Душан Пиржевец

редактировать
Душан Пирьевец

Душан Пиржевец, известный под своим псевдонимом Ахак (20 марта 1921 г. - 4 августа 1977 г.), был словенец партизаном, историком литературы и философом. Он был одним из самых влиятельных общественных интеллектуалов в послевоенной Второй мировой войне в Словении.

Содержание
  • 1 Ранние годы и революционная деятельность
  • 2 Партизан
  • 3 Ученый
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Влияние и наследие
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
Ранние годы и революционная деятельность

Душан Пирьевец родился в Солкане, который тогда был пригородом итальянского городка Гориция. Его место рождения теперь находится в словенском городе Новая Горица. Его отцом был историк литературы Август Пиржевец из Гориции; его мать, Ива, урожденная Мозетич, происходила из богатой купеческой семьи из Солкана. Его сестра, которая позже стала агитатором против нацистов, была схвачена и убита нацистами в 1944 году (улица в районе Любляны Тацен в районе Шмарна Гора носит ее имя). Вскоре после рождения Душана семья переехала в Любляну, на территории тогдашнего Королевства сербов, хорватов и словенцев, где его отец работал главным библиотекарем Национальной библиотеки. Научная библиотека. Душан учился в Люблянской высшей технической школе, а в 1939 году поступил в Загребский университет, где изучал агрономию. В 1940 году он вступил в Коммунистическую партию Югославии.

. Уже в подростковом возрасте Пиржевец проявил интерес к литературе, особенно к французской poètes maudits. За годы до Второй мировой войны он опубликовал несколько статей под разными псевдонимами в известном либерально-прогрессивном литературном журнале Люблянский звон. Вместе с молодым поэтом Карелом Дестовником Кадюхом он был соредактором радикального журнала "Свободна младина" ("Свободная молодежь").

В начале 1940-х годов он принял участие в «Конфликте литературных левых», полемике с критическим хорватским левым писателем Мирославом Крлежой против идеологических сторонников жесткой линии коммунистической партии вокруг и Эдвард Кардель. В полемике, которая в основном развивалась вокруг отношения между личной творческой свободой и коллективным революционным участием, Пиржевец защищал настойчивость Крлежи в творческой свободе, пытаясь показать, что это не противоречит марксистско-ленинской позиции.

Партизан

Вскоре после вторжения Оси в Югославию в апреле 1941 года Пиржевец присоединился к партизанскому сопротивлению в Фронте освобождения Словенский народ, приняв боевое имя Ахак, под которым он оставался известным до конца своей жизни. В конце 1941 года он участвовал в борьбе против итальянского фашистского оккупационного режима в так называемой провинции Любляна. Он выбрал боевое имя Ахак (Агафий). Выбор был весьма символичен: с конца XVI века почитался на словенских землях как покровитель против турецких вторжений, а в XVII веке он был также почитается как святой защитник Карниолы.

Его организаторский талант был замечен лидером коммунистов Алешем Беблером, который обеспечил Пирьевца повышение до звания политического комиссара в воинские части, действующие в Нижней Карниоле. За это время он стал известен своей воинственностью и жестоким обращением с противниками. В весьма спорных мемуарах, опубликованных посмертно в 1990 году, соратник и известный эссеист Йоже Яворшек даже обвинил Пирьевца в том, что он заживо сжигал военнопленных. Он также участвовал во внутреннем расследовании массовых убийств группы цыган в районе Белой Карниолы в 1942 году, но был оправдан. В 1943 году его послали организовать борьбу сопротивления в словенском Приморье и Фриульской Словении в Италии, а в 1944 году в южной Каринтии.

После окончания войны Пирьевец был помещен в пропагандистские подразделения нового коммунистического режима в Словении. С 1945 по 1947 год он работал редактором ежедневной газеты Ljudska pravica (Народная справедливость), главной коммунистической газеты Словении. Там он познакомился с литературным критиком Бояном Штихом, который познакомил его с современными направлениями в литературе. В 1947 году Пиржевец стал председателем секции Агитпроп в Университете Любляны. В этот период он подружился с Витомилом Зупаном, с которым он участвовал в нескольких провокациях того, что они считали «реакционной и мелкобуржуазной» культурной сценой в Любляне. Летом 1948 года он был арестован и предстал перед показательным судом за многочисленные тяжкие преступления, такие как подрывная деятельность, аморальные действия и изнасилование. В отличие от своего близкого друга, который был арестован и обвинен в тех же преступлениях в ходе того же судебного процесса, Пиржевец был приговорен к относительно мягкому приговору - двум годам тюремного заключения. Он был освобожден уже через полгода и получил условный срок. Его исключили из коммунистической партии и лишили всех воинских почестей.

Ученый

Между 1948 и 1952 годами Пиржевец изучал французский язык и сравнительную литературу в Университете Любляны под под наблюдением известного историка литературы. С 1952 по 1961 год он работал клерком в Литературном институте Словенской академии наук и искусств, а затем поднялся до должности личного помощника президента института Йосипа Видмара.

В 1958 году Пиржевец стал ассистентом кафедры сравнительной литературы Люблянского университета. В 1959 году он был активно вовлечен в так называемое «дело Слодняка», когда консервативно настроенный историк литературы был уволен с должности профессора словенской литературы за публикацию антологии словенской литературы в Германии. в который входили несколько авторов, которых коммунистический режим не слишком уважал. В том же году Пиржевец снова был принят в Коммунистическую партию.

Между 1961 и 1962 годами Пирьевец начал долгую полемику с сербским писателем Добрицей Чосич относительно культурной политики в Социалистической Федеративной Республике Югославии. В отличие от Чосича, который выступал за более единую и централизованную культурную политику в Югославии, Пирьевец защищал культурную автономию отдельных республик в составе югославской федерации. Эта полемика сделала Пиржевец заметным для общественности.

В 1961 году Пиржевец получил докторскую степень по сравнительной литературе, а в 1963 году он стал профессором факультета искусств Люблянского университета. В конце 1960-х годов он стал известен среди студентов как харизматичный профессор. Кафедра сравнительной литературы, где он преподавал, стала одним из самых ярких центров словенской интеллектуальной сцены 1960-х и 1970-х годов. Среди учеников Пирьевца были Димитрий Рупель, Нико Графенауэр, Руди Шелиго и многие другие интеллектуалы, которые позже составили ядро ​​интеллектуального движения, сосредоточенного вокруг альтернативного журнала Новая ревия. В этот период Пиржевец также установил тесную дружбу с историком литературы Тарасом Кермаунером и философом Иво Урбанчичем, которые представляли критические позиции по отношению к коммунистической системе. В 1964 году Пиржевец раскритиковал решение режима запретить публикацию альтернативного журнала, и по этой причине был снова исключен из партии.

В 1960-х годах Пирьевец опубликовал несколько монографий по современной словенской литературе, уделяя особое внимание периоду fin-de-siecle. Наиболее известны его исследования писателя и публициста Ивана Цанкара. Он также опубликовал многочисленные исследования классических произведений западного канона, среди которых наиболее известен его трактат о проблеме зла в произведениях Достоевского. Свои научные исследования он основывал на эстетических теориях Гегеля, Георга Лукача и Михаила Бахтина, а также на экзистенциальной философии Сартра. и Роман Ингарден феноменология литературной науки. Он также был восприимчив к течениям, исходящим из нового историзма.

. В этот период Пирьевец поддерживал тесные контакты со школой Праксиса, которая пыталась сформулировать альтернативное и гуманистическое видение Марксизм. Он также был членом комитета известной летней школы Корчула, организованной группой Praxis. С 1969 по 1971 год он работал редактором словенского журнала Sodobnost.

. В конце 1960-х - начале 1970-х годов Пирьевец симпатизировал студенческому движению, которое развивалось в Университете Любляны. В 1971 году он присоединился к протестам против ареста двух студентов Университета, Франна Адама и Милана Йезиха, который усилился в результате оккупации факультета искусств студентами.

С 1970-х годов Пиржевец постепенно оставил свои прежние марксистские позиции. Под влиянием философа Ивана Урбанчича он все больше сближался с философией Мартина Хайдеггера, с которым лично познакомился в 1974 году.

Он умер в Любляне на 4 августа 1977 г. Похоронен на кладбище в Шмартно-под-Шмарно Горо.

Личная жизнь

Пирьевец был дважды женат. Его первая жена была его напарником, профессором французского языка в университете, второй была актрисой, а затем писателем. Его дочь Аленка Пиржевец - известная театральная актриса и кукловод. Его вторая дочь от словенского журналиста - словенский драматург.

Влияние и наследие

Вместе с Эдвардом Кочбеком Пирьевец считается одним из самых влиятельных интеллектуалов в Словении в период между 1945 и 1980 годами. Он оказал влияние не только на литературу. критик и историк, а также такие философы, как Тине Хрибар, Иван Урбанчич, Дин Комел и хорватский философ Марио Копич. Он сыграл решающую роль в интеллектуальном развитии нескольких общественных деятелей, среди которых самым известным был писатель и социолог Димитрий Рупель, который впоследствии стал первым министром иностранных дел Словении. Пиржевец был изображен в нескольких романах и мемуарах, в том числе «Глаз в воздухе» Герта Хофманна (1982), Милана Деклева «Око в зраку», Изток Осойник в Брашове, Руди Шелиго в «Изгубленые свечи» («Потерянный узелок») и Навскрижна сречаванья Тараса Кермаунера («Перекрещенные встречи»), а также в эпосе Бориса Анатольевича Новака «Врата неповрата».

Взгляд Пиржевца на национальный вопрос, сформулированный в полемике с идеологом югославского социализма Эдвард Кардель, был особенно влиятельным среди диссидентских словенских интеллектуалов конца 1970-х и 1980-х годов. Пирьевец был единственным, наиболее цитируемым автором в "Вкладах в словенскую национальную программу ", публичном манифесте, написанном 16 некоммунистическими интеллектуалами в 1987 году, который часто рассматривается как начало словенского движения за независимость. кульминацией этого стало провозглашение независимости Словении в 1991 году.

В 1997 году бюст Пирьевца был установлен в холле факультета искусств Университета Любляны. В 1998 году мемориальная доска была установлена ​​в его родном доме в Новой Горице.

Ссылки
Источники
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Душаном Пирьевцем.
  • , Socialistična kulturna revolucija (Любляна: Cankarjeva založba, 1995).
  • Михайло Джурич, Das Denken am Ende der Philosophie. In memoriam Dušan Pirjevec (Любляна: 1982).
  • Тарас Кермаунер, Skupinski portret z Dušanom Pirjevcem (Любляна: Znanstveno in publicistično središče, 2002).
  • Мартин Брецелй. Il pensiero filosofico di Dušan Pirjevec (Триест: Младика, 2000).
  • Янко Кос, Slovenska književnost (Любляна: Cankarjeva založba, 1982), 267-268.
  • Марио Копич (ред.), Душан Пирьевец: Смрт и ништина (Загреб: Деметра, 2009). ISBN 978-953-225-124-1
  • Seta Knop (ed.), Dušan Pirjevec, slovenska kultura in literarna veda (Любляна: Znanstvena založba Filozofske fakultete, 2011). ISBN 978-961-237-462-4

.

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:07:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте