Экономика Италии при фашизме

редактировать

Экономика Италии при фашизме относится к экономике Королевства Италии между 1922 и 1943 годами, когда он находился под контролем фашизма. Италия вышла из Первой мировой войны в плохом и ослабленном состоянии и после войны перенесла инфляцию, огромные долги и длительную депрессию. К 1920 году экономика находилась в состоянии массового потрясения с массовой безработицей, нехваткой продуктов питания, забастовками и так далее. Этот конфликт точек зрения может быть проиллюстрирован так называемым Biennio Rosso (Два красных года).

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Фашистская экономическая политика
  • 3 Структурный дефицит, общественные работы и социальное обеспечение
  • 4 Первые шаги
  • 5 Более жесткое вмешательство
  • 6 Корпоративная фаза
  • 7 Великая депрессия
  • 8 После депрессии
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
Общие сведения

В Европе были некоторые экономические проблемы, такие как инфляция после войны. индекс потребительских цен в Италии продолжал расти после 1920 года, но в Италии не было гиперинфляции на уровне Австрии, Польши, Венгрии, России и Германии. Стоимость войны и послевоенного восстановления способствовала инфляционному давлению. Изменение политических взглядов в послевоенный период и рост рабочего класса также были фактором, и Италия была одной из нескольких стран, где возникли разногласия по поводу налогового бремени.

фашистской экономической политики

Бенито Муссолини пришел к власти в 1922 году в рамках парламентской коалиции, пока Национальная фашистская партия не захватила контроль и не установила однопартийную диктатуру к началу 1925 года. Рост популярности Муссолини до такой степени, что он стал национальным лидером. был постепенным, как и следовало ожидать от лидера любого фашистского движения. Доктрина имела успех только в Италии, потому что общественность была так же заинтересована в изменениях, как Муссолини был полон решимости покончить с либеральными доктринами и марксизмом в стране. Поэтому позже он напишет и распространит Доктрину фашизма среди итальянского общества, которое в конечном итоге стало основой фашистской программы на протяжении всей диктатуры Муссолини. Муссолини не просто поставил себя на позицию диктатуры, но, скорее, постепенно поднялся на основе своего понимания существующей поддержки его идей в стране.

До эпохи диктатуры Муссолини пытался преобразовать экономику страны в соответствии с фашистскими принципами. идеология, по крайней мере, на бумаге. Фактически, он не был экономическим радикалом и не искал свободы действий в экономике. Фашистская партия имела фракцию меньшинства, занимавшую всего три позиции в кабинете министров, за исключением Муссолини; и предоставление другим политическим партиям большей независимости. В период коалиции Муссолини назначил классическим либеральным экономистом Альберто Де Стефани, который изначально был стойким лидером Центристской партии, министром финансов Италии, который продвигал экономический либерализм, наряду с мелкой приватизацией. Перед своим увольнением в 1925 году Стефани «упростил налоговый кодекс, снизил налоги, сократил расходы, либерализовал торговые ограничения и отменил контроль за арендной платой», где под его влиянием итальянская экономика выросла более чем на 20 процентов, а безработица упала на 77 процентов

Сторонникам первой точки зрения, Муссолини с самого начала своего правления имел ясную экономическую повестку дня, как долгосрочную, так и краткосрочную. Правительство преследовало две основные цели - модернизировать экономику и восполнить недостаток стратегических ресурсов в стране. Перед смещением Стефани администрация Муссолини поставила современный капиталистический сектор на службу государству, при необходимости вмешиваясь напрямую, чтобы наладить сотрудничество между промышленниками, рабочими и государством. Правительство перешло к разрешению классовых конфликтов в пользу корпоративизма. В краткосрочной перспективе правительство работало над реформированием широко используемой налоговой системы, избавлением от неэффективной государственной промышленности, сокращением государственных расходов и введением тарифов для защиты новых отраслей. Однако эта политика закончилась после того, как Муссолини взял диктаторский контроль и распустил коалицию.

Нехватке промышленных ресурсов, особенно ключевых составляющих промышленной революции, противостояло интенсивное развитие доступных внутренних источников и агрессивная торговая политика - поиск конкретных сделок по торговле сырьем или попытки стратегической колонизации. Чтобы способствовать развитию торговли, Муссолини подтолкнул итальянский парламент к ратификации «итало-советского политического и экономического соглашения» к началу 1923 года. Это соглашение помогло Муссолини добиться официального признания Советского Союза Италией в 1924 году. первая западная нация, сделавшая это. С подписанием 1933 года Договора о дружбе, ненападении и нейтралитете с Советским Союзом фашистская Италия стала основным торговым партнером Иосифа Сталина России, обменивая природные ресурсы Советской России на техническую помощь Италии, в том числе в области авиации, автомобилестроения и военно-морских технологий.

Хотя ученик французского марксиста Жоржа Сореля и главный вождь из итальянской социалистической партии в первые годы своей жизни Муссолини отказался от теории классовой борьбы ради классового сотрудничества. Некоторые фашистские синдикалисты обратились к экономическому сотрудничеству классов, чтобы создать «продуктивистскую» позицию, в которой «пролетариат производителей» будет иметь решающее значение для «концепции революционной политики» и социальной революции. Однако большинство фашистских синдикалистов вместо этого последовали примеру Эдмондо Россони, который выступал за сочетание национализма с классовой борьбой, часто проявляя враждебное отношение к капиталистам. Эта антикапиталистическая враждебность была настолько острой, что в 1926 году Россони объявил промышленников «вампирами» и «спекулянтами».

Поскольку экономика Италии в целом была неразвита с небольшой индустриализацией, фашисты и революционные синдикалисты, такие как Анджело Оливьеро Оливетти утверждал, что итальянский рабочий класс не может иметь необходимое количество или сознание, чтобы «совершить революцию». Вместо этого они последовали увещеванию Карла Маркса о том, что нация требует «полного созревания капитализма как предварительного условия для социалистической реализации». Согласно этой интерпретации, особенно в том виде, в каком он был изложен Серджио Панунцио, крупным теоретиком итальянского фашизма, «индикалисты были продуктивистами, а не распространителями». Фашистские интеллектуалы были полны решимости способствовать экономическому развитию, чтобы позволить синдикалистской экономике «достичь своего производительного максимума», который они определили как решающий для «социалистической революции».

Структурный дефицит, общественные работы и социальное благосостояние

Ссылаясь на экономику Джона Мейнарда Кейнса как «полезное введение в фашистскую экономику», Муссолини довел Италию до структурного дефицита, который рос в геометрической прогрессии. В первый год пребывания Муссолини на посту премьер-министра в 1922 году государственный долг Италии составлял 93 миллиарда лир. К 1934 году итальянский историк Гаэтано Сальвемини подсчитал, что государственный долг Италии вырос до 149 миллиардов лир. В 1943 году газета New York Times оценила государственный долг Италии в 406 миллиардов лир.

Расходы бывшего школьного учителя Муссолини на государственный сектор, школы и инфраструктуру считались чрезмерными. Муссолини «учредил программу общественных работ, не имевшую аналогов в современной Европе. Были построены мосты, каналы и дороги, больницы и школы, железнодорожные станции и детские дома; осушены болота и восстановлены земли, посажены леса и созданы университеты». Что касается масштабов и расходов на программы социального обеспечения, итальянский фашизм «выгодно отличался от более развитых европейских стран и в некоторых отношениях был более прогрессивным». Когда политик из Нью-Йорка Гровер Алоизиус Уэлен спросил Муссолини о значении итальянского фашизма в 1939 году, он ответил: «Это похоже на ваш Новый курс

К 1925 году фашистское правительство «приступило к разработке тщательно продуманной программы», которая включала дополнительную продовольственную помощь, уход за младенцами, помощь беременным, общее медицинское обслуживание, надбавки к заработной плате, оплачиваемые отпуска, пособия по безработице, страхование от болезней, страхование от профессиональных заболеваний, общую помощь семьям, государственное жилье и страхование по старости и инвалидности. Что касается общественных работ, администрация Муссолини «выделила 400 миллионов лир государственных денег» на строительство школ в период с 1922 по 1942 год по сравнению с 60 миллионами лир в период с 1862 по 1922 год.

Первые шаги

Фашистское правительство начало свое правление в небезопасном положении. Придя к власти в 1922 году после марша на Рим, оно было правительством меньшинства до закона Ачербо 1923 года и выборов 1924 года, и продолжалось до 1925 года, после убийство Джакомо Маттеотти, чтобы прочно утвердиться в качестве диктатуры.

Экономическая политика в первые несколько лет была в основном классической либеральной, а министерство финансов контролировал старый либерал Альберто де Стефани. Многопартийное коалиционное правительство предприняло сдержанную программу невмешательства - налоговая система была реструктурирована (закон февраля 1925 г., 23 июня 1927 г. декрет-закон и т. Д.), Были попытки чтобы привлечь иностранные инвестиции и заключить торговые соглашения, были предприняты усилия, чтобы сбалансировать бюджет и сократить субсидии. 10% налог на капитал, вложенный в банковский и промышленный секторы, был отменен, а налог на директоров и администраторов анонимных компаний (SA) был снижен вдвое. Все иностранные капиталы были освобождены от налогов, а также был отменен налог на роскошь . Муссолини также выступал против муниципализации предприятий.

Закон от 19 апреля 1923 года передал страхование жизни частным предприятиям, отменив закон 1912 года, создавший Государственный институт страхования, который предвидел строительство государственной монополии десять лет спустя. Кроме того, декрет от 19 ноября 1922 года упразднил Комиссию по военной прибыли, а закон от 20 августа 1923 года запретил налог на наследство внутри семейного круга.

Был общий упор на то, что было названо продуктивизмом - национальный экономический рост как средство социального возрождения и более широкого утверждения национальной значимости.

Вплоть до 1925 года в стране наблюдался умеренный рост, но структурная слабость увеличивала инфляцию, и курс валюты медленно падал (1922 L90 до 1 фунта стерлингов, 1925 G135 до 1 фунта стерлингов). В 1925 году наблюдался резкий рост спекуляций и небольших тиражей против лиры. Уровень движения капитала стал настолько большим, что правительство попыталось вмешаться. Де Стефани был уволен, его программа была отклонена, и фашистское правительство стало более активно участвовать в экономике, одновременно с усилением безопасности своей власти.

В 1925 году итальянское государство отказалось от монополии на телефонную инфраструктуру, а государственное производство спичек было передано частному «Консорциуму производителей спичек».

Кроме того, различные банковские и промышленные предприятия компании получили финансовую поддержку со стороны государства. Одним из первых действий Муссолини было финансирование металлургического треста Ансальдо на сумму 400 миллионов лир. После дефляционного кризиса, начавшегося в 1926 году, государство также оказало помощь таким банкам, как Banco di Roma, Banco di Napoli и Banco di Sicilia. В 1924 году Unione Radiofonica Italiana (URI) была сформирована частными предпринимателями и входила в группу Marconi и в том же году предоставила монополию на радиовещание. После войны URI стал RAI.

Более жесткое вмешательство

В 1926 году лира продолжала снижаться. Можно утверждать, что это было неплохо для Италии, поскольку это привело к более дешевому и более конкурентоспособному экспорту и более дорогому импорту. Однако падающая лира не понравилась политически. Муссолини, по-видимому, видел в этом «проблему мужественности», и упадок был нанесен ударом по его престижу. В речи Пезаро от 18 августа 1926 года он начал «Битву за Лиру ». Муссолини сделал ряд решительных заявлений и сформулировал свою позицию по возвращению лиры на уровень 1922 года, «Квота 90 ». Эта политика была реализована посредством расширенной дефляции экономики, поскольку страна снова присоединилась к золотому стандарту, денежная масса была сокращена, а процентные ставки были повышены. Это действие привело к резкому спаду, который Муссолини воспринял как знак своего утверждения власти над «неприятными элементами» - пощечиной как капиталистическим спекулянтам, так и профсоюзам.

В более широком масштабе фашистская экономическая политика подтолкнула страны к корпоративному государству, усилие, которое продолжалось до конца войны. Идея заключалась в создании национального сообщества, в котором интересы всех частей экономики были бы объединены в классовое единство. Некоторые видят переход к корпоративизму в два этапа. Во-первых, в 1925–1927 годах рабочие были подчинены. Первоначально нефашистские профсоюзы, а затем (в меньшей степени) фашистские профсоюзы были национализированы администрацией Муссолини и переданы в государственную собственность в соответствии с прежней политикой Владимира Ленина по ликвидации независимых профсоюзов в Советский союз. В соответствии с этой трудовой политикой фашистская Италия приняла законы, делающие членство в профсоюзах обязательным для всех рабочих. Это был трудный этап, поскольку профсоюзы были важным компонентом итальянского фашизма с его радикальными синдикалистскими корнями, и они также были главной силой в итальянской промышленности. Изменения воплотились в двух ключевых разработках. Пакт дворца Видони в 1925 году объединил фашистские профсоюзы и основные отрасли промышленности, создав соглашение, в соответствии с которым промышленники признали только определенные профсоюзы и таким образом маргинализовали нефашистские и социалистические профсоюзы. Законы о синдикации 1926 года (иногда называемые законами Рокко в честь Альфредо Рокко ) пошли дальше этого соглашения, поскольку в каждом промышленном секторе мог быть только один профсоюз и организация работодателей. Ранее лейбористы были объединены под руководством Эдмондо Россони и его Всеобщей конфедерации фашистских синдикальных корпораций, что дало ему значительную власть даже после синдикальных законов, что вызвало возмущение как промышленников, так и самого Муссолини. Таким образом, он был уволен в 1928 году, и Муссолини также занял его пост.

Только эти синдикаты могли заключать соглашения, а правительство выступало в роли «арбитра». Законы сделали незаконными забастовки и локауты и сделали последний шаг, объявив нефашистские профсоюзы вне закона. Несмотря на строгую регламентацию, трудовые синдикаты имели право заключать коллективные контракты (единая заработная плата и льготы для всех фирм в рамках всего сектора экономики). Фирмы, нарушавшие контракты, обычно уходили от этого из-за огромной бюрократии и сложности в разрешении трудовых споров, в первую очередь из-за значительного влияния промышленников на трудовые отношения.

Синдикаты работодателей также обладали значительной властью. Членство в этих ассоциациях было обязательным, и лидеры имели право контролировать и регулировать производственную практику, распределение, расширение и другие факторы со своими членами. Контроль обычно отдавал предпочтение крупным предприятиям, а не мелким производителям, которые были встревожены тем, что они потеряли значительную часть личной автономии.

Поскольку законы синдикалистов разделяли капитал и рабочую силу, Муссолини и другие члены партии продолжали успокаивать публику. что это всего лишь временная остановка и что все ассоциации будут интегрированы в корпоративное государство на более позднем этапе.

Корпоративная фаза

С 1927 года эти правовые и структурные изменения привели ко второй фазе, корпоративной фазе. Трудовая хартия 1927 года подтвердила важность частной инициативы в организации экономики, при этом сохраняя за собой право на вмешательство государства, в первую очередь в предположительно полном фашистском контроле над наймом рабочих. В 1930 году был создан Национальный совет корпораций, в котором представители всех уровней двадцати двух ключевых элементов экономики встречались и решали проблемы. На практике это была огромная бюрократия комитетов, которая, консолидируя потенциальные полномочия государства, привела к громоздкой и неэффективной системе патронажа и обструкционизма. Одним из следствий Совета стал тот факт, что профсоюзы практически не имели представительства, тогда как организованный бизнес, особенно организованная промышленность (CGII), смог закрепиться над своими конкурентами.

Ключевым эффектом, который Совет оказал на экономику, стал быстрый рост картелей, особенно закон, принятый в 1932 году, позволяющий правительству санкционировать картелизацию. Спор разгорелся, когда несколько промышленных фирм отказались от приказов CGII о картелизации, что побудило правительство вмешаться. Поскольку корпорации действуют во всех секторах производства, взаимные соглашения и картелизация были естественной реакцией. Таким образом, в 1937 году более двух третей санкционированных государством картелей, многие из которых пересекали секторы экономики, начали свою деятельность после основания Совета, что привело к заметному росту торгово-промышленной картелизации. Картели в целом подрывали корпоративные агентства, которые должны были гарантировать, что они действуют в соответствии с фашистскими принципами и в национальных интересах, но руководители смогли показать, что представители картелей полностью контролируют отдельные фирмы в распределении ресурсов, цен, заработной платы и строительство. При формировании картелей бизнесмены обычно выступали за то, чтобы «коллективное саморегулирование» соответствовало фашистским идеологическим принципам, тонко подрывая корпоративные принципы.

Государственное вмешательство в промышленность было очень неравномерным, когда начинались крупные программы, но с небольшим всеобъемлющим направлением. Вмешательство началось с «битвы за зерно » в 1925 году, когда правительство вмешалось после неурожая, чтобы субсидировать местных производителей и ограничить импорт за счет увеличения налогов. Это снизило конкуренцию и привело к возникновению или сохранению широко распространенной неэффективности. По словам историка Дениса Мак Смита (1981), «[...] успех в этой битве был [...] еще одной иллюзорной пропагандистской победой, одержанной за счет итальянской экономики в целом и потребителей в частности», продолжая, что «[t] те, кто выиграли, были владельцами Latifondia и имущими классами в целом [...] его политика предоставляла большие субсидии латифондистам"

. программы начались в 1930-х годах с программы мелиорации земель Bonifica Integrale (или так называемой «Битва за землю »), в которой к 1933 году работало более 78 000 человек; политика Меццоджорно по модернизации южной Италии и нападению на мафию, поскольку доход на душу населения на юге все еще был на 40% ниже, чем на севере; электрификация железных дорог и аналогичные транспортные программы; гидроэлектрические проекты; и химическая промышленность, автомобили и сталь. Было также ограничено поглощение стратегических областей, в частности нефти, с созданием Agip (Azienda Generale Italiana Petroli - General Italian Oil Company).

Великая депрессия

всемирная депрессия начала 1930-х годов очень сильно ударила по Италии, начиная с 1931 года. Когда отрасли были близки к краху, они были выкуплены банками в в значительной степени иллюзорная помощь - активы, использованные для финансирования покупок, были в значительной степени бесполезны. Это привело к финансовому кризису, достигшему пика в 1932 году, и серьезному вмешательству правительства. После банкротства австрийских банков в мае 1931 года последовали и итальянские банки с банкротством компаний the и the. Чтобы поддержать их, государство создало три учреждения, финансируемых Итальянским сокровищем, первое из которых было в октябре 1931 года (с капиталом в 500 миллионов лир), которое выкупило все промышленные акции, принадлежащие Banca Commerciale и другим учреждениям, оказавшимся в затруднительном положении.. В ноябре 1931 года был также создан (капитал в 500 миллионов лир), который выпустил пять с половиной миллиардов лир в виде государственных обязательств в качестве возмещения в течение десяти лет. Этот новый капитал был предоставлен в ссуду частной промышленности на срок не более десяти лет.

Наконец, Институт промышленной реконструкции (IRI), сформированный в январе 1933 года, взял под свой контроль компании, принадлежащие банкам, внезапно предоставив Италии крупнейший промышленный сектор в Европе, который использовал государственные компании (GLC). В конце 1933 года оно спасло Гидроэнергетическое общество Пьемонта, акции которого упали с 250 лир до 20 лир, в то время как в сентябре 1934 года трест Ansaldo был снова воссоздан под управлением IRI с капитал 750 миллионов лир. Несмотря на это взятие под контроль частных компаний через (GLC), фашистское государство не национализировало какую-либо компанию.

Вскоре после создания Института промышленной реконструкции Муссолини хвастался Речь 1934 года в своей палате депутатов: «Три четверти итальянской экономики, промышленной и сельскохозяйственной, находится в руках государства». По мере того как Италия продолжала национализировать свою экономику, IRI «стал владельцем не только трех наиболее важных итальянских банков, которые были явно слишком большими, чтобы обанкротиться, но и львиной доли итальянской промышленности».

Экономическая политика Муссолини в этот период позже будет описана как «экономический дирижизм », экономическая система, в которой государство имеет власть направлять экономическое производство и распределение ресурсов. Экономические условия в Италии, включая институты и корпорации, дали Муссолини достаточно сил, чтобы взаимодействовать с ними, как он мог. Хотя в стране существовали экономические проблемы, подходы, использованные для их решения в фашистскую эпоху, включали меры политического вмешательства, которые в конечном итоге не могли эффективно разрешить раздоры. И без того плохая ситуация стала еще хуже, поскольку представленные решения были в основном направлены на усиление политической власти, а не на помощь пострадавшим гражданам. Эти меры сыграли решающую роль в усугублении условий Великой депрессии в Италии.

К 1939 году фашистская Италия достигла самого высокого уровня государственной собственности в экономике в мире, за исключением Советского Союза, где итальянское государство «контролировало более четырех пятых итальянского судоходства и судостроения, три четверти всей экономики. производство чугуна и почти вдвое меньше стали ». IRI также неплохо справилась со своими новыми обязанностями - реструктуризацией, модернизацией и рационализацией, насколько это было возможно. Это был важный фактор в развитии после 1945 года. Однако итальянской экономике потребовалось до 1955 года, чтобы восстановить производственный уровень 1930 года - положение, которое было только на 60% лучше, чем в 1913 году.

После депрессии

Нет никаких доказательств того, что уровень жизни в Италии

— Жизнь, 9 мая 1938 г.

По мере того, как амбиции Муссолини росли, внутренняя политика уступала место внешней политике, особенно ее усилиям, с тех пор как Ил Дуче пришел к власти. для автаркии после вторжения в Абиссинию в 1935 г. и последовавших за этим торговых эмбарго. Стремление к независимости от иностранных стратегических материалов было дорогостоящим, неэффективным и расточительным. Это было достигнуто за счет значительного увеличения государственного долга, жесткого валютного контроля и обмена экономической динамики на стабильность.

Восстановление после послевоенного спада началось еще до прихода к власти Муссолини, и позже темпы роста были сравнительно слабее. С 1929 по 1939 год итальянская экономика росла на 16%, примерно вдвое медленнее, чем в более ранний либеральный период. Годовые темпы роста были на 0,5% ниже довоенных, а годовые темпы роста стоимости были на 1% ниже. Несмотря на усилия, направленные на развитие промышленности, в 1938 году сельское хозяйство по-прежнему оставалось крупнейшим сектором экономики, и лишь треть общего национального дохода приносила промышленность. В сельском хозяйстве по-прежнему было занято 48% работающего населения в 1936 году (56% в 1921 году), занятость в промышленности выросла только на 4% за период фашистского правления (24% в 1921 году и 28% в 1936 году), а в традиционных чем в современных отраслях. Уровень валовых инвестиций фактически упал при Муссолини, а переход от потребительских товаров к инвестиционным товарам был незначительным по сравнению с другими милитаристскими экономиками. Попытки модернизировать сельское хозяйство также оказались неэффективными. Мелиорация земель и сосредоточение внимания на зерновых происходили за счет других культур, в результате чего производилась очень дорогая субсидированная пшеница, при этом сокращались более жизнеспособные и экономически выгодные усилия. Большинство данных свидетельствует о том, что сельская бедность и незащищенность увеличились при фашизме, и их усилия явно потерпели неудачу в создании современной рациональной сельскохозяйственной системы.

В конце 1930-х экономика была еще слишком слаборазвита, чтобы выдержать требования современного милитаристского режима. Производство сырья было слишком маленьким, а готовая военная техника была ограничена по количеству и слишком часто по качеству. Хотя не менее 10% ВВП, почти треть государственных расходов, начали направляться на вооруженные силы в 1930-х годах, страна была «чрезвычайно слабой». Примечательно, что инвестиции в начале 1930-х годов привели к тому, что к 1940 году службы, особенно армия, стали устаревшими. Расходы на конфликты 1935 года (например, обязательства в отношении гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах, а также Война между Италией и Албанией в 1939 г.) привела к тому, что накопление запасов было незначительным, а для гораздо более крупных (Вторая мировая война в 1940–1945 гг.).

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Маттезини, Фабрицио и Бениамино Квинтьери. «Италия и Великая депрессия: анализ итальянской экономики, 1929–1936». Исследования в экономической истории (1997) 34 № 3 стр: 265-294.
  • Маттезини, Фабрицио и Бениамино Квинтьери. «Уменьшает ли сокращение продолжительности рабочей недели безработицу? Некоторые свидетельства итальянской экономики во время Великой депрессии». Исследования в экономической истории (2006) 43 # 3 стр: 413-437.
  • Заманьи, Вера. Экономическая история Италии 1860–1990 (Oxford University Press, 1993).
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:13:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте