Фарфор Каподимонте

редактировать

Кувшин, нарисованный (или в стиле) Джованни Казелли с тремя фигурами Пульчинелла из комедия дель арте, 1745–1750. 16,2 см высотой Фрагмент фарфоровой комнаты, находящейся сейчас в дворце Каподимонте

Фарфор Каподимонте (иногда «Капо ди Монте») - фарфор, созданный на фарфоровой мануфактуре Каподимонте (Real Fabbrica di Capodimonte), которая действовала в Неаполе, Италия, между 1743 и 1759 годами. Capodimonte - самая выдающаяся фабрика по производству раннего итальянского фарфора, а фарфор Doccia из Флоренции - другой главный итальянский завод. Каподимонте наиболее известен своими лепными фигурками.

Фарфор Каподимонте, а затем и Неаполя, был «превосходным» полупрозрачным мягкой пастой, «красивее», но гораздо труднее обжигать, чем немецкие хард-пасты, или «особенно прозрачные, теплые, белые, покрытые слегка блестящей глазурью». Знак Каподимонте представлял собой флер-де-лис синего цвета или рельеф внутри круга.

Вся фабрика Каподимонте была перенесена в Мадрид, когда ее основатель Король Карл унаследовал испанский трон от своего брата в 1759 году. Строго говоря, это был конец «фарфора Каподимонте», но репутация фабрики была настолько высока, что это имя часто востребовано и использовалось для фарфор, произведенный на других фабриках в Неаполе и его окрестностях. Первой из них была новая королевская фабрика, основанная сыном Карла Фердинандом I из Обеих Сицилий, которая производила с 1771 по 1806 год. Она широко известна как Неаполитанский фарфор, официально "Неапольская королевская фарфоровая мануфактура", (Настоящая фабрика делле порцеллан ди Неаполя) или Настоящая фабрика Фердинандеа . Начиная с 19-го века, ряд других фабрик использовали это название для широкого спектра товаров с большим диапазоном качества.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Каподимонте, 1743– 1759
    • 2.2 Неаполь, 1771–1806
    • 2.3 Позднее «Каподимонте»
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
История
Неаполь бисквитный фарфор Группа Бурбонов: Король Чарльз сзади, Фердинанд сидит, его жена и некоторые из их 18 детей., c. 1784

В 1743 году вновь прибывший король бурбонов Карл и его жена королева Мария Амалия Саксонская основали фабрику на территории дворца Каподимонте на окраине Неаполя. (ныне музей ). Дед королевы, Август II Сильный, курфюрст Саксонии, основал мейсенскую фарфоровую фабрику, которая занималась производством европейского фарфора, и ее приданое, как говорят, включало 17 сервизов Meissen. Они наняли фламандского химика Ливио Оттавио Шеперс, сын которого также присоединился, и художника Джованни Казелли (1698–1752), за которым позже последовала его племянница Мария. Флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи (ок. 1700–1770), уже работавший на неаполитанскую корону с 1738 года, стал главным модельером; к 1755 году на него работали еще пять моделистов, которые создавали формы, используемые для изделий.

Дипломатической сети королевства по всей Европе было приказано искать опытных рабочих и коммерческие секреты, щедро платить и внутренне успешно организовав был произведен поиск источников нужных минералов, и местные власти отправили образцы в столицу.

Карл также основал королевские фабрики по изготовлению гобеленов и pietre dure. В Неаполе уже было много фабрик, производящих майолику и другие изделия, часто в качестве побочного продукта из кирпича, но вербовщики Каподимонте скорее смотрели свысока на рабочих майолики, и главные роли отдавались привозным рабочим. За этот период местный рынок сильно развился, чему способствовала мода на питьевой шоколад, но Каподимонте столкнулся с конкуренцией со стороны импортного фарфора, как китайского, так и немецкого, на верхнем сегменте рынка, а также английской и местной глазури глиняная посуда (кремовая посуда и итальянская версия, названная terraglia) в средней и нижней частях рынка.

Когда Карл стал королем Испании в 1759 году, он взял оборудование и вместе с ним около 40 ключевых сотрудников, включая Гричи, основали Real Fábrica del Buen Retiro в Мадриде. Поскольку они взяли почти пять тонн пасты, главные художники, и продолжали использовать марку fleur-de-lys, отличить продукцию двух фабрик за годы вокруг переезда может быть очень сложно. Хотя конструкции и оборудование Каподимонте, такие как печи и формы, которые не были вывезены в Испанию, были разрушены, многие из оставшихся рабочих были наняты новой фабрикой Джустиниани, которая попыталась найти формулу для фарфора, но потерпела неудачу, вместо этого сделав прекрасную глиняную посуду, похожую на Веджвуд.

Когда через пятнадцать лет производство фарфора возобновилось, новый завод в Неаполе был полностью перестроен в другом месте, первоначально в Портичи, но унаследовал некоторых рабочих с фабрики Каподимонте и использовал аналогичное тело софт-пасты. Он был известен неоклассицизмом сюжетами и стилями, а также фигурами из неглазурованного бисквитного фарфора. К 1806 году Наполеон вторгся в Неаполитанское королевство, и Бурбоны бежали на Сицилию под защитой британского флота ; производство на заводе было прекращено. На фарфоре Неаполя был обычный знак в виде короны над синей буквой «N», хотя этот знак использовался и продолжает использоваться во многих имитациях самого разного качества.

Следуя тенденции более поздних лет Неаполитанский фарфоровый завод, после его закрытия, неаполитанские гончарные мастерские продолжали производить кремовую посуду, тонкую глазурованную глиняную посуду, подобную английской Веджвуду. Во второй половине 19 века в Неаполе были созданы первые частные фарфоровые фабрики, в числе которых были Majello (1867), Mollica, Cacciapuoti, Visconti и многие другие. Копии и подделки ранних произведений Каподимонте производились на многих фабриках, крупнейшими из которых, по-видимому, были в Рудольфштадте, затем в Германии, а теперь в Чешской Республике. С небольшим контролем или отсутствием контроля над использованием торговой марки многие дешевые изделия из глины носят его. «Capo di Monte» также использовалось в 19 веке, например, Royal Worcester в Англии, для обозначения стилей фигурок, которые на самом деле мало связаны с неаполитанскими изделиями 18-го века

Характеристики

Каподимонте, 1743–1759 гг.

В форме раковины табакерка, работы Гриччи, Казелли и ювелира, 1745–1750 гг.

Настоящие изделия Каподимонте короткий период между 1743 и 1759 гг. включал в себя посуду обычных типов, фигурки и фарфоровый будуар Марии Амалии Саксонской, полностью сделанный из фарфоровых панелей в стиле шинуазри, первоначально созданный для Дворец Портичи (1757–59), но теперь перенесен во дворец Каподимонте. Позже эта же команда создала комнаты в Испании в Королевском дворце Аранхуэса (1763–65) и главном Palacio Real в Мадриде (1770-е годы). Как и на других фабриках того периода, в качестве основной модели был взят мейсенский фарфор .

Есть хорошие записи с 1740-х годов, но после этого сохранилось немного документации. Табакерка в форме раковины , смоделированная с низким рельефом с дополнительными небольшими раковинами и водорослями, была разработкой Gricci, представленной в первый год и остававшейся популярной. На внутренней стороне крышки был изображен портрет или другой предмет, а ювелир добавил крепления и петлю.

Mouse Catchers, модель Джузеппе Гриччи, 1755–1759

Популярные фигуры простые люди были представлены рано, и существует большое количество моделей; поскольку Буэн Ретиро сконцентрировался на них, трудности в различении неаполитанских и мадридских предметов в основном влияют на них. Фигуры, как правило, имеют «исключительно маленькие головы, широкие руки и ноги, а также сдержанную окраску как черт лица, так и костюма. Преобладающее чувство беспокойства и хорошего юмора передается угольными крапинками и короткими, быстро нарисованными бровями». Они смоделированы «безошибочным взглядом на позу и жесты». Часто цвет используется только для обозначения краев одежды и предметов. Используемая мягкая паста не позволяла создавать такие резкие детали или такие тонкие элементы, как немецкая жесткая паста, и моделистам пришлось соответствующим образом адаптировать свой стиль.

Продавец гончарных изделий проиллюстрировал, адаптируя оттиск после рисунка Аннибале Карраччи, входит в серию, описанную в заводских записях как фигуры che rappresentano poveri («фигуры бедняков»), хотя в отличие от более поздних фигурок так называемых «Каподимонте», их одежда опрятная и чистая.. В противном случае такие предметы торговцев назывались la voci di Napooli (уличные крики Неаполя). Исключением из общего хорошего настроения в сериале является фигура изувеченного нищего ветерана войны, у которого есть только одна конечность и один глаз. Известен только один пример этого, который был продан за 30 000 фунтов стерлингов в 2012 году. На том же аукционе группа Mouse-catchers продала за 73 250 фунтов стерлингов.

В стиле Каселли для рисованных сцен «композиции были построены с градациями очень мелкая штриховка, в которой много использовалось мягких серых и коричневых тонов », как показано на банке с Пульчинеллой. Палитра шинуазри, используемая в фарфоровой комнате и других предметах, была намного сильнее. Помимо Каселлиса, Дж. Делла Торре был художником, специализирующимся на пейзажах и фигурах, в том числе батальных сценах. Его облака часто отчетливо окрашены «в фиолетовый и бледно-оранжево-красный» (см. Блюдце в галерее). Учитывая масштабы производства и других зарегистрированных моделистов и художников, кураторы и ученые теперь менее уверены в том, что те или иные работы принадлежат отдельным рукам главных дизайнеров и художников, хотя очевидно, что они устанавливали стили и тщательно контролировали производство. Известно, что Гриччи подписал только двух крупных религиозных деятелей, и, как это было принято в то время, художники не подписывали свои работы.

Фарфор Каподимонте, 1743–1759 гг.

Неаполь, 1771–1806 годы

Часть египетского сервиза, 1790-е годы

Возрожденная фабрика в Неаполе производила такой же ассортимент продукции, как и старая фабрика Каподимонте, с аналогичной мягкой пастой, которая у них была в значительной степени открыть для себя заново. Изготавливали многие жанровые фигурки, столовую посуду. Фигуры старых предметов из уличной жизни теперь имели более традиционные пропорции и были более полно нарисованы. На стили повлияло общее изменение европейского вкуса к неоклассицизму, усиленное интересом местных жителей, поскольку продолжающиеся раскопки в Помпеи, Геркулануме и других местах недалеко от Неаполя стали широко известными. Столовые сервизы были изготовлены в различных стилях возрождения, включая римский, египетский и «этрусский», последний рисунок из импортированных древнегреческих ваз был обнаружен в этрусских гробницах, а затем думал быть этрусское искусство. С 1782 года директором фабрики был Доменико Венути, отец которого Марчелло Венути отвечал за королевскую коллекцию древностей, затем во дворце Портичи.

С 1790-х годов здесь также производилось большое производство неглазурованных фигур. бисквитный фарфор, напоминавший мрамор. Многие из них были довольно свободными копиями известных античных скульптур, особенно из богатых королевских коллекций, включая портретные бюсты; фабрике разрешили брать их для копирования. Настенная живопись Ахилла, которого кентавр Хирон учил играть на лире, кентавр , перенесенный из дома в Геркулануме к 1750-м годам., становилась известной и была воспроизведена фабрикой как на расписной чашке, так и в виде группы бисквитных фигур (римская живопись 1-го века фактически была изображением скульптуры в Риме)

.

Чаша Хирона и Ахиллеса была частью Servizio ercolanese («Сервиз Геркуланума»), сервиза из 88 предметов, который Фердинанд преподнес своему отцу Чарльзу в Мадриде, взяв предметы дизайна из открытий в Геркулануме. Это была первая из серии крупных услуг, сделанных в качестве дипломатических подарков, и теперь она широко распространена. В 2012 году 25-сантиметровая тарелка была продана за 20 000 фунтов стерлингов. Большой ресторан Servizio dell'Oca с видом на Неаполь выставлен во дворце-музее Каподимонте. Другими фигурами из печенья были причудливые пушистые животные, такие как собаки и медведи, демонстрирующие шероховатое обработанное печенье. Как и на некоторых других фабриках в эти десятилетия, позолота стала широко применяться.

Фигура Святого Иосифа высотой 21 дюйм (530 мм), держащего Младенца Христа, ранее приписывалась фабрике Буэн-Ретиро около 1765 года, пока не выяснилось, что это фарфоровая версия. статуи работы Джузеппе Санмартино в соборе Таранто 1790–92 гг., через тридцать лет после того, как команда Буэн-Ретиро покинула Италию. В настоящее время лепка приписывается Дженнаро Лаудато, неаполитанскому скульптору, и ему приписывают по крайней мере еще одну группу фарфора. Хотя без опознавательных знаков, вполне вероятно, что их производила фабрика в Неаполе. Тело, по-видимому, terraglia, итальянская версия кремовой посуды.

Неаполитанский фарфор, 1771–1806 гг.

Позднее «Каподимонте»

Различные фабрики, продукция которых продавалась как «Каподимонте» с начала 19 века и далее, в основном придерживались викторианских версий форм и стилей 18 века. Дворец в Казерте демонстрирует несколько больших и суетливых ваз, а группы фигурок стали большими и сложными, все еще часто одетыми в костюмы 18-го века. Популярными стали фарфоровые корзины с цветами и изделия из ажурного «спагетто». В 20-м веке появился стиль «одетых в лохмотья крестьян, изображенных из мультфильма Уолта Диснея», наряду с «подклассом глиняных изделий, в основном шкатулок ужасного качества с медной позолотой», но все еще с увенчанной знаком «N».

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Фарфор Capodimonte.
  • Батти, Дэвид, изд., Sotheby's Concise Encyclopedia of Porcelain, 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
  • Дэвидс, Карел и Де Мунк, Берт, Инновации и творчество в европейских городах позднего средневековья и раннего Нового времени, 2016, Routledge, ISBN 1317116534, 9781317116530, Книги Google
  • Гесс, Кэтрин, с Мариеттой Камберери в этой записи, Итальянская керамика: Каталог коллекций музея Дж. Пола Гетти, 2003 г., Getty Publications, ISBN 0892366702, 9780892366705, Google Книги
  • Ле Корбелье, Клэр, итальянский фарфор восемнадцатого века, 1985, Метрополитен-музей Искусство, (полностью доступно онлайн в формате PDF)
  • Мангер, Джеффри и Салливан, Элизабет, Европейский фарфор в Метрополитен-музее, 2018, Метрополитен-музей, ISBN 1588396436, 9781588396433, Google books
  • Наджберг, Тина, в Antiquity Recovered: The Legacy of Pompeii and Herculaneum, 2007, eds. Виктория С. Гарднер Коутс, Джон Л. Сейдл, Getty Publications, ISBN 0892368721, 9780892368723, Google Книги
Последняя правка сделана 2021-05-14 06:39:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте