Роман Ингарден

редактировать
Роман Ингарден
Виткаций Роман Ингарден 1937.jpg Портрет Романа Ингардена от Виткаци
Родился5 февраля, 1893. Краков, Великое княжество Краковское, Австрия-Венгрия
Умер4 июня 1970 г. (77 лет). Краков, Польская Народная Республика
ОбразованиеГеттингенский университет. Фрайбургский университет (доктор философии, 1918). Львовский университет (Dr. phil. Hab., 1925)
ЭраФилософия ХХ века
РегионЗападная философия
Школа Феноменология. Реалистическая феноменология. Неоплатонизм
Докторант Эдмунд Гуссерль
Основные интересыЭстетика, эпистемология, формальная онтология
Известные идеиОнтология произведения искусства
Влияния
Влиятельный

Роман Витольд Ингард ru (; 5 февраля 1893 - 14 июня 1970) был польским философом, который работал в феноменологии, онтологии и эстетике.

До Вторая мировая война, Ингарден публиковал свои работы в основном на немецком языке. Во время войны он переключился на польский, и в результате его основные работы по онтологии остались практически незамеченными мировым философским сообществом.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работы
    • 2.1 Основные работы на немецком языке
    • 2.2 Основные работы на польском языке
    • 2.3 Основные работы, переведенные на английский язык
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Ингарден родился в Кракове, Австро-Венгрии 5 февраля 1893 года. Сначала он изучал математику и философию в Львовском университете у Казимира Твардовского, затем перешел в Геттингенский университет, чтобы изучать философию у Эдмунда Гуссерля. Гуссерль считал его одним из лучших своих учеников и сопровождал Гуссерля в Фрайбургский университет, где в 1918 году Ингарден представил свою докторскую диссертацию под руководством Гуссерля. Его диссертация называлась «Интуиция и интеллект Анри Бергсона» («Интуиция и интеллект» Анри Бергсона). Ингарден ранее предлагал ему переехать во Львов и написать новую диссертацию под руководством Твардовского из-за растущей напряженности между Германией и Польшей, но Гуссерль отказался.

Затем Ингарден вернулся в Польшу, где провел свою академическую карьеру после получения докторской степени.. Долгое время ему приходилось обеспечивать себя преподаванием в средней школе. В 1925 году он представил свою Habilitationschrift Essentiale Fragen (Essential Questions) Казимиру Твардовскому в Львовский университет. Этот тезис был замечен англоязычным философским сообществом. В 1933 году университет назначил его профессором философии. Он стал широко известен своей работой над «Литературным произведением искусства» (Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft, 1931).

С 1939 по 1941 год во время советской оккупации Львова он продолжал свою университетскую деятельность и жил в районе Кракова. После операции «Барбаросса» 1941 года под немецкой оккупацией Ингарден тайно преподавал студентам математику и философию. После взрыва его дома он продолжил работу над своей книгой «Споры о существовании мира».

Ингарден стал профессором Университета Николая Коперника в Торунь в 1945 году, вскоре после войны, но был запрещен в 1946 году коммунистическим правительством. Затем он перешел в Ягеллонский университет в Кракове, где ему предложили должность. Однако в 1949 году ему запретили преподавать из-за его якобы идеализма, якобы являющегося «врагом материализма». В 1957 году он был повторно назначен в Ягеллонский университет после снятия запрета, и поэтому он продолжил преподавать, писать и публиковать. Ингарден умер 14 июня 1970 года в результате кровоизлияния в мозг.

Работы

Ингарден был феноменологом-реалистом и, таким образом, не принимал трансцендентальные представления Гуссерля . идеализм. Его обучение было феноменологическим; тем не менее, его работа в целом была направлена ​​на онтологию. Вот почему Ингарден является одним из самых известных феноменологических онтологов, поскольку он стремился описать онтологическую структуру и состояние бытия различных объектов, основываясь на существенных чертах любого опыта, который мог бы предоставить такое знание.

Наиболее известные работы Ингардена и единственные, широко известные англоязычным читателям, касаются эстетики и литературы. Например, его самой популярной книгой была «Литературное произведение искусства», в которой исследовалась концепция литературного произведения искусства. В этой книге Ингарден утверждал, что литературное произведение искусства является чисто интенциональным объектом и продуктом сознательных действий автора.

Исключительное внимание к работе Ингарден в эстетике не отражает общую философскую точку зрения Ингардена, которая сфокусирован на идеях относительно формальной, экзистенциальной и материальной онтологии, изложенных в его «Противоречии о существовании мира». В своих эстетических исследованиях Ингарден рассматривал эстетику как неотъемлемую часть философии. Он утверждал, что его эстетическая теория - это не только анализ искусства, но и подход, который отвечает на основные философские вопросы. Ингарден также пытался создать во Львове феноменологический кружок. Группа, сосредоточенная на эстетике и описательной психологии, привлекла некоторых учеников Твардовского, включая Леопольда Блаустайна и Эжени Гинзберг.

Ингарден написал свою собственную биографию в 1949 году. Эта работа, написанная от третьего лица, была одной из самых лучших. три биографии он представил Татаркевичу, который тогда редактировал свою Historia filozofii (История философии). Философ также работал с Гуссерлем.

Основные труды на немецком языке

  • Интуиция и интеллект Генри Бергсона, Галле: Макс Нимейер, 1921
  • Essentiale Fragen. Ein Beitrag zum Problem des Wesens, Галле: Макс Нимейер, 1925
  • Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft, Halle: Max Niemeyer, 1931
  • Untersuchungen zur Ontologie der Kunst: Musikwerk. Билд. Architektur. Фильм, Тюбинген: Макс Нимейер, 1962
  • Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. Я, II / I, II / 2. Тюбинген: Макс Нимейер, 1964
  • Vom Erkennen des literarischen Kunstwerks, Тюбинген: Макс Нимейер, 1968
  • Erlebnis, Kunstwerk und Wert. Vorträge zur Ästhetik 1937-1967, Тюбинген: Макс Нимейер, 1969
  • Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente, Штутгарт: Reclam, 1970
  • Über die kausale Struktur der realen Welt. Der Streit um die Existenz der Welt, Band III, Tübingen: Max Niemeyer, 1974

Основные работы на польском языке

  • Niektóre założenia idealizmu Berkeley'a [Некоторые из принципов идеализма Беркли ]. Львов. 1931.
  • O poznawaniu dzieła literackiego (Познание литературного произведения искусства), Ossolineum, Lwów: 1937
  • O budowie obrazu. Szkic z teorii sztuki (О структуре живописи: очерк теории искусства), Rozprawy Wydziału Filozoficznego PAU Vol. LXVII, № 2, Краков, 1946
  • O dziele architektury (Об архитектурных работах), Наука и Штука, Том. II, 1946, № 1, стр. 3–26 и № 2, стр. 26–51
  • Spór o istnienie wiata (Спор о существовании мира), PAU, Vol. I, Краков: 1947, т. II, Краков, 1948
  • Очерки философии литературы (Очерки философии литературы), Vol. 1, Spółdzielnia wydawnicza "Polonista", Лодзь, 1947
  • Elementy dzieła muzycznego (Элементы музыкальных произведений), Sprawozdania Towarzystwa Naukowego w Toruniu, Vol. IX, 1955, № 1–4, стр. 82–84
  • Studia z estetyki (Исследования в области эстетики), PWN, Vol. I Варшава, 1957, т. II, Варшава, 1958
  • O dziele literackim (О литературных произведениях). PWN, Warszawa, 1960
  • Przeżycie - dzieło - wartość (Опыт - Произведение искусства - Ценность). Wydawnictwo Literackie, Kraków, 1966
  • Studia z estetyki Tom III (Эстетика Тома III), PWN, Warszawa, 1970
  • U podstaw teorii poznania (У основ теории познания) Знание), PWN, Warszawa, 1971
  • Książeczka o człowieku (Маленькая книга о человеке), Wydawnictwo Literackie, Краков, 1972.
  • Utwór muzyczny i sprawa jego tożsamości (Произведение музыки и музыки). Проблема его идентичности), Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Warszawa, 1973.

Основные работы переведены на английский язык

  • Споры о существовании мира. Тома I и II, перевод Артура Шилевича, Берн: Питер Ланг, 2013/2016.
  • Время и способы бытия, (выборка из Der Streit), перевод Хелен Р. Мичейда. Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас, 1964.
  • Познание литературного произведения искусства, переведенное Рут Энн Кроули и Кеннетом Р. Олсоном. Эванстон, Иллинойс: издательство Северо-Западного университета, 1973.
  • Литературное произведение искусства, переведенное Джорджем Г. Грабовичем. Эванстон, Иллинойс: Northwestern University Press, 1973.
  • Письмо Гуссерлю о VI [логическом] исследовании и «идеализме» в Tymieniecka, 1976 г.
  • Человек и ценность, Перевод Артура Шилевича. München: Philosophia Verlag, 1983.
  • О мотивах, которые привели Эдмунда Гуссерля к трансцендентальному идеализму, перевод Арнора Ганнибалссона. Гаага: 1976.
  • Онтология произведения искусства, переведенная Раймондом Мейером с Джоном Т. Голдтуэйтом. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 1989.
  • Избранные статьи по эстетике / Под ред. Питера Дж. Маккормика, München: Philosophia Verlag, 1985.
  • Музыкальное произведение и проблема его идентичности, Перевод Адама Чернявски. Лондон: Macmillan, 1986.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

  • J. Мичерлинг Роман Ингарден «Онтология и эстетика», Оттава: Университет Оттавы, 1997.
  • Роберт Маглиола, «Часть II, Глава 2: Роман Ингарден» в Роберте Мальоле, Феноменология и литература: Введение (Лафайет, Индиана : Purdue University Press, 1977; 1978), стр. 107–141 [см. Обзор W. Wolfgang Holdheim в Diacritics, Vol. 9, No. 2 (лето 1979 г.), через JSTOR, здесь https://www.jstor.org/pss/464782 ].

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:16:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте