В городском планировании, Брюсселизация (Великобритания и США ) или Брюсселизация (Вариант для Великобритании ) (французский : bruxellisation, голландский : verbrusseling) - это «неразборчивое и небрежное внедрение современных высотных зданий в облагороженные районы. "и стало синонимом" случайного городского развития и реконструкции ".
Это понятие применимо ко всем, чье развитие следует модели неконтролируемого развития Брюсселя в 1960-х и 1970-х годах, что в результате отсутствия правил зонирования и невмешательства городских властей в городское планирование.
Первоначальная брюсселизация была типом городского возрождения, осуществленного городом Брюссель в связи с Expo 58. Чтобы подготовить город к выставке Expo 58, здания были снесены безотносительно к их архитектурному или историческому значению, построены квадратные офисные / многоквартирные дома большой вместимости, проложены бульвары и прорыты тоннели. Среди наиболее противоречивых - масштабный снос таунхаусов под застройку многоэтажного делового квартала в Северном квартале. Все эти изменения были разработаны, чтобы быстро увеличить количество людей, работающих и живущих в городе, и улучшить транспорт.
Дальнейшие радикальные изменения стали результатом роли Брюсселя как центра ЕС и НАТО, начиная со строительства штаб-квартиры Европейской комиссии в 1959. Внедрение сети высокоскоростной железной дороги в 1990-х годах стало последним поводом для спекуляций на множестве рядов зданий для реконструкции современного офиса / отеля, что привело к сносу кварталов возле железнодорожной станции Брюссель-Южный.
Эти изменения вызвали возмущение жителей Брюсселя, а также экологических и природоохранных организаций. Снос дома Виктора Орта в стиле модерн Maison du Peuple в 1965 году был одним из центров таких протестов (см. Фотографию справа, чтобы увидеть то, что сейчас стоит на его site), как и строительство IBM Tower в 1978 году.
Многие архитекторы протестовали, и именно архитектурный мир придумал название брюсселизации для того, что происходило в Брюсселе. Такие архитекторы, как Леон Криер, сформулировали антикапиталистическую теорию городского планирования как отказ от безудержного модернизма, который, по их мнению, настиг Брюссель.
1950-е годы были не первым случаем, когда город претерпел радикальные изменения в результате масштабной реконструкции. Двумя предыдущими радикальными изменениями в городской структуре Брюсселя были центральные проспекты с прямыми линиями, смоделированные по образцу Парижа, который был создан путем перекрытия и отвода реки Сенна, и Северного –Южное железнодорожное сообщение, строительство которого заняло около 40 лет (1911–52) и которое на протяжении десятилетий оставляло полосы в центре города заполненными обломками и кратерами. Другой прецедент - возведение Дворца правосудия, самого большого здания в мире, построенного в 1800-х годах. утверждает, что склонность к жестокости восходит к временам правления Леопольда II в конце XIX века и, возможно, даже вплоть до бомбардировки города Войска Людовика XIV в 1695 году. «Осталось только одно здание, - говорит он, - до 1695 года, за исключением некоторых церквей и ратуши».
Леопольд II стремился создать в Брюсселе образ великой столицы имперской / колониальной державы. К середине 20 века существовал негласный союз между предпринимателями, занимающимися городским развитием, и местными органами власти, с модернистской повесткой дня и твердо нацеленными на крупномасштабные проекты развития. Жители Брюсселя в значительной степени были исключены из этого процесса.
В начале 1990-х годов были приняты законы, ограничивающие снос зданий которые считались имеющими архитектурное или историческое значение; а в 1999 году в плане городского развития городских властей было прямо объявлено, что высотные здания архитектурно несовместимы с существующей эстетикой центра города. Это привело к возникновению так называемого фасадизма - разрушения всего интерьера исторического здания при сохранении его исторического фасада.
Этими законами стал Закон о градостроительстве 1991 года, который дал местным жителям органы власти имеют право отклонять запросы на снос на основании исторической, эстетической или культурной значимости и определять зоны архитектурного наследия; и Закон о сохранении наследия 1993 года, который предоставил правительству Брюссельского столичного региона право определять здания, которые должны быть защищены по историческим причинам. Однако у этой системы были свои недостатки. В то время как правительство Столичного региона могло определять исторические здания, именно девятнадцать муниципальных властей в его пределах несли ответственность за разрешения на снос. Этот междоусобный конфликт разрешился только после введения уникальной системы разрешений.