер и звезда Чапаева, руководил и играл в Малом последние два десятилетия своей жизни.
Во время хрущевской оттепели в Малом появилась искра новизны, начиная с постановки 1956 года «Сила тьмы» режиссера Бориса Равенских с Игорем Ильинским в главной роли, который лично разрывался между приверженностью коммунистической идеологии и идеям Льва Толстого. К 1968 году государственный контроль над театрами ужесточился. Малый, будучи «придворным театром», особенно требовал повиновения. Для независимых режиссеров Бориса Львова-Анохина и Леонида Хейфца он даже превратился в "ссылку", место, которое сочли "достаточно безопасным" для постановки сценической версии трилогии Брежнева. Тем не менее, театр в это время пережил некоторые из своих истинных успехов, например, Иннокентий Смоктуновский в роли царя Федора ( Царь Федор Иоаннович, 1973) или Ильинский в роли Льва Толстого в премьере 1978 года « Возвращение в круги » Иона Друцэ.
По состоянию на 2009 год в Малом работает более сотни профессиональных актеров театра. Актерский обустроена народный артист СССР - Юрий Соломин и 33 народных артистов России.
Текущая (сезон 2009–2010 гг.) Программа Малого включает пьесы почти исключительно российских авторов ( Михаил Булгаков, Антон Чехов, Денис Фонвизин, Николай Гоголь, Александр Грибоедов, Петр Каратыгин, Александр Островский, Александр Пушкин, А.К. Толстой ) и одиночный спектакль. пользователя Molière. В августе 2009 года театр объявил о предстоящих премьерах « Кабала лицемеров » Булгакова и « Умные дела » Самуила Маршака.
Малый театр, выходящий на улицу Петровку, является последним из четырех одинаковых зданий, построенных в 1820-х годах Йозефом Бове для частных лиц. В 19 веке остальные три здания были снесены и отстроены заново, и Театральная площадь потеряла свой первоначальный высокосимметричный вид. Само Малое здание имеет мало общего с первоначальным домом Варгина 1824 года. Дом Варгина, зажатый между Петровкой и широким, недавно созданным Неглинным переулком, был уже, чем нынешнее здание; на фасаде Петровки располагался открытый торговый пассаж.
Между 1838 и 1840 годами театр приобрел соседние земельные участки и был полностью перестроен Константином Тоном. Тон расширил здание на северо-запад и северо-восток, заняв земли Неглинного переулка. Аркада исчезла, а все интерьеры были выпотрошены и переработаны с нуля. Тон сохранил строгий неоклассический стиль Бове и оставил большинство поверхностей стен без украшений. В 1945 году это «упущение» было исправлено, и фасад приобрел нынешнюю форму с непрерывной лепниной, разделяющей первый и первый этажи, и небольшими карнизами над окнами первого этажа. Главный зал сохранил планировку 1840 года, а плафон был воссоздан после Второй мировой войны. Вместимость зала, первоначально установленная ровно на 1000 мест, была уменьшена до 953 мест.
Театр привлекает новых актеров в первую очередь от своего собственного имени Щепкина театрального училища, в университетском уровне театральной школы, расположенной в соседнем блоке на Неглинной улице. Школа, основанная в 1809 году, всегда находилась в ведении Малого города. Нынешний генеральный директор «Малого» Виктор Коршунов и арт-директор Юрий Соломин также являются деканами Щепкинского училища. Малый театр и Щепкинское училище - два из одиннадцати российских учебных заведений, имеющих право на получение грантов президентского театра в 2005 году. Оба они также включены в Государственный кодекс особо ценных объектов культурного наследия, список первоочередных культурных объектов и учреждений, которые, по закона, являются государственной собственностью и не подлежат приватизации.
Филиал, или вторая сцена, Малого театра расположен в южном конце улицы Большая Ордынка в Замоскворечье. Его эклектичное здание было построено в 1900-х годах как кинотеатр, а в 1914 году перестроено в театральный зал труппы Струйского. В межвоенный период в здании располагался самостоятельный Замоскворечский театр.
Бывший Струйский театр стал филиалом Малого после Великой Отечественной войны и с тех пор расширяется. Последний капитальный ремонт был завершен в 1995 году. По состоянию на 2009 год он рассчитан на 760 мест (основная сцена - 935 мест).
Вторая сцена представляет собой экспериментальную площадку для консервативной труппы и отваживается на музыкальные театральные жанры, начиная с мюзикла Александра Колкера « Свадьба» Кречинского (1997). В нем больше пьес зарубежных авторов, в настоящее время (сезон 2009–2010) Уильяма Шекспира, У. Сомерсета Моэма, Луиджи Пиранделло и Юджина Скрайба.
Малый.
малый театр.