Дунайска Стреда. Дунасзердахели | |
---|---|
Город | |
Герб | |
Дунайска Стреда Местоположение в Словакии | |
Координаты: 47 ° 59′40 ″ N 17 ° 37′10 ″ E / 47,99444 ° N 17,61944 ° E / 47,99444; 17,61944 Координаты : 47 ° 59'40 ″ N 17 ° 37′10 ″ E / 47,99444 ° N 17,61944 ° E / 47,99444; 17.61944 | |
Страна | Словакия |
Регион | Трнава |
Район | Дунайска Стреда |
Первое упоминание | 1250 |
Правительство | |
• Мэр | Золтан Хайос |
Площадь | |
• Общая | 31,451 км (12,143 квадратных миль) |
Высота | 118 м (387 футов) |
Население (2018-12-31) | |
• Всего | 22,730 |
• Плотность | 720 / км (1,900 / кв. Миль) |
Часовой пояс | UTC + 1 (CET ) |
• Лето (DST ) | UTC + 2 (CEST ) |
Почтовый индекс | 929 01 |
Код (а)) | 421-31 |
Автомобильный номер | DS |
Веб-сайт | http://www.dunstreda.sk/ |
Дунайска Стреда (Словацкий : Дунайска Стреда, произносится ( слушайте ); венгерский : Dunaszerdahely; немецкий : Niedermarkt; иврит : סרדאהלי) - город, расположенный на юге Словакии (Трнавский край ). Дунайска Стреда - самый культурно значимый город на Житном острове В городе проживает 22 730 человек, из них основная Орити - венгр.
Имя Сиридаэль было впервые упомянуто в 1256 году. Другими ранними письменными формами этого имени были Зередахели (1270) и Зредахель (1358). Szerdahely означает «среда (рынок)» на венгерском языке и указывает на то, что город имел привилегию проводить рынок по средам (хотя позже он был изменен на пятницу). (Венгерское слово szerda заимствовано из славянских языков; слово streda означает среду на словацком, а родственные слова существуют в других славянских языках, что означает средний (stred) день в Неделя. Атрибут Duna- (Dunajská; т.е. дунайский ) был добавлен в XIX веке, чтобы отличать его от других городов с похожими названиями (в соответствии с политикой «один город, одно название» Австро-Венгрия ). Немецкое название Niedermarkt означает «Нижний рынок».
Согласно археологическим данным, территория была заселена в неолите, Бронза, римский и великоморавский период. С 10 века регион входил в состав зарождающегося Венгерского государства.
В средние и современные века поселение представляло собой небольшой рыночный городок, расположенный в южной части уезда Позсон. Он также функционировал как торговый и административный центр для соседних деревень. После 1808 г., после 1854 г., а в 1960 г. он объединился с несколькими более мелкими поселениями.
Население города было преимущественно венгерским, по крайней мере, с конца средневековья. Первое подробное описание города произошло из хартии короля Венгрии Карла I от 1341 года, когда король передал имение Покафёльде приходу Тамашу. В середине 15 века Зердахели стал оппидумом, торговым городом. Первый призыв населения произошел в 1574 году (26 королевских крепостных семей и 3 дворянские семьи). Следующий призыв в 1646 г. показывает, что большинство горожан были ремесленниками. Город находился под феодальной юрисдикцией семьи Палфи с 1600 по 1848 год. Многие евреи пришли сюда в 18 веке. В 1880 году в городе проживало 4182 человека, из которых 3531 (84,43%) были венгры, а 416 (9,95%) были немцами по родному языку. Численность еврейского населения составляла 1874 человека (44,81%). В 1910 году венгерским языком (по родному языку) было 4679 (98,26%) из общего населения в 4762 человека. В 1930 году в городе проживало 5706 жителей, в том числе 2944 (51,6%) венгров, 2186 (38,31%) евреев (в основном говорящих по-венгерски) и 503 (8,82%) словака. Согласно переписи 2001 года, 18 756 венгров, 3588 словаков, 353 цыган, 147 чехов и 24 немцев живут в городе, то есть венгерское большинство составляет более 80%, что является одним из самых высоких показателей среди всех муниципальных образований в стране.
В 1919 году город вошел в состав Чехословакии. Он был передан Венгрии еще раз Первой Венской премией в 1938 году, но был возвращен Чехословакии в 1945 году после Второй мировой войны. 15 июня 1944 года 2 970 евреев из Дунайской Стреды и ее окрестностей были отправлены на транспорте в Освенцим.
В 1947–1948 годах часть венгерского населения города была изгнана в Венгрию в соответствии с политикой Чехословакии, основанной на коллективной вине, а затем в результате чехословацко-венгерского обмена населением. У этих людей также было чехословацкое гражданство и все их поместья и движимое имущество было конфисковано чехословацким государством.
В коммунистическую эпоху город подвергся быстрой модернизации и индустриализации, в результате чего более 85% исторического центра города были разрушены. и заменены на соцреалистические бетонные здания, характерные для той эпохи. Это также привело к тому, что город потерял свой прежний характер. В 1990-х годах центр города был полностью перестроен и обновлен по плану Имре Маковеча, венгерского архитектора «органической» школы. Сегодня это один из центров венгерского национального сообщества в Словакии и самый быстрорастущий город южной Словакии.
На печати рыночного городка XIX века был изображен Святой Петр с надписью "Sigillum Oppidi Szerdahely". По традиции старого пальто из оружия города изображен этот показатель в синей одежде, в зеленом поле, на серебряный щите, но это спорное, было ли это реальное пальто из оружия или только символ печати. В 1910 году город обратился в Регистрационную комиссию Государственного муниципалитета за новой печатью без изображения (надпись: «Pozsony vármegye Dunaszerdahely község 1910»). После этого фигура Святого Петра была окончательно исключена из городской символики.
Современный символ города - говорящий герб: «разделенный щит с правым полем, пять раз разделенным на синий и золотой, и с левым красным полем с золотым знаком Среды (символ Меркурия). " Шесть полос справа символизируют шесть деревень, объединившихся в ходе истории в современный город. Синий и золотой цвета относятся к реке Дунай и большим пшеничным полям региона. Старинный символ Меркурия / Среды относится к старым рынкам среды, которые дали название городу.
Согласно переписи 2011 года, из 22 477 жителей было 74,53 человека. % Венгров, 19,46% словаков, 2,77% цыган и 0,51% чехов. Религиозный состав был 67,67% католиков, 11,57% без религиозной принадлежности, 7,19 кальвинистов, 1,67% лютеран и других.
В 1910 году 50,2% населения были католиками, 43,6% евреями. и 3,5% кальвинистов.
В городе есть средние школы на словацком и венгерском языках, которые называются Gymnázium Ladislava Dúbravu, Magyar Tanítási Nyelvű Magángimnázium и Vámbéry Ármin Magyar Tanítási Nyelv Gimnázium.
В июне 1887 года была подожжена синагога и еще 64 еврейских здания в городе. В том же году еврейский квартал был разграблен, и преступники напали на евреев на улице и в их домах. Атаки прекратились только после того, как были предупреждены воинские части. Ущерб был серьезным, и около 80 еврейских семей остались без крова.
В мае 1944 года еврейские мужчины в возрасте до 48 лет были призваны в рабочие отряды в разных районах. В тот же день было издано распоряжение о создании гетто в Дунайской Стреде. Три улицы с восточной стороны синагоги были отведены для еврейского населения. В течение 48 часов все евреи в городе были вынуждены покинуть свои дома и перебраться в гетто, которым управляли офицеры венгерской армии. Сразу после выхода из домов военнослужащие и жители города ворвались в них и разграбили оставшееся имущество. В середине мая 1944 года в гетто были отправлены евреи примерно из 70 городов, в том числе Саморин и Магендорф. 8 июня 1944 г. было объявлено об эвакуации из гетто. Первым этапом было собрать всех евреев в здании и во дворе синагоги, а через несколько дней началась фактическая депортация.
Футбольный матч 2008 года между FC Dunajska Streda и Slovan Bratislava был прерван словацкой полицией по охране общественного порядка всего через 15 минут, в результате чего было ранено более 60 человек, многие из которых потеряли сознание или получили травмы, включая сотрясение мозга и сломанные челюсти. Местные полицейские атаковали венгерских граждан, которые присутствовали на игре, чтобы поддержать хозяев поля и протестовать против сожжения венгерского флага на предыдущей игре. размахивали флагами с полосами Арпада, и перед началом выступления собравшиеся пели венгерский национальный гимн. В сообщениях прессы с места происшествия говорилось, что полиция не смогла принять меры против сторонников Братиславы, которые бросали дымовые шашки, шумовые гранаты и другие ракеты на поле. Судя по размещенным в Интернете видеороликам, показывающим инцидент с разных сторон, сторонники не предпринимали ничего, что могло бы оправдать такое вмешательство полиции. Через пять дней после игры словацкая полиция представила фотографию в качестве доказательства, на которой видно, как один из сторонников поднимает кулак, чтобы нанести удар, но на снимке не видно сотрудников полиции. В ночь инцидента в Будапеште у посольства и консульства Словакии прошли стихийные демонстрации. Протестующие зажгли свечи в честь жертв и сожгли словацкий флаг.
Дунайска Стреда является побратимом с:
Доступны записи для генеалогических исследований в государственном архиве «Статный архив в Братиславе, Словакия»
В Wikivoyage есть путеводитель по Дунайска Стреда. |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Дунайска Стреда. |